Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авторы–составители: николаева И. И. , чекалина Е. А. , кузьмина О. Ю.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов НГМУ очной формы обучения НОВОСИБИРСК Авторы–составители: Николаева И.И., Чекалина Е.А., Кузьмина О.Ю.
Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения в НГМУ по специальностям 040101 - «социальная работа» (1 курс), 060101 - «лечебное дело» (1 курс), 060103 - «педиатрия» (1 курс), 060105 - «стоматология» (1 курс), 060108 - «фармация», 020803 - «биоэкология» (1 курс), 08502 - «экономика и управление на предприятии (здравоохранение)» (1 курс), 030302 – «клиническая психология» (3 курс) // Сост. к.и.д. Николаева И.И., к.п.н. Чекалина Е.А., Кузьмина О.Ю. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, экзамену и зачету по дисциплине «Отечественная история». Пособие содержит требования ГОС ВПО по дисциплине, учебно-тематический план, планы семинарских занятий с заданиями и рекомендациями, вопросы для подготовки к экзамену и зачету, а также справочные материалы. Пособие позволит активизировать самостоятельную работу студентов, сформировать необходимые навыки и умения при работе с исторической литературой и подготовиться к экзамену по Отечественной истории.
Учебно-методическое пособие «Отечественная история» для студентов очной формы обучения рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК по гуманитарным дисциплинам НГМУ (протокол № 5 от 15 марта 2009 г.).
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………………… Раздел 1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВПО 1.1.Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по Отечественной истории по специальностям……………………………………… 1.2.Требования к уровню освоения содержания, навыков и умений по дисциплине «Отечественная история»………………………………………………………..
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» 2.1.Структура дисциплины «Отечественная история» с междисциплинарными связями…………………………………………………………………………………….. 2.2. Учебно-тематические планы по Отечественной истории по специальностям…… 2.3. Учебная программа дисциплины «Отечественная история» (для всех специальностей)…………………..
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» 3.1. Планы семинарских занятий………………………………………………………… 3.2. Программа самостоятельной работы по изучению Отечественной истории..... 3.3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену и зачету по Отечественной истории. 3.4. Примерные тестовые задания по Отечественной истории.
Раздел 4. РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 4.1. Требования к написанию рецензии………………………………………………… 4.2. Список статей из научно-исторических журналов для рецензирования……. 4.3. Требования к написанию реферата………………………………………………… 4.4. Примерный перечень тем рефератов по Отечественной истории………………. 4.5. Список рекомендуемой литературы и источников по дисциплине………………
Раздел 5. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЛИТЕРАТУРА 5.1. Периодизация истории России………………………………………………………… 5.2. Правители и руководители российского государства с древнейших времен…. 5.3. Даты основных исторических событий……………………………………………… 5.4. Основные понятия и термины (глоссарий)………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ
«Где нет тропы, нужно часто оглядываться назад, чтобы прямо идти вперед». (В.О.Ключевский)
История человечества — это непрерывный процесс смены поколений, обществ, цивилизаций. Историческая наука — социальная память людей, своего рода хранитель «генетического кода» мировой цивилизации. Представления о минувшем образуют важнейшие составные части общественного сознания. Дисциплина «Отечественная история» является частью мировой истории и обязательной в высших учебных заведениях России. По государственному образовательному стандарту (ГОС) она относится к гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, обеспечивая логическую связь между специальными и гуманитарными науками в формировании целостного и системного знания о государстве, его прошлом и настоящем. В этом плане «Отечественная история» способствует формированию исторического мышления. В средней школе и в вузе существуют разные подходы к исторической науке. В школе в основном занимаются изучением событий, дат, хронологии, накапливая сумму фактов. В результате этого у школьников должно сложиться последовательное представление о событиях прошлого. На первый план при выстраивании картины прошлого в школе выступают вопросы «что?» и «когда?»: Что? Ф А К Т (СОБЫТИЕ)
Когда? В вузе основное внимание уделяется оценке исторических событий, их значимости и актуальности с точки зрения цивилизационного подхода. Изучение дисциплины «Отечественная история» должно дать представление о месте и роли России в мировой истории на основе систематизации уже известных фактов, выявлении закономерностей исторического развития. Основным методом изучения истории здесь становится аналитический, при котором важным становится не вопросы «что?» и «когда?», а путь к этим вопросам:
Что? Ф А К Т (СОБЫТИЕ)
С чем? быть иначе?
