Семинар 1. Введение в предмет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Введение в предмет



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По организации психологической службы

для специальности «Психология» (030301)

факультет социально – психологический

 

курс 5 зачет 10 семестр
семестр 10  
лекции 32 (часов)  
практические занятия 16 (часов)  
самостоятельные занятия 62 (часов)  
Всего часов 110  

 

Составители: к.психол.н., доцент И.С. Морозова

к.психол.н., ст. преподаватель К.Н. Белогай

 

Кемерово, 2007

Рабочая программа составлена

на основании Государственного стандарта высшего образования по

специальности 030301 «Психология», 2007 г.

 

Рабочая программа обсуждена

на заседании кафедры

Протокол № 1 «30» августа 2007 г.

Зав. кафедрой Морозова. И. С. ___________

Одобрено методической комиссией
Протокол № 1 «6» сентября 2007 г.

Председатель: Морозова И. С. ___________

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................……….…..........……….…………….....4

Тематический план................................................……………….………………5

Содержание дисциплины…………………………………………………….…....9

Учебно-методическое обеспечение по дисциплине…………...…………….....21

Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля….…….……….....25

 


Введение

На современном этапе развития практической психологии все большую роль играют психологические службы в системе различных видов профессиональной деятельности. Эффективность деятельности таких служб зависит от ряда факторов, среди которых важнейшим является профессионально грамотная организация работы. По прохождении учебного курса слушатели ознакомятся с современными моделями организации психологической службы для разных групп населения: детей, семьи, людей оказавшихся в кризисном состоянии, лицам имеющим алкогольную, наркотическую зависимость и др. Содержание учебного курса предполагает формирование у слушателей знаний и практических навыков по самостоятельной организации служб начиная с оформления необходимой документации, создания структуры, формирования штатного расписания и заканчивая организацией повседневной деятельности в разрезе вида и организационной формы служб.

Таким образом, целью предложенного курса является подготовка специалистов для самостоятельной деятельности по организации психологических служб в системе образования, здравоохранения и профессиональной сфере.

Задачи учебной дисциплины:

- сформировать систему научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений обо всех существенных аспектах активности человека как субъекта психологической помощи;

- дать студентам знание о классических и современных проблемах организации психологических служб;

- обеспечить понимание ими значимости психологических компонентов организации психологических служб, раскрыть сущность, механизмы действия и роль психологических явлений в сфере организации психологических служб;

- обогатить представления студентов о предмете и методах психологии за счет ознакомления со специфическими психическими явлениями и научными методами организации психологических служб;

- сформировать у студентов умение соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания в рамках организации психологических служб, с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом.

Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста. Обучение студентов организации психологических служб представляет важный этап в их профессиональной подготовке, так как позволяет формировать у будущих психологов умения оказывать практическую помощь людям в различных ситуациях, связанных с профессиональным и личностным развитием, а также участвовать в эффективном управлении на предприятии и в учреждениях образования и здравоохранения.

В структуру учебной дисциплины входят лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов. Содержание курса «Организация психологической службы» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «Общая психология», «Эргономика и инженерная психология», «Психология развития», «Социальная психология», «Психология труда».

Формы организации учебного процесса по данной дисциплине. Курс организации психологических служб проводится с применением адекватных средств наглядности и активизации деятельности студентов: проведение модельных демонстрационных экспериментов, демонстрация видеофрагментов о различных моделях организации психологических служб. Важнейшим средством обучения является решение студентами специально выделенных и структурированных задач, отражающих профессиональные задачи, встающие перед выпускником университета после его окончания.

 

При изучении курса аудиторная и самостоятельная работа студентов взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В целом, данный курс должен обеспечить формирование ориентировочной основы деятельности психолога по организации, планированию, методическому обеспечению и решению конкретных практических задач, связанных с вопросами психологической профессиональной ориентации и консультации; повышению профессиональной работоспособности, психологической реабилитации, управления производственными коллективами, снижения текучести кадров и др. в разнообразных сферах профессионального труда.

Курс «Организация психологических служб» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 110 часов изучается в течение одного семестра, его изучение завершается зачетом.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности: опрос и доклады на семинарских занятиях, написание и защита рефератов, решение задач, выполнение контрольных заданий, зачет.

