Тема 8. Современные концепции и модели организации обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Современные концепции и модели организации обучения.



1. Понятие концепции т технологии обучения

2. Основные современные дидактические теории и технологии обучения: развивающее, проблемное и эвристическое обучение, модульное обучение, компьютеризация и информатизация обучения, дифференцированное, личностно-ориентированное обучение.

3. Обучение и творческое саморазвитие субъектов педагогического процесса.

Задание для самостоятельной работы студентов:

Прочитайте приведенный к заданию список литературы и тест лекции по данной тематике. Выберите педагогические системы, которые Вам наиболее интересны и отвечают Вашим педагогическим взглядам. Изучите какую-либо одну педагогическую систему воспитания и одну из моделей организации обучения. Проанализируйте каждую из них отдельно по предлагаемой схеме, делая по ходу чтения выписки и заметки.

1. Автор системы и время ее создания.

2. Обоснование актуальности данной педагогической системы.

3. Главная идея педагогической системы.

4. Цели педагогической системы.

5. Содержание, на котором основывается организация педагогического процесса в данной педагогической модели.

6. Особенности деятельности педагога.

7. Особенности организации деятельности учащихся.

8. Другие характерные особенности данной системы.

9. Попытайтесь определить отличия образовательных и воспитательных систем.

 

Список литературы для выполнения задания:

1. Гребенюк О.С. Гребенюк Т.Б. Теория обучения. Уч. для студ. высш. учеб. завед.- М.: Изд-во ВЛАДОС–ПРЕСС, 2003. с.154- 191

2. Гребенюк О.С. Общая педагогика. Курс лекций.- Калининград, 1996, с.4-51.

3. Педагогика../ Под ред. Пидкасистого П.И.- М.,2002.

4. Подласый И.П. Педагогика.- М.,1996.

5. Сластенин В.А. и др.Педагогика. М., 2002.

6. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.,2000.

 

Тема 9: Психология и педагогика разрешения конфликта.

1. Практическая работа по изучению студентом своего уровня конфликтогенности, диагностике внутриличностных конфликтов, ведущей стратегии поведения в конфликте. Анализ студентами собственных полученных результатов.

2. Характеристика стилей поведения в конфликте. Анализ преимуществ и недостатков, условий целесообразности применения каждого из стилей.

3. Выработка конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций и конфликта на конкретных практических примерах.

Литература:

1. Гребенюк О.С. Общая педагогика. Курс лекций.- Калининград, 1996, с.77-105.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.,2000.

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.-М., 1995.

4. Самсонова Н.В. Опыт тематического словаря справочника.- Калининград, 2000.

5. Психология.: Уч.пос./Под ред.А.А. Крылова.-СПб., 1998, с.375-385

 

 

Примеры заданий для самостоятельной работы:

Тема1: Психология как наука

1. Назовите основные этапы развития психологии.

2. Как изменялся предмет психологии?

3. В чем причина методологического кризиса в психологии?

4. Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма?

5. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?

6. Какой метод исследования поведения был разработан Торндайком?

7. Каковы причины модификации классического бихевиоризма?

8. Проблема инсайта и подход к её изучению в гештальтпсихологии.

9. Изучив ответы на вопросы, заполните таблицу:

 

Школы психологии Основные представители Предмет исследования Основные идеи
  функционализм      
  бихевиоризм      
  гештальтпсихология      
  психоанализ      
  гуманистическая психология      

 

Тема 2: Психика и сознание.

Составьте таблицу на тему:

Функциональная ассиметрия и дифференциация функций полушарий головного мозга человека.

Литература:

1.НемовР.С.Психология.: Уч.пос.-М.,1994,с.93-124.

2.Маклаков А.Г. Общая психология.:Уч.пос.- Спб-2002, с.70 -122.

3.Психология.: Уч.пос. /Под ред. А.А. Крылова.-СПб., 1998, с.94-129.

4.Глейтман Г.и др. Основы психологии.-СПб.,2001.с.32-56.

5.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-СПб., 1988, с.255- 331.

Тема 3: Ощущение и восприятие

1. При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): анализатор, рецептор, аккомодация, ощущение, порог чувствительности, адаптация органов чувств, сенсибилизация, синестезия, восприятие.

2. Законспектируйте одну из статей к семинару.