Данное учебно-методическое пособие призвано помочь студентам не только в полном объеме подготовиться к семинарским занятиям и экзамену по Отечественной истории, но и овладеть историческим мышлением. В первом и втором разделах пособия представлены организационно-методическое обеспечение дисциплины, включая требования ГОС ВПО, структуру дисциплины и тематический план. В третий раздел пособия включены планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы. Четвертый раздел содержит требования к написанию рецензии научную статью по Отечественной истории. В пятый раздел включены справочные материалы, дающие возможность быстро найти нужную информации.
Раздел 1 ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВПО ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ (П.4.ГОС) ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040101 - «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА», 020803 - «БИОЭКОЛОГИЯ», 030302 – «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» В соответствии с требованиями ГОС ВПО к содержанию и уровню подготовки выпускника после изучения дисциплины «Отечественная история» студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. В результате освоения дисциплины «Отечественная история» студент должен:
I. ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ: 1. работы с учебной, научно-исторической, публицистической и справочной литературой; 2. анализа и обобщения исторического материала; 3. применения сравнительно-исторического метода при изучении первоисточников по истории России; 4. ведения исторических и политических дискуссий;
II. УМЕТЬ: 1. отличать специфические особенности развития Российской государственности (цивилизаци) от истории других мировых цивилизаций; 2. определять место России в мировом историческом процессе; 3. анализировать исторические события в России и в мире; 4. оценивать альтернативы общественного развития России; 5. формировать собственную гражданскую позицию. III. ЗНАТЬ: 1. основные исторические понятия и термины; 2. основные этапы становления и развития Российской государственности и ее культуры; 3. основные исторические даты; 4. классиков русской истории и их вклад в развитие исторической науки; 5. исторические персоналии, имена выдающихся исторических деятелей Российского государства. IV. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: 1. об этапах мировой истории и общем историческом обзоре Российской истории; 2. о закономерностях мирового исторического развития; 3. об основных концепциях исторического развития мировой истории; 4. об особенностях экономического, социального и политического развития России; 5. о современных проблемах страны, идущей по пути демократизации общества.
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Итоговой формой контроля по «Отечественной истории на специальностях 040101 - «социальная работа», 020803 - «биоэкология», 030302 – «клиническая психология» предусмотрен ЭКЗАМЕН, на специальностях 060101 - «лечебное дело», 060103 - «педиатрия», 060105 – «стоматология», 060108 - «фармация», 08502 - «экономика и управление на предприятии (здравоохранение)» - ЗАЧЕТ. Раздел 2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ С МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМИ СВЯЗЯМИ Для усвоения содержания дисциплины «Отечественная история» студенту необходимы базовые знания по ряду дисциплин, изучаемых как в средней школе, так и в 1-ом семестре НГМУ. С «Отечественной историей» тесно связаны смежные дисциплины, изучаемые студентами параллельно в семестре, а также на последующих курсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» (Для всех специальностей) Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ». ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ОБРАЗОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI ВВ.). Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России - неотъемлемая часть всемирной истории. Русская историческая школа и ее достижения. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности. Влияние геополитических факторов на развитие истории. Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи. Образование Древнерусского (Киевского) государства. Особенности социального строя ДревнейРуси. Этнокультурные и социально - политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Крещение Руси и расцвет древнерусского государства. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Политическая раздробленность: причины и последствия. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы. Значение Куликовской битвы. Иван III и образование централизованного государства. Формирование идеологии самодержавия. Тема 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII В. - ВЕК «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА». Особенности и основные этапы экономического развития России. Россия в конце XVII-начале XVIII вв. Реформы Петра I – начало модернизации и европеизации России. Становление абсолютной монархии. Мануфактура и усиление крепостной зависимости. Провозглашение России империей (1721). Место России в системе европейских государств. Оценка деятельности Петра Великого. Культура России в XVII в.: влияние Запада, смена культурных стереотипов. Наследие Петра I и эпоха «дворцовых переворотов». XVIII век - век просвещения и гуманизма. Век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия. Положение дворянства, рост социальной поляризации и обособленности сословий. Культура России в конце XVIII в.: усиление светских тенденций. Тема 4. Раздел 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» Семинарские занятия посвящены углубленному изучению отдельных проблем в поворотные периоды Отечественной истории с определением общих закономерностей развития мировой истории и особенностей российского государства, социально-экономическому положению страны в наиболее важные периоды развития государственности. Большое внимание на семинарах уделяется изучению хронологии Российского государства, а также роли ярких личностей в истории, оставивших заметный след в ее развитии. К каждому семинарскому занятию, в соответствии с его планом, студент должен быть готов отвечать на поставленные вопросы на основе прочитанных лекций и самостоятельно изученной основной и дополнительной литературы. На семинарских занятиях используются следующие формы работы, как опросы по планам семинарских занятий, работа в малых группах, заслушивание сообщений, дискуссии, анализ исторических текстов и документов, ролевые игры, круглые столы, работа с историческими картами, таблицами и схемами. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар I Cеминар 1.1 ЭПОХА КИЕВСКОЙ РУСИ. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ ФОРМЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Цели и задачи семинарского занятия: Изучить проблемы этногенеза восточных славян. Дать определение понятию «геополитический фактор». Рассмотреть различные теории происхождения древнерусского государства. Охарактеризовать основные этапы становления, расцвета и распада первой формы древнерусского государства - Киевской Руси. Рассмотреть историческое значение принятия христианства как государственной религии. Дать оценку трансформации духовного мира славян через Православие и сохранившиеся языческие обычаи, понять, в чем суть Византийского наследия для Руси. Дать оценку места Киевской Руси в истории Европы.