Критерии оценки знаний студентов. Обязательным условием допуска студента к итоговой аттестации является удовлетворительное или успешное прохождение промежуточной аттестации (1 или 2 балла) в течение семестра, а также выполнение контрольных заданий по материалам лекционных и семинарских занятий.

Зачтено выставляется по следующим параметрам: присутствие на лекциях (не менее 70%), работа на семинарских занятиях (выступить с сообщением не менее трех раз, принимать участие в дискуссиях), выполнение самостоятельной работы по темам разделов дисциплины.

Не зачтено – студент не посещает лекции, семинарские занятия, не выполняет своевременно самостоятельную работу, не ответил на вопросы зачетного теста (выполнил правильно менее 75%заданий).


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К УЧЕБНОМУ КУРСУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

№   Разделы и темы программы Количество часов
Всего в том числе
Лекции Семинары Самост. работа Формы контроля  
  Предмет и задачи курса "Организация психологической службы"         Практическое задание №1
  Основные составляющие организационной деятельности.         Практическое задание №2
  Организация психологической службы системы образования.         конспект опрос
  Модель профессиональной деятельности практического психолога         Практическое задание №3
  Основные виды деятельности практического психолога         Опрос
  Социальный заказ на работу практического психолога         Практическое задание №4
  Работа психолога в дошкольном образовательном учреждении         Реферат, доклады
  Работа школьного психолога с учащимися разных возрастов: - младший школьный возраст; - переходный возраст: от младшего школьного к подростковому; - подростковый возраст.         Опрос
  Работа практического психолога с разными категориями детей: - одаренные дети; - неуспевающие школьники; - трудные дети и подростки.         Реферат дискуссия
  Психологические вопросы активизации профессионального самоопределения учащихся         Практическое задание №5
  ВСЕГО         тест

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К УЧЕБНОМУ КУРСУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ, 6 лет обучения

№   Разделы и темы программы Количество часов
Всего в том числе
Лекции Семинары Самост. работа Формы контроля  
  Предмет и задачи курса "Организация психологической службы"         Практическое задание №1
  Основные составляющие организационной деятельности.         Практическое задание №2
  Организация психологической службы системы образования.         Практическое задание №6
  Модель профессиональной деятельности практического психолога         Практическое задание №3
  Основные виды деятельности практического психолога         Практическое задание №7
  Социальный заказ на работу практического психолога         Практическое задание №4
  Работа психолога в дошкольном образовательном учреждении         Реферат, доклады
  Работа школьного психолога с учащимися разных возрастов: - младший школьный возраст; - переходный возраст: от младшего школьного к подростковому; - подростковый возраст.         Опрос
  Работа практического психолога с разными категориями детей: - одаренные дети; - неуспевающие школьники; - трудные дети и подростки.         Реферат дискуссия
  Психологические вопросы активизации профессионального самоопределения учащихся         Практическое задание №5
  ВСЕГО         тест

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К УЧЕБНОМУ КУРСУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ, 4 года обучения

№   Разделы и темы программы Количество часов
Всего в том числе
Лекции Семинары Самост. работа Формы контроля  
  Предмет и задачи курса "Организация психологической службы"         Практическое задание №1
  Основные составляющие организационной деятельности.         Практическое задание №2
  Организация психологической службы системы образования.         Практическое задание №6
  Модель профессиональной деятельности практического психолога         Практическое задание №3
  Основные виды деятельности практического психолога         Практическое задание №7
  Социальный заказ на работу практического психолога         Практическое задание №4
  Работа психолога в дошкольном образовательном учреждении         Реферат, доклады
  Работа школьного психолога с учащимися разных возрастов: - младший школьный возраст; - переходный возраст: от младшего школьного к подростковому; - подростковый возраст.         Опрос
  Работа практического психолога с разными категориями детей: - одаренные дети; - неуспевающие школьники; - трудные дети и подростки.         Реферат дискуссия
  Психологические вопросы активизации профессионального самоопределения учащихся         Практическое задание №5
  ВСЕГО         тест

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К УЧЕБНОМУ КУРСУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ, второе высшее

