Об оранжевых и черных трусах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об оранжевых и черных трусах



 

Возвращаемся как‑то раз с Тарасом Шарыгой из Руян‑города самолетом Новосибирск – Москва. Мы, конечно, в форменной одежде: оранжевые футболки, куртки, расшитые логотипами. Тарас в отличие от меня не боится летать, поэтому он трезвый. Перед нами сидит веселая компания сибиряков – две девушки и мужик. Одна из девушек оборачивается и игриво спрашивает у Тараса: «Вы можете мне пообещать скидку в ваших новосибирских магазинах?» И говорит что‑то пикантное про наши оранжевые футболки. На это Тарас невозмутимо отвечает, что у настоящих бойцов «Экспедиции» не только футболки оранжевые, но и трусы. И в доказательство расстегивает джинсы: трусы у него и правда были оранжевые. Тут и я уже не мог не вступить в разговор. «Это у молодых офицеров „Экспедиции“ трусы оранжевые, – говорю, – а у старших командиров трусы черные». На моих черных трусах была надпись: «Не помню – значит, не было». Тут обернулся мужчина: «А мне очень нравится надпись: „От нас не уходят – от нас отстают“.»

Из Москвы в Новосибирск мы летели на открытие ресторана большой компанией – человек тридцать, включая музыкантов. Естественно, на посадке все мы были трезвые, веселые, но учтивые. Рядом со мной села женщина с мужем. «А сколько нужно заплатить, чтобы вступить в ваш клуб?» – спрашивает.

Я не нашелся, что ответить. Самолет взлетел. Достали мы свои запасы, выпили, потом музыканты расчехлили инструменты, а дальше – хор Турецкого мог бы нам позавидовать.

«Прекратите это безобразие!» – начала возмущаться моя соседка. Оксана Никоненко ей и говорит: «Спросите теперь, сколько нужно заплатить, чтобы выйти из нашего клуба».

 

Бюджетирование энергетик

 

В 2001 году мы впервые построили свой внутренний инвестиционный комитет. Выглядело это так. Круг из шести акционеров и топ‑менеджеров компании слушал презентации первых лиц отдельных бизнес‑единиц, посвященные финансовым планам на будущий год.

Подразумевалось, что в результате из утвержденных бюджетов каждой группы мы построим общий консолидированный бюджет всей компании, мир станет прогнозируемым, а будущее – предсказуемым.

Конечно, «магия управляемого хаоса» (неизменная формулировка из нашей стратегии) нуждалась в частичной регламентации, поскольку компания в тот период росла быстро. Но чем дольше я слушал официальные интонации докладчиков и созерцал постные лица экспертов, тем громче стучала в голове мысль: финансовый бюджет организации не имеет смысла.

Вот из чего она выросла. Те, у кого техническое образование, знают, что функция управляется через производную. Гуманитариям поясним, что скоростью управляют через ускорение. Прибыль как результат деятельности – это следствие эффективности руководителей групп и их команд.

И тогда я решил, что бюджетировать нужно не деньги, а рабочее время первых лиц.

Мы взяли планы по прибыли на год, поделили их на недели, дни и рабочие часы. Косвенным эффектом стал ответ на вопрос, за какую минимальную плату первое лицо имеет право тратить свое время. А главным результатом стало осознание стоимости своего рабочего года – как прошлого, так и текущего. Это позволило составить личный план каждого по динамике роста этой цены в будущем.

(Ну, например: я зарабатываю 1200 рублей в год, т. е. 100 рублей в месяц. Допустим, в месяце 25 рабочих дней, следовательно, 4 рубля в день. Если в дне 10 рабочих часов, значит, 40 копеек в час. Следовательно, если мне «выносят мозг» необходимостью потратить 3 часа на вопрос, стоящий 10 копеек, меня провоцируют на убыточную для меня и компании эффективность, на которую я не имею права.)

Проще говоря, определите для себя минимальную стоимость вопроса, которым разрешается себя занимать, и жить станет легче, жить станет веселее. Впоследствии мы пришли к выводу, что бюджетирование рабочего времени – это тоже следствие бюджетирования энергетик. Поскольку веселый и вдохновленный человек за один час сделает в 10 раз больше, чем он же, но больной и недовольный. А так как традиционными, простыми методами наглядно энергетики не забюджетируешь, мы пришли к выводу, что нужно улучшать среду обитания, в которой работаем.

Этот вывод послужил одним из толчков к созданию и развитию бренда «Экспедиция» как образа жизни. Но это было потом. А подводя итог разговору про долгосрочные планы и бюджетирование времени, хочется рассказать следующую историю.

На втором курсе института я жил в одной комнате с Ильей Фридманом. Он представлял собой странное сочетание гениального математика‑еврея и сибирского боксера с крутым, слегка самонадеянным нравом. Мы дружили. Пожалуй, наша комната была одна из самых буйных в 16‑ти этажном общежитии, но речь не об этом. После института Илья начал делать блестящую карьеру в Центре создания искусственного интеллекта в Переславле‑Залесском, и наши пути разошлись.

