Каковы конституционные права и свободы граждан Украины? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы конституционные права и свободы граждан Украины?



Права и свободы в Укр гарантируются конституцией Среди прочих положений прав и свобод подчеркивается, что права и свободы, кот-е закреплены конституцией, не являются исчерпывающими Это следует понимать так, что развитие демократии, а так же рост материального потенциала неизбежно приведут в будущем к пересмотру прав и свобод в сторону расширения их содержания Граждане имеют равные конституционные права и свободы, равны перед з-ном, равны в своей чести и правах, их права и свободы явл-ся неотъемлемыми и нерушимыми.

Общегражданские права: право на гражданство Гражданин Укр. не может быть его лишен; не может быть ограничений или привилегий по признакам расы, цвету кожи, полит, религиозных и др. убеждений, пола, этнич. и социального происхождения, имущественного положения, по языковым и др. признакам; никто не может быть подвержен пыткам, нечеловеческому обращению или такому, что унижает достоинство, не может быть арестован иначе, как по мотивированному решению суда. Кажд. человек кот. на законных основаниях пребывает на территории Укр. гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места проживания и права свободно покидать тер-рию страны и возвращаться обратно Кажд. может обращаться в международные судебные инстанции Юридическая ответственность носит индивидуальный хар-р, никто не может нести ее дважды за одно и то же правонарушение Полит. права предполагают право на свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и их широкое распространение; свободу вероисповедания; свободу объединения в полит. партии и обществ. организации; право принимать участие в управлении страной, право на свободные выборы, собрания, митинги. демонстрации. Соц.-экономические права: опред-ся в Конституции как право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, рез-тами своей интеллектуальной, творческой деятельности, право на труд, безопасные условия труда и забастовку, право на отдых, соц. защиту, жилье, достаточный жизненный уровень, охрану здоровья, доступное мед. обслуживание. Личные права: гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфной и др. корреспонденции. Запрещено вмешательство в личную и семейную жизнь, гарантируется неприкосновенность жилья, брак основывается на свободном согласии мужчины и женщины, они имеют равные права, обязаны содержать детей до их совершеннолетия, а дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Культурные права: право на образование доступность и бесплатность среднего, проф-технического, высшего образования (и последипломного) в гос-ных и коммунальных учебных учреждениях; право нац. меньшинств на обучение на родном языке и изучение родного языка. Конституция гарантирует содействие науке со стороны гос-ва, охрану культурного наследия, историч. памятников и т.д.

 

45. Расскажите о праве граждан Украины на образование политических партий. Какие существуют ограничения в этой области? Сущ-ет Закон "Об объединении граждан", распространяющийся и на партии По Конст. УКР. граждане УКР. имеют право на свободу объединения в полит. партии и общ-ные орг-ции для осуществления и защиты своих прав и свобод, а так же удовлетворения полит., эконом., культ. и др. интересов, за исключением ограничений, установленных з-ном Членами партий могут быть лишь граждане Укр. Никто не может быть принуждаем к вступлению в какое-либо объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или не принадлежность к партиям или общественным орг-ям По Конст. образования и деят-сти партии запрещается, если ее программные цели и действия направлены на - ликвидацию независимости УКР; - изменение конст-ного строя насильственным путем; - нарушений суверенитета и территориальной целостности гос-ва; - подрыв безопасности; - незаконный захват власти; - пропаганду войны и насилия; - разжигание межэтнической, расовой и религиозной вражды; - посягательство на права и свободы человека, здоровье населения. Не допускается орг-ция при партиях военизированных подразделений. По Конст. не допускается создание и деят-сть организационных структур партий в органах исполнительной и судебной власти, органах местного самоуправления, военных формированиях, а так же на гос-ных предприятиях, в учебных заведениях и др. госучреждениях и орг-циях.

 

47. Каковы принципы построения правового государства? Правовое гос-во – это гос-во, в кот-м отношение между органом гос. управления и населением основываются не на произволе, амбициях, настроениях или личных интересах должностных работников, а на праве Создание правового гос-ва, отработка и совершенствование его принципов – рез-т деят-сти не одного поколения, не одного гос-ва, а достижение всего человеч-го общ-ва Можно выделить общие признаки: для правового гос-ва характерно наличие развитого гражданского общ-ва; ограничение сферы деят-сти гос-ва охраной прав и свобод личности, общ-ного порядка; правовое равенство всех граждан;всеобщность права, его распространение на всех граждан, орг-ции и учреждения, в том числе органы госуд-ной власти

Принципы правового гос-ва:

- суверенитет народа. На основе воли народа образуются органы гос. власти и органы местного самоуправления. Исключительно народу принадлежит право изменять конституционный строй и методом референдума решать вопросы об изменении территории страны

- конституционно-правовая регламентация гос. суверенитета. У каждого суверенного народа должна быть собственная конституция, регламентирующий общественный договор об образовании гос-ва: его структуру, компетенцию, полномочия и др. нормы

- верховенство права. В Украине действует «принцип верховенства права». Право первично. Право есть там, где сущ. справедливые отношения между людьми.

