Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов



а) основная литература:

1) 159/ Р 311 Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузовник/ А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2008. - 431 с. - (Учебное пособие). - Библиогр. в конце разд.. - ISBN 978-5-272-00266-2: Имеются экземпляры в отделах: УБ(294), ч.з.N4(1), ч.з.N3(2), ч.з.N1(1), ч.з.N2(1), ч.з.N6(1)

 

2)159/С 816 Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 526 с.: ил., портр..- (Образование, воспитание, обучение, развитие). - Библиогр. в конце гл. и в подстроч. примеч.. - ISBN 978-5-238-01332-9: Имеются экземпляры в отделах: УБ(48), ч.з.N6(2)

3) 88/К832 Кроль, В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие ля студентов техн. вузов/ В. М. Кроль. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Высш. шк., 2006. - 432с.,[1]л. портр.: ил.. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с.418-419 (66 назв.). - Имен. указ.: с.420-421. - Предм. указ.: с.422-428. - ISBN 5-06-005581-7: Имеются экземпляры в отделах: МБ(ЧЗ)(2), МБ(48)

4) Гребенюк О.С. Гребенюк Т.Б. Теория обучения. Уч. для студ. высш. учеб. завед.- М.: Изд-во ВЛАДОС–ПРЕСС, 2003. –384с.

5). Маклаков А. Г. Общая психология: Уч. пос. - Спб., 2007.

6). Немов Р.М. Психология: Уч. пос. в2 т.- М.,2006.- т.1,

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Психология: Учебник / под ред.Крылова А. А. -СПб.,1999.

2. Педагогика../ Под ред. Пидкасистого П.И.- М.,2002.

3. Подласый И.П. Педагогика.- М.,1996.

4. Сластенин В.А. и др.Педагогика. М., 2002.

5. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.,2000.

6. Андреев В.И.Педагогика. Учебный курс творческого саморазвития.- Казань,2000.

7. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы-М.,1993

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л.,1992.

9. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание.-М.,1986.

10. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.-СПб.,2000.

11. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века.-М.,1998.

12. Гофруа Ж. Что такое психология? В 2-х т.-М.,1992.

13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологи: Курс лекций: Уч.Пос..- М.,1997.

14. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-СПб.,1997.

15. Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.,2000.

16. Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире.-М.,1999.

17. Емельянов Ю.Н. Практикум по конфликтологии.-СПб.,2001.

18. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.-М., 1995

19. Заглада Т. П. Деловое общение.г. Калининград, КГТУ, 2001.

20. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб.,2000.

21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб., 2000.

22. Изард К.Э. Психология эмоций.- Спб., 1999.

23. Кан- Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.-М.,1987.

24. Келли Дж.Психология личности. Теория личностных конструктов. СПб.,2000.

25. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов.- Ростов Н/Д.,1995.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2 е изд.- М.,1977г

27. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе.,-М.,2002.

28. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке.М., 1997.

29. Махмутов.М.И. Современный урок.-М.,1981.

30. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке.М., 1997.

31. Общая психодиагностика. Под.ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина.-СПб.,2000.

32. Одаренные дети/Пер.с англ.; Общ.ред.Г.В.Бурменской и др.,-М.,1991.

33. Педагогическая диагностика в школе./Под ред.А.И.Кочетова.-Минск.1987.

34. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.-М.,2001.

35. Психологический словарь./Под ред.В.И.Зинченко и др.-М.,1996.

36. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности.-СПб.,2001

37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Спб.,1999.

38. Самсонова Н.В. Опыт тематического словаря справочника.- Калининград, 2000.

39. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии.- М.,2002.

40. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.- М., 1997.

41. Стивенс Хосе Приручи своих драконов. Обрати недостатки в достоинства.- Спб., 2002.

42. Стреляу Я.Роль темперамента в психическом развитии./ Пер. с пол.под общ.ред.И.В,Равич-Щербо.-М.,1982.

43. Стюарт - Гамильтон Я. Что такое психология.-Спб., 2001.

44. Тадахико Нагао, Исаму Сайто. Кокология. Игра самораскрытия.- София.ИД “Гелиос”., 2003.

45. Томсон П. Самоучитель общения.-СПб.,2002.

46. Фрейджер Р. Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения.-СПб.,2001.

