Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поликлинической педиатрии №2Стр 1 из 2Следующая ⇒
Кафедра детских болезней и Поликлинической педиатрии №2 Дисциплина детcкие болезни Специальность педиатрия 060103.65 Факультет педиатрический Курс VI СеместрXI-XII Количество часов 5 Методическая разработка практического занятия для студентов Практическое занятие № V.3 Тема: Острая сердечная недостаточность у детей Цель занятия. Изучить эпидемиологию, этиологию, патогенез, клиническую картину, принципы диагностики, неотложной помощи при острой сердечной недостаточности, пароксизмальной наджелудочковой тахикардии, одышечно-цианотическом приступе у детей. Базисные знания. Знание анатомии, морфологии, физиологии, патологической физиологии, патологической анатомии сердечно-сосудистой системы у детей. Базисные знания по данной теме студенты получают на кафедрах нормальной анатомии, нормальной физиологии, гистологии, патологической физиологии, патологической анатомии, биохимии, пропедевтики детских болезней. Для повторения данных разделов рекомендуется использовать: А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. – СПб. – 2000. – 928 с. Продолжительность занятия и место его проведения, методическое и материально-техническое оснащение. Продолжительность занятия 5 академических часов, занятие проводится в Челябинской областной детской клинической больнице, отделении реанимации и интенсивной терапии. Студенты участвуют в осмотре больных с сердечной недостаточностью. При проведении занятия используются электронные таблицы, методические пособия, тесты, типовые ситуационные задачи. Хронометраж практического занятия
Содержание темы (см. Приложение 1).
Учебная карта занятия Самостоятельная работа студентов является обязательной при изучении данной темы и регламентирована Государственным стандартом высшего профессионального образования № 131 мед/сп – Педиатрия и учебной рабочей программы дисциплины. Организация самостоятельной работы базируется на готовности студентов к практическому занятию, материально-техническом и учебно-методическом оснащении и осуществляется под контролем преподавателя с оказанием консультативной помощи по вопросам, возникающим при изучении данной темы. Самостоятельная работа студентов проводится как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. самостоятельная работа во внеаудиторное время: · вопросы по теме для самостоятельного изучения. · работа в библиотеке с литературой. · подготовка реферативных сообщений. · решение тестовых задач из сборника. самостоятельная работа в аудиторное время · получают инструкцию по самостоятельной работе в устной форме · студентам выдаются схемы сбора анамнеза и обследования больного образцы ведения документации · самостоятельно осуществляют курацию больных · студенты заполняют дневники микрокурации с оценкой форма контроля самостоятельной работы студентов · Выполнение тестовых заданий · Решение ситуационных задач · Доклад реферативных сообщений · Отчет по курации больных а) задания для контроля исходных знаний студентов по теме Тестовые задания с эталонами ответов (см. Приложение 2) Перечень вопросов для собеседования
б) инструкция по курации больного (см. Приложение 3). в) задания для отработки полученных знаний, контроля конечных знаний – ситуационные задачи с эталонами ответов ( см. Приложение 4). г) образец оформления отчета о самостоятельной работе (см. Приложение 5). Вопросы по теме для самостоятельного изучения их студентами
Вопросы по теме, выносимые на экзамен
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия 1. Сбор жалоб, анамнеза болезни и анамнеза жизни у детей с сердечной недостаточностью, нарушениями ритма и проводимости, врожденными пороками сердца синего типа. 2. Осмотр и физикальное обследование ребенка с сердечной недостаточностью, нарушениями ритма и проводимости, врожденными пороками сердца синего типа. 3. Интерпретация результатов пульсоксиметрии, КОС, газов крови, общеклинических и биохимических методов исследования крови и мочи рентгенографии грудной клетки у детей с сердечной недостаточностью, нарушениями ритма и проводимости, врожденными пороками сердца синего типа. 4. Интерпретация результатов рентгенографии, ЭХО-КГ, КТ, ЯМРТ сердца и сосудов. 5. Оказание неотложной помощи при острой сердечной недостаточности у детей. 6. Оказание неотложной помощи при наджелудочковой пароксизмальной тахикардии. 