Знания и умения, формируемые на занятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знания и умения, формируемые на занятии



ПЛАНЫ

Семинарских занятий

по дисциплине «Правоведение»

 

 


Семинар №1

Происхождение государства и права. (2 часа)

 

Цель – изучить предпосылки и условия возникновения государства и права, теории происхождения государства и права.

 

Знания и умения, формируемые на занятии

На семинаре формируются знания:

- причин происхождения государства и права;

- характеристика теорий происхождения государства и права;

- глобализм как влияние на содержание и функционирование государства и права.

умения:

- анализировать происхождение государства и права;

- обосновывать выводы и предложения;

- осмысление глобализации в современных условиях.

Материально-техническое оборудование:

мультимедийный проектор, ноутбук, презентации «Причины и условия возникновения государства», «Основные теории происхождения государства».

 

ПЛАН

1 Первобытное общество.

2. Причины и формы возникновения государства.

3. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов.

4. Характеристика теорий происхождения государства.

5. Причины возникновения права.

6. Характеристика концепций права.

Глоссарий

Выучите определения следующих терминов:

Первобытное общество, община, присваивающая экономика, производящая экономика, обычай, инцест, общество, общинный строй, власть, право, неолит, кипу, казуальный, шумер, лагаш, теология, цивилизация, формация, народ.

Вопросы для обсуждения

- Дайте характеристику экономической основы первобытного общества.

- Социальная власть первобытного общества.

- Нормы первобытного общества.

- Экономические причины возникновения государства.

- Социальные причины возникновения государства.

- Политические причины возникновения государства.

- Восточный (азиатский) путь формирования государства.

- Европейский путь формирования государства.

- Общие предпосылки возникновения государств по восточному и европейскому пути формирования.

- Отличительные черты возникновения государств по восточному и европейскому пути формирования.

- Основная идея, представители основных теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, насилия, марксисткой.

- Экономические причины возникновения права.

- Социальные причины возникновения права.

- Политические причины возникновения права.

- Основная идея, представители основных концепций возникновения права: естественно-правовая, материалистическая, патриархальной, психологической, органической, насилия, историческая и др.

 

Задания

1.Подберите несколько различных мнений учёных об одной из теорий возникновения государства или права, проанализируйте их.

2. К представителям какой теории происхождения государства относится А.Н. Радищев: насилия, договорной, патриархальной.

3. Какую теорию происхождения государства и права критиковали представители Марксистской теории, почему?

 

Индивидуальные:

1.Подготовьте презентацию по данной теме.

2. Заполните таблицы.

№ п/п Наименование теории возникновения государства Основоположники и сторонники теории Период возникновения теории Сущность теории
         

 

№ п/п Наименование теории возникновения государства Основоположники и сторонники теории Период возникновения теории Сущность теории
         

 

3. Составьте тест по данной теме (15-20 вопросов.).

Тестовые:

1. Общество – это:

а) совокупность людей;

б) осознающих свою значимость в обществе;

в) осознающих необходимость взаимодействия;

г) имеющих постоянные общие интересы;

д) удовлетворяющих свои потребности совместными действиями.

2. Теориями возникновения государства и права являются:

а) теологически-патриархальная;

б) договорная;

в) социологическая;

г) теория насилия;

д) материалистическая.

3. Признаки демократии:

а) выборность и сменяемость государственных органов;

б) их подотчетность и подконтрольность перед избирателями;

в) признание принципа подчинения меньшинства большинству;

г) реализация принципа юридического (экономического) равноправия

граждан;

д ) признание принципа диктатуры правящего класса.

4. Кто из перечисленных мыслителей является автором органической теории происхождения государства: [1]

1){Ф. Аквинский};

2){Ф. Энгельс };

3){В.И. Ленин };

4){К. Каутский };

5){Спенсер }; *

6){Гегель }.

 

5. Кто из названных мыслителей является автором насильственной теории происхождения государства: [1]

1){Платон };

2){Ф. Аквинский };

3){Ф. Энгельс };

4){Л. Гумплович }; *

5){Спенсер };

6){Ж.-Ж.Руссо }.

