Амитаи Этциони «От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Амитаи Этциони «От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям»



Амитаи Этциони «От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям»

Книга Амитаи Этциони «От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям» была переведена на русский язык и издана в России издательством «Ладомир» г. Москва в 2004 году под редакцией Иноземцева В. Л.. Ее объем в русском варианте составил 384 стр.

Новая книга одного из наиболее авторитетных социологов современности Амитаи Этциони посвящена актуальным вопросам международных отношений XXI века. Острейшие проблемы, с которыми сейчас сталкивается человечество - рост терроризма, распространение оружия массового поражения, изменение климата, пандемии, киберпреступность - имеют общепланетарный характер. Их решение возможно только путем объединения усилий всех государств и народов. По его мнению, происходит формирование своего рода мирового правительства, обеспечивающего жизненно важные интересы всех людей, прежде всего - безопасность. Сейчас эта зарождающаяся глобальная власть наиболее наглядно проявляется в имперской внешней политике США, взявших на себя роль международного полицейского и навязывающих остальным странам свои идеалы и подходы. Однако реальную перспективу имеет только многостороннее сотрудничество, базирующееся на синтезе основополагающих ценностей Запада и Востока. Известный социолог обосновывает необходимость и предсказывает неизбежность сближения Запада и Востока на базе обмена нравственными и социальными ценностями. Книга Этциони "От империи к сообществу" во многом посвящена изменениям, происходящим в международной политике в последнее время. А теоретической основой книги является все тот же коммунитаризм, только перенесенный на мировую арену.

Коммунитаризма - теория о том, что современная демократия не требует унификации и стандартизации жизненных ценностей. В рамках "большого общества" могут и должны существовать децентрализованные общности свободных граждан, соблюдающие законы этого общества, но живущие на основе своих жизненных принципов.

Суть авторского подхода состоит в том, чтобы разработать параметры такой международной системы, которая служила бы всеобщему благу во всех частях света. Справедливое общество по Этциони – это такое общество, в котором имеет место равновесие между автономией личности и общественным порядком, происходит постоянный пересмотр соотношения этих двух категорий, а также используется нормативный контроль как основной способ регулирования поведения членов общества (с. 26). По мнению автора, мир движется к синтезу пиетета Запада к индивидуальным правам (индивидуализм) с почтением Востока к социальным обязательствам (авторитарный коммунитаризм). Происходящая модификация систем ценностей подкрепляет не только сближение стран, основанное на внутренних переменах, но и становление глобального общества, опирающегося на те же принципы (с. 46).

А. Этциони утверждает, что оккупация Ирака – «проект квазиимперии», а война против терроризма – «проект глобальной власти». Причем, срок, отмеренный первому, будет самым кратким в истории. При этом он полагает, что попытка ниспровержения авторитета ООН в канун иракской войны обернулась моральной победой Организации Объединенных Наций, укреплением ее статуса и нормативной власти, ее роли источника глобальной легитимности. Не говоря о том вслух, администрация Буша со временем осознала свои просчеты в отношениях с ООН. И это стало одной из причин, по которым США стали проявлять более взвешенный подход к Ирану и Северной Корее, учитывая мнения и интересы других государств.

Автор отмечает, что в настоящее время в США господствуют две школы современного внешнеполитического мышления. Первая, которую представляют Фукуяма, Закария, Мандельбаум, считает, что западные ценности -- свобода (или, точнее, индивидуализм), демократия и свободное предпринимательство -- являются универсальными. Проблема заключается не в людях, которые всегда готовы принять эти ценности, а в плохих правителях, которые не дают ими воспользоваться. Следовательно, задача развитых демократий состоит в устранении таких правителей. Вторая школа, связанная с не менее громкими именами Хантингтона и Льюиса, считает, что западные ценности не находят отклика на Востоке. В лучшем случае дело ограничивается заимствованием внешних форм. А вся международная политика -- это "столкновение цивилизаций".

Этциони утверждает, что обе точки зрения неверны. Попытка распространить западные ценности на Восток без понимания его особенностей компрометирует эти ценности в глазах восточных обществ, что и наблюдается сейчас, например, в арабском мире. С другой стороны, отказ Запада от многих традиционных ценностей, характерных для Востока, привел западное общество к дефициту нравственности. Индивидуальные права должны быть сопряжены с социальной ответственностью.