План: 1. Происхождение славян. Этногенез. Индоевропейцы, венеды, анты. 2. Образование древнерусского государства: - Геополитический фактор в истории Руси. - «Повесть временных лет» Нестора о происхождении древнерусского государства. - Норманнская теория о происхождении древнерусского государства. 3. Первые славянские князья. 4. Принятие христианства на Руси: - Трансформация духовного мира. - Отголоски язычества в русской культуре. Темы докладов и сообщений: 1. Теории происхождения древнерусского государства. 2. Владимир Святой и Ярослав Мудрый (политические портреты). 3. Языческий пантеон Киевской Руси. 4. Княжеские междоусобицы на Руси. Проблема отцов и детей и братоубийственные войны мораль и политика. Задания для самостоятельной работы: Заполните таблицу «Первые русские князья»
- в колонке № 2 в хронологическом порядке расположите имена князей из нижеприведенного списка, указав даты их правления; - в колонку № 3 из предложенного списка событий внесите те, которые произошли в период каждого княжения, - в колонке № 4 укажите дату события. Семинар I.2 ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА.
Цели и задачи семинарского занятия: Рассмотреть причины политической раздробленности. Показать сущность и особенность монголо-татарского иго через различные исторические оценки. Разобрать современный подход к этой проблеме. Изучить предпосылки образования централизованного многонационального российского государства. Выделить особенности процесса образования единого российского государства. Разобрать теорию «Москва – Третий Рим», место России в истории средневековой Европы.
План: 1. Причины, сущность и характеристика политической раздробленности. 2. Монголо-татарское иго: - Причины, сущность и характеристика монголо-татарского нашествия. - Последствия ига в культурной, политической и социально-экономической сферах. 3. Борьба против агрессии с Запада: - Тевтонский Орден и Великое княжество Литовское. - Александр Невский – роль личности в истории. 4. Возвышение Москвы и собирание русских земель в единое государство: - Предпосылки и этапы объединения. - Роль Московских князей в реализации «московского проекта» (Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Василий III) 5. Теория «Москва – Третий Рим».
Темы докладов и сообщений: 1. Династические браки в истории Древней Руси. 2. Русь и Золотая Орда: характер взаимоотношений. 3. Сергий Радонежский – роль личности в истории. Задания для самостоятельной работы 1. Заполните пустые колонки в таблице «Древняя Русь в период политической раздробленности»:
2. Заполните пустые колонки в таблице «Этапы образования единого централизованного Русского государства»:
Рекомендуемая литература по теме: 1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. (разные издания) 2. Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М.,2005 3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк.- М.,1992,стр. 12-156. 4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х-начало XX вв., кн. 1, стр.7-76. 5. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров и др.- М.: ООО «издательство АСТ-ЛТД»,2003 6. Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.,2006 7. Карамзин Н.М. Предания веков. - М.,2005 8. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей.- М.,2005 9. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005 10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: Наука, 2007 11. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М.: Наука, 2007. 12. Творогов О.В. Князья Рюриковичи. Краткие биографии.- М.1992. 13. a-nevskiy.narod.ru - "Александр Невский". Большая библиотека и тематические подборки книг и статей по темам: Александр Невский; Битвы; Ратное дело; Первоисточники.
Семинар 2. Семинар 3. МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ.
