Федеральное Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Астраханский государственный технический университет»
Кафедра социологии и психологии
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Методические рекомендации
по подготовке к семинарским занятиям для студентов технических специальностей
Астрахань 2008
УДК 378 (075)
ББК 74580 я7
Я 47
Яковлева М.Ю. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям для студентов технических специальностей. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2008-
Рецензент: Бусурина Л.Ю., доцент кафедры социологии и психологии Астраханского государственного технического университета, кандидат психологических наук
Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании кафедры социологии и психологии Астраханского государственного технического университета (протокол №6 от 30.06.2008)
Методические рекомендации являются неотъемлемой составной частью программно- методического комплекса по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов технических специальностей, направлены на организацию работы студентов по подготовке к семинарским занятиям и управление их познавательной и учебной деятельностью. Содержат планы семинарских занятий, вопросы, темы рефератов, а также список необходимой и дополнительной литературы
Введение
Сегодня общество ставит перед высшей школой задачи по подготовке специалиста, обладающего не только знаниями в профессиональной сфере, но и умеющего легко адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Выпускник вуза должен быть способен рассчитывать на себя, на свои возможности, способности, знания, умения и навыки; быстро и творчески решать поставленные жизнью проблемы, постоянно развиваться и совершенствовать свои профессиональные умения, навыки, качества.
Поэтому повышение эффективности учебного процесса в вузе предполагает создание таких условий, в которых студенты получили бы возможность самостоятельно анализировать изучаемые явления и психологические процессы, устанавливать связи между явлениями, психологическим воздействием и ответной реакцией, осознавать логику, последовательность психологических действий, сопоставлять ранее изученное с новыми знаниями и использовать их для решения практических задач.
Помощь в совершенствовании перечисленных качеств и должно оказать использование в преподавании гуманитарных дисциплин учебно-методических рекомендаций, включающих систему различных заданий. выполняемых студентами в процессе подготовки к семинарским занятиям.
Данные рекомендации составлены в соответствии со следующими документами:
1. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования, к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему.
2. Стандарт АГТУ 02-2000.
3. ГОС ВПО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.
4. Приказ АГТУ № 266 от 13.11.00 «О подготовке университета к аккредитации».
5. Утвержденные учебные планы специальностей в соответствии с ГОС -2000.
6. Решение Ученого Совета АГТУ от 23.12.00 «О ходе подготовки к аккредитации университета».
Цель и назначение
Методические рекомендации призваны помочь в организации работы на семинарских занятиях со студентами технических специальностей.
При подготовке к семинарским занятиям студенты выполняют задания разных типов.
Использование в учебном процессе различных типов заданий предполагает своевременный учет и устранение тех трудностей, которые возникают у студентов при выполнении проблемных заданий и анализе психологических ситуаций. Наиболее типичными трудностями являются следующие:
- неумение обосновывать решения психологических задач,
- неумение кратко, целенаправленно, последовательно и аргументировано излагать ответ на поставленный вопрос задачи
Включение в учебный процесс ситуаций и проблемных задач, которые ставятся преподавателем, а затем решаются студентами, повышает познавательную активность студентов, создает условия для реализации этой активности, вносит проблемный характер в преподавание и обучение.
Содержание заданий, включенных в сборник, направлено на преобразующее воспроизведение связей между теоретическими положениями; вариантное воспроизведение знаний с постановкой различных целей; обобщение конкретною материала, подведение частного под общее; конкретизацию обобщенного знания, развертывание его; воспроизведение и самостоятельное выявление механизма действия психологических законов и закономерностей; выполнение способов применения знаний в сходных и творческих ситуациях; осознание и самостоятельное выделение существенного в задании; систематизацию и самостоятельный поиск доказательств и ответов на поставленные вопросы.
Выполнение заданий позволяет студенту мысленно поставить себя в ту или иную жизненную ситуацию, приобрести навыки анализа ситуаций, выявить благоприятные обстоятельства, при которых наиболее результативно может протекать предполагаемая деятельность, достичь планируемых пелей и результатов, а также помогает увидеть психологические аспекты своей будущей профессиональной деятельности.
Задания данного сборника можно использовать при проведении контрольных точек.
Типы учебных заданий
Задания, позволяющие студентам уяснить сущностные признаки психологических и педагогических понятий, процессов, явлений. Они содержат констатацию фактов, событий, требующих последовательности в рассуждении, выделении смысловых единиц, сущностных признаков.