47. Фрейд З.Психология бессознательного.М.,1998.

48. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.,1990.

49. Хекхаузен Х. Психология достижения.СПб.,2000.

50. Хъелл Л., Зиглер Д.Теории личности.-СПб.,1997.

51. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.-М., 2004

52. Эриксон Э. Детство и общество.СПб., 2001.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://www.psicom.ru/obshaya-psihologiya001.html- сайт электронных учебных пособий по психологии

 

2. http://www.voppsy.ru/index.htm- Журнал «Вопросы психологии»

 

3. http://www.dslib.net/dissertacii-avtoreferaty-besplatno.html -Каталог бесплатных диссертаций по педагогике и психологии

 

4. http://childpsy.ru/dissertations/- каталог диссертаций и авторефератов по псих и пед

5. http://psyjournals.ru/ -портал психологических журналов

 

6. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=28122 - окно образовательных ресурсов

 

7. http://psi.webzone.ru/index.htm -психологический словарь

8. http://jeducation.ru/soi.html -журнал «Образование и общество»

9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php - Российская педагогическая энциклопедия

10. http://www.psyarticles.ru/ - учебные материалы по психологии

11. http://www.koob.ru- Онлайн Библиотека

 

 

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ- минимальная ве­личина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.

АБСТРАКЦИЯ— мысленное выделение какого-либо при­знака или свойства предмета, явления с целью его более деталь­ного изучения.

АВТОКИНЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ- иллюзорное, кажуще­еся движение на самом деле неподвижного объекта, например, светящейся точки в темноте при длительной фиксации взора на ней в отсутствие каких-либо других видимых объектов в поле зрения.

АВТОРИТАРНЫЙ (властный, директивный) — характери­стика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться пре­имущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п.

АВТОРИТЕТНОСТЬ— способность человека иметь опреде­ленный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением.

АГГЛЮТИНАЦИЯ— слияние различных слов в одно с со­кращением их морфологической структуры, но с сохранением первоначального смысла. В психологии — одна из существен­ных характеристик слов, используемых во внутренней речи.

АГРЕССИВНОСТЬ (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением при­чинить им неприятности, нанести вред.

АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенно­стям действующих на них стимулов с целью их наилучшего вос­приятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

АККОМОДАЦИЯ— изменение кривизны хрусталика глаза с целью точной фокусировки изображения на сетчатке.-

АКТИВНОСТЬ— понятие, указывающее на способность жи­вых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

АКЦЕНТУАЦИЯ — выделение какого-либо свойства или при­знака на фоне других, его особенное развитие.

АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ— понятие, введенное П.К.Анохи­ным. Обозначает гипотетический психофизиологический аппа­рат, существующий в центральной нервной системе и представ­ляющий собой модель будущего результата действия, с которой затем сличаются параметры реально выполненного действия.

АЛЬТРУИЗМ — черта характера, побуждающая человека бес­корыстно приходить на помощь людям и животным.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ— двойственность, противоречивость. В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с дру­гом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

АМНЕЗИИ— нарушения памяти.

АНАЛИЗАТОР— понятие, предложенное И.П.Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагирова­нии на раздражители (см.).

АНИМИЗМ — древнее учение об объективном существова­нии, переселении душ и духов, а также фантастических, сверхъ­естественных призраков.

АНТИЦИПАЦИЯ— предвосхищение, ожидание наступле­ния чего-либо.

АПАТИЯ— состояние эмоционального равнодушия, безраз­личия и бездеятельности:

АППЕРЦЕПЦИЯ— понятие, введенное немецким ученым ГЛейбницем. Определяет состояние особенной ясности созна­ния, его сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого ученого, В.Вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли и ход психических процессов.

АПРАКСИЯ — нарушение движений у человека.

АССОЦИАЦИЯ — соединение, связь психических явлений друг с другом.

АССОЦИАЦИОНИЗМ— психологическое учение, исполь­зовавшее ассоциацию как главный объяснительный принцип всех психических явлений. А. господствовал в психологии XVIII— XIX вв.

АТРИБУЦИЯ— приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению.

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ— приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступ­ку человека.

АТТРАКЦИЯ— привлекательность, влечение одного челове­ка к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА — комплекс специальных уп­ражнений, основанных на самовнушении и используемых че­ловеком для управления собственными психическими состоя­ниями и поведением.