 

6. Кто из названных мыслителей является автором психологической теории происхождения государства: [1]

1){Платон };

2){Аристотель };

3){В.И. Ленин };

4){Л. Петражицкий}; *

5){Гегель };

6){Спенсер }.

 

7. Какие формы возникновения государства рассматривали классики марксистской теории происхождения государства: [3]

1){афинское, русское, египетское государство};

2){азиатское, римское, вавилонское государство };

3){древнегерманских племен, афинское и римское государство }; *

4){афинское, вавилонское, египетское государство };

5){ афинское и вавилонское государство};

6){ египетское государство и древнегерманских племен}.

 

8. Когда, по мнению историков, на Земле впервые возникла государственность (если исходить из широко принятой точки зрения, что впервые она возникла в Египте)? [1]

1){15 тыс. лет назад };

2){10 тысяч лет назад };

3){5 тысяч лет назад }; *

4){3 тысячи лет назад };

5){1 тысяча лет назад }.

 

9. Как называлась общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство? [3]

1){первобытное стадо };

2){родовая община };

3){племя };

4){фратрия };

5){протогосударство }.

 

10. Что из нижеперечисленного можно отнести к характеристикам родовой общины? [3]

1){власть принадлежит всей общине в целом };*

2){высшим органом власти является собрание граждан };

3){принуждение обеспечивается мерами общественного воздействия };

4){имеется дружина из профессиональных воинов для борьбы с внешним врагом };

5){повседневное управление осуществляет староста или старейшина, избранный всеми членами рода };

6){нормы права формально определены и закреплены в специальных актах }.

 

Литература

Основные учебники и учебные пособия

1. Правоведение / под ред. М.Б.Смоленского. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Дашков и К: Академцентр, 2008. - 480 с.

2. Правоведение: учеб. пособие / под ред. Г.Н.Комковой. - М.: Проспект, 2011. - 256 с.

 

Словари, справочники, энциклопедии

1. Большой юридический словарь Под ред. А.Я. Сухарева М.: ИНФРА-М, 2009.- 858 с.

2. Большая юридическая энциклопедия. – М.: «АСТ Москва, АСТ, Астрель».- 2009.-640 с.

Учебная литература ЭБС «Лань»

1. Кененова И.П., Сидорова Т.Э., Правоведение. [электронный ресурс]: конспект лекций / И.П. Кененова., Сидорова Т.Э.– М.: Юрайт, 2010.

2. Соловьев А.А. Правоведение [электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / А.А. Соловьёв – «А-Приор», 2008.

 

 

Дополнительная

 

1. Правоведение в схемах и определениях: учеб. пособие / Ю. А. Ежов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 448 с.

2. Правоведение / под ред. С.Н.Попова, Н.А.Ульяновой. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. - 323 с.

3. Правоведение: учебник для вузов / под ред. О.Е.Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. - 408 с.

4. Теория государства и права: учебник для вузов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 541 с

5. Теория государства и права / А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарева. - М.: Форум-инфра-М, 2009. - 624 с.

6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 768 с

7. Электронный учебник Правоведение/ под ред. С.С. Мазляна, Н.И. Косяковой, 2011г.

 

Интернет-ресурсы

1. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia

Справочно-правовые системы

1.СПС «Гарант»

2.СПС «Консультант +»

3.СПС «Кодекс».

Семинар №2

Понятие и признаки права. Норма права и нормативно-правовые акты. Правоотношение. (2 часа)

Цель -изучение подходов сущности права, понятия и признаков права, структуру и классификацию правовых норм.

 

Знания и умения, формируемые на занятии

На семинаре формируются знания:

- сущности права, правовой нормы,

- основных признаков права, нормы права,

- определение права как одной из социальных норм;

умения:

- правильно давать определение понятия права,

- отграничивать право от других социальных норм, в том числе от норм морали, нравственности,

- самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи между правом и государством;

Материально-техническое оборудование:

мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Понятие, признаки и функции права».

 

ПЛАН

1 Понятие и определение права.

2. Признаки и социальная ценность права.

3. Принципы и функции права понятие и виды.

4. Норма права.

5. Виды правовых норм.