- соответствие закона праву. Право существует объективно, закон же – субъективное творение, его создают люди, представляющие гос-во. В случае соответствия праву, политика гос-ва будет построенной на правовом з-не

- приоритет и всеобщность правового закона. Правовой закон распространяется на всех без искл. граждан и юридических лиц. Его нормы в правовом гос-ве обязательны для всех.

- приоритет прав человека над законами гос-ва. Высшими ценностью в обществе явл. человек и гос-во создаётся для него, а не наоборот.

- гос. суверенитет. Верховным институтом в полит с-ме общ-ва является гос-во. Оно управляет всеми сферами общ-в жизни, его законы распространяются на всех граждан и действительны на всей территории.

 

48. Какие принципы организации политической системы общества способствуют уменьшению бюрократических проявлений? Одним из источников бюрократических проявлений явл система организации управления и сам общественный строй. К формам проявления бюрократизма можно отнести внутри аппаратные интриги, поиск «кто виноват?», а не «что нужно делать?», отсутствие гласности, закрытый от населения способ принятия решений по общественно важным вопросам. Уменьшению бюрократических проявлений способствуют с-мы, основанные на принципах плюрализма и разделения властей, т.к. они более мобильны и жизнеспособны. Конкуренция и динамизм буквально выталкивают из них бюрократический дух и принуждают к рационализму и эффективности.

 

49.(проблемный) Глобальные социально-политические проблемы охватывают комплекс вопросов, связанных с обеспечением мира и международной безопасности. В течение длительного периода система международной безопасности базировалась на ядерном сдерживании военных держав. Однако со временем пришло понимание, что ядерная война не может быть средством достижения внешнеполитических целей в условиях, когда усилилась глобальная взаимозависимость государств.

Прекращение противоборства Востока и Запада породило определенные надежды на безопасный мир. Однако дальнейшее развитие событий выявило новые источники нестабильности и напряженности в мире. Рост международного терроризма, распространение исламского фундаментализма, увеличение числа локальных конфликтов и <горячих точек> на планете - все это свидетельствует о появлении новых опасностей, угроз и рисков для мирового сообщества.

Решение проблемы разоружения позволило бы отвести от человечества опасность ядерной войны, высвободить колоссальные людские, материальные и финансовые ресурсы для нужд устойчивого экономического и социального развития народов стран. Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия, среди которых - огромная инерционность гонки вооружений, сопротивление военно-промышленных комплексов, крупные масштабы международной торговли оружием, локальные войны и вооруженные конфликты, рост террористических и криминальных организаций и др.

В современном мире меняются основные формы использования вооруженного насилия. Наряду с войнами нарастает эскалация терроризма, который сегодня все больше приобретает международный характер. Для терроризма как особого метода политического насилия присущи целенаправленность, особа жестокость, расчет на внешний эффект и психологическое воздействие. Совершенствование оружия, возможность создания <портативного> ядерного оружия ведет к глобализации террористической угрозы. После взрывов зданий мирового торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. весь цивилизованный мир в полной мере осознал общепланетарные масштабы опасности международного терроризма. Мировое сообщество осуждает любые формы проявления терроризма и ставит задачу объединения усилий для борьбы с этой растущей угрозой всему человечеству.

После событий 11 сентября 2001 г. приоритетом борьбы с терроризмом справедливо считалась самозащита через усовершенствование мер по обеспечению безопасности национальной территории, укрепление международных стандартов законности и сотрудничество по линии разведывательных служб разных стран. За прошедший период в этой области удалось добиться существенных успехов. Однако требуются и более активные действия, способные противостоять среднесрочным и долгосрочным вызовам: необходимо ликвидировать сами корни терроризма

50. Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. "Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

Сущность гражданского общества сводиться к тому, что в нем каждый человек имеет право найти себе дело по душе, в котором он мог бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих законных полномочий. Поэтому гражданское общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономику – производство; политику – законотворчество; духовность – культуру.

