Авторы–составители: николаева И. И. , чекалина Е. А. , кузьмина О. Ю. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторы–составители: николаева И. И. , чекалина Е. А. , кузьмина О. Ю.



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов НГМУ очной формы обучения

НОВОСИБИРСК

Авторы–составители: Николаева И.И., Чекалина Е.А., Кузьмина О.Ю.

 

Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения в НГМУ по специальностям 040101 - «социальная работа» (1 курс), 060101 - «лечебное дело» (1 курс), 060103 - «педиатрия» (1 курс), 060105 - «стоматология» (1 курс), 060108 - «фармация», 020803 - «биоэкология» (1 курс), 08502 - «экономика и управление на предприятии (здравоохранение)» (1 курс), 030302 – «клиническая психология» (3 курс) // Сост. к.и.д. Николаева И.И., к.п.н. Чекалина Е.А., Кузьмина О.Ю. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009

 

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, экзамену и зачету по дисциплине «Отечественная история». Пособие содержит требования ГОС ВПО по дисциплине, учебно-тематический план, планы семинарских занятий с заданиями и рекомендациями, вопросы для подготовки к экзамену и зачету, а также справочные материалы.

Пособие позволит активизировать самостоятельную работу студентов, сформировать необходимые навыки и умения при работе с исторической литературой и подготовиться к экзамену по Отечественной истории.

 

 

Учебно-методическое пособие «Отечественная история» для студентов очной формы обучения рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК по гуманитарным дисциплинам НГМУ (протокол № 5 от 15 марта 2009 г.).

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………

Раздел 1.

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВПО

1.1.Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по Отечественной истории по специальностям………………………………………

1.2.Требования к уровню освоения содержания, навыков и умений по дисциплине «Отечественная история»………………………………………………………..

 

Раздел 2.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

2.1.Структура дисциплины «Отечественная история» с междисциплинарными связями……………………………………………………………………………………..

2.2. Учебно-тематические планы по Отечественной истории по специальностям……

2.3. Учебная программа дисциплины «Отечественная история» (для всех специальностей)…………………..

 

Раздел 3.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

3.1. Планы семинарских занятий…………………………………………………………

3.2. Программа самостоятельной работы по изучению Отечественной истории.....

3.3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену и зачету по Отечественной истории.

3.4. Примерные тестовые задания по Отечественной истории.

 

Раздел 4.

РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

4.1. Требования к написанию рецензии…………………………………………………

4.2. Список статей из научно-исторических журналов для рецензирования…….

4.3. Требования к написанию реферата…………………………………………………

4.4. Примерный перечень тем рефератов по Отечественной истории……………….

4.5. Список рекомендуемой литературы и источников по дисциплине………………

 

Раздел 5.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЛИТЕРАТУРА

5.1. Периодизация истории России…………………………………………………………

5.2. Правители и руководители российского государства с древнейших времен….

5.3. Даты основных исторических событий………………………………………………

5.4. Основные понятия и термины (глоссарий)…………………………………………..


ВВЕДЕНИЕ

 

«Где нет тропы, нужно часто оглядываться назад, чтобы прямо идти вперед».

(В.О.Ключевский)

 

История человечества — это непрерывный процесс смены поколений, обществ, цивилизаций. Историческая наука — социальная память людей, своего рода хранитель «генетического кода» мировой цивилизации. Представления о минувшем образуют важнейшие составные части общественного сознания.

Дисциплина «Отечественная история» является частью мировой истории и обязательной в высших учебных заведениях России. По государственному образовательному стандарту (ГОС) она относится к гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, обеспечивая логическую связь между специальными и гуманитарными науками в формировании целостного и системного знания о государстве, его прошлом и настоящем. В этом плане «Отечественная история» способствует формированию исторического мышления.

В средней школе и в вузе существуют разные подходы к исторической науке. В школе в основном занимаются изучением событий, дат, хронологии, накапливая сумму фактов. В результате этого у школьников должно сложиться последовательное представление о событиях прошлого. На первый план при выстраивании картины прошлого в школе выступают вопросы «что?» и «когда?»:

Что? Ф А К Т (СОБЫТИЕ)

 

Когда?