Цели и задачи семинарского занятия: Рассмотреть альтернативы выхода России из смутного времени. Дать оценку первого русского императора Петра Великого в российской истории. Рассмотреть предпосылки, сущность и значение широкомасштабных реформ Петра I, дать оценку начала модернизации страны. Познакомиться с эпохой “дворцовых переворотов”. Дать оценку роли Екатерины Великой в истории России. Разобраться в понятии «просвещенного абсолютизма». Рассмотреть, причины духовного кризиса русского общества XVIII в. Определить место России XVIII в. в новой истории. План: 1. Восстановление государственности на Руси: условия, особенности, альтернативы: - Причины выбора Михаила Романова. - Первые Романовы (Михаил, Алексей, Федор). - Церковь и государство: проблемы взаимоотношений. Никон и Аввакум. Церковный раскол. 2. Реформы Петра I. Результаты, ход, методы и цена петровских преобразований: - в военном деле - в государственно-административном управлении - в социально-экономической сфере - в культурной жизни. 3. Причины дворцовых переворотов. Основные направления политики российских монархов в 1725-1762 гг. 4. Екатерина Великая: - Продолжательница преобразований деятельности Петра I. - Оценка «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. - «Золотой век» русского дворянства. Темы докладов и сообщений: 1. Царевна Софья – невенчанная царица. 2. «Петр для России или Россия для Петра»? 3. Петр и Екатерина Великие: что их объединяет в русской истории? 4. XVIII век – век женщин на русском престоле. 5. Русские врачи XVIII в. и первые школы лекарей.
Задание для самостоятельной работы: 1. Выпишите даты основных исторических событий в период петровских преобразований. (Царствование Петра I, Азовские походы, «Великое посольство», введение нового летоисчисления. Северная война, Основание Петербурга, Полтавская битва, церковная реформа, провозглашение Российской империи, введение табеля о рангах, учреждение Академии наук.)
2. Заполните таблицу «Эпоха дворцовых переворотов»
3. Выпишите основные исторические даты периода правления Екатерины II (Семилетняя война, Манифест о вольности дворян, деятельность Уложенной комиссии, русско - турецкие войны, крестьянская война Е.Пугачева, присоединение Крыма к России). Рекомендуемая литература по теме: 1. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле.- СПб.,1997 2. Буровский А. Несостоявшаяся империя. Россия, которая могла быть.- М., 2001 3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в. - М., 1991, кн. 1. 4. Ключевский В.О. – в любых изданиях 5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 1993 6. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987 7. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.,1990 8. Павленко Н.И. Страсти у трона. История дворцовых переворотов. – М. 1996 9. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 10. Скрынников Р.Г. Михаил Романов. – М.: АСТ, 2005 11. Сочинения Екатерины 11.- М., 1990 12. e katerina2.bnd.ru сайт "Екатерина II Великая" История России екатерининской эпохи. Биография, Хронология, Сочинения Екатерины II, Портретная галерея, Персоны XVIII века, Статьи по истории, Небольшая библиотека художественной литературы и др. Семинар 4 РОССИЯ В Х1Х ВЕКЕ. Семинар 6. Семинар 7. Семинар 8. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ – Семинар 9. СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Цели и задачи семинарского занятия: Рассмотреть положение СССР в конце 80-х гг., причины «перестройки» (1985-1991 гг.). Дать оценку роли М.С.Горбачева в начавшихся изменениях общественных процессов, приведших к распаду СССР. Обсудить 90-е годы – начало демократизации России. Обсудить проблему кризиса власти и пути ее решения осенью 1993 г. Рассмотреть поиск путей реформирования страны на рубеже веков. Рассмотреть пути становления новой российской государственности, а также положение России на пути радикальной социально-экономической модернизации. Познакомить студентов с внутренним и внешнеполитическим положением России в условиях новой геополитической ситуации. Определить место современной России в мировом сообществе цивилизаций. План: 1. «Перестройка»: - М.С. Горбачева - новый лидер старой системы. - Концепция «перестройки» - новое политическое мышление. - Этапы перестройки и их результаты. - Внешняя политика, изменение роли СССР в мире. 2. Начало демократической России: - Парад суверенитетов. Распад СССР. - 1993 год – принятие Конституции РФ. - Президенты РФ – Б.Н. Ельцин и В.В. Путин - Экономические, социальные, национальные, культурные изменения в современной России. 3. Россия в XXI веке. Действующий Президент РФ Д.А. Медведев. Темы докладов и сообщений: 1. ГКЧП – история неудачного переворота. 2. М.С. Горбачева – последний Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и последний Президент СССР. 3. Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев – роль личности в истории (по выбору). 4. «Горячие точки» России (Афганистан, Чечня, Абхазия и др.).
