Методическое указание для преподавателя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое указание для преподавателя.



Изучить.

Цель занятия: Организация и осуществление этапов сестринского процесса при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

Тип занятия: практика

Время занятия: 180минут

Место занятия: кабинет сестринских манипуляции 409

Материальное оснащение: дидактический материал, интерактивная доска, аппарат Боброва, кислородная подушка, тонометр, фонендоскоп, муляжи.

В результате подготовки к занятию студенты должны знать:

· Проявление нарушения функции сердечно-сосудистой системы: одышка, удушье, боли в области сердца, сердцебиение, перебои в работе сердца, периферические отеки, асцит, резкое повышение и снижение АД, обморок.

· Особенности ухода за пациентами при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

· Придание положения, облегчающего состояние пациента.

· Измерение артериального давления, контроль пульса.

· Измерение суточного диуреза и определение водного баланса.

· Обеспечение ухода за кожей и слизистыми.

При изучении данной темы студент должен уметь:

· Выявить нарушения функции сердечно-сосудистой системы: одышка, удушье, боли в области сердца, сердцебиение, перебои в работе сердца, периферические отеки, асцит, резкое повышение и снижение АД, обморок.

· Организовать уход за пациентами при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

· Придать положение, облегчающего состояние пациента.

· Измерить артериальное давление, контролировать пульс.

· Измерить суточный диурез и определить водный баланс.

· Обеспечить уход за кожей и слизистыми.

· Для закрепления знаний выполнить.

Список манипуляции:

· Обработка рук на гигиеническом уровне

· Подготовка рабочего места

· Измерение артериального давления и пульса.

· Определение суточного диуреза.

· Провести ингаляцию увлажненным кислородом.

· Постановка горчичников.

· Энтеральный путь введения лекарственный средств.

· Положение пациента в постели.

· Профилактика пролежней.

· Подготовка пациентка к инструментальным и лабораторным методом исследования.

· Составить диету.

Домашнее задание: Сестринский процесс при на­рушении функции пищевари­тельной системы. Промывание желудка.

Основная литература.

Т.П. Обуховец «ОСД» стр. 100-151, 152-164 Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 Т.П. Обуховец

«ОСД Практикум» стр. 64-80, 182-186 Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006

Дополнительная

И.В. Яромич «Сестринское дело» стр. 154-155 Москва ОНИКС 21 век Т.П. Обуховец «СД в терапии практикум» стр. 96-100, 124-133 Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 Т.П. Обуховец

«СД в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум» Стр. 124-127, 154-161 Ростов-на-Дону Феникс 2008

 

 

СМК Ф.05-06

ГККП «Медицинский колледж» акимата г. Астаны.

 

Методическое указание для преподавателя.

Тема: Сестринский процесс при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

 

 

Составила: Жиеналина Б.А

Тема: Сестринский процесс при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

Тип занятия: Совершенствование и применение теоретических и практических знаний и умений на практических занятиях.

Метод занятия: Практическое занятие. Отработка практических и теоретических навыков путем неоднократных выполнений манипуляций по стандарту.

Форма проведения урока: Практическое занятие

Цель занятия.

Образовательная:

· Основные клинические симптомы.

· Организация и осуществление этапов сестринского процесса при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

· Обеспечение ингаляции увлажненным кислородом.

· Выполнение физиотерапевтических процедур.

Воспитательная цель: способствовать формированию чуткого внимательного отношения к пациентом, воспитывать навыки общения в коллективе, прививать любовь к избранной профессии, развивать интерес к изучаемому предмету.

Развивающая цель:

· Способствовать развитию мышления, самостоятельности и уверенности в своих силах.

· Учить запоминанию, умению слушать, анализировать, аргументировать, планировать ответ.

· Учить самостоятельно ориентироваться в конкретной ситуации.

Время занятия:180 минут

Внутрипредметная связь: Личная гигиена пациента. Простейшая физиотерапия. Этика и деонтология.

Межпредметная связь: анатомия, терапия, психология, философия.