Глоссарий

Выучите определения следующих терминов:

Право, нормативность, системность, гуманизм, равноправие, функции права, мораль.

Вопросы для обсуждения

- Понятие права в разных смысловых значениях: общесоциальном (объективное право, субъективное право) и юридическом.

- Дать характеристику признакам права: нормативность, общеобязательность, государственно-волевой характер, формальная определенность, системность,

- Как связано права с обществом?

- Дайте определение принципам права.

- Ощеправовые принципы права: принцип справедливости, принцип гуманизма, принцип равноправия, принцип законности, принцип взаимной ответственности.

- Дайте определение функциям права.

- Классификация функций права в специально-юридической плоскости: регулятивная, охранительная, воспитательная.

- Дайте определение норме права.

- Признаки нормы права.

- Структура нормы права.

- По каким основаниям классифицируются нормы права?

- Классификация норм права по предмету правового регулирования, по методу правового регулирования, в зависимости от характера предписывающей нормы, по основаниям времени действия и юридической силе, по кругу лиц.

 

Задания

Общие:

1. Найдите в юридической литературе и законспектируйте 2-3 определения права дающиеся современными правоведами, древними учеными и сравните их.

2. Найдите и законспектируйте специальные нормы, диспозитивные и императивны нормы в Конституции РФ, поощрительные норы в Трудовом кодексе, обязывающие, управомочивающие нормы в Уголовном кодексе.

3. Давая определение одной из форм права, студент Жаров сказал следующее: "Правовой обычай-это решение суда по конкретному делу, ставшее обязательным правилом для решения аналогичных дел".

На что студент Аверин возразил: " Правовой обычай-это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, и санкционируемое государством в качестве общеобязательного правила".

Кто из них прав?

4. Выделите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст. 331 ГК РФ "Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке".

5. Назовите элемент юридической нормы, которой указывает на условия, при которых данная норма вступает в действие: гипотеза, диспозиция, презумпция, санкция.

6. Расположите нормативные правовые акты по степени юридической силы: постановление Правительства РФ, закон РФ, инструкция Минздрав России, указ Президента РФ.

7. К какому виду (разрешающей, запрещающей, представительно-обязывающей) относятся следующие нормы конституции РФ?

· Ч.2 ст. 6 "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ";

· Ч.2 ст. 45 "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом";

· Ч.4. ст. 109 "Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации".

 

Индивидуальные:

1 Назовите гипотезу, диспозицию, санкцию в ст. 57 ТК РФ.

2. Назовите гипотезу нормы, содержащейся в ст. 80 ТК РФ.

3. Перечислите нормы права, содержащееся в ст. 81 ТК РФ.

4 Перечислите нормы права, содержащееся в ст.50 Закона РФ «Об Образовании».

5. Назовите диспозицию нормы в ст. 52 Закона РФ «Об Образовании».

6.. Представьте схематично деление понятий права.

7. Составьте тест по данной теме (15-20 вопросов.).

8. Составьте ситуационные задачи по данной теме. (2-3 зад.)

Тестовые:

1.Право – это:

1) совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством;

2) нормативно-правовой акт;

3) закон о поправках к конституции;

4) федеральный закон.

2. Действие нормативно-правовых актов ограничивается в результате:

1 ) его отмены принявшим его органом;

2) окончанием срока его действия;

3) прекращения его действия вновь принятым актом;

4) временем, пространством, кругом лиц.

3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве зависит:

1) от уровня государственного органа, принявшего данный акт, от юридической силы акта;

2) от территории субъекта Федерации;

3) от территории, указанной в самом нормативно-правовом акте;

4) от локальной территории (предприятия, учреждения, организации).

4. Отрасль права – это:

1) институт права;

2) компоненты материального права;

3) структура права;

4) главное подразделение права, большая группа правил поведения, регулирующих;

5) какой-то вид общественных отношений.

5. Норма права – это:

1) гипотеза;

2) правило поведения обязательного характера;

3) мера государственного принуждения;

4) степень обязательности и реальности права.

6. Виды норм:

1) общеобязательные к исполнению;

2) управомочивающие, обязывающие, запрещающие;

3) предусматривающие многократное исполнение;

4) носящие государственно-властный характер.