Сущностными чертами гражданского общества являются: наличие свободных собственников производства, развитая демократия, высокий уровень общественного сознания и политической культуры, которые пребывают за пределами государства, ее фундаментального регулирования и регламентации, но гарантируются и охраняются государством.

Гражданское общество выделяет следующие структуры: политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы); общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные); добровольные ассоциации и объединения граждан и т.д.

Таким образом, гражданское общество выступает как сфера реализации экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и других интересов. Оно есть основой государства, которое в свою очередь, защищает принципы самоуправления всех негосударственных организаций.

53. Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Политический конфликт – один из видов социального конфликта, столкновение политических субъектов по поводу властных отношений.

Родоначальником «теории конфликта» в начале XX века стал итальянский экономист В. Парето.. Каждая из сторон, участвующих в конфликте, преследует, как правило, не одну, а целую совокупность целей. Он является одним из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов.
Конфликты стимулируют формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Предполагается четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил.
Конфликт сигнализирует обществу и властям о существующих противоречиях. Он стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль. Только отдельные разновидности политических конфликтов носят разрушительный для общества характер.
Виды политических конфликтов:
1. Межгосударственный.
2. Классовый.
3. Этнический.
4. Между ветвями власти.
5. Между политическими элитами.
6. Между политическими лидерами.
Источниками политических конфликтов являются социальные и внесоциальные факторы. Результатом действия последних можно назвать расовые конфликты. Преобладают, конечно, социальные факторы.

По существу, любая деятельность политиков – это анализ и преодоление конфликтов. Разрешение конфликтов – это всегда коллективное решение при несовпадающих целях. В целом можно сказать, что политический конфликт является стимулом развития общественного прогресса.
В своем развитии конфликт проходит несколько стадий:
Обострение противоречий → кризис → усиление напряженности → конфликт.
Разрешение конфликта является полным или частичным. Полное разрешение возможно лишь при устранении его коренной причины. При частичном разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его сторона, но при этом сохраняются внутренние побуждения к продолжению конфликта.
В настоящее время одним из актуальных политических конфликтов стал межнациональный. На состояние межнациональных отношений влияет степень социальных, этнографических, культурных различий между народами многонациональных стран. При этих ярко выраженных различиях народы часто тяготеют не друг к другу в рамках страны, а к близким им по культуре народам других стран. К объективным причинам следует отнести тот факт, что в национальной психике велико значение способности собирания и переноса энергии иных по своей природе конфликтов на национальную почву

54. Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику – в конкретные действия по его реализации.

Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся: 1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран. 2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства. 3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия.

Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач.

 

58. Национальный вопрос — это совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, проявляющихся, в процессе внутригосударственного и межгосударственного общения между нациями, народностями.

В эксплуататорском обществе национальный вопрос порождается частной собственностью и стремлением к наживе, возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития. В социалистическом обществе он охватывает проблемы отношений наций и народов в процессе установления их добровольного союза и взаимопомощи в общих интересах развития социалистической собственности, укрепления единства и всестороннего сближения в процессе формирования общей для них социалистической нации. Прикапитализме национальный вопрос возникает в связи с конкурентной борьбой, в том числе вооруженной, различных групп национальной буржуазии за "право" эксплуатировать свои народы и национальные богатства. В годы Советской власти национальный вопрос решался в направлении сплочения народов, развития экономики отсталых республик, выращивания национальных кадров, поддержки национальной культуры (национальной по форме, социалистической по содержанию). Общая социалистическая собственность и общий экономический уклад практически полностью исключили какие-либо межэтнические конфликты, которые стали проявляться только после реставрации капитализма в стране.

Национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая.

Национальный вопрос в Украине, к счастью, никогда не был столь острым, как в некоторых других постсоветских государствах. Вопреки отдельным прогнозам начала 90-х годов, не приобрели крайних форм националистические и сепаратистские тенденции регионального масштаба в Крыму, Закарпатье, Черновицкой области, а деятельность национальных обществ, как правило, была сосредоточена на культурно-просветительной и гуманитарной сферах. У нас не возникли ни свое Приднестровье, ни своя Чечня, не наблюдалось, за очень редким исключением, явно политизированных проявлений антисемитизма. Одним словом, Украина может поставить себе в заслугу сохранение относительной стабильности в межнациональных отношениях.

