Опросный лист входного тестирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросный лист входного тестирования



по курсу «Психология и педагогика»

 

1. Что по вашему мнению изучает психология, педагогика?

2. Какое значение имеет психология и педагогика в жизни человека?

3. Как Вы думаете, пригодятся ли Вам полученные в АГТУ знания по психологии и педагогике в будущей профессиональной деятельности?

4. С какими другими науками связана психология и педагогика?

5. Сформулируйте основной вопрос философии?

6. Что такое психологический, педагогический тест?

7. Какие психологические проблемы интересуют прежде всего Вас?

8. Чем занимаются психологи?

 

Зависит от трудности предмета – 23,5% Довольно много – не менее 70% свободного времени – 13,5% ВОПРОС №7: ЛЕГКО ЛИ ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ? Да, я общительный человек и со многими нахожу общий язык – 86,5% Нет – 13,5% ВОПРОС №8: ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ В СВОБОДНОЕ ОТ РАБОТЫ ВРЕМЯ? Спорт, природа; гуляю, общаюсь с друзьями, отдыхаю – 36,5% Занимаюсь программированием, читаю, смотрю телевизор – 30% Участвую в студенческом самоуправлении – 13,5% Ем и сплю – 10% Гуляю с молодым человеком/девушкой – 6,5% Работаю – 3.5% ВОПРОС №9: ПОВЛИЯЛ ЛИ МИКРОКЛИМАТ ВАШЕЙ СЕМЬИ НА ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ? Не мог не повлиять, со мной много занимались в детстве – 83,5% Нет – 16,5% По полученным результатам можно составить портрет одарённого студента: во-первых, скорее всего, одарённый студент довольно скромный – всего треть опрошенных студентов считает себя одарёнными, причём действительно одарённые (на мой взгляд) оказались самыми скромными. Во-вторых, практически все опрошенные студенты относятся к одарённым людям с уважением и восхищением, что позволяет прибавить к нашему портрету такое качество как признание чьего-то таланта и стремление брать лучшие качества от людей, в чём-то превосходящих данного человека. На мой взгляд,


 
 
Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный технический университет»   Кафедра социологии и психологии   ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА     Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям для студентов технических специальностей   Астрахань 2008 УДК 378 (075) ББК 74580 я7 Я 47   Яковлева М.Ю. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям для студентов технических специальностей. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2008-     Рецензент: Бусурина Л.Ю., доцент кафедры социологии и психологии Астраханского государственного технического университета, кандидат психологических наук     Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании кафедры социологии и психологии Астраханского государственного технического университета (протокол №6 от 30.06.2008)     Методические рекомендации являются неотъемлемой составной частью программно- методического комплекса по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов технических специальностей, направлены на организацию работы студентов по подготовке к семинарским занятиям и управление их познавательной и учебной деятельностью. Содержат планы семинарских занятий, вопросы, темы рефератов, а также список необходимой и дополнительной литературы Введение Сегодня общество ставит перед высшей школой задачи по подготовке специалиста, обладающего не только знаниями в профессиональной сфере, но и умеющего легко адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Выпускник вуза должен быть способен рассчитывать на себя, на свои возможности, способности, знания, умения и навыки; быстро и творчески решать поставленные жизнью проблемы, постоянно развиваться и совершенствовать свои профессиональные умения, навыки, качества. Поэтому повышение эффективности учебного процесса в вузе предполагает создание таких условий, в которых студенты получили бы возможность самостоятельно анализировать изучаемые явления и психологические процессы, устанавливать связи между явлениями, психологическим воздействием и ответной реакцией, осознавать логику, последовательность психологических действий, сопоставлять ранее изученное с новыми знаниями и использовать их для решения практических задач. Помощь в совершенствовании перечисленных качеств и должно оказать использование в преподавании гуманитарных дисциплин учебно-методических рекомендаций, включающих систему различных заданий. выполняемых студентами в процессе подготовки к семинарским занятиям. Данные рекомендации составлены в соответствии со следующими документами: 1. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования, к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему. 2. Стандарт АГТУ 02-2000. 3. ГОС ВПО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. 4. Приказ АГТУ № 266 от 13.11.00 «О подготовке университета к аккредитации». 5. Утвержденные учебные планы специальностей в соответствии с ГОС -2000. 6. Решение Ученого Совета АГТУ от 23.12.00 «О ходе подготовки к аккредитации университета». Цель и назначение Методические рекомендации призваны помочь в организации работы на семинарских занятиях со студентами технических специальностей. При подготовке к семинарским занятиям студенты выполняют задания разных типов. Использование в учебном процессе различных типов заданий предполагает своевременный учет и устранение тех трудностей, которые возникают у студентов при выполнении проблемных заданий и анализе психологических ситуаций. Наиболее типичными трудностями являются следующие: - неумение обосновывать решения психологических задач, - неумение кратко, целенаправленно, последовательно и аргументировано излагать ответ на поставленный вопрос задачи Включение в учебный процесс ситуаций и проблемных задач, которые ставятся преподавателем, а затем решаются студентами, повышает познавательную активность студентов, создает условия для реализации этой активности, вносит проблемный характер в преподавание и обучение. Содержание заданий, включенных в сборник, направлено на преобразующее воспроизведение связей между теоретическими положениями; вариантное воспроизведение знаний с постановкой различных целей; обобщение конкретною материала, подведение частного под общее; конкретизацию обобщенного знания, развертывание его; воспроизведение и самостоятельное выявление механизма действия психологических законов и закономерностей; выполнение способов применения знаний в сходных и творческих ситуациях; осознание и самостоятельное выделение существенного в задании; систематизацию и самостоятельный поиск доказательств и ответов на поставленные вопросы. Выполнение заданий позволяет студенту мысленно поставить себя в ту или иную жизненную ситуацию, приобрести навыки анализа ситуаций, выявить благоприятные обстоятельства, при которых наиболее результативно может протекать предполагаемая деятельность, достичь планируемых пелей и результатов, а также помогает увидеть психологические аспекты своей будущей профессиональной деятельности. Задания данного сборника можно использовать при проведении контрольных точек. Типы учебных заданий Задания, позволяющие студентам уяснить сущностные признаки психологических и педагогических понятий, процессов, явлений. Они содержат констатацию фактов, событий, требующих последовательности в рассуждении, выделении смысловых единиц, сущностных признаков. Задания, выявляющие гибкость мышления и осознанность психологических и педагогических знаний студентов. Они предполагают