В вузе основное внимание уделяется оценке исторических событий, их значимости и актуальности с точки зрения цивилизационного подхода. Изучение дисциплины «Отечественная история» должно дать представление о месте и роли России в мировой истории на основе систематизации уже известных фактов, выявлении закономерностей исторического развития. Основным методом изучения истории здесь становится аналитический, при котором важным становится не вопросы «что?» и «когда?», а путь к этим вопросам:

 

Что? Ф А К Т (СОБЫТИЕ)

 

 

С чем? быть иначе?

 

Данное учебно-методическое пособие призвано помочь студентам не только в полном объеме подготовиться к семинарским занятиям и экзамену по Отечественной истории, но и овладеть историческим мышлением. В первом и втором разделах пособия представлены организационно-методическое обеспечение дисциплины, включая требования ГОС ВПО, структуру дисциплины и тематический план. В третий раздел пособия включены планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы. Четвертый раздел содержит требования к написанию рецензии научную статью по Отечественной истории. В пятый раздел включены справочные материалы, дающие возможность быстро найти нужную информации.

 

Раздел 1

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВПО

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ

СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ (П.4.ГОС)

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040101 - «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА», 020803 - «БИОЭКОЛОГИЯ», 030302 – «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Индекс Дисциплина и ее основные разделы   Всего часов
ГСЭ. Ф Федеральный компонент  
ГСЭ.Ф.03 Отечественная история: Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; Октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ,

НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

В соответствии с требованиями ГОС ВПО к содержанию и уровню подготовки выпускника после изучения дисциплины «Отечественная история» студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. В результате освоения дисциплины «Отечественная история» студент должен:

 

I. ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

1. работы с учебной, научно-исторической, публицистической и справочной литературой;

2. анализа и обобщения исторического материала;

3. применения сравнительно-исторического метода при изучении первоисточников по истории России;

4. ведения исторических и политических дискуссий;

 

II. УМЕТЬ:

1. отличать специфические особенности развития Российской государственности (цивилизаци) от истории других мировых цивилизаций;

2. определять место России в мировом историческом процессе;

3. анализировать исторические события в России и в мире;

4. оценивать альтернативы общественного развития России;

5. формировать собственную гражданскую позицию.

III. ЗНАТЬ:

1. основные исторические понятия и термины;

2. основные этапы становления и развития Российской государственности и ее культуры;

3. основные исторические даты;

4. классиков русской истории и их вклад в развитие исторической науки;

5. исторические персоналии, имена выдающихся исторических деятелей Российского государства.

IV. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

1. об этапах мировой истории и общем историческом обзоре Российской истории;

2. о закономерностях мирового исторического развития;

3. об основных концепциях исторического развития мировой истории;

4. об особенностях экономического, социального и политического развития России;

5. о современных проблемах страны, идущей по пути демократизации общества.

 

 

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Итоговой формой контроля по «Отечественной истории на специальностях 040101 - «социальная работа», 020803 - «биоэкология», 030302 – «клиническая психология» предусмотрен ЭКЗАМЕН, на специальностях 060101 - «лечебное дело», 060103 - «педиатрия», 060105 – «стоматология», 060108 - «фармация», 08502 - «экономика и управление на предприятии (здравоохранение)» - ЗАЧЕТ.


Раздел 2

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ С МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМИ СВЯЗЯМИ

Для усвоения содержания дисциплины «Отечественная история» студенту необходимы базовые знания по ряду дисциплин, изучаемых как в средней школе, так и в 1-ом семестре НГМУ. С «Отечественной историей» тесно связаны смежные дисциплины, изучаемые студентами параллельно в семестре, а также на последующих курсах.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

(Для всех специальностей)

Тема 1.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ». ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ОБРАЗОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI ВВ.).

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России - неотъемлемая часть всемирной истории. Русская историческая школа и ее достижения. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности. Влияние геополитических факторов на развитие истории. Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи. Образование Древнерусского (Киевского) государства. Особенности социального строя ДревнейРуси. Этнокультурные и социально - политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Крещение Руси и расцвет древнерусского государства. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Политическая раздробленность: причины и последствия. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы. Значение Куликовской битвы. Иван III и образование централизованного государства. Формирование идеологии самодержавия.

