Власть как социальное явление и средство социального управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть как социальное явление и средство социального управления.



Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношения господства и подчинения между субъектами. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуще и роду и племени и семье и общественной организации и партии и государству и обществу в целом. Это важнейшее средство функционирования социальных структур институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни. Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. По своей природе власть – социальное явление, поскольку возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, дезорганизация. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Все проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же должна согласовывать эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада. Таким образом, властью называется способность и возможность осуществлять волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей, с помощью определенных средств.

4. Основные теории происхождения государства Государство – это универсальная организация политической власти призванная, обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций. Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности. 1) Теологическая теория Ее основателем считается Фома Аквинский (1225 - 1274). связывающая происхождение государства и права с реализацией божественного за­мысла. Государство и все его институты всецело зависят от боже­ственного разума и божественной воли. Государство и право созда­ны богом. 2) Патриархальная. Представители патриархальной теории (Аристотель, Н. Михайловский, Фильмер и др.) считали, что государство возникло в результате разрастания семьи, трансформации отцовской власти над семьей во власть над всем населением государства. Право и го­сударство — результат исторического развития семьи. 3) Договорная. Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения. 4) Теория насилия. Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. 5) Органическая. (Спенсер). Представители органической теории (Герберт Спенсер, Блюнчли, Вормс) отождествляют строение права и государства, их функции со строением и функциями живого организма. Государство представ­ляет собой своеобразный общественный организм, являющийся логическим продолжением эволюции животного мира. Люди в та­ком государстве сравнимы с клетками в живом организме. Таким образом, право и государство являются произведением сил приро­ды. 6) Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) устанавливает прямую зави­симость происхождения государства и права от хода и результатов экономического развития общества: общественного разделения тру­да, возникновения частной собственности, раскола общества на классы. Между ними возникают антагонистические противоречия. Отсюда потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих. 7) Психологическая теория происхождения права и государства ос­нована на утверждении ее представителей (Л. Петражицкий, Г. Тард, Цицерон, Н. Коркунов, Э. Фромм) о психологической потребности людей жить в государственно-организованном обществе. Происхож­дение государства и права обусловлено особыми свойствами чело­веческой психики.

 

5. Понятие, признаки и типы государства. Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов; 3) территориальное деление населения – необходимо для оптимальной организации и осуществления государственной власти, установления взаимоотношений между центром во входящем в её состав субъектом или административно-территориальной единицей; 4) право (государство не может существова т ь без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.); 5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти); 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); 8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); 9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну); 10) он един и не делим в этом суть гос-ва, только он обеспечивает самост-ть, внутренней и внешней политики гос-ва. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции гос-ой власти на данной терр-ии или ставить себя выше государственной власти. При этом необходимо знать, что государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону — это исключительное мо­нопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах своей государственной территории; внеш­нюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударствен­ные дела извне, кроме ряда случаев, предусмотренных международ­ным правом. 11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Типология – теория о типах тех или иных явлениях, предназначенная для разделения объектов и их группировки с помощью обобщенного типа. Выделяют 2 подхода формационный и цивилизационный. Главным критерием первого подхода выступают социально экономические признаки в зависимости от этого, т.е. общественно-экономическая формация, в основе который лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют её сущность. В зависимости от этого выделяют: рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую типы государств. Цивилизационный. 1) В зависимости от уровня экономического развития общества (цивилизационный подход-1 Ростоу) предусматривает:а) традиционное общ-во;б)переходное;в)общество,переживающее процесс сдивига;г)созревающее;д)общ-во достигш-е высокого уровня народного потребления. В зависимости от общности религ-х, психол-х, культ-х, георграф признаков (цивилиз-й подход 2 Тойнби):египетский,китйский,православный,арабский,мексиканский и др. В зависимости от харак-ра гос-го союза и положения, занимаего в этом союзе индивидом (Еллинек):древневосточное,древнегреческое,средневековое,современно. В зависимотси от путей и степени участия воли индивида в создании и укрепления правопорядка (Кельзен): демократ-е и автократические.