7. Структура нормы:

1) гипотеза, диспозиция, санкция;

2) общеобязательность исполнения, многократное исполнение, государственно-властный характер;

3) управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы;

4) моральные, религиозные, политические, этические нормы.

Литература

Дополнительная

 

1. Правоведение в схемах и определениях: учеб. пособие / Ю. А. Ежов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 448 с.

2. Правоведение / под ред. С.Н.Попова, Н.А.Ульяновой. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. - 323 с.

3. Правоведение: учебник для вузов / под ред. О.Е.Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. - 408 с.

4. Теория государства и права: учебник для вузов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 541 с

5. Теория государства и права / А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарева. - М.: Форум-инфра-М, 2009. - 624 с.

6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 768 с

7. Электронный учебник Правоведение/ под ред. С.С. Мазляна, Н.И. Косяковой, 2011г.

 

Интернет-ресурсы

1. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia

2. Электронная юридическая библиотека ЮРИСТЛИБ http:// www.juristlib.ru/

Справочно-правовые системы

1.СПС «Гарант»

2.СПС «Консультант +»

3.СПС «Кодекс».

Семинар №3

Источники права. (2 часа)

Цель -знание понятия формы права и его соотношение с источником права, видов и классификации форм (источников) права.

 

На семинаре формируются знания:

- о формах права, как способе выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения;

- об общей характеристике различных форм права;

- о видах нормативно-правовых актах.

умения:

- толковать и применять законы и другие нормативно - правовые акты;

- обосновывать выводы и предложения;

- определять юридическую силу нормативно-правового акта.

План

1. Формы (источники) права.

2. Нормативный правовой акт (НПА).

3. Законы.

4. Подзаконные нормативно-правовые акты.

Глоссарий

Дайте определение следующих терминов:

источник права, нормативно-правовой акт, закон, судебный прецедент, субъекты правотворчества, иерархия.

Вопросы для обсуждения

 

- Понятие форм (источников) права.

- В чем заключается различие понятий источник права и форма права?

- В чем заключается соотношение понятий «форма права» с понятием «правовая форма», а также с понятием «источник права»?

- Признаки источника права.

- Виды источников права и их краткая характеристика.

- Понятие и особенности НПА.

- Что общего и особенного между НПА и индивидуальным актом?

- Иерархия НПА.

- Понятие и признаки законов.

- Виды законов.

- Понятии и признаки подзаконных НПА.

- Виды подзаконных НПА.

Задания

Общие:

1. Назовите источники права нашего государства в период Киевской Руси.

2. Какие источника права преобладают в нашем государстве в настоящее время?

3. Какой НПА является основным источником права в нашем государстве в настоящее время и почему?

 

Индивидуальные:

1. Найдите и проанализируйте последний принятый и вступивший в силу ФЗ РФ в любой сфере общественных отношений в этом году.

2. Подготовьте презентацию по данной теме?

3. Представьте схематично деление НПА.

4. Составьте тест по данной теме (15-20 вопросов.).

5. Составьте ситуационные задачи по данной теме. (2-3 зад.)

Тестовые:

1. Понятие закона:

1) нормативно-правовой акт высшей юридической силы;

2) регулирование важнейших общественных отношений;

3) строгое соблюдение процессуального порядка;

4) использование достижений науки, приемов и методов научного анализа.

2. Среди законов высшей юридической силой обладает:

1 ) Гражданский кодекс;

2) Уголовный кодекс;

3) Конституция.

3. Действие нормативно-правовых актов ограничивается в результате:

1) его отмены принявшим его органом;

2) окончанием срока его действия;

3) прекращения его действия вновь принятым актом;

4) временем, пространством, кругом лиц.

4. Действие нормативно-правовых актов в пространстве зависит:

1) от уровня государственного органа, принявшего данный акт, от юридической силы акта;

2) от территории субъекта Федерации;

3) от территории, указанной в самом нормативно-правовом акте;

4) от локальной территории (предприятия, учреждения, организации).

5. «Правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими». Какое понятие соответствует этому определению?

1) инструкции;

2) законы;

3) приказы.