АУТИЗМ— нарушение нормального хода мышления под вли­янием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных ши­зофренией. Термин введен врачом-психиатром Е.Блейлером.

АФАЗИИ — нарушения речи.

АФФЕКТ — кратковременное, бурно протекающее состоя­ние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действую­щей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворе­нием очень важных для человека потребностей.

АФФЕРЕНТНЫЙ— понятие, характеризующее ход процес­са нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

АФФИЛИАЦИЯ— потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных: дру­жеских, товарищеских, приятельских отношений с окружаю­щими людьми.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ— внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое дей­ствие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ— характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сфе­ры его сознания, но оказывающих такое же влияние на его по­ведение, как и сознание.

БИХЕВИОРИЗМ— учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведе­ние человека и изучается его зависимость от внешних и внут­ренних материальных стимулов. Б. отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений. Основателем Б. считается американский ученый Д.Уотсон.

БОЛЬШАЯ ГРУППА — значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на осно­вании какого-либо абстрагированного (см. абстракция) соци­ально-демографического признака: пола, возраста, националь­ности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.п.

БРЕД — ненормальное, болезненное состояние психики че­ловека, сопровождающееся фантастическими образами, виде­ниями, галлюцинациями (см. также аутизм).

БРЕЙНСТОРМИНГ — специальный метод организации со­вместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.

ВАЛИДНОСТЬ — качество метода психологического иссле­дования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

ВЕРА — убежденность человека в чем-либо, не подкрепляе­мая убедительными логическими аргументами или фактами.

ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ — приобретение человеком жиз­ненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инс­трукции и разъяснения.

ВЕРБАЛЬНЫЙ — относящийся к звуковой человеческой речи.

ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ — приобретение человеком зна­ний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.

ВЛЕЧЕНИЕ — желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

ВНИМАНИЕ — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — особенный вид человеческой рече­вой деятельности, непосредственно связанный с бессознатель­ными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

ВНУШАЕМОСТЬ — податливость человека действию вну­шения.

ВНУШЕНИЕ — неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психоло­гии и поведении.

ВОЗБУДИМОСТЬ — свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохра­нять его следы в течение некоторого времени.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ— область психологии, изу­чающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.

ВОЛЯ — свойство (процесс, состояние) человека, проявля­ющееся в его способности сознательно управлять своей психи­кой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, воз­никающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

ВООБРАЖЕНИЕ— способность представлять отсутствую­щий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

ВОСПОМИНАНИЕ(припоминание) — воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.

ВОСПРИЯТИЕ — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ — интервал времени между началом дей­ствия какого-либо стимула и появлением в организме опреде­ленной реакции на него.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯСИСТЕМА — система речевых зна­ков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ(экспрессия) - система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным пу­тем (см. вербальный) передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ- преобразован­ные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. Понятие введено Л.С.Выготским в рамках культурно-исторической теории развития В.п.ф. (см.).

ВЫТЕСНЕНИЕ— один из защитных механизмов (см.) в пси­хоаналитической теории личности (см. психоанализ). Под дей­ствием В. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные непри­ятные эмоциональные переживания.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ— нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на со стояние его психики (см. также аутизм, бред).

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ СТИМУЛА- приобретение многими стимулами (см. раздражитель), изначально не связанными с ус-

ловной реакцией (см. рефлекс условный), способности ее вызывать.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологиче­ской науки, изучающая происхождение психических явлений и их связь с генотипом человека.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — метод изучения психических явлений в развитии, устанавливающий их происхождение и за­коны преобразования по мере развития (см. также историче­ский метод).

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

ГЕНОТИП — совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.

ГЕШТАЛЬТ — структура, целое, система.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в. в период открытого кризиса психологической науки. В противоположность ассоциационизму гештальтпсихология утверждала приоритет структуры, или целостности (см. гештальт), в организации пси­хических процессов, законах и динамике их протекания.

ГИЛОЗОИЗМ — философское учение о всеобщей одухотво­ренности материи, утверждающее, что чувствительность как эле­ментарная форма психики присуща всем без исключения ве­щам, существующим в природе.

ГИПНОЗ — вызванное внушающим воздействием времен­ное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.