Материальное оснащение: дидактический материал, интерактивная доска, аппарат Боброва, кислородная подушка, этиловый спирт, перевязочный материал, латок, пинцет, ингалятор, сестринские истории болезни

Структурно-логическая схема занятия.

1. Организационный момент-5минут

2. Контроль исходного уровня знаний -15 минут

3. Работа обучающих с преподавателем-40минут

4. Самостоятельная работа обучающихся-100 минут

5. Подведение итогов-15минут

6. Задание к самостоятельной работе на следующее занятие-5минут

Ход занятия.

1.Организационный момент -преподаватель проверяет готовность аудитории к уроку, проверяет отсутствующих, причину отсутствия.

2.Контроль исходного уровня знаний - фронтально.

3.В результате подготовки к занятию студенты должны знать:

· Проявление нарушения функции сердечно-сосудистой системы: одышка, удушье, боли в области сердца, сердцебиение, перебои в работе сердца, периферические отеки, асцит, резкое повышение и снижение АД, обморок.

· Особенности ухода за пациентами при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

· Придание положения, облегчающего состояние пациента.

· Измерение артериального давления, контроль пульса.

· Измерение суточного диуреза и определение водного баланса.

· Обеспечение ухода за кожей и слизистыми.

Введение

Сердечная недостаточность - это патологическое состояние, при котором сердце теряет способность перекачивать количество крови, достаточное для нормального снабжения тканей и органов кислородом и питательными веществами или же состояние, при котором эта задача выполняется в условиях чрезмерного напряжения самого сердца и других компенсаторных механизмов организма.

По сути дела, при сердечной недостаточности сердце работает на пределе, но все равно не справляется с поставленной перед ним задачей.

Следует сразу отличить дефицит работы сердца при сердечной недостаточности, от дефицита работы сердца при сильных физических нагрузках (классический симптом такой недостаточности это одышка, возникающая при сильной физической нагрузке). Неспособность сердца адекватно работать во время интенсивной физической работы (когда нагрузка превышает физиологическую норму) вполне нормальное явление и зависит от натренированности организма.

При сердечной недостаточности, сердце неспособно обеспечить нормальный кровоток во время физиологических нагрузок, что и позволяет говорить о «сердечной недостаточности, как патологии».

Синдром сердечной недостаточности описывает состояние организма (симптомы и признаки), наблюдающееся при неспособности сердца, по какой-то причине, обеспечивать нормальную циркуляцию крови в организме. То есть, термин «сердечная недостаточность» обозначает последствия некоторого патологического процесса (например, инфаркт миокарда) и совсем не описывает сущности самого патологического процесса, приведшего к нарушению работы сердечно-сосудистой системы.

Хроническая сердечная недостаточность — это синдром, развивающийся в результате различных заболеваний сердечно-сосудистой системы, приводящих к снижению насосной функции сердца, проявляющийся одышкой, сердцебиением, повышенной утомляемостью, ограничением физической активности и избыточной задержкой жидкости в организме.

ХСН — это прогрессирующий синдром, и те пациенты, которые сегодня имеют лишь скрытую ХСН, в течение 1-5 лет могут перейти в группу самых тяжелых больных, плохо поддающихся лечению. Поэтому ранняя диагностика ХСН и дисфункции ЛЖ и раннее начало лечения таких больных — залог успеха в терапии сердечной недостаточности. К сожалению, в России крайне редко ставят диагнозы начальных стадий ХСН, что свидетельствует о недооценке практическими врачами тяжести этого синдрома.

Синдром ХСН может осложнять течение практически всех заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но главными причинами ХСН, составляющими более половины всех случаев, являются ишемическая болезнь сердца (ИБС) и артериальная гипертония или сочетание этих заболеваний.

Причины ХСН:

Одышка, сухой непродуктивный кашель, усиливающиеся в горизонтальном положении больного с низким изголовьем (ортопноэ), а также приступы сердечной астмы и альвеолярный отек легких у больного с хронической СН относятся к типичным проявлениям левожелудочковой недостаточности изастоя крови в венозном русле малого круга кровообращения.