3)6. Кому мешают разумные законы?

1) преступникам;

2) чиновникам;

3) предпринимателям.

7. Чему должны помогать законы?

1) командовать людьми;

2) обуздывать инициативу;

3) раскрепощать созидательные силы народа.

8. Кодификация – это:

1) положения, определяющие правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации;

2) уставы, определяющие правовое положение органов, организаций (например, Центральный Банк РФ);

3) коренная переработка однородных нормативных актов и создание их на базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания для соответствующей отрасли;

4) правила, регулирующие определенный род деятельности.

9. Нормативно-правовые актов по кругу лиц:

1) распространяют свое действие только на военнослужащих;

2) в отношении всех граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства;

3) распространяют свое действие только на пенсионеров;

4) распространяют свое действие только на инвалидов.

 

Литература

Дополнительная

 

1. Правоведение в схемах и определениях: учеб. пособие / Ю. А. Ежов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 448 с.

2. Правоведение / под ред. С.Н.Попова, Н.А.Ульяновой. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. - 323 с.

3. Правоведение: учебник для вузов / под ред. О.Е.Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. - 408 с.

4. Теория государства и права: учебник для вузов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 541 с

5. Теория государства и права / А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарева. - М.: Форум-инфра-М, 2009. - 624 с.

6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 768 с

7. Электронный учебник Правоведение/ под ред. С.С. Мазляна, Н.И. Косяковой, 2011г.

 

Интернет-ресурсы

1. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia

2. Научно-технический журнал «Правоведение» http://www.amursu.ru /religio

3. Материалы к курсу «Правоведение» http://www.philosophy.ru /edu.vgu

4. Электронная юридическая библиотека ЮРИСТЛИБ http:// www.juristlib.ru/

Справочно-правовые системы

1.СПС «Гарант»

2.СПС «Консультант +»

3.СПС «Кодекс».

Семинар №4 (2 часа)

Ход занятия

 

1. Инструктаж

Преподаватель разъясняет студентам, что при тестировании используются следующие формы заданий:

1.задания, к которым даются правильные ответы на выбор:

а) задания с выбором одного правильного ответа;

б) задания с выбором нескольких правильных ответов;

2.задания, сформированные так, что готового ответа к ним нет (задания в открытой форме);

3. задания на установление соответствия;

4.задания на установление правильной последовательности.

Преподаватель объясняет порядок выполнения заданий в тестовой форме.

 

2. Выполнение студентами заданий

Во время процесса тестирования преподаватель наблюдает за тем, чтобы студенты работали самостоятельно.

3. Проверка выполненных заданий, выставление оценок.

4. Анализ результатов.

 

Студенты отвечают на вопросы:

- какие разделы требуют дополнительной самостоятельной работы?

- какие нормативно-правовые акты требуют более глубокого изучения?

 

В конце занятия преподаватель даёт рекомендации по подготовке к следующему семинарскому занятию.

Семинар №5

Основы Конституционного (государственного) права России. (2 часа)

Цель - и зучить понятие и юридические свойства Конституции как основного закона государства, структуру органов государственной власти РФ

 

На семинаре формируются знания:

- о сущностиКонституции Российской Федерации, её функций,

- о правах и свободах человека и гражданина,

- о федеративном устройстве Российской Федерации,

- о правовом положении органов государственной власти.

умения:

- классифицировать права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- обосновывать выводы и предложения;

- разграничивать полномочия между органами государственной власти;

- изучить документы правового характера осуществляющие правовую деятельность в области конституционного (государственного) права: Конституция РФ; Декларация прав ребенка; Закон «Об образовании РФ»; Семейный кодекс РФ.

План

1. Понятие предмет и метод конституционного права.

2. Институт конституционного строя.

3. Основы правового статуса человека и гражданина.

4. Федеративное устройство России.

5. Президент РФ конституционно-правовой статус главы государства.

6. Федеральное собрание РФ.

7. Органы исполнительной власти РФ.

