Потребности самоактуализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности самоактуализации.



Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Он Характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно.

Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние оказываемое потребностями безопасности. Дети воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:

n дефицитные мотивы

n мотивы роста.

Первые направлены на удовлетворение дефицитарных состояний, например, голод, холод опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения. В отличии от Д-мотивов мотивы роста (или метапотребности, или бытийные потребности, или Б-мотивы) имеют отдаленные цели. Их функция состоит в обогащении и расширении жизненного опыта. К метапотребностям можно отнести: целостность, совершенство, активность, красота, доброта, уникальность, истина, честь, реальность и т.д.

10 . Структура возраста. Психологические особенности возрастных кризисов.

Структура возраста– это разделение или периодизация возраста т. е. из каких этапов он состоит. концепций..

Структура возраста делится на несколько ступеней, которые в свою очередь тоже подразделяются на классы, итак (сразу описываю суть кризиса):

1. Ступень оживления.

1а) Становление телесности человека - -2 месяца – 3 недели (родовой кризис – связан в первую очередь с возможностью самой жизни);

1б) Новорожденность 3 нед. – 7 месяцев (кризис новорожденности – перелом происходит в 5 месяцев и связан с возникновением первого организованного действия – акта хватания);

2. Ступень одушевления.

2а) Младенчество - 6 – 18 мес. (кризис младенчества – в начале кризиса лежит два события речь и прямохождение, ребенок попадает в четырех мерное пространство, как и взрослые);

2б) Раннее детство 1 год 3 месяца – 3,5 года. (криз. Раннего детства или трех лет – заключается в противоречии «хочу» и «могу», симптомы: негативизм, упрямство и т. д.);

3. Ступень персонализации.

3а) Дошкольное детство 3 – 7,5 лет (кризис детства или кризис 7-ми лет – связан с утратой детской непосредственности в связи с вступлением ребенка в ответственную социальную жизнь);

3б) Отрочество 7 – 11,5 лет (кризис отрочества или 11-ти лет – возникновение самосознания или формирование чувства взрослости);

4. С-нь индивидуализации.

4а) Юность 14 – 18 (кризис юности 17 - 21 год вступление в самостоятельную жизнь в обществе);

4б) Молодость 19 – 28 (кризис молодости 27 – 33, связан с возникновением чувства ухода молодости перестроение всей личности, возникает нормативный кризис молодости – потребность в подведении промежуточных итогов);

5. С-нь универсализации

5а) Взрослость 32 – 42 (кризис средних лет 39 – 45, заключается в поиске новых целей идеалов, духовных ценностей, смысла жизни);

5б) Зрелость 44 – 60 (кризис зрелости 55 – 65, связан с выходом на пенсию);

5в) Старость 65 и далее (противоречие между психологическими способностями и биологическими возможностями, как такого кризиса невыделенно).

Итак, возрастной кризис – это некое препятствие после преодоления которого у человека формируется качественное психическое новообразование, а особенности кризисов связаны с актуальной жизненной ситуацией.

 

Развитие в раннем детстве.

Раннее детство (от 1 до 3 лет).

В конце младен­чества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым от матери. Начинает разрушаться ситуация не­разрывного единства ребенка и взрослого. А вот следующий этап — психологиче­ское отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физиче­ские возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, появляются первоначальные основы самосознания.

Особенности психологического развития:

Речь. Развивается активная речь: растет активный сло­варь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, состоят из 2-3 слов. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Расширяется круг его общения — он уже может общаться с помощью речи с другими взрослыми, с детьми.

Восприятие. Раннее детство интересно тем, что среди всех функций доминирует восприятие. Доминирование вос­приятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов, дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией — тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является полевым, импульсив­ным; ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации, их не привлекает. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображе­ния, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет.

Па­мять. В основном, это узнавание, хотя ребенок уже может и не­произвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше — ему что-то вспоминается. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт.

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. В это время в совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Взрослый учит его тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш и как — совочек, что нужно делать с игрушками — возить машину, укачивать куклу, дуть в дудочку. Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности, поэтому, как считают отече­ственные психологи, оно отстает от нее по общему уровню разви­тия и по составу операций.

Ведущая деятельность в этот период — предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том чис­ле игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.

Эмоциональная сфера:

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в ран­нем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоцио­нально реагирует только на то, что непосредственно восприни­мает.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не мо­жет их контролировать и сдерживать; ограничивают их только на­казания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинако­вой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце это­го периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аф­фективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребе­нок. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале.

Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных дей­ствий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.

Кризис 3 лет:

Граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разру­шение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие от­ношения.

Главный мо­тив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали (негативизм).

Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрос­лым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм — кризисное явление, кото­рое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого слу­чайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство.

В переходный период может появиться строптивость. Она на­правлена не против конкретного взрослого, а против всей сло­жившейся в раннем детстве Системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.011 с.)