3. Заполните таблицу №1 «Свойства восприятия»:

 

Свойства восприятия Определение свойств восприятия
  Объем восприятия  
  Константность восприятия  
  Целостность восприятия  
  Предметность  
  Категориальность  

 

4. Заполните таблицу № 2 «Законы восприятия»:

 

Законы восприятия Определение законов восприятия
  Закон фигуры и фона  
  Закон транспозиции  
  Закон близости  
  Закон константности  

 

Литература:

6. Немов Р.С.Психология.: Уч.пос.-М.,1994, т.2,с.165-190

7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.

Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 177 – 255.

Статьи для самостоятельного изучения:

1. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. / Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 1999. С. 3 – 27.

2. Скороходова О.И. Как я представляю окружающий мир. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 180 – 183.

3. Коффка К. Восприятие: введение в гештельттеорию. / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 96 – 114.

Тема 3: Психология личности и деятельности.

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Ответить на вопросы семинара.

2. При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): индивид, индивидуальность, личность,

3. Законспектируйте предлагаемые к семинару статьи.

4. Ответьте на следующие вопросы:

· Дайте определение личности.

· В чем проявляется индивидуальность?

Перечислите отечественных и зарубежных психологов, занимающихся изучением личности, и определите, к какому научному направлению относится каждый из авторов.

Статьи для самостоятельного изучения:

1. Леонтьев А.Н. Индивид и личность. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 140 – 146

2. Рубинштейн С.Л. Направленность личности. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 152 – 155.

 

Тема 5: Формирование и психическое развитие личности в свете различных концепций (Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Эриксон, Л.Колберг).

1.Оформить в виде таблицы сравнительный анализ различных концепций психического развития личности, отразив преимущества и недостатки каждой из авторских теорий.

2. Пронаблюдать, как проявляются «защитные механизмы», описанные З.Фрейдом, в поведении окружающих людей и самого себя. Что позволило Вам узнать о поведении человека данное наблюдение?

Литература:

1.НемовР.С.Психология.: Уч.пос.-М.,1994, т.1,с.285- 307.

2.Маклаков А.Г.Общая психология.:Уч.пос.- Спб-2002, с.490-511..

3.Психология.: Уч.пос./Под ред.А.А.Крылова.-СПб., 1998, с.241-247

4.Глейтман Г.и др.Основы психологии.-СПб.,2001.

Тема 7: Мышление и речь

1. составьте и заполните таблицу «качества мышления»:

 

Качества мышления Характеристика качеств мышления
  Быстрота мышления  
  Самостоятельность мышления  
  Гибкость мышления  
  Глубина мышления  
  Последовательность мышления  
  Критичность мышления  
  Осознанность мышления  

 

Тема 11. Психология общения

Задание 1

Опишите деловую одежду мужчины или женщины (в соответствии со своим полом)

Задание 2

Опишите 2-3 ситуации делового общения, в которых можно использовать жестовую коммуника­цию (жесты-иллюстраторы, - регуляторы, -эмблемы, -адаптеры, -аффекторы).

Задание 3

Ознакомьтесь и опишите правила деловой этики (кодекса чести и т.п.) профессиональной группы, кото­рую Вы представляете, фирмы, где Вы работаете или любой другой сферы деятельности (инфор­мацию можно взять из Интернета, литературы по менеджменту, общению и т.д.).

Задание 4.

Опишите тактику Вашего поведения в одной из следующих ситуаций:

1) Противник допускает намеки, компрометирующие тебя. Тем самым он ставит под сомнение твою мысль и предложение. Его цели: а) перенести критику на тебя, на твою личность; б) при­писать тебе явно нелепые высказывания

2).Собеседник намеренно уводит тебя к ложным выводам, подтасовывает факты для того, что­бы впоследствии уличить тебя в безграмотности и дилетантстве.

3).Вас грубо одергивают во время разговора (твоей речи, твоих рассуждений).

4).Часть аудитории настроена к вашему выступлению враждебно. Ваши действия? Как спра­виться с мешающим слушателем? Слушатели были равнодушны, а затем стали проявлять критиче­ское отношение к выступающему. Каковы возможные причины этого?

5).Выступающий не стоит на месте, прохаживается перед слушателями. Как это отразится на
восприятии его выступления? Нужно ли во время выступления менять громкость и тембр голоса?
6).Вы волнуетесь, выступая. Как с помощью взгляда обуздать свое волнение? Как влияет рассказан­ный выступающим анекдот на восприятие слушателями: а) улучшит; б) улучшит, если только не покоробит слушателей; в) ухудшит. То же относительно личных критериев.