Тема 2.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII В. - ВЕК «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА».

Особенности и основные этапы экономического развития России. Россия в конце XVII-начале XVIII вв. Реформы Петра I – начало модернизации и европеизации России. Становление абсолютной монархии. Мануфактура и усиление крепостной зависимости. Провозглашение России империей (1721). Место России в системе европейских государств. Оценка деятельности Петра Великого. Культура России в XVII в.: влияние Запада, смена культурных стереотипов. Наследие Петра I и эпоха «дворцовых переворотов». XVIII век - век просвещения и гуманизма. Век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия. Положение дворянства, рост социальной поляризации и обособленности сословий. Культура России в конце XVIII в.: усиление светских тенденций.

Тема 4.

Раздел 3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

ИСТОРИЯ»

Семинарские занятия посвящены углубленному изучению отдельных проблем в поворотные периоды Отечественной истории с определением общих закономерностей развития мировой истории и особенностей российского государства, социально-экономическому положению страны в наиболее важные периоды развития государственности. Большое внимание на семинарах уделяется изучению хронологии Российского государства, а также роли ярких личностей в истории, оставивших заметный след в ее развитии. К каждому семинарскому занятию, в соответствии с его планом, студент должен быть готов отвечать на поставленные вопросы на основе прочитанных лекций и самостоятельно изученной основной и дополнительной литературы. На семинарских занятиях используются следующие формы работы, как опросы по планам семинарских занятий, работа в малых группах, заслушивание сообщений, дискуссии, анализ исторических текстов и документов, ролевые иг­ры, круглые столы, работа с историческими картами, таблицами и схемами.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар I

Cеминар 1.1

ЭПОХА КИЕВСКОЙ РУСИ. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ ФОРМЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

Цели и задачи семинарского занятия:

Изучить проблемы этногенеза восточных славян. Дать определение понятию «геополитический фактор». Рассмотреть различные теории происхождения древнерусского государства. Охарактеризовать основные этапы становления, расцвета и распада первой формы древнерусского государства - Киевской Руси. Рассмотреть историческое значение принятия христианства как государственной религии. Дать оценку трансформации духовного мира славян через Православие и сохранившиеся языческие обычаи, понять, в чем суть Византийского наследия для Руси. Дать оценку места Киевской Руси в истории Европы.

 

План:

1. Происхождение славян. Этногенез. Индоевропейцы, венеды, анты.

2. Образование древнерусского государства:

- Геополитический фактор в истории Руси.

- «Повесть временных лет» Нестора о происхождении древнерусского государства.

- Норманнская теория о происхождении древнерусского государства.

3. Первые славянские князья.

4. Принятие христианства на Руси:

- Трансформация духовного мира.

- Отголоски язычества в русской культуре.

Темы докладов и сообщений:

1. Теории происхождения древнерусского государства.

2. Владимир Святой и Ярослав Мудрый (политические портреты).

3. Языческий пантеон Киевской Руси.

4. Княжеские междоусобицы на Руси. Проблема отцов и детей и братоубийственные войны мораль и политика.

Задания для самостоятельной работы:

Заполните таблицу «Первые русские князья»

№ пп Правители (имена и годы правления) События Дата события
       
1. Рюрик (…- 879) - Создание древнерусского государства -… 862 год   …
2.      
3.      
       

 

- в колонке № 2 в хронологическом порядке расположите имена князей из нижеприведенного списка, указав даты их правления;

- в колонку № 3 из предложенного списка событий внесите те, которые произошли в период каждого княжения,

- в колонке № 4 укажите дату события.

Семинар I.2

ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА.

 

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть причины политической раздробленности. Показать сущность и особенность монголо-татарского иго через различные исторические оценки. Разобрать современный подход к этой проблеме. Изучить предпосылки образования централизованного многонационального российского государства. Выделить особенности процесса образования единого российского государства. Разобрать теорию «Москва – Третий Рим», место России в истории средневековой Европы.

 

План:

1. Причины, сущность и характеристика политической раздробленности.

2. Монголо-татарское иго:

- Причины, сущность и характеристика монголо-татарского нашествия.

- Последствия ига в культурной, политической и социально-экономической сферах.

