Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Cсылки на лекции ребеко Т. А. - к. Псх. Н. , ф-т психологии гаугн (дата съемки: 01. 10. 2009)Стр 1 из 3Следующая ⇒
ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ
Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов. Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания. Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение. В данный практикум вошли методики диагностики избирательности, концентрации и переключения внимания.
Cсылки на лекции Ребеко Т.А. - к.псх.н., ф-т психологии ГАУГН (дата съемки: 01.10.2009) По теме «Внимание» на сайте УниверТВ: - № 1: http://univertv.ru/video/psihologiya/obwaya_i_kognitivnaya_psihologiya/kurs_lekcij_obwaya_psihologiya_ta_rebeko/lekciya_1_psihologiya_vnimaniya_osnovnye_ponyatiya/ №2: http://univertv.ru/video/psihologiya/obwaya_i_kognitivnaya_psihologiya/kurs_lekcij_obwaya_psihologiya_ta_rebeko/lekciya_2_issledovaniya_vnimaniya_v_kognitivnoj_psihologii_blok_selekcii №3: http://univertv.ru/video/psihologiya/obwaya_i_kognitivnaya_psihologiya/kurs_lekcij_obwaya_psihologiya_ta_rebeko/lekciya_3_modeli_vnimaniya/ №4: http://univertv.ru/video/psihologiya/obwaya_i_kognitivnaya_psihologiya/kurs_lekcij_obwaya_psihologiya_ta_rebeko/lekciya_4_resursy_vnimaniya/ Лабораторная работа№13 Тема: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания (Корректурная проба – Тест Бурдона) Метод исследования внимания «Корректурная проба» создал Б. Бурдон в 1895 году. В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположенными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры. Задача испытуемого находить определенный знак и как-нибудь его выделить - подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Если бланк отсутствует, можно использовать любой текст – газету, книгу – проведенный таким способом тест также может быть вполне информативен. Однако, для того, чтобы можно было бы сопоставлять полученные результаты и существующими нормами, целесообразно использовать стандартные бланки.
Существует целый ряд вариантов корректурной пробы: буквенный, цифровой, с кольцами, рисунки и пиктограммы для детей. С помощью корректурной пробы можно оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение. Диапазон применения корректурной пробы очень широк – со дошкольного возраста и до пенсионного. Т.е. для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений – важно правильно подобрать стимульный материал. Тест может быть полезен в клинической практике, школьной диагностике, в процессе профориентации и профотбора. Цель исследования: исследование степени концентрации и устойчивости внимания. Материалы и оборудвание: секундомер, ручка или карандаш и стимул-бланк (приведен в Приложении 13). Инструкция к тесту «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, букву «К» - подчеркиваем «И» - зачеркиваем. Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)». Приложение 13 Корректурная проба Бурдона К - подчеркиваем И - зачеркиваем СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСЕХВХЕНАИСНЕВХАК ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНВК НХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ ХАКХНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН ИСНАИКАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАКЕСВ НКЕСНКСВХИЕСВХКНВВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН ХЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА
ЕАКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВСКНЕИЕНА ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКЕИСНАИ ЕХВКВИЕХАИЕХЕКВСНЕИЕСВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ ХВЕКХСНКИСЕКАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИА АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСНА ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК СИАЕСВКХЕКСНАКСХВХКВСНХКСВЕХКАСНАИСКСХКЕ НАИСНХАВКЕВХКИЕИСНАИНХАСНЕХКСХЕВКХЕИХНАИ ХЕВХЕНВИХНКВХЕКНАИСНХАИВЕНАИХНХКВХЕНАИСН ВКЕВХАИСНАХКВНВАИЕНСХВКХЕАИСНАВХСВКАХСНА КИСНКЕКНСВАИСВАЕХСХВАИСНАЕКХЕКАИВНАВЕКВЕ АЕНКАИСХАИСНХИСВКВСЕКХВЕКИСНАИСНАИСКВЕСВ ИСКАИКВККНВХСКВНАИЕНИСНАИХАВКНВЕХВАНКИЕХ ЕВХЕВНАИСКАИАНАКХКВКЕВЕКВНХИСКАИСНВХАВХВ НАИСНХСХВКИСНАИЕХЕКХНАИСНВЕХВЕИСНХВКХКВН ХКВНХВКСНХНАИСНВКАХСВКХВХАИСНАНАХСНХВХВХ АИСХААИКХАЕВЕХКСНВИВАИСНАХКИВХЕКИАХИНАИС Лабораторная работа №14 Исследование избирательности внимания Цель исследования: определить уровень избирательности внимания. Материал и оборудование: тестовый бланк (см.Приложение 14), карандаш и секундомер. Процедура исследования Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания. Инструкция испытуемому: "Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда "Начали!" После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнял предложенное ему задание. Приложение 14 Тестовый бланк для исследования избирательности внимания
Лабораторная работа №15 Тестовый материал
Обработка результатов теста
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения:
Приложение 15 Лабораторная работа №16. Процедура исследования В тестировании участвуют три человека: экспериментатор, испытуемый и наблюдатель-протоколист. Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные – в убывающем. Испытуемого усаживают удобно за столом и дают небольшую указку. Задача экспериментатора – перед каждой серией исследования инструктировать испытуемого, подавать команду "Начали!" для поиска и называния, следить по секундомеру за временем, потраченным испытуемым на выполнение серии. Экспериментатор определяет ошибки, допущенные испытуемым в ходе выполнения задания, ведет протокол исследования, указывая в нем время в секундах и количество ошибок. Протокол исследования Испытуемый: ________ Дата: _________ Экспериментатор: ____ Время: _________
Таблица (стимул-бланк) предъявляется испытуемому в каждой серии только после инструкции по сигналу "Начали!", для того чтобы испытуемый заранее не искал месторасположение соответствующих цифр. Инструкция испытуемому в первой серии: "Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!"