Однако, Вполне виртуальное этнокультурное разделение между украино- и русскоязычными, гораздо более характерное для нашей ситуации, чем разделение межнациональное, при соответствующем информационно-пропагандистском сопровождении может приобрести конкретность, жесткость и определенность, достаточные для решения некоторых оперативных (хотя и неблаговидных с моральной точки зрения) политических задач.

 

59. Назначения Го преломляются в деятельность его институтов и их влияние на общественную жизнь:

1.Сфера Го – это пространство самовыражения и самореализации индивидов. Значительную часть общественно важных вопросов и институты го развязывают самостоятельно или на уровне местного самоуправления. Т.о. они «разгружают» институты гос для выполнения общенац программ.

2. Институты го общества явл своеобразным гарантом неотчуждаемых правгражданина, придают им увереность и служат опорой при возможном противостоянии с гос.

3. формируют соц капитал – те неотьемленные черты личности, благодоря кот она способна кооперировать и действовать солидарно, с учетом интереса другого.

4. Институты го систематизируют и упорядочивают протесты и требования людей, кот в иных условиях могли бы иметь разрушительный характер. Т.о. формируются благоприятные условия для стабильного фунционирования демократической власти

5. Институты го выполняют функцию защиты интересов опр группы в ее противосостоянии с др группами интересов. Следовательно, каждая из группы интересов имеет возможность обозначить тот или иной интерес, и реализовать его посредством «донесения» до власти. Принимающей полит решения

61. В конце XX века в глобальной расстановке геополитических сил отчетливо просматриваются эпоха, отличающиеся состоянием международной среды и массового сознания. Эпоха явилась результатом окончания холодной войны, крушения социализма и распада трех федеративных государств — Советского Союза, Югославии и Чехословакии.

Биполярность в форме холодной войны являлась существенной чертой послевоенной системы международных отношений. Период с 1950-х до первой половины 1980-х годов определялся конфронтационным взаимогенерированием идеологии и геополитики сверхдержав.

От применения ядерного оружия соперников сдерживали не гуманизм и миролюбие, а осознание непредсказуемости последствий. В первые послевоенные годы США отрезвляло отсутствие у них достаточных ядерных запасов для военного разгрома преимущественно неядерной, но огромной и боеспособной Советской Армии, для нанесения поражения союзникам СССР, среди которых был и многонаселенный Китай. Позже решимость политиков и отчасти военных ликвидировать соперника ограничивалась наличием ядерных запасов у противной стороны, отсутствием надлежащей защиты от ядерного оружия на фоне мрачных прогнозов относительно результатов конфликта.

Вплоть до начала 1960-х годов холодная война развивалась по нарастающей, приближаясь к порогу «горячей». Кульминациями были Берлинский (1961) и Карибский (1962) кризисы. Именно они показали возможность взаимоуничтожения друг друга противостоящими сторонами.

Когда все это было осознано в Москве и в Вашингтоне, течение холодной войны усложнилось. На практическом уровне многое развивалось в том же русле, но на политическом уровне во второй половине 1960-х годов начала выкристаллизовываться решимость покончить с холодной войной, найти такую формулу взаимоотношений, которая позволила бы соединить противоборство с уменьшением риска ядерной войны.

В течение длительного времени Советским Союзом предпринималась попытка достичь двух трудносовместимых целей — соединить всемерную поддержку «мировой революции» (в той или иной форме) с мирным сосуществованием государств с различным общественным строем. Зарубежные ученые давно подметили функциональную несовместимость этих двух «принципов» советской внешней политики. В нашей стране эта проблема начала широко обсуждаться и серьезно анализироваться лишь в период перестройки.

Со стороны Запада холодная война была способом сдерживания экспансии коммунизма и пересмотра итогов передела Европы. Для Советского Союза она была способом закрепления итогов Второй мировой войны, создания подобных себе режимов в «своей зоне влияния», расширения этой зоны за счет новых стран с так называемыми «прогрессивными, антиимпериалистическими режимами». Волна антиколониальных революций, казалось, открывала широкие возможности для таких расчетов.

Стратегия расширения «своей» зоны влияния приносила Советскому Союзу определенные, хотя и непрочные успехи. Многие освободившиеся от колониализма страны становились на путь так называемого некапиталистического развития, «социалистической ориентации», но затем одна за другой сходили с него, избирая собственный путь или даже переходя в стан соперников СССР. Удерживать эти страны в орбите советского влияния не удавалось и за счет увеличения размеров предоставляемой им помощи, прежде всего военного характера. Обнаруживалась искусственность схемы, сконструированной коммунистическими партиями па рубеже 1950-х и 1960-х годов.