3. Борьба против агрессии с Запада:

- Тевтонский Орден и Великое княжество Литовское.

- Александр Невский – роль личности в истории.

4. Возвышение Москвы и собирание русских земель в единое государство:

- Предпосылки и этапы объединения.

- Роль Московских князей в реализации «московского проекта» (Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Василий III)

5. Теория «Москва – Третий Рим».

 

Темы докладов и сообщений:

1. Династические браки в истории Древней Руси.

2. Русь и Золотая Орда: характер взаимоотношений.

3. Сергий Радонежский – роль личности в истории.

Задания для самостоятельной работы

1. Заполните пустые колонки в таблице «Древняя Русь в период политической раздробленности»:

Название княжества, территории и основные города Характеристика политического строя и экономического развития Характеристика деятельности князей
     
1.   Боярская республика, во главе с посадником, вече  
2. Галицко-Волынское княжество    
3.   - Андрей Боголюбский (1157-1174) штурмом взял и разграбил Киев  
4. Киевское княжество      

2. Заполните пустые колонки в таблице «Этапы образования единого централизованного Русского государства»:

Князь Политика князя, основные деяния Значение для образования единого государства
     
1. Иван Калита (1325- 1340) 1. 2. …..  
2. Семен Гордый () и Иван Красный () 1. Продолжили курс на сотрудничество с Ордой. 2. Расширяли земли Москвы. 3. Борьба с Литвой, шведами, ливонцами, новгородцами. 1. Татарские отряды не разоряли княжество, которое получило возможность развиваться. 2. Укрепление княжества.
3. Дмитрий Донской ()    
4. Василий I ()    
5. Василий II () Феодальная война 1433-1453 гг.  
6. Иван III ()   1. 2. ….. Москва объявляла себя преемницей Византии, новым центром истинного православия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. (разные издания)

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М.,2005

3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк.- М.,1992,стр. 12-156.

4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х-начало XX вв., кн. 1, стр.7-76.

5. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров и др.- М.: ООО «издательство АСТ-ЛТД»,2003

6. Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.,2006

7. Карамзин Н.М. Предания веков. - М.,2005

8. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей.- М.,2005

9. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005

10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: Наука, 2007

11. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М.: Наука, 2007.

12. Творогов О.В. Князья Рюриковичи. Краткие биографии.- М.1992.

13. a-nevskiy.narod.ru - "Александр Невский". Большая библиотека и тематические подборки книг и статей по темам: Александр Невский; Битвы; Ратное дело; Первоисточники.

 

Семинар 2.

Семинар 3.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ.

 

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть альтернативы выхода России из смутного времени. Дать оценку первого русского императора Петра Великого в российской истории. Рассмотреть предпосылки, сущность и значение широкомасштабных реформ Петра I, дать оценку начала модернизации страны. Познакомиться с эпохой “дворцовых переворотов”. Дать оценку роли Екатерины Великой в истории России. Разобраться в понятии «просвещенного абсолютизма». Рассмотреть, причины духовного кризиса русского общества XVIII в. Определить место России XVIII в. в новой истории.

План:

1. Восстановление государственности на Руси: условия, особенности, альтернативы:

- Причины выбора Михаила Романова.

- Первые Романовы (Михаил, Алексей, Федор).

- Церковь и государство: проблемы взаимоотношений. Никон и Аввакум. Церковный раскол.

2. Реформы Петра I. Результаты, ход, методы и цена петровских преобразований:

- в военном деле

- в государственно-административном управлении

- в социально-экономической сфере

- в культурной жизни.

3. Причины дворцовых переворотов. Основные направления политики российских монархов в 1725-1762 гг.

4. Екатерина Великая:

- Продолжательница преобразований деятельности Петра I.

- Оценка «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

- «Золотой век» русского дворянства.

Темы докладов и сообщений:

1. Царевна Софья – невенчанная царица.

2. «Петр для России или Россия для Петра»?

3. Петр и Екатерина Великие: что их объединяет в русской истории?

4. XVIII век – век женщин на русском престоле.

5. Русские врачи XVIII в. и первые школы лекарей.

