Феноменологическая теория личности К.Роджерса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменологическая теория личности К.Роджерса.



Феноменологическое направление психологии личности подчеркивает идею о том, что поведение ч-ка можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи (психологи и психотерапевты) полагают, что именно внутренняя система отсчета ч-ка – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения ч-ка (в ситуации стресса, невроза, страха или депрессии). Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окр.мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех. Другой важный тезис, отличающий феноменологическое направление от психоанализа (к-ый развивал З.Фрейд), – идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Действительно, феноменологи полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение яв-ся существенной частью природы ч-ка, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют (в том числе за свой невроз и депрессию).

Общепризнанно, что концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо выражены в работах психолога, психотерапевта Карла Роджерса. В его книгах делается попытка понять, как ч-к воспринимает мир. Теория Роджерса уделяет пристальное внимание концепции себя и переживаниям, связанным с собой, а также потому, что в ней подчеркивается важность тенденций, способствующих личностному росту, присущих всем людям. Влияние трудов Роджерса общеизвестно и ни в коем случае не ограничено сферой теоретической психологии. Он играл ключевую роль в развитии психотерапевтических групп встреч, как средства психологической помощи людям из всех слоев общества, достичь улучшения и обогащения своих межличностных отношений. Трудно переоценить огромное влияние Роджерса на форм-ие терапевтических и образовательных стратегий, используемых сегодня профессионалами психологами, психоаналитиками и психотерапевтами.

В рез-те клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы ч-ка ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал ч-ка активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля, вызывающими психологический стресс и разнообразные фобии. Роджерс утверждал что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет ч-ка, движимого Оно и бессознательным, к-ые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, половом насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал (как допускали многие психоаналитики), что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, к-ые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим.

51. Теории личности в экзистенциальной психологии. Экзистенциальная психология личности (Э.П.Л.). Это современное направление в психологии личности уходит корнями в экзистенциализм как популярную философскую школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, идей С.Кьеркегора, Хайдеггера, Ж.П.Сартра, А.Камю и др. Экзистенциальная психология личности связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией. Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется представителями Э.П.Л. путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества. В отличие от гуманистической психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в психологии экзистенциальной такой моделью яв-ся активное, субъектное достижение совершенства. В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответственных выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личностного потенциала. Как и гуманистическая психология, Э.П.Л. ориентирована на будущее, а не на прошлое. Важнейшей целью Э.П.Л. яв-ся поиск путей достижения личностной аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря к-му становятся возможными жизненно важные для личности решения. Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым. Среди типов личности, описываемых в экзистенциальной парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального ч-ка, живущего интеллект. жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое соц.окружение. Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Хотя индивидуалист не избавлен от онтологической тревоги, он не позволяет ей мешать принятию взвешенных решений. Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, полностью удовлетворяя биологические, социальные и собственно психологические потребности. В отличие от индивидуалиста — конформист мастерский игрок соц.ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биол.

 

 

потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности. Погруженный в онтологическую тревогу, такой ч-к чувствует себя бесполезным и ненадежным. Как рез-т далеко не идеального личностного развития, конформист предрасположен к экзистенциальной болезни, возникающей под давлением окр.среды.

В экзистенциальной психологии личность рассматривается преимущественно в пограничных ситуациях.

Она как бы отгорожена от обыденной реальности, находится вне контекста повседневности внутри напряженных, драматичных жизненных коллизий.

50. Гуманистическая теория личности Э.Фромма. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы "убежать от свободы". Первый из них – авторитаризм, определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я. Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Второй способ бегства – деструктивность. Ч-к пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к ч-ку, к-ый использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. Согласно Фромму, в противовес 3 перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря к-му можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Фромм считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с др.людьми и обществом. Он называл вид свободы, при к-ой ч-к чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни.

Помимо этого, по убеждению Фромма, в природе ч-ка заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Фромм выделил 5 основных экзистенциальных потребностей ч-ка.

Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то.

Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей). Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Потребность в самотождественности. благодаря к-ой они чувствуют свою непохожесть на др. и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле.

Потребность в системе взглядов и преданности. Людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Социальные типы характера. Фромм выделял 5соц.типов х-ра, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в к-ом живут люди. Фромм разделил их на 2 больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы х-ра. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов х-ра не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.

Рецептивные типы убеждены, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить.

Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Негативными чертами яв-ся агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным - уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви. В отличие от первых двух типов, "накопители" тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое.

Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, к-ый можно продать или выгодно обменять.

В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный х-р представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии ч-ка. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность ч-ка к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.01 с.)