В угоду идеологии солидарности с национально-освободительными движениями и так называемыми прогрессивными режимами должным образом не учитывались реальные возможности и экономические интересы Советского Союза. Одним из показателей расточительной траты национальных ресурсов страны являлась задолженность развивающихся государств Советскому Союзу, а после его распада — России.

Наряду с отрицательными последствиями деятельность Советского Союза в странах третьего мира способствовала строительству крупных промышленных объектов, подготовке сотен тысяч специалистов. Это обстоятельство создает для России - преемницы СССР благоприятные возможности сотрудничества со странами третьего мира на новой, прагматической основе, оказывая тем самым воздействие на формирование региональных и глобальных балансов сил.

Были у Советского Союза и серьезные геостратегические поражения - разрыв с Югославией в конце 1940-х и с Китаем — в конце 1950-х годов, была афганская авантюра, охватившая почти десятилетие.

Выдвижение советским руководством доктрины «ограниченного суверенитета» в отношениях социалистических стран и ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году законсервировали тоталитарную модель социализма, надолго закрыв дорогу реформам. Кроме того, предпринятая военная акция усиливала аргументацию тех политиков и ученых на Западе, которые критически относились к миролюбивой риторике советского руководства, усматривая в доктринальных основах его политики неприятие таких основополагающих принципов международных отношений, как уважение суверенитета государств и права народов на самостоятельный выбор общественного устройства.

Иллюзорными оказались расчеты на то, что так называемые преимущества социализма позволяют поддерживать ракетно-ядерный паритет с Западом и одновременно обеспечивать высокий жизненный стандарт. На гонку вооружений в СССР тратилось 24% валового продукта, тогда как в США - 6%. Милитаризация экономики была непосильным бременем для СССР, ускорившим процесс эрозии тоталитарной системы.

В мире повсеместно росло осознание угрозы для человечества в связи с гонкой вооружений, ухудшением среды обитания людей. В качестве императива выживания утверждалась идея планетарной взаимозависимости.

Противостояние СССР и США негативно сказывалось на состоянии их экономики, подрывало престиж в «своих» зонах влияния. Рос экономический и военный потенциал союзников США, особенно Германии и Японии, претендовавших па соответствующее политическое влияние. Соперничество СССР и США сочеталось с элементами сотрудничества, прежде всего в сфере военной безопасности. Встречные шаги сверхдержав с целью укрепления международной стабильности вместе с тем вызывали у других государств, даже союзников, опасение по поводу возможности «сговора» за счет интересов третьих стран.

Следствием всех этих процессов было размывание жесткой биполярной модели, ослабление «коалиционной дисциплины» на Востоке и на Западе. По авторитетному свидетельству Г.Киссинджера военная двухполюсность подталкивала, а не сдерживала распыление политической власти в глобальном масштабе: «Менее крупные страны раздираются между желанием получить защиту великих держав и стремлением уйти из-под их опеки».

Примерно к началу 1980-х годов биполярность определяла главным образом форму международных отношений, выражаясь, прежде всего в сохранении военных блоков, образованных в 40-50-х годах. Но эта форма уже вступала в противоречие с эволюцией международных отношений к многополюсности и многоярусности. Обострение советско-американских отношений в первой половине 1980-х годов затормозило, но не остановило трансформацию международных отношений, разрушение основ послевоенного миропорядка.

В середине 1980-х годов в качестве парадигмы международных отношений начало утверждаться новое политическое мышление. Оно открывало возможность для противостоящих блоков покончить с конфронтацией, сохранив свое лицо.

Общепризнанно, что из всех направлений советской политики наиболее радикальные перемены произошли в политике внешней. Серьезно изменились и поведение СССР, и его имидж. Жизненные интересы страны требовали извлечения уроков из бесплодного про­тивоборства, угрожавшего самим основам цивилизации.

Логика тотального противоборства с наиболее развитой частью мира подводила Советский Союз к выбору нового критерия оценки реалий конца XX века. Классовый подход уступил место общечеловеческим ценностям.

Новое политическое мышление основывалось на признании ключевой роли взаимозависимости государств в сфере безопасности и неприменимости силы как средства решения международных проблем. Как методология цивилизованной внешней политики оно не имеет альтернативы и в настоящее время.

Фундаментальное изменение концептуальных основ внешней политики СССР, сопровождавшееся соответствующими практическими акциями, встречное движение со стороны Запада с целью укрепления всеобщего мира и безопасности сыграли решающую роль в пре­кращении холодной войны.

