Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции и предпосылки применения правовых норм.
Функции применения права Организационная. Эта функция заключается в сосредоточении важных для государства вопросов в руках компетентных органов, наделенных властными полномочиями, потому что в ряде случаев для защиты прав граждан и организаций необходима координация их взаимоотношений и применение к правонарушителям мер Юридической ответственности (органы исполнительной власти, наториат).
Правоохранительная. Одновременно с организационной функцией правопри-менительные органы осуществляют охрану прав и законных интересов граждан и юридических лиц (система правоохранительных органов: суды, прокуратура, адвокатура и т.д.) Необходимость применения права возникает в случаях: 1) Когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без государственно-властной деятельности. 2) Когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав, когда юридические обязанности не исполняются добровольно. 3) Если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания к правонарушителя. В таких случаях компетентный государственный орган или должностное лицо «вклинивается» (осуществляя применение прав) в непосредственные правоотношения субъектов.
60. Стадии правоприменения и их содержание. Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса: 1. Установление фактической основы дела. Устанавливается Объективная истина по делу. Правоприменение быдет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. Т.е. здесь оечь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу. 2. Установление юридической основы дела. Правоприменитель Выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данного общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во воемени, пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние. 3. Решение дела. Принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа решает судьба кокретного дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит даьгейшее развитие правоотношений.
Установление фактической и юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм ава. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отнолие реально урегулировано.
Акты применения норм права: понятие, признаки, виды. Акты применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительнойдеятельности и обладает следующими признаками: 1) исходит от компетентых органов; 2) носит государственно-властный характер; 3) носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, так как адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязаностями; 4) имеет определенную установленную законом форму. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям: 1. По форме - на указы, приговоры, решения, приказы итп. 2. По субъектам, их издающих - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов. 3. По функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбужжении уголовного дела). 4. По юридической природе - на основные (выражают конкретное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности, постановление лица в качестве обвиняемого). 5. По предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые итп. 6. По характеру - на материальные и процессуальные.
Структура правоприменительного акта, соотношение его с нормативным правовым актом. Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.
Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию. Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель. Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение). Соотношение между правоприменительным актом и НПА: Общее: - это правовые акты; - они принимаются и обеспечиваются компетентными органами; - имеют властный характер. В отличии от НПА правоприменительный акт: - применяется именно на основе нормативного; - конкретизирует норму права, содержащимся в НПА применительно к конкретным ситауциям; - носит персонифицированный характер; - не является источником (формой) права и расчитан только на однократное применение; - выступает юридическим фактом для возикновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.
Пробел в законодательстве: понятие, виды, способы устранения. Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Виды пробелов в праве: 1) По отраслевой принадлежности: а) пробелы в конституционном праве, б) пробелы в гражданском праве, в) пробелы в уголовном праве, г) пробелы в других отраслях; 2) По степени неурегулированности: а) полное отсутствие норм, б) частичное отсутствие норм; 3) По форме (источнику) права: а) пробелы в НПА, б) пробелы в правовом прецеденте, в) пробелы в других источниках права; 4) По причинам возникновения: а) объективные, б) субъективные. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден каждый раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона или аналогии права. Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ возможен тогда, когда нет конкретной нормы, которая регулировала бы сходный случай. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и свдом итп), Которые устанавливаются в конституции. В уголовном и административном праве аналогия исключается.
Требования к применению аналогии, его этапы. Режим законности диктует ряд требований к использованию аналогии:
1. решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм; 2. сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных, ууЫфравнозначных в правовом отношении признаках; 3. выводы по аналогии недопустимы, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм; 4. исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными; 5. выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона; 6. решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права, и только за неимением таковой возможно обращение к другой отрасли и законодательству в целом. Поэтому использовать аналогию могут только компетентные органы с соблюдением всех процессуальных норм (с указанием, что решение принято на основании применения аналогии).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.017 с.) |