№   Разделы и темы программы Количество часов
Всего в том числе
Лекции Семинары Самост. работа Формы контроля  
  Предмет и задачи курса "Организация психологической службы"         Практическое задание №1
  Основные составляющие организационной деятельности.         Практическое задание №2
  Организация психологической службы системы образования.         Практическое задание №6
  Модель профессиональной деятельности практического психолога         Практическое задание №3
  Основные виды деятельности практического психолога         Практическое задание №7
  Социальный заказ на работу практического психолога         Практическое задание №4
  Работа психолога в дошкольном образовательном учреждении         Реферат, доклады
  Работа школьного психолога с учащимися разных возрастов: - младший школьный возраст; - переходный возраст: от младшего школьного к подростковому; - подростковый возраст.         Опрос
  Работа практического психолога с разными категориями детей: - одаренные дети; - неуспевающие школьники; - трудные дети и подростки.         Реферат дискуссия
  Психологические вопросы активизации профессионального самоопределения учащихся         Практическое задание №5
  ВСЕГО         тест

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Предмет и задачи курса "Организация психологической службы".

Роль и место курса в системе социальных мероприятий. История становления психологических служб в Российской Федерации и за рубежом. Актуальность развития психологической службы на современном этапе. Раскрытие понятия «организация» в разрезе заявленной темы. Основные принципы организационной деятельности. Ознакомления слушателей с основными задачами учебного курса.

Тема 2. Основные составляющие организационной деятельности.

Организационные формы – преимущества и недостатки различных организационных форм. Регистрация учреждений, учредительные документы (Устав, учредительный договор, и др.). Основание для организации центров, служб и пр. при органах управления, Положения. Структура системы и структура конкретного учреждения. Штатное расписание, Положения о структурных единицах, должностные инструкции. Общие принципы руководства структурой – общее руководство, подбор и расстановка кадров, определение целей и задач, контроль.

Тема 3. Организация психологической службы системы образования.

История вопроса. Нормативно – правовое обеспечение психологической службы системы образования. Структура концептуальные основы деятельности, цели и задачи психологической службы системы образования Кемеровской области, основные направления деятельности. Структура и функции областного и городских центров (служб) психологической службы системы образования. Организация деятельности педагога – психолога в образовательном учреждении.

Тема 4. Модель профессиональной деятельности практического психолога. Цели психологической помощи. Реакции практического психолога в ситуации профессиональной деятельности. Концепция практического психолога. Конфеденциальность. Ограничения в деятельности практического психолога.

Тема 5. Основные виды деятельности практического психолога. Психологическое просвещение. Психологическая профилактика. Психологическое консультирование. Определение психологической проблемы. Выбор метода обследования. Психологический диагноз. Практические рекомендации.

Тема 6. Социальный заказ на работу практического психолога. Заказчик, клиент и пользователь психологической информации. Задачи взаимодействия клиента с психологом. Содержание психологической помощи.

Тема 7. Работа психолога в дошкольном образовательном учреждении. Психологическое просвещение педагогического персонала и родителей. Гуманизация воспитательной работы. Исследование и коррекция взаимоотношений детей в группе. Организация разновозрастного общения.

Тема 8. Работа школьного психолога с учащимися разных возрастов:

- младший школьный возраст;

- переходный возраст: от младшего школьного к подростковому;

- подростковый возраст.

Тема 9. Работа практического психолога с разными категориями детей:

- одаренные дети;

- неуспевающие школьники;

- трудные дети и подростки.

Тема 10. Психологические вопросы активизации профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное определение учащихся как выбор жизненного пути. Психологическая профконсультация как способ активизации профессионального самоопределения учащихся.

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Примечание: курсивом в скобках отмечены электронные версии документов.

Литература

Основная:

1. Морозова, И. С. Научные основы организации психологической службы в образовании [Текст]: учебное пособие / И. С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 132 с. (Орг-я псих. службы\источники\ Морозова И С).

2. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

3. Потапова, А. В. Психологическая служба. Курс лекций. Часть 1. [Электронный ресурс] / Орг-я псих. службы\источники\Потапова Психологическая служба.zip

4. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие, 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

5. Пряжников, Н.С., Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России [Текст] / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – С.99 – 102. (Орг-я псих. службы\источники\ Пряжников Принципы организации школьной психологической службы.doc)

Дополнительная:

1. Дубровина, И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы [Текст] / И. В. Дубровина // Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 47 – 54.