Инструкция испытуемому во второй серии: "На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!" Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого. Инструкция испытуемому в третьей серии: "На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!" Если испытуемый в процессе выполнения заданий любой из серий ошибается, то он сам должен найти ошибку, в редких самых затруднительных случаях допускается подсказка наблюдателя-протоколиста. Секундомер при этом не выключается. После проведения всего исследования испытуемый дает самоотчет. По самоотчету определите стратегию поиска цифр и особенности выполнения заданий. Обработка результатов В ходе обработки результатов необходимо: 1. Составить график времени, затраченного испытуемым на выполнение трех серий исследования. 2. Установить время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения "Т" подсчитывают по формуле. Т = Т3 – (T1+T2), где T1 – время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии; Т2 – время, потраченное на выполнение второй серии; Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии. Анализ результатов Уровень развития у испытуемого переключаемости внимания определяется с помощью таблицы.
Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить, подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий. В том случае, если время переключения оказывается меньше или равно "0", опыт необходимо повторить. Это означает, что испытуемый не принял инструкции в первой или второй сериях. Анализируя результаты, важно проследить специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испытывают затруднения, когда искомое число находится рядом с только что найденным, а другие – когда оно отстоит от него далеко. На основании анализа количественных показателей, графика времени выполнения трех серий, числа допущенных ошибок, словесного отчета испытуемого, наблюдений экспериментатора и протоколиста можно описать характер переключения внимания, учитывая особенности концентрации, и предложить рекомендации по его развитию. В юношеском возрасте студенты могут тренировать переключаемость, меняя виды деятельности, по-разному чередуя самоподготовку по учебным дисциплинам. Адекватными данному тесту будут упражнения переключения внимания с одного объекта наблюдения на другие, попеременное выполнение отличающихся действий. Приложение 16 Модифицированная цифровая таблица Шульте Модифицированная цифровая таблица Шульте
Лабораторная работа №17 Процедура исследования В тестировании участвуют два человека: экспериментатор и испытуемый. Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. Таблица (стимул-бланк) предъявляется испытуемому в каждой серии только после инструкции по сигналу "Начали!", для того чтобы испытуемый заранее не искал месторасположение соответствующих цифр. Серия 1: Инструкция испытуемому: «На Вашем стимул-бланке№1- 25 красных и 24 черных числа. Вам необходимо отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу, в бланк протокола». Время (в секундах) выполнения серии 1 (Т1) фиксируется в протоколе экспериментатором (образец- см. ниже). Серия 2 Инструкция испытуемому: «Вам необходимо отыскать на стимул-бланке №1 красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу, в бланк протокола». Время (в секундах) выполнения серии 2 (Т2) фиксируется в протоколе экспериментатором. Серия 3: Инструкция испытуемому: «Возьмите стимул-бланк №2. Теперь Вам необходимо отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее. Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв». Время (в секундах) выполнения серии 3 (Т3) фиксируется в протоколе. Протокол исследования Испытуемый: ________ Дата: _________ Экспериментатор: ____ Время: _________
Обработка результатов теста: Учитывается время выполнения каждой серии (Т1 и Т2) и количество ошибок. Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Время переключения внимания с одного ряда чисел на другой подсчитывается как разница между двумя временными показателями: Тп=Т3- (Т1+Т2). Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.
Как показывает опыт при обследовании больных, страдающих афазией, кроме указанных характеристик полезно учитывать еще один показатель — количество попыток правильного отыскивания рядов цифр. Это достигается тем, что при возникновении ошибки обследуемому предлагается вновь начать работу с данной таблицей. Попытки повторяются до успешного выполнения задания. Нормы: Распределение внимания: черные числа — 49 сек., красные — 51 сек. Переключение внимания: 140 сек. Норма в пересчете на 100 цифр: - время поиска цифр, напечатанных обычным шрифтом, — 11 ± 1 с;
Бланк ответов серий №1, №2:
Бланк ответов серии №3
Приложение 17 Тестовое задание (стимул-бланк №1 для взрослых):
Тестовое задание (стимул-бланк №2 для взрослых):
Литература: Пашукова - Практикум ЛР№ 13. Исследование концентрации внимания 1. Головань Н.О. Ми готовi до школи? – Кiровоград: Держ. Центрально-Українське вид-во, 1994. С. 12-13. 2. Лабораторные занятия по общей психологии: Методические рекомендации для студентов 1 курса / Сост. И.Ю. Шуранова. Кировоград: КГПИ, 1988. С.18-19. ЛР№ 14. Исследование избирательности внимания 1. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992.С.11-12. 2. Психодиагностические методы (в комплексном лон-гитюдном исследовании студентов). Отв. ред. А.А, Бодалев. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. С.124-126. ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ
Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов. Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания. Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение. В данный практикум вошли методики диагностики избирательности, концентрации и переключения внимания.
Cсылки на лекции Ребеко Т.А. - к.псх.н., ф-т психологии ГАУГН (дата съемки: 01.10.2009)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.086 с.) |