ГОМЕОСТАЗ — нормальное состояние равновесия органи­ческих и других процессов в живой системе.

ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его вооб­ражении приятные, желаемые картины будущей жизни.

ГРУППА — совокупность людей, выделенная на основе ка­кого-либо одного или нескольких, общих для них признаков (см. также малая группа).

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — направление исследований в социальной психологии (см.), в котором изучается процесс воз­никновения, функционирования и развития разных групп (см.).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психоло­гии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Г.п. возникла в первой поло-

вине XX в. Основоположниками считаются американские уче­ные Г.Оллпорт, А.Маслоу и К.Роджерс.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (см. отклоняющееся поведение).

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ(обезличивание) — временная ут­рата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

ДЕПРЕССИЯ— состояние душевного расстройства, подавлен­ности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ — причинное обусловливание (см. детер­минизм).

ДЕТЕРМИНИЗМ— философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объектив­ных причин всех явлений, существующих в мире.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ— отрасль возрастной психологии, в которой изучается психология детей разного возраста, от рож­дения до окончания школы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой ак­тивности, направленной на творческое преобразование, совер­шенствование действительности и самого себя.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТНАЯ— деятельность, подчи­ненная в своем течении особенностям предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми. Рассчитана на усвое­ние способов правильного употребления этих предметов людь­ми и развитие их способностей.

ДИСПОЗИЦИЯ— предрасположенность, готовность чело­века к определенным внешним или внутренним действиям.

ДИСТРЕСС — отрицательное влияние стрессовой (см. стресс) ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного раз­рушения.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психо­логической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей.

ДОМИНАНТА— преобладающий очаг возбуждения в голо­вном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Способен усиливаться за счет при­тяжения возбуждений с соседних участков мозга. Понятие Д. введено А.Ухтомским.

ДРАЙВ — понятие, обозначающее неосознаваемое внутрен­нее влечение общего характера, порождаемое некоторой орга­нической потребностью. Используется в психологии мотивации и в теории научения.

ДУАЛИЗМ — учение о независимом, самостоятельном суще­ствовании тела и души. Берет свое начало в работах древних фи­лософов, но полное развитие получает в средние века. Разверну­то представлено в работах французского философа РДекарта.

ДУША — старое, использовавшееся в науке до появления слова «психология» название совокупности явлений, исследуе­мых в современной психологии.

ЖЕЛАНИЕ— состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и го­товностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

ЖЕСТ — движение рук человека, выражающее его внутрен­нее состояние или указывающее на какой-либо объект во внеш­нем мире.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи.

ЗАБЫВАНИЕ— процесс памяти, связанный с утратой сле­дов прежних воздействий и возможности их воспроизведения (см. воспоминание).

ЗАДАТКИ— предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.

ЗАКОН БУГЕРА—ВЕБЕРА— психофизический (см. психо­физика) закон, выражающий постоянство отношения прираще­ния величины раздражителя, породившего едва заметное изме­нение силы ощущения к его исходной величине:

I

Этот закон независимо друг от друга был установлен фран­цузским ученым П.Бугером и немецким ученым Э.Вебером.

ЗАКОН ВЕБЕРА—ФЕХНЕРА— закон, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины дейст­вующего раздражителя:

S = К • lg I + С,

где Ś — сила ощущения, I — величина раздражителя, К и С — константы.

Выведен немецким ученым Г.Фехнером на основе закона Бугера — Вебера (см.).

ЗАКОН ЙЕРКСА—ДОДСОНА— криволинейная, колоколо-образная связь, существующая между силой эмоционального воз­буждения и успешностью деятельности человека. Показывает, что наиболее продуктивной деятельность бывает при умерен­ном, оптимальном уровне возбуждения. Открыт в начале XX в. американскими психологами Р.Йерксом и Дж.Додсоном.

ЗАКОН СТИВЕНСА— один из вариантов основного психо­физического закона (см. закон Вебера—Фехнера), предполагаю­щий наличие не логарифмической, а степенной функциональ­ной зависимости между величиной стимула и силой ощущения:

S = К∙ Iⁿ, где

S- сила ощущения, I –величина действующего стимула, К и n константы

 

ЗАМЕЩЕНИЕ(сублимация) — один из защитных механиз­мов, представляющих собой подсознательную замену одной, за­претной или практически не достижимой, цели на другую, раз­решенную и более доступную, способную Хотя бы частично удов­летворить актуальную потребность.