Отеки на ногах — одна из наиболее характерных жалоб больных с ХСН. Отеки и другие проявления отечного синдрома связаны, в первую очередь, с задержкой Nа+ и воды в организме, а также с застоем крови в венозном русле большого круга кровообращения (правожелудочковая недостаточность) и повышением гидростатического давления в капиллярном русле.

Выраженная мышечная слабость, быстрое утомление и тяжесть в нижних конечностях, появляющиеся даже на фоне небольших физических нагрузок, также относятся к ранним проявлениям хронической СН. Эти симптомы далеко не всегда соответствуют тяжести одышки, выраженности отечного синдрома и других признаков СН. Они обусловлены нарушением перфузии скелетных мышц, причем не только за счет уменьшения величины сердечного выброса, но и в результате спастического сокращения артериол.

Сердцебиение. Ощущение сердцебиения чаще всего связано с характерной для больных с СН синусовой тахикардией. Сердцебиения вначале появляются при физической нагрузке, а затем и в покое, как правило, свидетельствуя о прогрессирующем нарушении функционального состояния сердца. В других случаях, жалуясь на сердцебиение, больные имеют в виду ощущение сильных ударов сердца, связанных, например, с увеличением пульсового АД. Наконец, жалобы на сердцебиение и перебои в работе сердца могут указывать на наличие у больных разнообразных нарушений сердечного ритма, например, на появление фибрилляции предсердий или частую экстрасистолию.

 

Дополнительная

И.В. Яромич «Сестринское дело» стр. 154-155 Москва ОНИКС 21 век Т.П. Обуховец «СД в терапии практикум» стр. 96-100, 124-133 Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 Т.П. Обуховец

«СД в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум» Стр. 124-127, 154-161 Ростов-на-Дону Феникс 2008

 

Приложение №1.

Примечание

Кислород можно подавать из кислородный аппарат ОXY-6000, кислородной подушки, централизованно через носовые канюли, лицевую маску, маску Вентуры (частично возвратная и невозвратная), лицевую ширму.

 

Приложение №2

Лист учета водного баланса

Дата ____________

Отделение _______________

Палата __________________

Ф.И.О. пациента ___________________________________________

Возраст _________________ Масса тела _______________________

Диагноз ___________________________________________________

Время Выпито Кол-во жидкости (мл) Время Выделено мочи в мл. (диурез)
9.00 Завтрак   10.40  
10.00 В/в капельно   12.00  
14.00 Обед   17.00  
16.00 Полдник   20.00  
18.00 Ужин   3.00  
21.00 Кефир   6.00  
За сутки Всего выпито   Всего выделено  

· Утром следующего дня определите в мерной емкости общее количество мочи (это будет суточный диурез).

· Отметьте результат в температурном листе.

· Подсчитайте количество выпитой пациентом жидкости и количество жидкости, введенной парентерально за сутки.

· Сделайте записи в листе учета водного баланса.

· Примечание: разница между количеством выпитой жидкости и суточным количеством мочи составляет величину водного баланса.

Приложение №3.

Диеты при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
Диета № 10

Исключаемые продукты и блюда: свежий хлеб, изделия из сдобного и слоёного теста, блины, оладьи; супы из бобовых, мясные, рыбные, грибные бульоны; жирные сорта мяса, гусь, утка, печень, почки, мозги, копчёности, колбасные изделия, мясные консервы; жирная, солёная, копчёная рыба, икра, рыбные консервы; солёные и жирные сыры; яйца вкрутую, жареные; бобовые; солёные, маринованные, квашеные овощи; шпинат, щавель, редька, редис, чеснок, репчатый лук, грибы; острые, жирные и солёные закуски; плоды с грубой клетчаткой, шоколад, пирожные; соусы на мясном, рыбном, грибном отваре, горчица, перец, хрен; натуральный кофе, какао; мясные и кулинарные жиры.

