Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Власть как социальное явление и средство социального управления.
Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношения господства и подчинения между субъектами. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуще и роду и племени и семье и общественной организации и партии и государству и обществу в целом. Это важнейшее средство функционирования социальных структур институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни. Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. По своей природе власть – социальное явление, поскольку возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, дезорганизация. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Все проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же должна согласовывать эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада. Таким образом, властью называется способность и возможность осуществлять волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей, с помощью определенных средств. 4. Основные теории происхождения государства Государство – это универсальная организация политической власти призванная, обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций. Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности. 1) Теологическая теория Ее основателем считается Фома Аквинский (1225 - 1274). связывающая происхождение государства и права с реализацией божественного замысла. Государство и все его институты всецело зависят от божественного разума и божественной воли. Государство и право созданы богом. 2) Патриархальная. Представители патриархальной теории (Аристотель, Н. Михайловский, Фильмер и др.) считали, что государство возникло в результате разрастания семьи, трансформации отцовской власти над семьей во власть над всем населением государства. Право и государство — результат исторического развития семьи. 3) Договорная. Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения. 4) Теория насилия. Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. 5) Органическая. (Спенсер). Представители органической теории (Герберт Спенсер, Блюнчли, Вормс) отождествляют строение права и государства, их функции со строением и функциями живого организма. Государство представляет собой своеобразный общественный организм, являющийся логическим продолжением эволюции животного мира. Люди в таком государстве сравнимы с клетками в живом организме. Таким образом, право и государство являются произведением сил природы. 6) Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) устанавливает прямую зависимость происхождения государства и права от хода и результатов экономического развития общества: общественного разделения труда, возникновения частной собственности, раскола общества на классы. Между ними возникают антагонистические противоречия. Отсюда потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих. 7) Психологическая теория происхождения права и государства основана на утверждении ее представителей (Л. Петражицкий, Г. Тард, Цицерон, Н. Коркунов, Э. Фромм) о психологической потребности людей жить в государственно-организованном обществе. Происхождение государства и права обусловлено особыми свойствами человеческой психики.
5. Понятие, признаки и типы государства. Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов; 3) территориальное деление населения – необходимо для оптимальной организации и осуществления государственной власти, установления взаимоотношений между центром во входящем в её состав субъектом или административно-территориальной единицей; 4) право (государство не может существова т ь без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.); 5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти); 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); 8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); 9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну); 10) он един и не делим в этом суть гос-ва, только он обеспечивает самост-ть, внутренней и внешней политики гос-ва. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции гос-ой власти на данной терр-ии или ставить себя выше государственной власти. При этом необходимо знать, что государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону — это исключительное монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах своей государственной территории; внешнюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ряда случаев, предусмотренных международным правом. 11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Типология – теория о типах тех или иных явлениях, предназначенная для разделения объектов и их группировки с помощью обобщенного типа. Выделяют 2 подхода формационный и цивилизационный. Главным критерием первого подхода выступают социально экономические признаки в зависимости от этого, т.е. общественно-экономическая формация, в основе который лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют её сущность. В зависимости от этого выделяют: рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую типы государств. Цивилизационный. 1) В зависимости от уровня экономического развития общества (цивилизационный подход-1 Ростоу) предусматривает:а) традиционное общ-во;б)переходное;в)общество,переживающее процесс сдивига;г)созревающее;д)общ-во достигш-е высокого уровня народного потребления. В зависимости от общности религ-х, психол-х, культ-х, георграф признаков (цивилиз-й подход 2 Тойнби):египетский,китйский,православный,арабский,мексиканский и др. В зависимости от харак-ра гос-го союза и положения, занимаего в этом союзе индивидом (Еллинек):древневосточное,древнегреческое,средневековое,современно. В зависимотси от путей и степени участия воли индивида в создании и укрепления правопорядка (Кельзен): демократ-е и автократические.
6. Необходимость и значение типологии государств и правовых систем. Типология – теория о типах тех или иных явлениях, предназначенная для разделения объектов и их группировки с помощью обобщенного типа. Выделяют 2 подхода формационный и цивилизационный. Главным критерием первого подхода выступают социально экономические признаки в зависимости от этого, т.е. общественно-экономическая формация, в основе который лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют её сущность. В зависимости от этого выделяют: рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую типы государств. Цивилизационный. 1) В зависимости от уровня экономического развития общества (цивилизационный подход-1 Ростоу) предусматривает:а) традиционное общво;б)переходное;в)общество,переживающее процесс сдивига;г)созревающее;д)общ-во достигш-е высокого уровня народного потребления. В зависимости от общности религ-х, психол-х, культ-х, георграф признаков (цивилиз-й подход2Тойнби):египетский,китйский,православный,арабский,мексиканский и др. В зависимости от харак-ра гос-го союза и положения, занимаего в этом союзе индивидом (Еллинек):древневосточное,древнегреческое,средневековое,современно. В зависимотси от путей и степени участия воли индивида в создании и укрепления правопорядка (Кельзен): демократ-е и автократические. Право также имеет типологию. В зависимости от истор. генезиса правовых ситем истоников права,структуры правовой ситстемы подразд. на: романно-германск.;мусульманскую; англо-саксонскую. Необходимость типологий определяется тем, что 1 концепция не может выразить всю сущность гос-ва и права. Выработка идей о типах гос-ва и права дает более четкое понимае исторического их развития; помагает определить общие для всех гос-в закономерности развития гос-правовых явлений; выступает одной из основ научного прогнозирования и др. Вопрос 7. Понятие, виды, признаки государственных органов. Государственный орган — относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства. В предлагаемой литературе имеются и другие понятия государственного органа, но они в принципе выражают изложенную суть. Признаки государственного органа: 1) формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции; 2) выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности; 3) имеет юридически закрепленную организационную структуру, компетенцию (совокупность прав и обязанностей), территориальный масштаб деятельности, специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами; 4) наделяется определенными материальными средствами (здания, сооружения, транспорт, оргтехника и т. д.); 5) наделяется полномочиями государственно-властного характера, состоящими, прежде всего, в праве издавать различные правовые акты и обеспечивать их реализацию. Необходимо самостоятельно раскрыть виды классификации государственных органов. По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные. По признаку федеративного устройства: федеральные, субъектов Федерации. По порядку образования: первичные (выборные представительные), их избирают граждане государства; производные (вторичные) — это те, в образовании которых граждане непосредственного участия не принимают. По характеру компетенции: общей компетенции — органы, в компетенцию которых входят рассмотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции данного вида органов (Президент, Правительство и т. д.), специальной компетенции — органы, которые осуществляют свою деятельность в какой-либо узкой сфере (министерства, госкомитеты и т. д.). По способу принятия решений: коллегиальные, т. е. решения принимаются большинством голосов, составляющих соответствующий орган; единоначальные, т. е. решения принимаются единолично руководителем. По срокам полномочий: постоянные, временные. Необходимо также знать и в полной мере раскрыть основные принципы организации и деятельности государственного органа (демократизм, законность, подотчетность, сочетание коллегиальности и единоначалия, гласность).
Как уже отмечалось выше, в механизм государства входят государственные предприятия, учреждения и организации, с их назначением и функциями необходимо ознакомиться самостоятельно.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.007 с.) |