Задание 5.

Проанализируйте свои качества общения по следующим личностным тестам, запишите результаты.

Тест 1. "Умею ли я говорить публично?"

За каждый пункт (если вам это свойственно) поставить +1 балл.

1. Знаю и учитываю установки слушателей.

2. Подаю информацию с позиции их интересов.

3. Речь моя проста.

4. Ссылаюсь только на достоверные факты.

5. Говорю обо всех "за" и "против" моей точки зрения.

6. Правильно сочетаю общую и конкретную информацию.

7. Вношу новизну в обсуждаемый вопрос.

8. Выхожу на конкретные идеи и предложения.

9. Выступаю обычно полемично.

10. Свободно владею проблемой.

11. Привлекаю и удерживаю внимание слушателей.

12. Использую неожиданные приемы.

13. Мои речи наглядны и образны.

14. Уважаю своих слушателей.

15. Задаю им вопросы, вовлекаю в дискуссию.

16. Стиль моих выступлений демократичен.

17. Раскрываю смысл, необходимость, актуальность темы.

18. Структурирую тексты для выступления.

19. Облегчаю восприятие и запоминание их.

20. Моя аргументация конкретна.

21. Моя информация нова, необычна.

22. Форма изложения оригинальна.

23. Использую юмор для разрядки.

24. Воздействую на эмоции слушателей.

25. Веду со слушателем диалог.

Подсчитайте сумму положительных баллов.

Дальше ставьте за каждый пункт отрицатель­ный балл (-1).

1. Ссылаюсь на себя (свое мнение, свой опыт).

2. Не привлекаю внимание слушателей.

3. Не удерживаю их внимание в течение 15 минут.

4. Нет яркого начала в моей речи.

5. Нет хорошей концовки, резюме, обобщения.

6. Речь не структурирую.

7. Нет ясной цели моего выступления.

8. Нет контакта с аудиторией.

9. Хаотично располагаю аргументы.

10. Выступаю без эмоций.

11. Предвзят в своих выводах.

12. Некорректно отношусь к противнику.

13. В речи есть слова-паразиты.

14. Затягиваю выступление в целом.

15. Непропорциональны начало, середина и конец.

16. Говорю слишком быстро.

17. Говорю слишком медленно.

18. Не затронул интересы слушателей.

19. Сложно или неточно для слушателей.

20. Даю только позитивную информацию.

21. Нет конкретных идей и предложений.

22. Поучительный, назидательный или высокомерный тон.

23. Веду публично монолог.

24. Вижу проблему и события субъективно.

25. Неспособен расшифровать обратную связь и скорректировать свою речь.

Подсчитайте сумму штрафных баллов. Суммируйте положительный и отрицательный ответы (суммы баллов). Запомните, что получилось. Нулевой или отрицательный результат показывает, что вы не оратор. Чем больше у вас положительных баллов, тем выше уровень вашего ораторского искусства.

Тест 2. Умеете ли вы слушать?

Уточним вопрос: когда Вы слушаете собеседника, доходят слова и предложения, или же Вы воспринимаете идеи, сомнения, которые за ними стоят? Как говорят, можно то не спадать собесед­ника.

Слушать - обязательный и активный акт в процессе коммуникации. Внимательно слушающий человек как бы стремится углубить процесс восприятия взглядом, мимикой, жестами, даже голо­сом. А как вы слушаете своего коллегу по службе, подчиненного или клиента?

Чтобы проверить себя, ответьте на следующие вопросы, каждый раз выставляя себе оценки:

-если вы всегда поступаете так, как сформулировано в тексте вопроса, запишите себе два балла;

-если только иногда так действуете - запишите один балл;

-если никогда так не поступаете, или очень редко - ставь 0 баллов.

Постарайтесь быть совершенно откровенным с самим собой и ответьте на вопросы:

1. Прежде чем начать разговор с посетителем я как бы "очищаю" территорию - откладываю в сторону лежащие передо мною бумаги.

2. Если предполагается продолжительный разговор, я предлагаю собеседнику кофе или на­питки.

3. Я сажусь поближе к посетителю так, чтобы разговор шел "лицом к лицу".