выбор из совокупности теоретических положений необходимого для нахождения правильного решения. Эти задачи формируют у студентов способность воспроизводить ранее усвоенные знания для получения новых. При их использовании следует помнить о том, что важнейшими характеристиками запоминания являются приемы смысловой перегруппировки материала, выделение смысловых опорных единиц, смыслового соотношения ранее и вновь изученного, поэтому нужно учить студентов самостоятельно находить известное, сопоставлять с неизвестным, устанавливать связи между новым и ранее изученным. Этот тип задач способствует овладению студентами приемом переноса знаний в новые условия, повышает их активность, обеспечивает лучшую организацию их познавательной деятельности в процессе занятий. Задания, включающие планирование, построение предстоящей деятельности со знанием психологических и педагогических аспектов, с выбором или нахождением оптимальных средств и способов её выполнения. Решение этих задач обеспечивает развитие у будущих специалистов таких качеств, как творческое воображение, умения прогнозировать психологические действия, проектировать процесс их выполнения, строить его наиболее рационально, выбирать средства и методы, адекватные целям и характеру психологических и педагогических действий. Задания, развивающие умение предвидеть предполагаемый результат до психологического или педагогического воздействия. Они закрепляют умение соотносить средства и способы с особенностями объекта психологического или педагогического воздействия. Задания, требующие новых знаний, разных средств и методов их применения. Решение этого типа заданий связано с анализом и синтезом, операциями сравнения, сопоставления и обобщения. Они развивают умения классифицировать психологические и педагогические явления, совершать перенос знаний, создавать новые способы выполнения психологических и педагогических аспектов профессиональной деятельности. Задания, связанные с оценкой и доказательством правильного либо неверного действия, его промежуточных и конечных результатов, с выявлением и исправлением допущенных психологических просчетов. Психологические и педагогические задачи и ситуации, раскрывающие различного рода затруднения, какие возникают в практике межличностного и профессионального общения, позволяют формировать у студентов умения ориентироваться в сложной обстановке, быстро и оперативно использовать психологические и педагогические знания и применять их в нестандартных условиях, создавать новые сочетания средств и способов профессиональной деятельности; умение правильно оценивать свои действия, видеть их результаты, своевременно устранять допущенные ошибки и недочеты. Эти виды заданий можно решать по следующей схеме: 1. Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление. 2. Перевести факты, данные в задании, на язык психологических и педагогических категорий. 3. Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления. Определить характер, форму и направленность этого развития. 4. Определить категории, представленные в задании. 5. Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска. 6. Установить, на основе каких психологических и педагогических воздействий можно достичь поставленной цели и получить намеченные результаты. 7. Выявить, достигло ли психологическое и педагогическое воздействие своей цели. 8. Назвать положения психологической и педагогической теорий, с помощью которых можно описать данную ситуацию. 9. Указать ошибки, допущенные в данной ситуации. 10. Назвать, какие формы, методы и средства психологического и педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата. 11. Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение. Задания-таблицы предназначены для распознавания студентами специальной терминологии, уточнения знаний. Обучаемым предлагается заранее подготовленная и отпечатанная форма, которая раздается каждому студенту в начале учебного занятия или непосредственно в ходе изложения учебного материала как элемент лекции или семинара, как дополнение к конспектам студентов. Задания-упражнения, назначение которых в выработке коммуникативных умений и навыков решения проблемных ситуаций.   Темы занятий по курсу «Психология и педагогика» Тема: Ощущение
  1. Определение ощущения
  2. Виды по Щеррингтону::экстерорецептивные (дистантные, контактные, промежуточные), интерорецептивные, проприорецептивные
  3. Пороги ощущений
  4. Латентный период
  5. Адаптация
  6. Депривация
  7. Сенсибилизация. Синестезия
Контрольные вопросы и задания
    1. В чем проявляется взаимосвязь различных видов ощущений?
    2. Как действует на человека сенсорная изоляция?
    3. Какой сенсорный канал получения информации преобдадает лично у вас? Обоснуйте свои предположения.
    4. Почему человек не ощущает пылинок, которые падают на его лицо?
    5. В романе Э.Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джулии, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. «От ее тонкого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?
    6. Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?
    7. Заполните таблицу: Классификация ощущений
Место расположения На поверхности тела  
В мышцах, сухожилиях и суставах  
Во внутренних тканях и органах  
Степень контакта с раздражителем Непосредственный контакт  
Удаленность от раздражителя  
Возможность и контакта и удаленности  
Что отражает Механические воздействия  
Звуковые колебания  
Электромагнитные колебания  