Иногда я вспоминал его, наблюдая за стремительным развитием мира цифровых технологий, и полагал, что где‑то на Западе Фридман, вероятно, создал что‑нибудь вроде «Google» или «Oracle».

Летом 2009 года (18 лет спустя) в ресторан «Экспедиция» в Москве пришел гость. В зале на втором этаже всегда транслируют фильмы о наших путешествиях, и там частенько мелькает мое лицо. «А что, Шурик Кравцов у вас работает?» – спросил Фридман у ошарашенной официантки и оставил свой номер телефона.

Мне не нравится, когда меня называют Шуриком, да, собственно, кроме Ильи, никто так никогда и не называл.

Мы встретились. Окзывается, когда Родина разлюбила ученых, он вернулся в Омск. Дословно Илья рассказал мне следующее:

– Здравствуй, бизнес, – сказал Фридман.

– Здравствуй, Илья, – ответил бизнес.

Помолчав, Фридман добавил:

– Потом – кого убили, кто уехал, так я один в городе и остался.

Скромности с годами не добавилось у нас обоих. Длинный список из нефтебаз, заправок, салонов мобильной связи, автодилерских центров, торгово‑развлекательных объектов, гостиниц, санаториев я полностью не запомнил, как, думаю, и он – все, чем я занимался последние 15 лет. Больше всего мне запомнилось то, что Фридман вдруг начал продавать в Сибири столько грузовиков «Scania», что президент мультинациональной компании сел в свой самолет и лично прилетел к нему в Омск, с дозаправкой в Волгограде, только для того, чтобы познакомиться.

Мы общались несколько часов, надеясь обогатиться мудростью друг друга. Я долго рассказывал краткое будущее содержание этой книги. «А мне особо поделиться нечем, – меланхолично заметил Илья. – Вот разве что взял я несколько лет назад листок бумаги, написал имена и фамилии подчиненных и партнеров, с которыми мне есть о чем говорить на тему бизнеса. И потом, как бросающий вредную привычку, заставил себя твердо этого листочка придерживаться».

 

Сезам, откройся!

 

Это третья история «братьев по разуму». Раньше считалось, что сперматозоиды, попавшие во влагалище, играют по принципу – кто самый быстрый, тот и оплодотворит яйцеклетку. Но современная наука доказывает, что это не так. Во первых, есть целые две маточные трубы. А о тех быстрых, ловких, умных и удачливых сперматозоидах, которые побежали не в ту трубу, можно забыть. Остаются те быстрые и ловкие, которые побежали в нужную трубу. А труба ребристая. Большая часть ловких, быстрых, умных сперматозоидов начинает биться головой о ребро трубы, доказывая свои взгляды на жизнь, свою корпоративную идеологию, сущность своего мировоззрения… И еще много всего разного. О них тоже можно забыть примерно так же, как и о тех, которые побежали не в ту трубу. Остаются те сперматозоиды, которые побежали в ту трубу, которые не бились головой о ее ребра и бежали по мейнтсриму в направлении яйцеклетки. Раньше предполагалось, что самый быстрый, ловкий, умный, смелый, который быстрее прибежал, ее оплодотворил – тот и молодец. Современная наука доказывает, что это не так. При всех прочих данных их прибегает одновременно много. После этого они облепляют яйцеклетку, а яйцеклетка сидит и думает своей яйцеклеточной головой: «Кому же из них открыться?» И открывается только тому, кто ей адекватен. После этого те ловкие умные быстрые, которые бежали в ту трубу, бежали по мейнстриму, не бились головой в ребра маточной трубы и вместе добежали до яйцеклетки, остаются примерно так же свободны, как и все остальные.

«Братья по разуму», как обычно, делают из этого два парадоксальных вывода. Первый вывод очень красивый. Они говорят: «Саша, ты, как и мы последние десять лет, пытаешься транслировать свои личные и корпоративные ценности для 100 сотрудников, которые работают в вашей компании. Яйцеклетка с этой точки зрения значительно умнее – она открывается только тем, кто ей адекватен. И не позволяет себе открываться тем, кто неадекватен ей до конца».

А вывод второй еще интереснее: «Саша, ты, как и мы, пытаешься управлять миром путем мужского насилия. Ты уже много раз слышал от друзей, что весь мир норовит отдаться тебе по любви». Это распространенный плохой стереотип владельцев бизнеса, генеральных директоров и прочих первых лиц. А правильно – управлять миром с точки зрения яйцеклетки, с точки зрения искушения. Тогда все умные и талантливые сперматозоиды сделают свою работу, как никто другой.

 

 

Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.146.97.79 (0.008 с.)