4. Я слежу за малейшими изменениями в тональности речи и интонации голоса собеседника с тем, чтобы лучше понять его чувства.

5. Я смотрю в лицо собеседнику во время разговора, стараясь однако чтобы взгляд не пока­зался ему "суровым" или равнодушным.

6. Я не предлагаю свои мнения или оценки, пока собеседник закончит говорить.

7. Я подаю знаки внимания, например, киваю головой, когда собеседник сообщает что-то особенно важное.

8. Во время разговора я не отвлекаюсь на возможные помехи, например, телефонные звон­ки, проходящих мимо сотрудников и пр.

9. Я сохраняю спокойную, непринужденную позу независимо от содержания разговора.

 

10. В ходе разговора я иногда делаю короткие заметки, однако избегаю вести подробные за­писи.

11. Время от времени своими словами я формулирую вслед собеседником его основные мысли.

12. Я задаю уточняющие вопросы, чтобы лучше понять собеседника.

13. Я не высказываю недовольства, если партнер достаточно ясно формулирует мысль или волнуется.

14. Время от времени я обращаюсь к собеседнику по имени-отчеству.

15. Если собеседник волнуется, я не возражаю, когда он иной раз отклоняется от темы.

16. Я постоянно слежу, какие эмоции выражаются в голосе и речи собеседника.

17. Я веду себя соответственно манере поведения собеседника: например, если он

смущается, я стараюсь ободрить его.

18. Я преодолеваю искушение подсказывать собеседнику слова, завершающие его фра­зы или делать заключение вместо него.

19. Я избегаю нетерпеливых жестов таких, как поглядывание на часы или на бумаги, лежащие на столе.

20. Я говорю с собеседником негромко и непринужденно.

21. Я уважаю чувства собеседника и благодарю зато, что он делится ими со мной.

22. Если собеседник о чем-нибудь спрашивает меня, я отвечаю просто без обиняков, из­бегая давать оценки его вопросу.

23. Я не боюсь заявить "я не знаю", если не уверен в ответе.

24. Периодически я справляюсь, правильно ли понимаю собеседника.

25. Я помогаю собеседнику завершить разговор, подсказываю приемлемые оценки или решения.

Подведите итоги:

0-25 баллов. Вы с трудом слушаете собеседника. Может быть, вы недооцениваете поль­зу, которую можно извлечь из разговора для обогащения своих знаний и жизненного опыта.

26-39 баллов. Вы посредственный слушатель. Для вас беседа не главный источник ин­формации и не основа общения. Вам надо слушать больше,чем вы это делаете.

40-50 баллов. Вы обладаете редким качеством: умением слушать и говорить в меру. Раз­говаривать с вами - одно удовольствие. Ваши собеседники всегда могут почерпнуть у вас что-то полезное. Вы умеете входить в положение других людей - это чудесная черта характера, ко­торую следует сохранить.

Тест 3. Умеете ли вы влиять на других?

Основа основ общения руководителя - умение влиять на окружающих. Есть ли у вас такая способность, можете ли вы повести людей за собой или вам надо развить эту черту характера? Помочь в поисках ответа на этот вопрос призван приводимый ниже тест. Отвечать на вопросы теста можно либо «да», либо «нет».

Вопросы.

1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?

2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?

3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?

4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?

5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы счи­таете для себя самой важной?

6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои неза­урядные возможности?

7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?

8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей - был неизменен?

9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развле­чений?

 

10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?

11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?

12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

13. Любите ли вы доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитеный в чем-то не прав?

Обработка результатов.

За каждое совпадение ваших ответов с ключом запишите себе по 5 баллов.

Ключ: ответ «да»—вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13; ответ "нет" - вопросы 2, 8, 9.

Анализ результатов теста:

35 до 65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эф­фективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь ис­тинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой идеал отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать ок­ружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не ста­ла чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.

30 и меньше баллов. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчи­нены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуемым. Вы не любите ничего делать через силу. При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываясь и неправильно понятым. А жаль.

Задание 6.

На основе полученных результатов 1-3 тестов опишите три Ваших достоинства (в чем они заключаются) и ситуации, как Вы их используете. Опишите три Ваших недостатка и как вы их исправляете или думаете ис­править. Подумайте и опишите, как при выборе поведенческой тактики Вы можете использовать свои достоинства, не акцентируя внимания на недостатки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.34 (0.103 с.)