Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От попыток либерализации страны (50-60 годы) к периоду застоя в 70—80-е гг.

Поиск

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть политические портреты лидеров командно-административной системы социализма и дать характеристики времени их правления. Рассмотреть и оценить «первую оттепель» с точки зрения демократизации социализма. Дать оценку XX съезду КПСС и началу реабилитации жертв политических процессов. Обсудить попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953-1964 гг., а также влияние НТР на ход общественного развития. Рассмотреть положение СССР на мировой арене в середине 60-80-х гг. Дать оценку периоду «застоя», приведшему к «перестройке» командно-административного социализма.

План:

1. Поворот к демократизации советского общества в начале 60-х годов:

- Неизбежность реформирования сталинской системы.

- Н.С. Хрущев: личность и политик.

- «Оттепель»: достижения и противоречия в науке и культуре.

2. XX съезд КПСС: критика сталинизма. Итоги и последствия.

3. Период «застоя» административно-командной системы социализма:

- Эволюция политической системы СССР в 60-е годы - путь к консерватизму и застою.

- Л. И. Брежнев – роль личности в истории.

- Социально-экономическое развитие страны в 70-начале 80-х годов.

4. Причины утраты идеологических и нравственных ценностей в советском обществе.

 

Темы докладов и сообщений:

1. Н.С. Хрущев – судьба противоречивого политика.

2. Л.И. Брежнев – «время упущенных возможностей».

3. Экономическая реформа А.Н. Косыгина.

4. Диссидентство.

Задание для самостоятельной работы:

1. Выпишите даты основных исторических событий: Смерть Сталина, арест Берия, Сообщение об испытании водородной бомбы в СССР, избрание Н.С.Хрущева первым секретарем ЦК КПСС, отставка Г.Маленкова с поста главы правительства, создание Организации Варшавского Договора, ХХ съезд партии, постановление ЦК КПСС о культе личности Сталина, подавление выступления в Венгрии, всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, массовые выступления рабочих в Новочеркасске и их подавление, Карибский кризис, заключение Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

2.Дайте краткую характеристику следующим историческим лицам: Г.М.Маленков, Л.П.Берия, Н.С.Хрущев, Н.А.Булганин, Д.Т. Шепилов, А.А.Громыко, А.Н. Шелепин, Л.И.Брежнев, А.Микоян, А.Н.Косыгин, Н.В.Подгорный, Э.Неизвестный, А. Солженицин, Д.Кеннеди, И.Б.Тито, Ф.Кастро, А.Д.Сахаров.

3. Дайте определения следующим историческим понятиям: «Дело врачей-отравителей», первая «оттепель», мирное сосуществование, ООН, НАТО, СЭВ, научно-технический прогресс, реабилитация, «сталинизм», волюнтаризм, «ресталинизация», «военно-стратегический паритет», «теория конвергенции», «застойный период», «теневая экономика», «советский народ», «развитой социализм».

Рекомендуемая литература по теме:

1. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. - М., 2002. - С. 33-151.

2. Гордон Л.А., Клопов Э.В., Что это было? - М., - 1989 - с.264 - 317.

3. История России. Курс лекций под/ред Б.В.Личмана. Екатеринбург, 1995, т. с. 17 - 203.

4. История России: Учебник. / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - М., 2004. - С. 385-542.

5. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История России с 1917 года до наших дней НГУ, 1996, с. 51 - 75.

6. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2005. - С. 321-487.

7. idf.ru - электронный альманах "Россия. XX век. Документы." Международный фонд «Демократия» (фонд А. Н. Яковлева).

Семинар 9.