Задание для самостоятельной работы: 1. Выпишите даты основных исторических событий: - Избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС - XIX конференция КПСС, объявление политической реформы - Выборы народных депутатов СССР - Признание необходимости перехода к многоукладной экономике и плюрализму форм собственности - Выборы народных депутатов республик. Избрание Президента СССР (М.С. Горбачева) - Прекращение деятельности СЭВ и Варшавского Договора - Избрание путем всенародного голосования перваго Президента России (Б.Н. Ельцина) - Политический кризис, связанный с деятельностью ГКЧП. Путч. - Провозглашение российским руководством курса на радикальные рыночные реформы - Распад СССР - Политический кризис в России, связанный с противостоянием Президента и Верховного Совета РФ - Принятие Конституции РФ - Начало чеченской войны - Выборы в Государственную Думу - Выборы Президента РФ. Победа на выборах Б.Н. Ельцина - Выборы Президента РФ (В.В. Путина)
2. Дайте краткую характеристику следующим историческим лицам: М.С.Горбачев, Н.И.Рыжков, А.А.Громыко, Э.А.Шеварднадзе, А.Н.Яковлев, А.И.Лукьянов, Е.К.Лигачев, Л.М.Кравчук, Б.Н.Ельцин, Е.Т.Гайдар, В.С.Черномырдин, А.Д.Сахаров, А.А.Собчак, Г.Х.Попов, Р.И.Хасбулатов, В.В.Жириновский, Г.А.Зюганов, А.Б.Чубайс, Ю.М.Лужков, Г.А.Явлинский, Р.Рейган, Дж.Буш, Б.Клинтон, М.Тэтчер, Г.Коль, Ж.Ширак. 3. Дайте определения следующим историческим понятиям: Перестройка, демократия, гласность, свобода слова, политический кризис, путч, партия, многопартийность, политическая система, приватизация, федерация, конфедерация, унитарное государство, экономический рынок, плюрализм, консенсус, суверенитет, содружество независимых государств. Рекомендуемая литература по теме: 1. Вяземский В.В., Елисеева Н.В. СССР – Россия: От М.С. Горбачева до В.В. Путина. М., 2003 2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 441-471. 3. История России. Курс лекций п/р Б.В.Личмана. Екатеринбург, 1995, т.2.с.269-294. 4. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История России с 1917 года до наших дней. НГУ, 1996, с. 142 - 157. 5. Конт Ф. Политический портрет М.Горбачева //Общественные науки и современность, 1991, №5 с. 134. 6. Кривогуз И.М. Либерализация России: Начало долгого пути. М., 2005. 7. Хинштейн А.Е. Ельцин. Кремль. История болезни. - М., 2006. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Самостоятельная работа студентов предусмотрена ГОС ВПО и рассматривается как обязательная форма обучения студентов. Самостоятельная работа развивает умение студентов работать с учебно-методической и справочной литературой. Для эффективного освоения теоретического материала по курсу студенты обеспечены базовой учебной литературой и имеют возможность самостоятельно заниматься в методическом кабинете кафедры, который укомплектован современной литературой и первоисточниками по дисциплине, в гуманитарном зале библиотеки НГМУ, а также в других библиотеках города. Формами самостоятельной работы являются изучение учебной и научной литературы, первоисточников, конспектирование, подготовка сообщений, докладов к семинарскому занятию по выбранной теме, написание рефератов. Обязательной формой работы для всех студентов является написание рецензии на статью из научно-исторического журнала («Отечественная история», «Вопросы истории» и т.д.). Студенты, не подготовившие и не защитившие рецензию, не допускаются к сдаче экзамена.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЕТУ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 1. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства. Внутренняя и внешняя политика первых Рюриковичей. 2. Принятие и утверждение христианства на Руси. Причины и историческое значение крещения Руси. 3. Политическая раздробленность Руси в CI-CIII вв.: причины и последствия. 4. Борьба Руси против иностранных захватчиков в XIII - CIV вв. Установление монголо-татарского ига и его последствия. Борьба с западной агрессией. Значение побед Александра Невского. 5. Возвышение Москвы и собирание русс
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.44.156 (0.016 с.) |