Диета № 10а


Показания: заболевания ССС с выраженными явлениями сердечной недостаточности.

Цели назначения: улучшение нарушенного кровообращения, функций ССС, печени, почек, нормализация обмена веществ за счёт выведения из организма накопившихся продуктов обмена, обеспечение щажения ССС, почек, органов пищеварения.

Общая характеристика: снижение энергетической ценности за счёт белков, углеводов и особенно жиров. Резко ограничено количество натрия хлорида и жидкости. Пищу готовят без соли, хлеб бессолевой. Резко ограничены продукты и вещества, которые возбуждают центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, раздражают печень и почки, способствуют метеоризму (экстрактивные вещества мяса и рыбы, клетчатка, жирные изделия, холестерин, чай и кофе и др.). Достаточное содержание калия, липотропных веществ, продуктов, ощелачивающих организм (молочные продукты, фрукты, овощи). Блюда готовят в отварном и протёртом виде, придают им кислый или сладкий вкус, ароматизируют. Жареные блюда запрещены. Исключены горячие и холодные блюда.

Химический состав и энергетическая ценность: белки 60 г (70% животных), жиры 50 г (20-25% растительных), углеводы 300 г (70-80 г сахара и других сладостей); энергетическая ценность 1900 ккал; натрия хлорид исключают, свободная жидкость 0,6-0,7 л.

Общая характеристика: диета со значительным снижением энергетической ценности за счёт белков, углеводов и особенно жиров, уменьшением объёма пищи, ограничением натрия хлорида и свободной жидкости. Исключают продукты трудноперевариваемые, вызывающие брожение в кишечнике и метеоризм, богатые холестерином, животными жирами и сахаром, а также экстрактивные вещества мяса и рыбы. Включение продуктов, богатых липотропными веществами, витаминами С и Р, калием, а также продуктов, мягко стимулирующих двигательную функцию кишечника (для борьбы с запорами).

Диета № 10и состоит из трёх последовательно назначаемых рационов:
I рацион дают в острый период (1-я неделя);
II рацион назначают в подострый период (2-3-я неделя);
III рацион показан в период рубцевания (4-я неделя).

В I рационе блюда протёртые, во II - в основном измельчённые, в III - измельчённые и куском. Пищу готовят без соли, в отварном виде. Исключают холодные (менее 15 °С) блюда и напитки.

Химический состав и энергетическая ценность:
I рацион: белки 50 г, жиры 30-40 г, углеводы 150-200 г; энергетическая ценность 1100-1300 ккал; свободная жидкость 0,7-0,8 л; масса рациона 1,6-1,7 кг;
II рацион: белки 60-70 г, жиры 50-60 г, углеводы 230-250 г; энергетическая ценность 1600-1800 ккал; натрия хлорид 3 г (на руки), свободная жидкость 0,9-1 л; масса рациона 2 кг;
III рацион: белки 85-90 г, жиры 70 г, углеводы 300-350 г; энергетическая ценность 2200-2400 ккал; натрия хлорид 5-6 г (на руки), свободная жидкость 1-1,1 л; масса рациона 2,2-2,3 кг.

Режим питания:
I-II рационы - пищу дают 6 раз в день;
III рацион - 5 раз в день небольшими порциями.

Исключаемые продукты и блюда: свежий хлеб, сдоба, мучные выпечные изделия, жирные виды и сорта мяса, птицы, рыбы, печень и другие мясные субпродукты, колбасы, консервы, икра, цельное молоко и сливки, яичные желтки, пшено, перловая, ячневая крупа, бобовые, белокочанная капуста, огурцы, редис, лук, чеснок, пряности, животные и кулинарные жиры, шоколад и другие кондитерские изделия, натуральный кофе и какао, виноградный сок

 

 

Изучить.

Цель занятия: Организация и осуществление этапов сестринского процесса при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

Тип занятия: практика

Время занятия: 180минут

Место занятия: кабинет сестринских манипуляции 409

Материальное оснащение: дидактический материал, интерактивная доска, аппарат Боброва, кислородная подушка, тонометр, фонендоскоп, муляжи.