Задания, выявляющие гибкость мышления и осознанность психологических и педагогических знаний студентов. Они предполагают выбор из совокупности теоретических положений необходимого для нахождения правильного решения. Эти задачи формируют у студентов способность воспроизводить ранее усвоенные знания для получения новых. При их использовании следует помнить о том, что важнейшими характеристиками запоминания являются приемы смысловой перегруппировки материала, выделение смысловых опорных единиц, смыслового соотношения ранее и вновь изученного, поэтому нужно учить студентов самостоятельно находить известное, сопоставлять с неизвестным, устанавливать связи между новым и ранее изученным. Этот тип задач способствует овладению студентами приемом переноса знаний в новые условия, повышает их активность, обеспечивает лучшую организацию их познавательной деятельности в процессе занятий.
Задания, включающие планирование, построение предстоящей деятельности со знанием психологических и педагогических аспектов, с выбором или нахождением оптимальных средств и способов её выполнения. Решение этих задач обеспечивает развитие у будущих специалистов таких качеств, как творческое воображение, умения прогнозировать психологические действия, проектировать процесс их выполнения, строить его наиболее рационально, выбирать средства и методы, адекватные целям и характеру психологических и педагогических действий.
Задания, развивающие умение предвидеть предполагаемый результат до психологического или педагогического воздействия. Они закрепляют умение соотносить средства и способы с особенностями объекта психологического или педагогического воздействия.
Задания, требующие новых знаний, разных средств и методов их применения. Решение этого типа заданий связано с анализом и синтезом, операциями сравнения, сопоставления и обобщения. Они развивают умения классифицировать психологические и педагогические явления, совершать перенос знаний, создавать новые способы выполнения психологических и педагогических аспектов профессиональной деятельности.
Задания, связанные с оценкой и доказательством правильного либо неверного действия, его промежуточных и конечных результатов, с выявлением и исправлением допущенных психологических просчетов. Психологические и педагогические задачи и ситуации, раскрывающие различного рода затруднения, какие возникают в практике межличностного и профессионального общения, позволяют формировать у студентов умения ориентироваться в сложной обстановке, быстро и оперативно использовать психологические и педагогические знания и применять их в нестандартных условиях, создавать новые сочетания средств и способов профессиональной деятельности; умение правильно оценивать свои действия, видеть их результаты, своевременно устранять допущенные ошибки и недочеты.
Эти виды заданий можно решать по следующей схеме:
1. Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление.
2. Перевести факты, данные в задании, на язык психологических и педагогических категорий.
3. Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления. Определить характер, форму и направленность этого развития.
4. Определить категории, представленные в задании.
5. Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска.
6. Установить, на основе каких психологических и педагогических воздействий можно достичь поставленной цели и получить намеченные результаты.
7. Выявить, достигло ли психологическое и педагогическое воздействие своей цели.
8. Назвать положения психологической и педагогической теорий, с помощью которых можно описать данную ситуацию.
9. Указать ошибки, допущенные в данной ситуации.
10. Назвать, какие формы, методы и средства психологического и педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата.
11. Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение.
Задания-таблицы предназначены для распознавания студентами специальной терминологии, уточнения знаний. Обучаемым предлагается заранее подготовленная и отпечатанная форма, которая раздается каждому студенту в начале учебного занятия или непосредственно в ходе изложения учебного материала как элемент лекции или семинара, как дополнение к конспектам студентов.
Задания-упражнения, назначение которых в выработке коммуникативных умений и навыков решения проблемных ситуаций.
Темы занятий по курсу «Психология и педагогика»
Тема: Ощущение
- Определение ощущения
- Виды по Щеррингтону::экстерорецептивные (дистантные, контактные, промежуточные), интерорецептивные, проприорецептивные
- Пороги ощущений
- Латентный период
- Адаптация
- Депривация
- Сенсибилизация. Синестезия
Контрольные вопросы и задания
- В чем проявляется взаимосвязь различных видов ощущений?
- Как действует на человека сенсорная изоляция?
- Какой сенсорный канал получения информации преобдадает лично у вас? Обоснуйте свои предположения.
- Почему человек не ощущает пылинок, которые падают на его лицо?
- В романе Э.Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джулии, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. «От ее тонкого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?
- Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?
- Заполните таблицу: Классификация ощущений
Место расположения
| На поверхности тела
|
| В мышцах, сухожилиях и суставах
|
| Во внутренних тканях и органах
|
| Степень контакта с раздражителем
| Непосредственный контакт
|
| Удаленность от раздражителя
|
| Возможность и контакта и удаленности
|
| Что отражает
| Механические воздействия
|
| Звуковые колебания
|
| Электромагнитные колебания
|
|
Литература
1. стр. 58-63
2. стр. 132-139
3. стр. 164-200
4. стр. 40-43
5. стр. 203-217
6. стр.
Тема: Восприятие
1. Определение восприятия
2. Отличия восприятия от ощущений
3. Свойства восприятия
4. Операции или уровни восприятия
5. Апперцепция
6. Восприятие пространства, движения, времени
7. Галлюцинации. Иллюзия и ее виды
Контрольные вопросы и задания
1. Чем отличается восприятие от ощущений?
