Функции и предпосылки применения правовых норм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и предпосылки применения правовых норм.



Функции применения права

Организационная. Эта функция заключается в сосредоточении важных для го­сударства вопросов в руках компетентных органов, наделен­ных властными полномочиями, потому что в ряде случаев для защиты прав граждан и органи­заций необходима координация их взаимоотношений и примене­ние к правонарушителям мер Юридической ответственности (органы исполнительной власти, наториат).

 

Правоохранительная. Одновременно с организационной функцией правопри-менительные органы осуществляют охрану прав и законных ин­тересов граждан и юридических лиц (система правоохра­нительных органов: суды, прокуратура, адвокатура и т.д.)

Необходимость применения права возникает в случаях:

1) Когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без государственно-властной деятельности.

2) Когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав, когда юридические обязанности не исполняются добровольно.

3) Если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания к правонарушителя. В таких случаях компетентный государственный орган или должностное лицо «вклинивается» (осуществляя применение прав) в непосредственные правоотношения субъектов.

 

60. Стадии правоприменения и их содержание.

Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий.

Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса:

1. Установление фактической основы дела. Устанавливается Объективная истина по делу. Правоприменение быдет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. Т.е. здесь оечь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

2. Установление юридической основы дела. Правоприменитель Выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данного общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во воемени, пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.

3. Решение дела. Принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа решает судьба кокретного дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит даьгейшее развитие правоотношений.

Установление фактической и юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм ава. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отнолие реально урегулировано.

 

Акты применения норм права: понятие, признаки, виды.

Акты применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительнойдеятельности и обладает следующими признаками:

1) исходит от компетентых органов;

2) носит государственно-властный характер;

3) носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, так как адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязаностями;

4) имеет определенную установленную законом форму.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

1. По форме - на указы, приговоры, решения, приказы итп.

2. По субъектам, их издающих - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов.

3. По функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбужжении уголовного дела).

4. По юридической природе - на основные (выражают конкретное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности, постановление лица в качестве обвиняемого).

5. По предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые итп.

6. По характеру - на материальные и процессуальные.

 

Структура правоприменительного акта, соотношение его с нормативным правовым актом.

Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

Соотношение между правоприменительным актом и НПА:

Общее:

- это правовые акты;

- они принимаются и обеспечиваются компетентными органами;

- имеют властный характер.

В отличии от НПА правоприменительный акт:

- применяется именно на основе нормативного;

- конкретизирует норму права, содержащимся в НПА применительно к конкретным ситауциям;

- носит персонифицированный характер;

- не является источником (формой) права и расчитан только на однократное применение;

- выступает юридическим фактом для возикновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

 

Пробел в законодательстве: понятие, виды, способы устранения.

Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Виды пробелов в праве:

1) По отраслевой принадлежности:

а) пробелы в конституционном праве,

б) пробелы в гражданском праве,

в) пробелы в уголовном праве,

г) пробелы в других отраслях;

2) По степени неурегулированности:

а) полное отсутствие норм,

б) частичное отсутствие норм;

3) По форме (источнику) права:

а) пробелы в НПА,

б) пробелы в правовом прецеденте,

в) пробелы в других источниках права;

4) По причинам возникновения:

а) объективные,

б) субъективные.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден каждый раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона или аналогии права.

Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ возможен тогда, когда нет конкретной нормы, которая регулировала бы сходный случай. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и свдом итп), Которые устанавливаются в конституции.

В уголовном и административном праве аналогия исключается.

 

Требования к применению аналогии, его этапы.

Режим закон­ности диктует ряд требований к использованию аналогии:

1. решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм;

2. сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в сущест­венных, ууЫфравнозначных в правовом отношении признаках;

3. выводы по аналогии недопустимы, если она прямо запреще­на законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм;

4. исключительные нормы и изъятия из общих законодатель­ных правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключитель­ными;

5. выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих пред­писаний закона;

6. решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права, и только за неимением таковой возможно обращение к другой отрасли и законодательству в целом.

Поэтому использовать аналогию могут только компе­тентные органы с соблюдением всех процессуальных норм (с указанием, что решение принято на основании применения аналогии).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.017 с.)