РОССИЯ НА ПЕРЕПУТЬЕ: ОТ «ПЕРЕСТРОЙКИ» К СМЕНЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (80-90 ГОДЫ). ПУТИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть положение СССР в конце 80-х гг., причины «перестройки» (1985-1991 гг.). Дать оценку роли М.С.Горбачева в начавшихся изменениях общественных процессов, приведших к распаду СССР. Обсудить 90-е годы – начало демократизации России. Обсудить проблему кризиса власти и пути ее решения осенью 1993 г. Рассмотреть поиск путей реформирования страны на рубеже веков. Рассмотреть пути становления новой российской государственности, а также положение России на пути радикальной социально-экономической модернизации. Познакомить студентов с внутренним и внешнеполитическим положением России в условиях новой геополитической ситуации. Определить место современной России в мировом сообществе цивилизаций.

План:

1. «Перестройка»:

- М.С. Горбачева - новый лидер старой системы.

- Концепция «перестройки» - новое политическое мышление.

- Этапы перестройки и их результаты.

- Внешняя политика, изменение роли СССР в мире.

2. Начало демократической России:

- Парад суверенитетов. Распад СССР.

- 1993 год – принятие Конституции РФ.

- Президенты РФ – Б.Н. Ельцин и В.В. Путин

- Экономические, социальные, национальные, культурные изменения в современной России.

3. Россия в XXI веке. Действующий Президент РФ Д.А. Медведев.

Темы докладов и сообщений:

1. ГКЧП – история неудачного переворота.

2. М.С. Горбачева – последний Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и последний Президент СССР.

3. Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев – роль личности в истории (по выбору).

4. «Горячие точки» России (Афганистан, Чечня, Абхазия и др.).

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Выпишите даты основных исторических событий:

- Избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС

- XIX конференция КПСС, объявление политической реформы

- Выборы народных депутатов СССР

- Признание необходимости перехода к многоукладной экономике и плюрализму форм собственности

- Выборы народных депутатов республик. Избрание Президента СССР (М.С. Горбачева)

- Прекращение деятельности СЭВ и Варшавского Договора

- Избрание путем всенародного голосования перваго Президента России (Б.Н. Ельцина)

- Политический кризис, связанный с деятельностью ГКЧП. Путч.

- Провозглашение российским руководством курса на радикальные рыночные реформы

- Распад СССР

- Политический кризис в России, связанный с противостоянием Президента и Верховного Совета РФ

- Принятие Конституции РФ

- Начало чеченской войны

- Выборы в Государственную Думу

- Выборы Президента РФ. Победа на выборах Б.Н. Ельцина

- Выборы Президента РФ (В.В. Путина)

 

2. Дайте краткую характеристику следующим историческим лицам: М.С.Горбачев, Н.И.Рыжков, А.А.Громыко, Э.А.Шеварднадзе, А.Н.Яковлев, А.И.Лукьянов, Е.К.Лигачев, Л.М.Кравчук, Б.Н.Ельцин, Е.Т.Гайдар, В.С.Черномырдин, А.Д.Сахаров, А.А.Собчак, Г.Х.Попов, Р.И.Хасбулатов, В.В.Жириновский, Г.А.Зюганов, А.Б.Чубайс, Ю.М.Лужков, Г.А.Явлинский, Р.Рейган, Дж.Буш, Б.Клинтон, М.Тэтчер, Г.Коль, Ж.Ширак.

3. Дайте определения следующим историческим понятиям: Перестройка, демократия, гласность, свобода слова, политический кризис, путч, партия, многопартийность, политическая система, приватизация, федерация, конфедерация, унитарное государство, экономический рынок, плюрализм, консенсус, суверенитет, содружество независимых государств.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Вяземский В.В., Елисеева Н.В. СССР – Россия: От М.С. Горбачева до В.В. Путина. М., 2003

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 441-471.

3. История России. Курс лекций п/р Б.В.Личмана. Екатеринбург, 1995, т.2.с.269-294.

4. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История России с 1917 года до наших дней. НГУ, 1996, с. 142 - 157.

5. Конт Ф. Политический портрет М.Горбачева //Общественные науки и современность, 1991, №5 с. 134.

6. Кривогуз И.М. Либерализация России: Начало долгого пути. М., 2005.

7. Хинштейн А.Е. Ельцин. Кремль. История болезни. - М., 2006.


ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Самостоятельная работа студентов предусмотрена ГОС ВПО и рассматривается как обязательная форма обучения студентов. Самостоятельная работа развивает умение студентов работать с учебно-методической и справочной литературой. Для эффективного освоения теоретического материала по курсу студенты обеспечены базовой учебной литературой и имеют возможность самостоятельно заниматься в методическом кабинете кафедры, который укомплектован современной литературой и первоисточниками по дисциплине, в гуманитарном зале библиотеки НГМУ, а также в других библиотеках города.

Формами самостоятельной работы являются изучение учебной и научной литературы, первоисточников, конспектирование, подготовка сообщений, докладов к семинарскому занятию по выбранной теме, написание рефератов.

Обязательной формой работы для всех студентов является написание рецензии на статью из научно-исторического журнала («Отечественная история», «Вопросы истории» и т.д.). Студенты, не подготовившие и не защитившие рецензию, не допускаются к сдаче экзамена.

Формы самостоятельной работы Содержание самостоятельной работы Деятельность студента
  Работа над составлением конспекта. 1. Составление словаря терминов (глоссария) в тетради для конспектов. 2. Составление биографического исторического словаря. 3. Составление хронологии основных исторических дат.   Работает со справочной и учебной литературой (словари, справочники, энциклопедии, учебники, учебные пособия).
Подготовка устного выступления к семинарскому занятию 1. Подготовка к семинарским занятиям по темам плана. 2. Подготовка доклада или сообщения.   1. Читает раздел темы в учебнике; прорабатывает материал; 2. Осуществляет поиск материала в Internet; 3. Конспектирует литературу; 4. Готовит тезисы выступления на семинарском занятии; 5. Выполняет задания для самоконтроля.
Работа с научной литературой по Отечественной истории 1. Рецензирование научных статей по Отечественной истории. 2. Написание реферата. 1. Читает научную статью (статьи, монографии, др. литературу). 2. Анализирует текст; 3. Делает выводы; 4. Пишет рецензию на статью (реферат). 5. Оформляет текст рецензии (реферат) в соответствии с общими требованиями.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЕТУ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

1. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства. Внутренняя и внешняя политика первых Рюриковичей.

2. Принятие и утверждение христианства на Руси. Причины и историческое значение крещения Руси.

3. Политическая раздробленность Руси в CI-CIII вв.: причины и последствия.

4. Борьба Руси против иностранных захватчиков в XIII - CIV вв. Установление монголо-татарского ига и его последствия. Борьба с западной агрессией. Значение побед Александра Невского.

5. Возвышение Москвы и собирание русских земель в единое государство в XIV в. – начале XVI в. Предпосылки, основные этапы и особенности образования Российского централизованного государства. Куликовская битва.

6. Русское государство в период правления Ивана IV Грозного в XVI в.: внутренняя и внешняя политика. Реформы Избранной рады и опричнина: сущность, причины, последствия.

7. Русское государство на рубеже XVI – XVII в. Смутное время: причины, этапы, последствия.

8. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Правление первых Романовых (Михаил Федорович, Алексей Михайлович). Внешняя политика России в середине и во второй половине XVII в. Присоединение Левобережной Украины. Освоение Сибири в XVII в.

9. Россия в первой половине XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Петра I. Преобразования Петра I и их значение для развития Российского государства.

10. Россия в эпоху дворцовых переворотов. Суть, основные направления политики российских монархов в 1725 – 1762 гг. (Екатерина I, Петр II, Анна Ивановна, Елизавета, Петр III).

11. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. «Золотой век» российского дворянства. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева.

12. Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX в. Внутренняя и внешняя политика Александра I – реформы и контрреформы. Движение декабристов и его значение.

13. Россия во второй четверти XIX в. Укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления Николая I. Крымская война 1853-1856 гг. и ее последствия.

14. Общественная мысль первой половины XIX в. и начало освободительного движения в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.112.210 (0.01 с.)