Исследование избирательности внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование избирательности внимания



Цель исследования: определить уровень избирательности внимания.

Материал и оборудование: тестовый бланк (см.Приложение 14), карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания.

Инструкция испытуемому: "Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда "Начали!"

После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнял предложенное ему задание.

Обработка и анализ результатов

Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Время (в с.) Балл Уровень избирательности внимания
250 и более   I низкий
240-249   I низкий
230-239   I низкий
220-229   I низкий
210-119   I низкий
200-209   I низкий
190-199   I низкий
180-189   II средний
170-179   II средний
160-169   II средний
150-159   II средний
140-149   II средний
130-139   II средний
120-129   II средний
110-119   III высокий
100-109   III высокий
90-99   III высокий
80-89   III высокий
70-79   III высокий
60-69   III высокий
Менее 60   IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения. Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.

Приложение 14

Тестовый бланк для исследования избирательности внимания

Испытуемый: __________________________Дата:_____________ Время:__________
Экспериментатор:_________________________
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп

Тестовый бланк для исследования избирательности внимания

Испытуемый: __________________________Дата:_____________ Время:__________
Экспериментатор:_________________________
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп

Тестовый бланк для исследования избирательности внимания

Испытуемый: __________________________Дата:_____________ Время:__________
Экспериментатор:_________________________
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп

Лабораторная работа №15

Тема: Исследование интеллектуальной лабильности

Цель: исследование лабильности (способности переключения) внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Материалы и оборудование: тестовый бланк ответов (см. Приложение 15), ручка или карандаш, секундомер, бланк протокола.

Процедура исследования: Методика состоит из ряда несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых.

Инструкция испытуемому: «Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы на которые Вы будете фиксировать в специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

Тестовый материал

  1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени «Сергей» и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).
  2. (Квадрат 4). Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).
  3. (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).
  4. (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).
  5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).
  6. (Квадрат 6). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).
  7. (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).
  8. (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).
  9. (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).
  10. (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).
  11. (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).
  12. (Квадрат 18). Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).
  13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).
  14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.)
  15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).
  16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).
  17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии и верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3 сек.).
  18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.).
  19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).
  20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С – галочку (3 сек.).
  21. (Квадрат 27). Если слова ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).
  22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).
  23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).
  24. (Квадрат 30). Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).
  25. (Квадрат 31). В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.).
  26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).
  27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).
  28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).
  29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5 сек.).
  30. (Квадрат 36). Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).
  31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных – вверх (5 сек.).
  32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).
  33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).
  34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией -стрелку, направленную влево (2 сек.).
  35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник (4 сек.).
  36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4 сек.).
  37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).
  38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3 сек.).
  39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).
  40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные – в круглые (5 сек.).

Обработка результатов теста

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения:

  • 0–4 ошибки – хорошая способность к обучению (высокая лабильность);
  • 5–9 ошибок – средняя лабильность;
  • 10–14 ошибок – низкая лабильность, трудности в переобучении;
  • 15 и более ошибок – мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Приложение 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.011 с.)