ЗАРАЖЕНИЕ — психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ— психоаналитическое поня­тие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознатель­ных приемов, с помощью которых человек, как личность, обе­регает себя от психологических травм.

ЗАПОМИНАНИЕ— один из процессов памяти, обозначаю­щий введение в память вновь поступающей информации.

ЗНАК — символ или объект, служащий заменителем другого объекта.

ЗНАЧЕНИЕ(слова, понятия) — то содержание, которое вкла­дывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.

ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО (БЛИЖАЙШЕГО) РАЗВИ­ТИЯ— возможности в психическом развитии, которые откры­ваются у человека при оказании ему минимальной помощи со стороны. Понятие З.п.р. введено Л.С.Выготским.

ЗООПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изу-. чающая поведение и психологию животных.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление. В психологии — ус­тановление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирую­щегося с ним лица.

ИДЕОМОТОРИКА — влияние мыслей на движения, прояв­ляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным реальным движением наиболее подвижных час­тей тела: рук, глаз, головы или туловища. Эти движения зача­стую являются непроизвольными и скрытыми от сознания са­мого человека, совершающего их.

ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — (см. мгновенная память).

ИЛЛЮЗИИ — феномены восприятия, воображения и памя­ти, существующие только в голове человека и не соответствую­щие какому-либо реальному явлению или объекту.

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ - устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности лю­дей, на основе которого он судит о людях в условиях недоста­точной информации о них.

ИМПРИНТИНГ — вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями. При И. готовые с рождения формы поведения вклю­чаются в действие под влиянием какого-либо внешнего стиму­ла, который как бы запускает их в действие.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта челове­ка, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непро­думанным действиям и поступкам.

ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание инди­видных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от дру­гих людей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - устой­чивое сочетание особенностей выполнения разных видов дея­тельности одним и тем же человеком.

ИНИЦИАТИВА — проявление человеком активности, не сти­мулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.

ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого че­ловека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНСТИНКТ — врожденная, малоизменяемая форма пове­дения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ- действие, служащее средством достижения цели, отличной от его собственного ре­зультата.

ИНТЕЛЛЕКТ— совокупность умственных способностей че­ловека и некоторых высших животных, например, человекооб­разных обезьян.

ИНТЕРАКЦИЯ— взаимодействие.

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ— учение, утверждающее, что все при­жизненно приобретаемые человеком психологические свойст­ва, качества и виды поведения являются результатом взаимо­действия его внутреннего мира и внешней среды.

ИНТЕРЕС— эмоционально окрашенное, повышенное вни­мание человека к какому-либо объекту или явлению.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ— переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку И. означает превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Соглас­но культурно-исторической теории формирования высших психи­ческих функций И. является основным механизмом их развития.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ— нарушение нормального хода одно­го процесса вмешательством другого.

ИНТРОВЕРСИЯ— обращенность сознания человека к са­мому себе; поглощенность собственными проблемами и пере­живаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. И. является одной из базовых черт личности.

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психоло­гических исследований, существовавшая в основном в XIX в. Основным методом исследования в И.п. была интроспекция.

ИНТРОСПЕКЦИЯ— метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при ре­шении разного рода задач.

ИНТУИЦИЯ — способность быстро находить верное реше­ние задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуаци­ях, а также предвидеть ход событий.

ИФАНТИЛИЗМ— проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека.

ИСПЫТУЕМЫЙ — человек, над которым проводятся науч­ные психологические опыты.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД— метод изучения психических явлений в их развитии в зависимости от исторических условий жизни человека.

КАТАРСИС — очищение. Психоаналитический (см. психоа­нализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступаю­щее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ— метод психологического ис­следования, при котором не используются количественные по­казатели, а выводы делаются только на основе логических рас­суждений по поводу полученных фактов.

КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложив­шихся в ней.

КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ- психологическое состояние или ситуация, при которой индивид, имея необходи­мые знания, умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее пове­дение человека на основе знаний и изучающее процесс и дина­мику их формирования.

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ- теория, пред­ложенная в русле когнитивной психологии американским уче­ным Л.Фестингером. Рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС— противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные пережива­ния и побуждающее его к действиям, направленным на устра­нение этого противоречия.