В своей критике западной политики бездумного навязывания своих ценностей странам с другой культурой Этциони неоднократно ссылается на пример современной России, где "демократия и рыночная свобода оказываются дискредитированными, когда их агрессивное навязывание приводит к криминализации общества".

Очевидно, А. Этциони не просто оценивает мир, но рисует идеальную модель, которую пытается совместить с окружающей действительностью. Ведь факты (от легализации однополых браков на Западе до крепнущего движения шахидов на Востоке) свидетельствует о том, что ценностного сближения не происходит. Восточные нормы оказывают минимальное влияние на духовную эволюцию западных обществ, а западные – влияют на восточную поверхностно (примерно так, как французский язык в XIX веке оказывал воздействие на русское дворянство – особенно провинциальное).

 

Петербург и Балтика // В.С.Ягья. Мысли нараспашку. СПб., 2008

Книга «Мысли нараспашку» была издана в 2008 году. Автор – В. С. Ягья, зав. Кафедрой факультета МО, известен деятельностью в Законодательном собрании СПб, в Смольном, занимал пост главного советника мэра СПб А. Собчака, в торгово-промышенной палате. Книга В.С. Ягья – фактическая автобиография его политической деятельности, наполненная его размышлениями, жизненным кредо, позициями относительно морали и поведения.

Книга состоит из 10 глав, предисловия и послесловия. Одна из этих глав имеет следующее название: «Петербург и Балтика». Именно на ней мне бы хотелось сосредоточить свое внимание. Глава достаточно объемная, она представлена на страницах 372-399. Если говорить о статье в общем, то она посвящена Балтийскому региону, Санкт-Петербургу и их взаимоотношениях.

Данная глава, в свою очередь, состоит из нескольких частей:

I. «Без Петербурга невозможно развитие Балтийского региона» (беседа В. С. Ягья и Н. Шмитко, «Аничков мост», 1994 г., №28).

Данная часть представлена в виде беседы-интервью, то есть в стиле «вопрос-ответ». В ней речь идет о совместных предприятиях, об особой роли Санкт-Петербурга в развитии рынка, о поддержании им, т.е. Санкт-Петербургом, особых связей с иностранным бизнесом.

На развитие крупного иностранного капитала в России влияют следующие факторы:

1. Имя и имидж города и его мэра: несмотря на то, что в Санкт-Петербурге имя А. Собчака вызывает неоднозначное мнение, во внешнем мире его имя весьма уважаемо.

2. Новые российские законы: законодательство России гарантирует иностранные капиталовложения.

Также в данной части говорится о положительном влиянии конкуренции на какие-либо области производства. Для примера приводятся такие фирмы, как Акос и «Бетонит» - строительные фирмы. Понимая, что добиться от центральных властей полной реализации идей свободной экономической зоны невозможно, В Петербурге по пути создания локальных зон, или субзон («Ленэкспо», зона аэропорта Пулково и др.).

 

Актуальные проблемы МП в XXI веке. Выпуск 4. Восток в МП.

В общем, очень детально описаны взгляды на МП в восточном регионе, как в исторической ретроспективе, так и в настоящее время.

 

 

Амитаи Этциони «От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям»

Книга Амитаи Этциони «От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям» была переведена на русский язык и издана в России издательством «Ладомир» г. Москва в 2004 году под редакцией Иноземцева В. Л.. Ее объем в русском варианте составил 384 стр.

Новая книга одного из наиболее авторитетных социологов современности Амитаи Этциони посвящена актуальным вопросам международных отношений XXI века. Острейшие проблемы, с которыми сейчас сталкивается человечество - рост терроризма, распространение оружия массового поражения, изменение климата, пандемии, киберпреступность - имеют общепланетарный характер. Их решение возможно только путем объединения усилий всех государств и народов. По его мнению, происходит формирование своего рода мирового правительства, обеспечивающего жизненно важные интересы всех людей, прежде всего - безопасность. Сейчас эта зарождающаяся глобальная власть наиболее наглядно проявляется в имперской внешней политике США, взявших на себя роль международного полицейского и навязывающих остальным странам свои идеалы и подходы. Однако реальную перспективу имеет только многостороннее сотрудничество, базирующееся на синтезе основополагающих ценностей Запада и Востока. Известный социолог обосновывает необходимость и предсказывает неизбежность сближения Запада и Востока на базе обмена нравственными и социальными ценностями. Книга Этциони "От империи к сообществу" во многом посвящена изменениям, происходящим в международной политике в последнее время. А теоретической основой книги является все тот же коммунитаризм, только перенесенный на мировую арену.