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Выпишите даты основных исторических событий в период петровских преобразований. (Царствование Петра I, Азовские походы, «Великое посольство», введение нового летоисчисления. Северная война, Основание Петербурга, Полтавская битва, церковная реформа, провозглашение Российской империи, введение табеля о рангах, учреждение Академии наук.)

 

2. Заполните таблицу «Эпоха дворцовых переворотов»

 

№ пп Инициаторы переворота Кто приходит к власти. Годы правления. Основные исторические события
         
         

 

3. Выпишите основные исторические даты периода правления Екатерины II (Семилетняя война, Манифест о вольности дворян, деятельность Уложенной комиссии, русско - турецкие войны, крестьянская война Е.Пугачева, присоединение Крыма к России).

Рекомендуемая литература по теме:

1. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле.- СПб.,1997

2. Буровский А. Несостоявшаяся империя. Россия, которая могла быть.- М., 2001

3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в. - М., 1991, кн. 1.

4. Ключевский В.О. – в любых изданиях

5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 1993

6. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987

7. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.,1990

8. Павленко Н.И. Страсти у трона. История дворцовых переворотов. – М. 1996

9. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007

10. Скрынников Р.Г. Михаил Романов. – М.: АСТ, 2005

11. Сочинения Екатерины 11.- М., 1990

12. e katerina2.bnd.ru сайт "Екатерина II Великая" История России екатерининской эпохи. Биография, Хронология, Сочинения Екатерины II, Портретная галерея, Персоны XVIII века, Статьи по истории, Небольшая библиотека художественной литературы и др.

Семинар 4

РОССИЯ В Х1Х ВЕКЕ.

Семинар 6.

Семинар 7.

Семинар 8.

АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ –

Семинар 9.

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть положение СССР в конце 80-х гг., причины «перестройки» (1985-1991 гг.). Дать оценку роли М.С.Горбачева в начавшихся изменениях общественных процессов, приведших к распаду СССР. Обсудить 90-е годы – начало демократизации России. Обсудить проблему кризиса власти и пути ее решения осенью 1993 г. Рассмотреть поиск путей реформирования страны на рубеже веков. Рассмотреть пути становления новой российской государственности, а также положение России на пути радикальной социально-экономической модернизации. Познакомить студентов с внутренним и внешнеполитическим положением России в условиях новой геополитической ситуации. Определить место современной России в мировом сообществе цивилизаций.

План:

1. «Перестройка»:

- М.С. Горбачева - новый лидер старой системы.

- Концепция «перестройки» - новое политическое мышление.

- Этапы перестройки и их результаты.

- Внешняя политика, изменение роли СССР в мире.

2. Начало демократической России:

- Парад суверенитетов. Распад СССР.

- 1993 год – принятие Конституции РФ.

- Президенты РФ – Б.Н. Ельцин и В.В. Путин

- Экономические, социальные, национальные, культурные изменения в современной России.

3. Россия в XXI веке. Действующий Президент РФ Д.А. Медведев.

Темы докладов и сообщений:

1. ГКЧП – история неудачного переворота.

2. М.С. Горбачева – последний Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и последний Президент СССР.

3. Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев – роль личности в истории (по выбору).

4. «Горячие точки» России (Афганистан, Чечня, Абхазия и др.).

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Выпишите даты основных исторических событий:

- Избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС

- XIX конференция КПСС, объявление политической реформы

- Выборы народных депутатов СССР

- Признание необходимости перехода к многоукладной экономике и плюрализму форм собственности

- Выборы народных депутатов республик. Избрание Президента СССР (М.С. Горбачева)

- Прекращение деятельности СЭВ и Варшавского Договора

- Избрание путем всенародного голосования перваго Президента России (Б.Н. Ельцина)

- Политический кризис, связанный с деятельностью ГКЧП. Путч.