 

Литература

1. стр. 58-63

2. стр. 132-139

3. стр. 164-200

4. стр. 40-43

5. стр. 203-217

6. стр.

 

Тема: Восприятие

1. Определение восприятия

2. Отличия восприятия от ощущений

3. Свойства восприятия

4. Операции или уровни восприятия

5. Апперцепция

6. Восприятие пространства, движения, времени

7. Галлюцинации. Иллюзия и ее виды

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличается восприятие от ощущений?

2. Каково соотношение объективной и субъективной реальности?

3. Что вы знаете о теориях распознавания образов?

4. Расскажите о физиологических основах восприятия. В чем заключается рефлекторная суть восприятия?

5. Какие вы знаете классификации форм восприятия?

6. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?

7. Почему восприятие глубины возможно даже при взгляде одним глазом? Какие признаки глубины и удаленности при этом доступны воспринимающему?

8. Заполните таблицу: Свойства восприятия

 

Свойства восприятия Определение
Целостность  
Константность  
Структурность  
Осмысленность  
Избирательность  

 

Литература

1. стр. 63-72

2. стр. 139-150

3. стр. 200-234

4. стр. 44-48

5. стр. 217-235

6. стр.

 

 

Тема: Внимание

  1. Определение внимания
  2. Внимание как процесс и как состояние
  3. Функции внимания
  4. Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, интенсивность)
  5. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, социальное, природное, интеллектуальное, чувственное, непосредственное, опосредованное, внешнее, внутреннее)
  6. Методики развития внимания

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?

2. Какие модели внимания существуют в рамках когнитивной психологии?

3. Возможна ли разумная деятельность без внимания?

4. Какие виды и качества внимания проявляются в человеке?

5. Каковы механизмы возникновения послепроизвольного внимания?

6. Какие методы изучения внимания вы знаете?

7. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие- для непроизвольного внимания.

А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.

Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.

В. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.

Г. Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности.

Д. Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал.

Е. Постановка существенно значимых целей и задач.

8. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, который следовал за генералом и напряженно размышлял: «Он не слыхал звуков пуль, визжащих со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него». Как можно объяснить, что Пьер Безухов не воспринимал столь сильные раздражители? Можно ли назвать Пьера Рассеянным человеком?

 

Литература

1. стр 123-127

2. стр.150-157

3. стр. 354-373

4. стр. 48-51

5. стр. 187-203

6. стр.

 

 

Тема: Память

  1. Определение памяти
  2. Виды памяти: по длительности (мгновенная, кратковременная, оперативная, промежуточная, долговременная, генетическая), по цели (непроизвольная, произвольная), по анализаторам (образная, двигательная, эмоциональная, вербальная), по характеру запоминания материала (механическая, смысловая)
  3. Процессы и законы памяти (эффект Зейгарника, реминисценция, закон Рибо, закономерности Эббингауза)
  4. Влияние памяти на мышление и способности
  5. Нарушения памяти: гиперфункция, память совести, ослабленная избирательная репродукция, амнезия

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте характеристики памяти как познавательному психическому процессу.
  2. Какие теории памяти вы знаете?
  3. Раскройте взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.
  4. Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.
  5. Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?
  6. В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?
  7. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
  8. Как проявляются расстройства памяти?

 

Литература

1. стр. 96-103

2. стр. 157-170

3. стр. 247-283

4. стр. 54-61

5. стр. 235-262

6. стр.

 

Тема: Воображение

 

  1. Определение воображения
  2. Виды воображения (пассивное, активное, воссоздающее, антиципирующее, творческое)
  3. Стадии процесса творчества (по Г. Уоллесу)
  4. Уровни творчества (по Г.С. Альтшуллеру)

 

Контрольные вопросы и задания

 

  1. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.
  2. Каковы физиологические механизмы воображения?
  3. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
  4. Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
  5. Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
  6. Раскройте роль воображения в решении творческих задач
  7. Заполните таблицу: Классификация видов воображения
Степень сознательности и активности к процессу создания новых образов    
 
 
Новина и самостоятельность создаваемых образов  
 
Соотношение с действительностью  
 

 

  1. Из приведенных определений выберите те, которые характеризуют мышление человека, воображение человека. Какие еще процессы отражения характеризуются здесь?

А. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.

Б. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений

В. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей

Г. Преобразованное отражение того, что прежде воспринималось

Д. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений

Е. Отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств

Ж. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи

 

Литература

1. стр. 92-96

2. стр. 193-198

3. стр. 283-296

4. стр.

5. стр. 291-309

6. стр.

 

Тема: Теории личности

    1. Поведенческая концепция Б.Скиннера
    2. Теория социального научения
    3. Фрейдизм, психоанализ
    4. Когнитивный подход к личности Д. Келли
    5. Феноменологический подход Роджерса
    6. Аналитическая психология К.Юнга
    7. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
    8. Психогенетический подход Ч.Тойча

Контрольные вопросы и задания

Как вышеперечисленные авторы отвечают на следующие вопросы:

  1. Каков характер главных источников развития личности- врожденный или приобретенный?
  2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
  3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности- сознательные или бессознательные?
  4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
  5. Является ли внутренний мир человека субъективным, или он объективен?

 

Литература

1. стр. 145-147

2. стр. 46-132

3. стр. 490-510

4. стр.

5. стр.

6. стр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.064 с.)