7. Оказание неотложной помощи при одышечно-цианотическом приступе. Темы для реферативных сообщений 1. Особенности сердечных тахиаритмий у новорожденных и детей раннего возраста 2. Роль ишемии миокарда в развитии сердечной недостаточности у новорожденных 3. Патогенез острой сердечной недостаточности при врожденных пороках сердца 4. Диагностика сердечной недостаточности у детей раннего возраста Приложение 1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ Сердечная недостаточность (СН) – неспособность сердца обеспечить величину минутного объема крови или перфузию органов и тканей, необходимую для нормального функционирования, как в покое, так и при физических и эмоциональных нагрузках без участия дополнительных компенсаторных механизмов, не приводимых в действие при тех же обстоятельствах, если функциональные возможности сердца находятся в пределах нормы
ЭТИОЛОГИЯ СН
КЛИНИКА ОСТРОЙ СН Клинически острая СН проявляется 1.синдромом малого сердечного выброса (артериальная гипотония, признаки централизации кровообращения) 2.застойной сердечной недостаточностью с перегрузкой малого или большого круга кровообращения Наиболее ранним признаком острой левожелудочковой СН является прогредиентная тахикардия, не соответствующая температуре тела ребенка, эмоциональному возбуждению, сохраняется во время сна. Одновременно развивается одышка, уменьшающаяся при дыхании кислородом, в полусидячем положении, кашель, усиливающийся при изменении положения тела, разнокалиберные влажные и сухие хрипы в легких, пенистое отделяемое из трахеи. Цианоз уменьшается при дыхании кислородом. При пальпации грудной клетки выявляется ослабление верхушечного толчка. Границы сердечной тупости могут быть расширенными, либо не изменены, в зависимости от основного заболевания. При аускультации тоны сердца приглушены, глухие, может выслушиваться ритм галопа, нарушение ритма сердца, ослабление имевшихся ранее шумов. Таким образом, острая левожелудочковая недостаточность проявляется клиникой сердечной астмы и отека легких. Сердечная астма – внезапно возникающий приступ одышки смешанного характера, чаще ночью, беспокойство, больной занимает сидячее положение, кожные покровы бледные, акроцианоз, липкий пот, пульс малого наполнения, учащен, АД повышено или нормальное. В нижних отделах легких выслушиваются хрипы. При продолжающемся тяжелом приступе развивается отек легких. Вследствие переполнения кровью сосудов малого круга кровообращения плазма пропотевает в просвет альвеол, нарушается диффузионная способность легких, нарастает гипоксемия и гиперкапния, присоединяется дыхательная недостаточность, упорный кашель, количество хрипов в легких увеличивается, дыхание становится шумным, клокочущим, появляется пенистая, розовая мокрота, большое количество разнокалиберных влажных хрипов при аускультации, появляются признаки нарушения сознания.
Изолированная острая правожелудочковая недостаточность у детей встречается редко, в основном у пациентов, прооперированных по поводу врожденных пороков сердца (радикальная коррекция тетрады Фалло, дефект межжелудочковой перегородки с высокой легочной гипертензией), а также при изолированном критическом стенозе легочной артерии, при астматическом статусе, аритмогенной дисплазии правого желудочка, тромбозе легочной артерии. При правожелудочковой недостаточности отмечается увеличение печени, селезенки, у детей старшего возраста выявляется набухание шейных вен (у детей первых лет жизни данный признак может отсутствовать), периферические отеки. К другим признакам острой СН у детей относятся нарастающее беспокойство, возбуждение, затруднения при кормлении, боли в животе, рвота, судорожный синдром, в терминальном периоде брадикардия, брадипноэ, мышечная гипотония, арефлексия. Данные дополнительных методов обследования. На ЭХО-КГ выявляют изменения размеров полостей, толщины стенок, их подвижности, изменения конечного диастолического и систолического, ударного объемов сердца, фракции выброса, снижение сократительной способности миокарда. Рентгенологически выявляются застойные явления в малом круге кровообращения (затемнения в области корней и нижних отделов легких). На ЭКГ выявляются нарушения ритма сердца, признаки перегрузки правых и/или левых отделов сердца, признаки метаболических нарушений в миокарде. Уровень центрального венозного давления (ЦВД) выше 120-140 мм водного столба свидетельствует о правожелудочковой недостаточности. Фуросемид Нитроглицерин 4. Инотропная поддержка под строгим контролем параметров гемодинамики, предпочтительно использовать ингибиторы фосфодиэстеразы (милринон, амринон) 5. Коррекция метаболических и электролитных нарушений, профилактика бактериальных осложнений Неотложная помощь при ПСВТ Обеспечить кардиомониторинг!