- Провозглашение российским руководством курса на радикальные рыночные реформы

- Распад СССР

- Политический кризис в России, связанный с противостоянием Президента и Верховного Совета РФ

- Принятие Конституции РФ

- Начало чеченской войны

- Выборы в Государственную Думу

- Выборы Президента РФ. Победа на выборах Б.Н. Ельцина

- Выборы Президента РФ (В.В. Путина)

 

2. Дайте краткую характеристику следующим историческим лицам: М.С.Горбачев, Н.И.Рыжков, А.А.Громыко, Э.А.Шеварднадзе, А.Н.Яковлев, А.И.Лукьянов, Е.К.Лигачев, Л.М.Кравчук, Б.Н.Ельцин, Е.Т.Гайдар, В.С.Черномырдин, А.Д.Сахаров, А.А.Собчак, Г.Х.Попов, Р.И.Хасбулатов, В.В.Жириновский, Г.А.Зюганов, А.Б.Чубайс, Ю.М.Лужков, Г.А.Явлинский, Р.Рейган, Дж.Буш, Б.Клинтон, М.Тэтчер, Г.Коль, Ж.Ширак.

3. Дайте определения следующим историческим понятиям: Перестройка, демократия, гласность, свобода слова, политический кризис, путч, партия, многопартийность, политическая система, приватизация, федерация, конфедерация, унитарное государство, экономический рынок, плюрализм, консенсус, суверенитет, содружество независимых государств.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Вяземский В.В., Елисеева Н.В. СССР – Россия: От М.С. Горбачева до В.В. Путина. М., 2003

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 441-471.

3. История России. Курс лекций п/р Б.В.Личмана. Екатеринбург, 1995, т.2.с.269-294.

4. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История России с 1917 года до наших дней. НГУ, 1996, с. 142 - 157.

5. Конт Ф. Политический портрет М.Горбачева //Общественные науки и современность, 1991, №5 с. 134.

6. Кривогуз И.М. Либерализация России: Начало долгого пути. М., 2005.

7. Хинштейн А.Е. Ельцин. Кремль. История болезни. - М., 2006.


ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Самостоятельная работа студентов предусмотрена ГОС ВПО и рассматривается как обязательная форма обучения студентов. Самостоятельная работа развивает умение студентов работать с учебно-методической и справочной литературой. Для эффективного освоения теоретического материала по курсу студенты обеспечены базовой учебной литературой и имеют возможность самостоятельно заниматься в методическом кабинете кафедры, который укомплектован современной литературой и первоисточниками по дисциплине, в гуманитарном зале библиотеки НГМУ, а также в других библиотеках города.

Формами самостоятельной работы являются изучение учебной и научной литературы, первоисточников, конспектирование, подготовка сообщений, докладов к семинарскому занятию по выбранной теме, написание рефератов.

Обязательной формой работы для всех студентов является написание рецензии на статью из научно-исторического журнала («Отечественная история», «Вопросы истории» и т.д.). Студенты, не подготовившие и не защитившие рецензию, не допускаются к сдаче экзамена.

Формы самостоятельной работы Содержание самостоятельной работы Деятельность студента
  Работа над составлением конспекта. 1. Составление словаря терминов (глоссария) в тетради для конспектов. 2. Составление биографического исторического словаря. 3. Составление хронологии основных исторических дат.   Работает со справочной и учебной литературой (словари, справочники, энциклопедии, учебники, учебные пособия).
Подготовка устного выступления к семинарскому занятию 1. Подготовка к семинарским занятиям по темам плана. 2. Подготовка доклада или сообщения.   1. Читает раздел темы в учебнике; прорабатывает материал; 2. Осуществляет поиск материала в Internet; 3. Конспектирует литературу; 4. Готовит тезисы выступления на семинарском занятии; 5. Выполняет задания для самоконтроля.
Работа с научной литературой по Отечественной истории 1. Рецензирование научных статей по Отечественной истории. 2. Написание реферата. 1. Читает научную статью (статьи, монографии, др. литературу). 2. Анализирует текст; 3. Делает выводы; 4. Пишет рецензию на статью (реферат). 5. Оформляет текст рецензии (реферат) в соответствии с общими требованиями.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЕТУ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

1. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства. Внутренняя и внешняя политика первых Рюриковичей.

2. Принятие и утверждение христианства на Руси. Причины и историческое значение крещения Руси.

3. Политическая раздробленность Руси в CI-CIII вв.: причины и последствия.

4. Борьба Руси против иностранных захватчиков в XIII - CIV вв. Установление монголо-татарского ига и его последствия. Борьба с западной агрессией. Значение побед Александра Невского.

5. Возвышение Москвы и собирание русс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.199 с.)