ТОП 10:

От попыток реформ до застоя и кризиса.



Вопросы для обсуждения

1. Модернизация системы (1945-1964): достижения и просчеты:

- модернизация экономики: советская модель послевоенной модернизации;

- борьба за власть и "оттепель" в общественно-политической и культурной жизни;

- кризисы внешней политики.

2. Нарастание кризиса системы (1965-1985):

- экономика СССР - от реформ к стагнации;

- консервация властных структур;

- противоречия советского образа жизни;

- геополитические проблемы страны.

Темы рефератов и сообщений

1. Борьба за власть в конце 40-х - начале 50-х годов.

2. Милитаризация экономики страны и ее последствия.

3. «Наследники Сталина» и «преодоление культа личности».

4. Политический портрет Н.С. Хрущева.

5. Политический портрет Л.И. Брежнева.

6. Конституция СССР 1977г.

7. Верхние эшелоны власти в послевоенный период: тенденции и особенности.

8. Противоречия культурной жизни страны.

9. Программы мира 70-80-х гг.: цели, этапы, тупики.

10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития.

Рекомендуемая литература:

Дополнительная:

Денисова Л.Н. Исчезающая деревня. Нечерноземье России в 1960-1980 гг. - М., 1996

История России в новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. - М., 1999

Новейшая история Отечества. ХХ век: Учебник для студ. выс. учеб. заведений: В 2 т. / Отв. ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Шагина. - М., 1999- Т.2.

Политическая история Российского государства. - М., 1997

Контрольные вопросы

1. Какие отрасли промышленности активно восстанавливались и развивались в первые послевоенные годы? Какие проблемы возникали в связи с эти

2. Какова была политика правительства по отношению к крестьянскому приусадебному хозяйству? Как вы думаете, почему?

3. Докажите, что в первые послевоенные годы правительство предприняло некоторые шаги в сторону демократизации.

4. Как вы думаете, чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

5. Какие изменения произошли в социальной структуре общества?

6. Как происходила реструктуризация экономики в 50-е - 60-е гг. и каковы были ее результаты. В чем заключалось единство экономических и социальных реформ этого периода?

7. В чем проявилась противоречивость курса КПСС в деревне (1953-1982 гг.)?

8. Каковы основные достижения хозяйственной реформы 1965 г. и причины ее неудачи?

9. Охарактеризуйте основные положения «доктрины Брежнева».

10. В чем заключается сущность и глобальный характер научно-технической революции?

 

Тема 17. Становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

Вопросы для обсуждения

1. Перестройка в СССР, ее неудачи. Распад СССР:

- курс на ускорение социально-экономического развития страны;

- неудачи перестройки и их причины;

- распад СССР и его последствия.

2. Россия на путях суверенного развития:

- основные направления экономического развития страны;

- формирование элементов политической системы и гражданского общества;

- содержание социальной политики в современных условиях.

3. Россия в системе государств мирового сообщества:

- Россия и государства ближнего зарубежья. Проблемы СНГ;

- взаимоотношения России со странами дальнего зарубежья.

Темы рефератов и сообщений

1. Рыночные реформы: трудности и достижения.

2. Приоритетные задачи внутренней политики России и способы их решения.

3. Политическая борьба в российском обществе на современном этапе.

4. Национальная политика России в современных условиях: проблемы и уроки.

5. Социальная политика российского государства на современном этапе.

6. Внешняя политика России в 90-е гг. XX в.

7. Политические партии и движения современной России.

8. Российский парламентаризм в конце ХХ - начале XXI столетия.

Рекомендуемая литература:

Дополнительная:

История России в новейшее время (1945-1999гг): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова.- М., 1999

Новейшая история Отечества. ХХ век: Учеб. для студ. выс. учеб. заведений: В 2 т. / Отв. ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Шагина. - М., 1999 - Т.2.

Политическая история Российского государства. - М., 1997

Современная политическая история России (1985-1997гг.): Хроника / Под ред. В.И. Зоркалцева, А.И. Подберезкина. - М., 1997 - Т.1.

Экономические реформы в России: итоги последних лет. 1991-1996гг. / Отв. Ред. В.П. Логинов и др. - М., 1997

Контрольные вопросы

1. Каковы основные этапы и содержание реформ М. С. Горбачева?

2. Что лежало в основе курса на ускорение социально-экономического развития страны?

3. Каковы причины неудачи перестройки в СССР?