КОЛЛЕКТИВ— высокоразвитая малая группа людей, отно­шения в которой строятся на позитивных нормах морали. К. обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта.

КОММУНИКАЦИИ— контакты, общение, обмен информа­цией и взаимодействие людей друг с другом.

КОМПЕНСАЦИЯ— способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков (см. комплекс неполноценности) за счет усиленной работы над собой и разви­тия других положительных качеств. Понятие К. введено А.Ад-лером.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ— сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способ­ностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубоки-

ми отрицательными эмоциональными переживаниями по это­му поводу.

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — сложная сенсорно-двигатель­ная реакция младенца (около 2—3 месяцев), возникающая при восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери.

КОНВЕРГЕНЦИЯ — сведение зрительных осей глаз на ка­ком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- свойство восприни­мать объекты и видеть их относительно постоянными по вели­чине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях вос­приятия.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ— метод психологического изучения раз­личных текстов, позволяющий по их содержанию судить о пси­хологии создателей этих текстов.

КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ- состояние неудов­летворенности человека какими-либо обстоятельствами его жиз­ни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ- трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несов­местимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

КОНФОРМНОСТЬ — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого че­ловек внутренне не сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован какими-либо конъюнктурны­ми соображениями.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА - понятие, расширяющее и углубляющее павловское представление о ре­флекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе различных групп нейронов коры голо­вного мозга. Понятие К.р.д. введено Е.Н.Соколовым и Ч.А.Из-майловым.

КОРРЕЛЯЦИЯ— математическое понятие, указывающее на статистическую связь, существующую между изучаемыми явле­ниями (см. матемащическая статистика).

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ-числовой показатель умственного развития человека, получае­мый в результате применения специальных тестов, предназна­ченных для количественной оценки уровня развития интеллек­та человека.

КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное дли­тельной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимо­отношениями с окружающим миром. К. возрастной нередко возни­кает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫ­СШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ- теория, объясняющая процесс формирования и развития высших психических функций человека на основе культурных и общественно-исторических условий существования людей. Разработана в 20—30-е годы Л.С.Выготским.

ЛАБИЛЬНОСТЬ — свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определен­ное количество нервных импульсов за единицу времени. Л. так­же характеризует скорость возникновения и прекращения нер­вного процесса.

ЛИБИДО— одно из основных понятий психоанализа. Обоз­начает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, ко­торая лежит в основе потребностей и поступков человека. По­нятие Л. введено в научный оборот З.Фрейдом.

ЛИДЕР — член группы, чей авторитет, власть или полномо­чия безоговорочно признаются остальными членами малой груп­пы, готовыми следовать за ним.

ЛИДЕРСТВО— поведение лидера в малой группе. Приобре­тение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих лидерских функций.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ - относящийся к языку.

ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее'совокупность устой­чивых психологических качеств человека, составляющих его ин­дивидуальность.

ЛОГОТЕРАПИЯ — психотерапевтический метод (см. психо­терапия), рассчитанный на то, чтобы придать утратившей смысл жизни человека более определенное духовное содержание, об­ратить внимание и сознание человека к подлинным нравствен­ным и культурным ценностям. Предложен австрийским психи­атром В.Франклом и основан на осознании человеком своей ответственности перед людьми и самим собой.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ(свойств и состояний человека) — представленность в структурах головно­го мозга человека места расположения там основных психиче­ских функций, состояний и свойств, их связь с конкретными анатомо-физиологическими отделами и структурами мозга.

ЛОКАЛЬНЫЙ— ограниченный, местный.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ— понятие, характеризующее локали­зацию причин, исходя из которых человек объясняет свое соб­ственное поведение и наблюдаемое им поведение других лю­дей. Внутренний Л.к. — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний Л.к. — их локализация вне человека, в окружающей его среде. Понятие Л.к. введено американским пси­хологом Ю.Роттером.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ— длительное по вре­мени своего проведения научное исследование процессов фор­мирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.

ЛЮБОВЬ— высшее духовное чувство человека, богатое раз­нообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое го­товностью сделать все от себя зависящее для благополучия лю­бимого человека.

МАЗОХИЗМ— самоунижение, самоистязание человека, свя­занное с неудовлетворенностью собой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.152 с.)