В результате подготовки к занятию студенты должны знать:

· Проявление нарушения функции сердечно-сосудистой системы: одышка, удушье, боли в области сердца, сердцебиение, перебои в работе сердца, периферические отеки, асцит, резкое повышение и снижение АД, обморок.

· Особенности ухода за пациентами при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

· Придание положения, облегчающего состояние пациента.

· Измерение артериального давления, контроль пульса.

· Измерение суточного диуреза и определение водного баланса.

· Обеспечение ухода за кожей и слизистыми.

При изучении данной темы студент должен уметь:

· Выявить нарушения функции сердечно-сосудистой системы: одышка, удушье, боли в области сердца, сердцебиение, перебои в работе сердца, периферические отеки, асцит, резкое повышение и снижение АД, обморок.

· Организовать уход за пациентами при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

· Придать положение, облегчающего состояние пациента.

· Измерить артериальное давление, контролировать пульс.

· Измерить суточный диурез и определить водный баланс.

· Обеспечить уход за кожей и слизистыми.

· Для закрепления знаний выполнить.

Список манипуляции:

· Обработка рук на гигиеническом уровне

· Подготовка рабочего места

· Измерение артериального давления и пульса.

· Определение суточного диуреза.

· Провести ингаляцию увлажненным кислородом.

· Постановка горчичников.

· Энтеральный путь введения лекарственный средств.

· Положение пациента в постели.

· Профилактика пролежней.

· Подготовка пациентка к инструментальным и лабораторным методом исследования.

· Составить диету.

Домашнее задание: Сестринский процесс при на­рушении функции пищевари­тельной системы. Промывание желудка.

Основная литература.

Т.П. Обуховец «ОСД» стр. 100-151, 152-164 Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 Т.П. Обуховец

«ОСД Практикум» стр. 64-80, 182-186 Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006

Дополнительная

И.В. Яромич «Сестринское дело» стр. 154-155 Москва ОНИКС 21 век Т.П. Обуховец «СД в терапии практикум» стр. 96-100, 124-133 Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 Т.П. Обуховец

«СД в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум» Стр. 124-127, 154-161 Ростов-на-Дону Феникс 2008

 

 

СМК Ф.05-06

ГККП «Медицинский колледж» акимата г. Астаны.

 

Методическое указание для преподавателя.

Тема: Сестринский процесс при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

 

 

Составила: Жиеналина Б.А

Тема: Сестринский процесс при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

Тип занятия: Совершенствование и применение теоретических и практических знаний и умений на практических занятиях.

Метод занятия: Практическое занятие. Отработка практических и теоретических навыков путем неоднократных выполнений манипуляций по стандарту.

Форма проведения урока: Практическое занятие

Цель занятия.

Образовательная:

· Основные клинические симптомы.

· Организация и осуществление этапов сестринского процесса при нарушении функции сердечно-сосудистой системы.

· Обеспечение ингаляции увлажненным кислородом.

· Выполнение физиотерапевтических процедур.

Воспитательная цель: способствовать формированию чуткого внимательного отношения к пациентом, воспитывать навыки общения в коллективе, прививать любовь к избранной профессии, развивать интерес к изучаемому предмету.

Развивающая цель:

· Способствовать развитию мышления, самостоятельности и уверенности в своих силах.

· Учить запоминанию, умению слушать, анализировать, аргументировать, планировать ответ.

· Учить самостоятельно ориентироваться в конкретной ситуации.

Время занятия:180 минут

Внутрипредметная связь: Личная гигиена пациента. Простейшая физиотерапия. Этика и деонтология.

Межпредметная связь: анатомия, терапия, психология, философия.

Материальное оснащение: дидактический материал, интерактивная доска, аппарат Боброва, кислородная подушка, этиловый спирт, перевязочный материал, латок, пинцет, ингалятор, сестринские истории болезни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.082 с.)