2. Каково соотношение объективной и субъективной реальности?
3. Что вы знаете о теориях распознавания образов?
4. Расскажите о физиологических основах восприятия. В чем заключается рефлекторная суть восприятия?
5. Какие вы знаете классификации форм восприятия?
6. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?
7. Почему восприятие глубины возможно даже при взгляде одним глазом? Какие признаки глубины и удаленности при этом доступны воспринимающему?
8. Заполните таблицу: Свойства восприятия
Свойства восприятия
| Определение
| Целостность
|
| Константность
|
| Структурность
|
| Осмысленность
|
| Избирательность
|
|
Литература
1. стр. 63-72
2. стр. 139-150
3. стр. 200-234
4. стр. 44-48
5. стр. 217-235
6. стр.
Тема: Внимание
- Определение внимания
- Внимание как процесс и как состояние
- Функции внимания
- Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, интенсивность)
- Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, социальное, природное, интеллектуальное, чувственное, непосредственное, опосредованное, внешнее, внутреннее)
- Методики развития внимания
Контрольные вопросы и задания
1. Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?
2. Какие модели внимания существуют в рамках когнитивной психологии?
3. Возможна ли разумная деятельность без внимания?
4. Какие виды и качества внимания проявляются в человеке?
5. Каковы механизмы возникновения послепроизвольного внимания?
6. Какие методы изучения внимания вы знаете?
7. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие- для непроизвольного внимания.
А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.
Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.
В. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
Г. Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности.
Д. Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал.
Е. Постановка существенно значимых целей и задач.
8. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, который следовал за генералом и напряженно размышлял: «Он не слыхал звуков пуль, визжащих со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него». Как можно объяснить, что Пьер Безухов не воспринимал столь сильные раздражители? Можно ли назвать Пьера Рассеянным человеком?
Литература
1. стр 123-127
2. стр.150-157
3. стр. 354-373
4. стр. 48-51
5. стр. 187-203
6. стр.
Тема: Память
- Определение памяти
- Виды памяти: по длительности (мгновенная, кратковременная, оперативная, промежуточная, долговременная, генетическая), по цели (непроизвольная, произвольная), по анализаторам (образная, двигательная, эмоциональная, вербальная), по характеру запоминания материала (механическая, смысловая)
- Процессы и законы памяти (эффект Зейгарника, реминисценция, закон Рибо, закономерности Эббингауза)
- Влияние памяти на мышление и способности
- Нарушения памяти: гиперфункция, память совести, ослабленная избирательная репродукция, амнезия
Контрольные вопросы и задания
- Дайте характеристики памяти как познавательному психическому процессу.
- Какие теории памяти вы знаете?
- Раскройте взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.
- Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.
- Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?
- В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?
- Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
- Как проявляются расстройства памяти?
Литература
1. стр. 96-103
2. стр. 157-170
3. стр. 247-283
4. стр. 54-61
5. стр. 235-262
6. стр.
Тема: Воображение
- Определение воображения
- Виды воображения (пассивное, активное, воссоздающее, антиципирующее, творческое)
- Стадии процесса творчества (по Г. Уоллесу)
- Уровни творчества (по Г.С. Альтшуллеру)
Контрольные вопросы и задания
- Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.
- Каковы физиологические механизмы воображения?
- Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
- Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
- Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
- Раскройте роль воображения в решении творческих задач
- Заполните таблицу: Классификация видов воображения
-
Степень сознательности и активности к процессу создания новых образов
|
|
|
|
| Новина и самостоятельность создаваемых образов
|
|
| Соотношение с действительностью
|
|
|
- Из приведенных определений выберите те, которые характеризуют мышление человека, воображение человека. Какие еще процессы отражения характеризуются здесь?
А. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.
Б. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений
В. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей
Г. Преобразованное отражение того, что прежде воспринималось
Д. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений
Е. Отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств
Ж. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи
Литература
1. стр. 92-96
2. стр. 193-198
3. стр. 283-296
4. стр.
5. стр. 291-309
6. стр.
Тема: Теории личности
- Поведенческая концепция Б.Скиннера
- Теория социального научения
- Фрейдизм, психоанализ
- Когнитивный подход к личности Д. Келли
- Феноменологический подход Роджерса
- Аналитическая психология К.Юнга
- Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
- Психогенетический подход Ч.Тойча
Контрольные вопросы и задания
Как вышеперечисленные авторы отвечают на следующие вопросы:
- Каков характер главных источников развития личности- врожденный или приобретенный?
- Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
- Какие процессы являются доминирующими в структуре личности- сознательные или бессознательные?
- Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
- Является ли внутренний мир человека субъективным, или он объективен?
Литература
1. стр. 145-147
2. стр. 46-132
3. стр. 490-510
4. стр.
5. стр.
6. стр.
|