4. Почему возникло противостояние в обществе осенью 1993г.?

5. Что означает переход к рыночной экономике?

6. Какие элементы политической системы функционируют в России в соответствии с действующей Конституцией?

7. Каково состояние российской экономики на современном этапе?

8. Как решаются национально-государственные проблемы России на современном этапе?

9. В чем причины неэффективности социальной политики?

10. Каковы приоритетные задачи России в области внешней политики?

11. Как вы оцениваете состояние национальной безопасности и обороноспособности нашей страны?


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Лекционные занятия по дисциплине проводятся в классической форме с применением электронных и технических средств, с созданием проблемных ситуаций, лекции - диалога, обсуждением логически увязанного исторического материала с современностью и профилем подготовки студентов.

Практические занятия проводятся в виде семинаров в активной форме, с созданием проблемных ситуаций и их решением, заслушиванием докладов, сообщений, их обсуждения и оппонирования.

Самостоятельная работа. Особенностью изучения отечественной истории студентами является их слабые практические, методические навыки по работе с научной, педагогической литературой, разработке домашних и контрольных работ, рефератов и докладов. Поэтому студенту с первых практических занятий предлагается разработка сообщений, рефератов, докладов. Домашние задания и контрольные работы выдаются накануне семинарских занятий. Темы работы определяются персонально каждому обучающемуся и служить критерием оценки уровня теоретических знаний и практических, методических навыков студентов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение истории способствует расширению кругозора, повышению общей гуманитарной культуры, а также формированию мировоззренческой позиции, целостного представления о картине мира, эволюции человеческого общества. Главная задача обучения - глубоко уяснить основные закономерности развития исторических событий прошлых и наших дней.

Курс «Отечественная история» может быть успешно усвоен при соблюдении некоторых принципов подхода к изучению теоретического материала.

В ходе изучения исторического материала важно обращение к уже полученным в средней школе, других учебных заведениях знаниям, умениям и навыкам работы с источниками, наглядными пособиями и литературой. Расширить и систематизировать знания по проблемам отечественной истории поможет учебная, специальная источников и монографическая литература, наглядные пособия и собственные конспективные записи студентов, сделанные на лекции и семинарских занятиях. Список рекомендуемой литературы по курсу представлен в рабочей программе по дисциплине.

Необходимый объём знаний по курсу достигается только в результате активного посещения, аудиторных занятий и целенаправленной самостоятельной работы по изучению основной и дополнительной литературы.

Важное значение для углубления знаний имеет написание докладов и научных работ, а также посещение музеев, театров, чтение историко-художественной литературы.

При подготовке к семинарскому занятию студент обязан изучить основную и дополнительную литературу, уяснить содержание выносимых на обсуждение учебных вопросов, подготовиться к обсуждению вопросов семинарского занятия. В целях углубленного изучения отдельных проблем желательно написанию научных рефератов, докладов и сообщений, примерная тематика которых дана к каждому семинару.

Проверить качество усвоения учебного материала помогут контрольные вопросы. Если обучаемый не может дать ответ на все контрольные вопросы, это значит, что тема изучена не в полном объёме и подготовку следует продолжить.

Выполнение перечисленных несложных методических рекомендаций позволит успешно усвоить программу учебного курса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Работа по контролю усвоения материала, студентами предполагает: создание проблемных ситуаций по изучаемой теме, мозговой штурм, экспресс - опрос, ответы по тестам, выполнение контрольных работ и домашних заданий. Тематика контрольных вопросов, заданий приводится в плане каждого семинара и определяется для выполнения студентам по мере прохождения дисциплины с публичным разбором содержания и оформления работы. Её оценки.

Выполнение домашнего задания предполагает самостоятельную работу над научной и периодической литературы, интернет ресурсами, навыками научно-исследовательской работы. Тематика домашних заданий охватывает весь курс истории. Студенты сами выбирают тему задания.

Домашнее задание представляет собой законченную реферативную работу со вступлением, основным содержанием, заключением, списком литературы, объемом 10-15 страниц. Работа должна быть сдана для проверки и оценки за 1 месяц до экзамена.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ, ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются устные опросы, выступления с докладами, рефератами, выполнение контрольных работ, тесты.

Промежуточная аттестация проводится два раза в семестр, на зачётных неделях.

Итоговая оценка за освоение дисциплины определяется преподавателем, как комплексная. С этой целью применяется бально-рейтинговая система.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.214.0 (0.006 с.)