Глоссарий

Дайте определение следующих терминов:

конституция, преамбула, инаугурация, народовластие, плюрализм, импичмент, федеральное собрание, президент, правительство, символ государства, гражданство, суверенитет, иностранный гражданин, беженец, бипатрид, апатрид, регламент, избирательное право, мажоритарная система выборов, демократия непосредственная, демократия представительная.

Вопросы для обсуждения

 

- Конституционное (государственное) право – отрасль публичного права.

- Принципы конституционного строя и их закрепление в основном законе, а также развития в текущем законодательстве.

- Понятие и элементы правового статуса личности.

- Конституционные принципы правового статуса личности.

- Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина: личные, социальные, политические, культурные, основные свободы человека и гражданина, защита прав, обязанности.

- Понятие и принципы федеративного устройства России.

- Основы конституционного статуса России и ее субъектов.

- Компетенция Российской Федерации.

- Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

- Основы конституционного статуса президента РФ, его положение в системе органов государства.

- Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ.

- Компетенции Президента РФ.

- Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства.

- Платы Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация.

- Компетенция Федерального Собрания.

- Правительство РФ, его структура и полномочия.

- Органы исполнительной власти в субъектах Федерации.

Задания

Общие:

1. В каких статьях 2 главы Конституции РФ закреплены социальные, гражданские и политические права и свободы человека и гражданина?

2. Проанализируйте количественный состав субъектов РФ с 1993 года до настоящего времени.

3. Кто был президентом РФ, на какой срок они были избраны и занимали данную должность с 1993года до настоящего времени.

4. Назовите федеральные министерства РФ и соответственно федеральных министров на данный момент.

Индивидуальные:

1.Подготовьте презентации «Символы Российской Федерации», «Судебная система РФ».

2.Представьте схематично правительство РФ.

3.Подготовьте мультимедийную презентацию «Гражданство РФ».

4. Составьте тест по данной теме (15-20 вопросов.).

5. Составьте ситуационные задачи по данной теме. (2-3 зад.)

Тестовые:

1. Российская Федерация (Россия) это:

1) демократическое государство;

2) демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления;

3) федеративное государство;

4) правовое государство.

2. Среди законов высшей юридической силой обладает:

1) Гражданский кодекс;

2) Уголовный кодекс;

3) Конституция.

3. Признаки Конституции РФ:

1) форма государственного устройства;

2) статус личности (права и свободы человека);

3) отношения по поводу государственной власти;

4) учредительный и основополагающий характер, основной источник права и база для законодательства, высшая юридическая сила, стабильность.

4. Принципы Конституции РФ:

1) народовластие, федерализм, правовой характер государства, разделение властей, государственный суверенитет и т.д.;

2) консолидация общества;

3) защита политической системы;

4) регулирование социальных отношений.

5. Высшей ценностью в нашей стране является:

1) государственный суверенитет;

2) государственная власть;

3) человек, его права и свободы;

4) закон.

6. Города Федерального значения:

1) Волгоград;

2) Хабаровск;

3) Новосибирск;

4) Москва, Санкт-Петербург.

7. Автономная область:

1) Еврейская;

2) Ивановская;

3) Калужская;

4) Брянская.

8. Правосудие в России осуществляется только:

1) Конституционным судом;

2) Правительством;

3) Президентом;

4) судом.

9. Источником власти в РФ является ее народ, который осуществляет свою власть:

1) через суды РФ (федеральные суды);

2) через Президента РФ;

3) через Правительство РФ;

4) непосредственно через органы государственной власти, через органы местного самоуправления.

10.Суть разделения властей в том, что...

1) когда действует одна власть, другие приостанавливают свою деятельность;

2) три ветви власти должны быть независимыми друг от друга;

3) каждая внутри себя разделяется еще на несколько инстанций.

3)11. Кто является главой государства в РФ:

1) Председатель правительства;

2) Президент РФ;

3) Председатель Государственной Думы.

12. Cогласно Конституции РФ по форме территориального устройства Россия является:

1 монархией;

2 федерацией;

3 конфедерацией.

13. Правительство России осуществляет власть:

1) судебную;

2) законодательную;

3) исполнительную;

4) финансовую.

14. Парламент, представительный и законодательный орган России;

1) Совет Федерации;

2) Государственная Дума;

3) Правительство.