6. Необходимость и значение типологии государств и правовых систем. Типология – теория о типах тех или иных явлениях, предназначенная для разделения объектов и их группировки с помощью обобщенного типа. Выделяют 2 подхода формационный и цивилизационный. Главным критерием первого подхода выступают социально экономические признаки в зависимости от этого, т.е. общественно-экономическая формация, в основе который лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют её сущность. В зависимости от этого выделяют: рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую типы государств. Цивилизационный. 1) В зависимости от уровня экономического развития общества (цивилизационный подход-1 Ростоу) предусматривает:а) традиционное общво;б)переходное;в)общество,переживающее процесс сдивига;г)созревающее;д)общ-во достигш-е высокого уровня народного потребления. В зависимости от общности религ-х, психол-х, культ-х, георграф признаков (цивилиз-й подход2Тойнби):египетский,китйский,православный,арабский,мексиканский и др. В зависимости от харак-ра гос-го союза и положения, занимаего в этом союзе индивидом (Еллинек):древневосточное,древнегреческое,средневековое,современно. В зависимотси от путей и степени участия воли индивида в создании и укрепления правопорядка (Кельзен): демократ-е и автократические. Право также имеет типологию. В зависимости от истор. генезиса правовых ситем истоников права,структуры правовой ситстемы подразд. на: романно-германск.;мусульманскую; англо-саксонскую. Необходимость типологий определяется тем, что 1 концепция не может выразить всю сущность гос-ва и права. Выработка идей о типах гос-ва и права дает более четкое понимае исторического их развития; помагает определить общие для всех гос-в закономерности развития гос-правовых явлений; выступает одной из основ научного прогнозирования и др.

Вопрос 7. Понятие, виды, признаки государственных органов. Государственный орган — относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделен­ная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе ре­ализации своих функций на организационную, материальную и при­нудительную силу государства. В предлагаемой литературе имеются и дру­гие понятия государственного органа, но они в принципе выража­ют изложенную суть. Признаки государственного органа: 1) форми­руется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции; 2) выполняет строго определенные, установленные в за­конодательном порядке виды деятельности; 3) имеет юридически закрепленную организационную структуру, компетенцию (совокуп­ность прав и обязанностей), территориальный масштаб деятельнос­ти, специальное положение, определяющее его место и роль в госу­дарственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами; 4) наделяется определенными материальными средствами (здания, сооружения, транспорт, оргтех­ника и т. д.); 5) наделяется полномочиями государственно-властно­го характера, состоящими, прежде всего, в праве издавать различ­ные правовые акты и обеспечивать их реализацию. Необходимо самостоятельно раскрыть виды классификации государственных органов. По принципу разделения властей: законодательные, испол­нительные, судебные. По признаку федеративного устройства: феде­ральные, субъектов Федерации. По порядку образования: первичные (выборные представительные), их избирают граждане государства; производные (вторичные) — это те, в образовании которых гражда­не непосредственного участия не принимают. По характеру компе­тенции: общей компетенции — органы, в компетенцию которых входят рассмотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции данного вида органов (Президент, Пра­вительство и т. д.), специальной компетенции — органы, которые осуществляют свою деятельность в какой-либо узкой сфере (ми­нистерства, госкомитеты и т. д.). По способу принятия решений: кол­легиальные, т. е. решения принимаются большинством голосов, состав­ляющих соответствующий орган; единоначальные, т. е. решения принимаются единолично руководителем. По срокам полномочий: по­стоянные, временные. Необходимо также знать и в полной мере рас­крыть основные принципы организации и деятельности государствен­ного органа (демократизм, законность, подотчетность, сочетание коллегиальности и единоначалия, гласность).

Как уже отмечалось выше, в механизм государства входят госу­дарственные предприятия, учреждения и организации, с их назна­чением и функциями необходимо ознакомиться самостоятельно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.007 с.)