Коммунитаризма - теория о том, что современная демократия не требует унификации и стандартизации жизненных ценностей. В рамках "большого общества" могут и должны существовать децентрализованные общности свободных граждан, соблюдающие законы этого общества, но живущие на основе своих жизненных принципов.

Суть авторского подхода состоит в том, чтобы разработать параметры такой международной системы, которая служила бы всеобщему благу во всех частях света. Справедливое общество по Этциони – это такое общество, в котором имеет место равновесие между автономией личности и общественным порядком, происходит постоянный пересмотр соотношения этих двух категорий, а также используется нормативный контроль как основной способ регулирования поведения членов общества (с. 26). По мнению автора, мир движется к синтезу пиетета Запада к индивидуальным правам (индивидуализм) с почтением Востока к социальным обязательствам (авторитарный коммунитаризм). Происходящая модификация систем ценностей подкрепляет не только сближение стран, основанное на внутренних переменах, но и становление глобального общества, опирающегося на те же принципы (с. 46).

А. Этциони утверждает, что оккупация Ирака – «проект квазиимперии», а война против терроризма – «проект глобальной власти». Причем, срок, отмеренный первому, будет самым кратким в истории. При этом он полагает, что попытка ниспровержения авторитета ООН в канун иракской войны обернулась моральной победой Организации Объединенных Наций, укреплением ее статуса и нормативной власти, ее роли источника глобальной легитимности. Не говоря о том вслух, администрация Буша со временем осознала свои просчеты в отношениях с ООН. И это стало одной из причин, по которым США стали проявлять более взвешенный подход к Ирану и Северной Корее, учитывая мнения и интересы других государств.

Автор отмечает, что в настоящее время в США господствуют две школы современного внешнеполитического мышления. Первая, которую представляют Фукуяма, Закария, Мандельбаум, считает, что западные ценности -- свобода (или, точнее, индивидуализм), демократия и свободное предпринимательство -- являются универсальными. Проблема заключается не в людях, которые всегда готовы принять эти ценности, а в плохих правителях, которые не дают ими воспользоваться. Следовательно, задача развитых демократий состоит в устранении таких правителей. Вторая школа, связанная с не менее громкими именами Хантингтона и Льюиса, считает, что западные ценности не находят отклика на Востоке. В лучшем случае дело ограничивается заимствованием внешних форм. А вся международная политика -- это "столкновение цивилизаций".

Этциони утверждает, что обе точки зрения неверны. Попытка распространить западные ценности на Восток без понимания его особенностей компрометирует эти ценности в глазах восточных обществ, что и наблюдается сейчас, например, в арабском мире. С другой стороны, отказ Запада от многих традиционных ценностей, характерных для Востока, привел западное общество к дефициту нравственности. Индивидуальные права должны быть сопряжены с социальной ответственностью.

В своей критике западной политики бездумного навязывания своих ценностей странам с другой культурой Этциони неоднократно ссылается на пример современной России, где "демократия и рыночная свобода оказываются дискредитированными, когда их агрессивное навязывание приводит к криминализации общества".

Очевидно, А. Этциони не просто оценивает мир, но рисует идеальную модель, которую пытается совместить с окружающей действительностью. Ведь факты (от легализации однополых браков на Западе до крепнущего движения шахидов на Востоке) свидетельствует о том, что ценностного сближения не происходит. Восточные нормы оказывают минимальное влияние на духовную эволюцию западных обществ, а западные – влияют на восточную поверхностно (примерно так, как французский язык в XIX веке оказывал воздействие на русское дворянство – особенно провинциальное).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.80.126 (0.097 с.)