Происшедшие на рубеже 1980-х и 1990-х годов коренные изменения в мире положили начало новой геополитической эпохе. Их последствия и масштабы еще в полной мере не осмыслены мировым сообществом. В настоящее время можно констатировать следующие реалии и тенденции.

Распад СССР и быстрое сокращение потенциала России привели к слому биполярного мира в результате упадка одного из его полюсов. Россия, признанная официальной преемницей СССР, сохранившая за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН и обладающая мощным ядерным потенциалом, в геополитическом плане оказалась территориально сжатой до 1/7 части суши (СССР занимал 1/6) и лишилась удобных выходов в Мировой океан (к Тихому океану она обращена наименее развитой своей частью).

В связи с уходом в прошлое биполярности России предстоит осознать свою роль в изменившейся геополитической обстановке, определить пути встраивания в однополярный мир и формирующуюся многополюсность. В последние годы ее внешняя политика стала более прагматичной и гибкой, эффективнее использующей ограниченные экономические и военные возможности страны.

На месте бывшего социалистического содружества возникло немало государств с пониженным уровнем стабильности. Они составляют зону повышенного риска для мирового сообщества.

 

Резкому увеличению числа «горячих точек» на планете способствовало и прекращение конфронтации двух военно-политических блоков, каждый из которых в рамках биполярности был организован и иерархизирован сверхдержавами. Биполярная система международных отношений была способна не только плодить межгосударственные конфликты, но и удерживать их в определенных, достаточно жестких рамках.

 

Геополитические сдвиги на значительной части пространства Евразии ликвидировали главную преграду на пути глобализации, препятствовавшую обретению ею универсального, поистине всемирного характера — раскол мира на две враждебные системы, холодную войну между ними с периодическими обострениями, которые могли привести к мировой катастрофе.

 

Феномен глобализации как одной из детерминант формирующегося миропорядка к настоящему времени еще недостаточно изучен. В СССР он длительное время либо игнорировался, либо объявлялся ложной буржуазной концепцией, нацеленной против социализма. В настоящее время излишне акцентируется его стабилизирующее воздействие на международные отношения. Между тем усиление взаимозависимости политических субъектов создает для мирового сообщества наряду с выгодными шансами определенные риски, по­рождает серьезные проблемы. Оно ведет не только к взаимному культурному обогащению, но и к распространению деструктивных элементов массовой культуры, к возникновению новых узлов экономических и социальных противоречий, конфликтов.

68.

ШОВИНИЗМ,. Крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть.

Словом "Ш." стали обозначать различные проявления националистического экстремизма. В Великобритании Ш. получил с конца 70-х гг. 19 в. особое наименование — джингоизм. Другие проявления Ш.— социал-шовинизм, великодержавный шовинизм.

В первой половине XIX века, около 1820 года, шовинизм начал проявляться в песнях и литературе. Первые последователи шовинизма питали ненависть к иностранцам: англичанам и евреям. Расцвет популярности случился при Июльской монархии, незадолго до появления триумфа националистической идеологии в конце столетия. Поэтому многие считают, что шовинизм – это начальная стадия французского национализма.

Великодержавный шовинизм.

Великодержавный шовинизм, разновидность шовинизма, национализма, идеология и политика господствующих эксплуататорских классов нации, занимающей главенствующее (державное) положение в государстве, объявляющих свою нацию "высшей" нацией. Великодержавный шовинизм, так же, как и шовинизм, предполагает разжигание вражды и ненависти между разными народами, а также притеснение и угнетение лиц иных национальностей.

Ш. получил распространение в империалистических странах. Наиболее крайнее его проявление — человеконенавистническая идеология и политика фашистских государств.

73. Внешняя политика Украины направлена на выполнение таких самых главных заданий:

1. Утверждение и развитие Украины как независимой демократы чной государства.

2. Обеспечение стабильности международного положения Украины.

3. Сохранение территориальной целостности государства, неприкосновенность ее границ.

4. Вхождение национального хозяйства к мировой экономической системе для его полноценного экономического развития, повышения благосостояния народа.

5. Защита прав и интересов граждан Украины, ее юридических лиц за рубежом, создание условий для поддержания контактов с зарубежными украинцами и выходцами из Украины.

6. Предоставление им помощи согласно международному праву.

7. Распространение в мире образа Украины как надежного и предсказуемого партнера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.083 с.)