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ВПЕРВЫЕ ВЫЯВЛЕННОЙ ПАРОКСИЗМАЛЬНОЙ ТАХИКАРДИЕЙ
Приложение 2 Тестовые задания
a) Рентгенография b) ЭКГ c) ЭХО-КГ d) Исследование концентрации калия в плазме
a) Адреналина в/в b) Дигоксина в/м c) Верапамила в/в d) Вагусной стимуляции e) АТФ в/в
a) Новокаинамид в/в b) Амиодарон в/в c) АТФ в/в d) Дигоксин через рот
a) Мерцательной аритмии b) Атриовентрикулярной узловой тахикардии c) Желудочковой тахикардии
a) У детей старшего возраста без органического поражения сердца b) У детей первого года жизни c) При сопутствующих инфекционных заболеваниях
a) в/в капельно b) в/м c) в/в струйно без разведения
a) Кардиалгия b) Боли в животе c) Тахипноэ d) Кашель e) Крепитирующие хрипы в нижних отделах легких f) Гепатомегалия g) Отеки h) Тахикардия i) Спленомегалия
a) Кардиалгия b) Боли в животе c) Тахипноэ d) Кашель e) Крепитирующие хрипы в нижних отделах легких f) Гепатомегалия g) Отеки h) Тахикардия
a) Дефектом межжелудочковой перегородки b) Простой транспозицией магистральных сосудов c) Тетрадой Фалло d) Дефектом межпредсердной перегородки e) Изолированным стенозом легочной артерии
a) Придать пациенту возвышенное положение b) Ингаляция увлажненного кислорода c) В/в мочегонные препараты d) Седативная терапия e) Инотропная поддержка f) Пропранолол в/в
Приложение 3 Приложение 4 Ситуационная задача Мальчик К., 11 мес, поступил в стационар с жалобами на отставание в физическом развитии (масса тела 7,0 кг), появление одышки и периорального цианоза при физическом или эмоциональном возбуждении. Из анамнеза известно, что недостаточная прибавка в массе тела отмечается с 2-месячного возраста, при кормлении отмечалась быстрая утомляемость вплоть до отказа от груди. Бронхитами и пневмониями не болел. При осмотре: разлитой цианоз кожных покровов, симптом «барабанных палочек» и «часовых стекол». Область сердца визуально не изменена, границы относительной сердечной тупости: левая – по левой средне-ключичной линии, правя – по правой парастернальной линии, верхняя – второе межреберье. Тоны сердца ритмичные, ясные, ЧСС 140 в/мин, ЧД 40 в/мин. Вдоль левого края грудины выслушивается грубый систолический шум, II тон ослаблен во втором межреберье слева. В легких дыхание пуэрильное, хрипов нет. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень и селезенка не увеличены. Общий анализ крови: гематогрит 49% (норма 31-47%), Нb 170 г/л, Эр. – 5,4×10¹²/л, ЦП 0,91, Лейкоциты 6,1×10/л, П 3%, С26%, Э1%, Л64%, М6%, СОЭ 2 мм/час. Общий анализ мочи: светло-желтая, удельный вес 1004, белок, глюкоза – нет, эпителий плоский – немного, лейкоциты 0-1 в п/зр., эритроциты – нет, цилиндры – нет, слизь – немного. Биохимический анализ крови: общий белок – 69 г/л, мочевина 5,1 ммоль/л, холестерин 3,3 ммоль/л, калий – 4.8 ммоль/л, натрий 142 ммоль\л, АЛТ 23 ЕД/л, АСТ 19 ЕД/л, серомукоиды 0,180 Кислотно-основное состояние крови: рО2 – 62 мм рт ст (N 80-100), рСО2 50 мм рт ст (N 36-40), рН 7,29, ВЕ – -8,5 ммоль/л (N ± 2.3) Задание
Приложение 5 Дневник курации
Кафедра детских болезней и поликлинической педиатрии №2 Дисциплина детcкие болезни
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.067 с.) |