15. Как именуется глава высшего органа исполнительной власти:

1) Председатель;

2) Премьер-министр;

3) Первый министр.

16. Как называется высший орган исполнительной власти в РФ:

1) Совет Министров РФ;

2) Кабинет Министров РФ;

3) Правительство РФ.

17. Из каких двух палат состоит российский парламент:

1) Совет Союза;

2) Совет Национальностей;

3) Совет Федерации;

4) Государственная Дума;

5) Палата представителей.

18.Как называется парламент (представительный и законодательный орган)

Российской Федерации:

1) Национальное Собрание;

2) Федеральное Собрание;

19..Порядок формирования высших органов государства, их компетенция и взаимодействие между собой определяют:

1) территориальное устройство;

2) форму правления;

3) форму политического режима.

20. Важнейшая задача Президента:

1) принятие решения об отставке Правительства РФ;

2) защита конституционных прав и свобод человека, суверенитета государства, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия основ государственной власти;

3) утверждение военной доктрины РФ;

4) формирование Администрации Президента РФ.

21. Среди функций Конституции отсутствует:

1) социальная;

2) политическая;

3) фискальная;

4) учредительная;

5) юридическая.

22. Избирательное право в РФ НЕ является:

1) всеобщим;

2) равным;

3) прямым;

4) двухступенчатым;

5) тайным.

23. Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека называется:

1) государственным суверенитетом;

2) гражданством;

3) конституцией.

24. Какой из видов субъектов федерации НЕ представлен в Российской Федерации:

1) область;

2) автономная область;

3) автономный край;

4) город федерального значения;

5) край.

25. Уголовное законодательство в соответствии с Конституцией РФ

относится к:

1) исключительному ведению Российской Федерации;

2) совместному ведению федерации и субъектов федерации;

3) ведению субъектов федерации.

 

Литература

Нормативно-правовая база

 

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. // Бюллетень международных договоров, № 3, 2001.

2. Конституция Российской Федерации. М., 2010.

3. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» / СПС «КонсультантПлюс»

4. ФЗ от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О Гражданстве РФ»

 

 

Дополнительная

 

1. Правоведение в схемах и определениях: учеб. пособие / Ю. А. Ежов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 448 с.

2. Правоведение / под ред. С.Н.Попова, Н.А.Ульяновой. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. - 323 с.

3. Правоведение: учебник для вузов / под ред. О.Е.Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. - 408 с.

4. Теория государства и права: учебник для вузов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 541 с

5. Теория государства и права / А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарева. - М.: Форум-инфра-М, 2009. - 624 с.

6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 768 с

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России: учебник.-4-е изд., перераб. и дополн.- Москва: Проспект, 2011.-608 с

8. Электронный учебник Правоведение/ под ред. С.С. Мазляна, Н.И. Косяковой, 2011г.

 

Интернет-ресурсы

1. Научно-технический журнал «Правоведение» http://www.amursu.ru /religio

2. Материалы к курсу «Правоведение» http://www.philosophy.ru /edu.vgu

3. Электронная юридическая библиотека ЮРИСТЛИБ http:// www.juristlib.ru/

4. Сайт «Российской газеты» - www.rg.ru

5. Официальный сайт Президента РФ - www.president.kremlin.ru

6. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ - www.duma.gov.ru

7. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ - http://www.council.gov.ru/

8. Официальный сайт Правительства РФ - www.government.gov.ru

9. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ - www.minzdravsoc.ru

10. Официальный сайт Конституционного Суда РФ - www.ks.rfnet.ru

11. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia

Справочно-правовые системы

1.СПС «Гарант»

2.СПС «Консультант +»

3.СПС «Кодекс».

 

Семинар №6

Основы гражданского права. (2 часа)

Занятие проводится в интерактивной форме - форме решения ситуационных задач.

Цель- углубление правовых знаний, необходимых в правоприменительной практике, формирование качеств личности, направленных на следование профессионально-ценностным ориентациям, развитие представлений о социальной значимости и правовых взглядов для будущей профессиональной деятельности, формирование жизненного опыта решения проблем, возможности соотношения теории с практикой..

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.416 с.)