2. Бодалев, А. А. Психологическая наука – реформе школы [Текст] / А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. (Орг-я псих. службы\источники\Бодалев Столин за системную организацию психол службы.doc).

3. Венгер, А. Л. Организация психологической службы в израильской системе образования [Электронный ресурс] / Орг-я псих. службы\источники\Венгер психол служба в Израиле.doc

4. Джрназян, Л. Н. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы [Текст] / Л. Н. Джрназян // Вопросы психологии. – 1989. – № 4. – С. 52 – 59.

5. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995.

6. Все файлы в папке Орг-я псих. службы\источники\ модели психол службы

Практические задания на семинар:

1. Проанализировать «Положение о службе практической психологии»

2. Проанализировать различные модели психологической службы

Примечание: при подготовке к занятию обратите особое внимание на 3 и 5 вопросы. К семинару ознакомьтесь с «Положением о службе практической психологии» в Приложении 1 учебного пособия И.С. Морозовой «Научные основы организации психологической службы в образовании».

Литература

Основная:

1. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю. М. Жукова и др. – М.: Смысл, 1999. (параграф 2.8) (Орг-я псих. службы\источники\ Жуков Ю.М.,Петровская Л.А.,Соловьева О.В.Введение в практическую психологию.doc).

2. Морозова, И. С. Научные основы организации психологической службы в образовании [Текст]: учебное пособие / И. С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 132 с. (Орг-я псих. службы\источники\ Морозова И С).

3. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

4. Потапова, А. В. Психологическая служба. Курс лекций. Часть 1. [Электронный ресурс] / Орг-я псих. службы\источники\Потапова Психологическая служба.zip

5. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие, 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

Дополнительная:

1. Джрназян, Л. Н. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы [Текст] / Л. Н. Джрназян // Вопросы психологии. – 1989. – № 4. – С. 52 – 59.

2. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. [Текст] / И. В. Дубровина. – М., 1991.

3. Этические стандарты психолога [Электронный ресурс] / Орг-я псих. службы\источники\этические стандарты психолога.doc).

4. Все файлы в папке Орг-я псих. службы\источники\ нормативная база

Практическое задание на семинар:

Разработать профессиограмму деятельности практического психолога

Темы сообщений:

Кабинет психолога в учреждении образования (для подготовки используйте работы И. В. Дубровиной; Р. В. Овчаровой).

Примечание: при подготовке к семинару воспользуйтесь материалами и нормативными источниками, указанными пункте 9 списка литературы.

Для разработки профессиограммы воспользуйтесь материалами дисциплин «Психология труда» и «Психология управления».

Семинар 4. Работа психолога в дошкольном образовательном учреждении

Вопросы:

1. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста

2. Дошкольники «группы риска»

3. Психологическая готовность к школе

- понятие

- структура

- методы определения

Литература

Основная:

1. детская психодиагностика готовность к школе.pd).

2. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. [Текст] / И. В. Дубровина. – М., 1991.

3. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – М., 1993.

4. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие, 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

Дополнительная:

1. Абдурасулова, Т. Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет[Текст] / Т. Д. Абдурасулова // Вопросы психологии. – 1997. – № 2. (Орг-я псих. службы\источники\ Абдурасулова готовность к школе.doc)

2. Детская психодиагностика. Практические занятия [Текст]: методические указания / сост. Ю. В. Филиппова. – Ярославль: Институт «Открытое общество». – 2003. – 39 с. (Орг-я псих. службы\источники\Филиппова

3. Чурекова Т. М. Ребенок на пороге школы [Текст]: методические рекомендации / Т. М. Чурекова, В. М. Солдатова. – Кемерово, 2002. – 56 с.

Темы сообщений:

1. Сказкотерапия (см. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2003. – 144с.; Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – Спб., 2000; Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2004. – 254с. и др.)

2. Игровая терапия с дошкольниками «группы риска» (см. Романов А.А. Коррекции расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. – М.: «Плэйт», 2001. – 112с.; Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с.; Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. – 176с.)

Примечание: при характеристике основных направлений работы психолога учитывайте задачи и основные линии развития в период дошкольного детства.

Литература

Основная:

1. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. [Текст] / И. В. Дубровина. – М., 1991.

2. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

3. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие, 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

Дополнительная:

1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком… Как? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.,1998.

2. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 128 с.

Практические задания на семинар:

Разработать психодиагностическую карту (заключение по результатам психодиагностического обследования), карту консультативного приема, коррекционно-развивающей работы, схему анализа семейного воспитания.

Темы сообщений:

Работа психолога с родителями (см. Гиппенрейтер Ю. Б.; Овчарову Р. В.; Монахову А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. – 2002. – 160с. и др.)

Примечание: при подготовке к данной теме воспользуйтесь учебниками по возрастной, детской психологии, психологии подросткового возраста.

Литература

Основная:

1. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. [Текст] / И. В. Дубровина. – М., 1991.

2. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. – М.,1995.

3. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

4. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие, 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

Дополнительная:

1. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю. М. Жукова и др. – М.: Смысл, 1999. (Орг-я псих. службы\источники\ Жуков Ю.М.,Петровская Л.А.,Соловьева О.В.Введение в практическую психологию.doc).

2. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации [Текст] / Е. А. Климов. – М., 1983.

3. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб., 2000.

4. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 128 с.

5. Снайдер, Д. Курс выживания для подростков [Текст] / Д. Снайдер. – М.,1975.

Практическое задание на семинар:

Разработать программу профориентационной работы (профдиагностической) для учащихся разных классов.

Примечание: при подготовке к данной теме воспользуйтесь учебниками по возрастной, психологии, психологии подросткового и юношеского возраста.

Литература

Основная:

1. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

2. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие, 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

3. Работа с педагогически запущенными детьми [Текст]: Метод. рекомендации для спец. № 031300 "Социальная педагогика" дневной формы обучения / авт.-сост. А. К. Лукина. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2003. – 84 с. (Орг-я псих. службы\источники\Лукина работа с пед запущенными детьми).

Дополнительная:

1. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю. М. Жукова и др. – М.: Смысл, 1999. (Орг-я псих. службы\источники\ Жуков Ю.М.,Петровская Л.А.,Соловьева О.В.Введение в практическую психологию.doc).

2. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. – М.,1995.

3. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 128с.

4. Снайдер, Д. Курс выживания для подростков [Текст] / Д. Снайдер. – М.,1975.

Литература

Основная:

1. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю. М. Жукова и др. – М.: Смысл, 1999. (параграф 2.2., 3.1-3.6) (Орг-я псих. службы\источники\ Жуков Ю.М.,Петровская Л.А.,Соловьева О.В.Введение в практическую психологию.doc).

2. Управление персоналом [Текст] / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – М.: Юнити, 2002. (Орг-я псих. службы\источники\Базаров Еремин Управление персоналом).

Дополнительная:

Учебники по психологии управления, журналы «Справочник по управлению персоналом», «Управление персоналом» и «Социальный психолог».

 

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература

1. Бодалев А. А., Ковалев Г. А. За системную организацию школьной психологической службы //Вопросы психологии, 1985, № 2. С. 84—90.

2. Божович Е. Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса //Вопросы психологии, 1986, №2. С. 100—103.

3. Джрназян Л. И. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы. //Вопросы психологии, 1989, 1989. № 4. С. 52-58.

4. Дубровина И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы //Вопросы психологии, 1988, №5. С. 47—54.

5. Дубровина И. В. Психологическая служба школы. М., 1991.

6. Дубровина И. В., Прихожан А. М. Положение о школьной психологической службе //Вопросы психологии, 1985. №2, С. 77-83.

7. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.

8. Забродин Ю. М. Развитие советской психологии, и задачи психологической службы /Психологический журнал, 1984. Т. 5, №6.

9. Кала У. В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. М. 1986.

10. Кодекс профессиональной этики психологов Общества психологов ВНР //Вопросы психологии, 1983, №6. С. 130-133.

11. Морозова, И. С. Научные основы организации психологической службы в образовании [Текст]: учебное пособие / И. С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 132 с.

12. Научно-практические проблемы школьной психологической службы/Под ред. Ю. К. Бабанского, А. А. Бодалева, И. В. Дубровиной. М., 1987. Т. I. С. 3—67.

13. Пожар А., Громы Я. Организация и методическое обеспечение психологических служб в ЧССР //Вестник Московского ун-та; Сер. 14. Психология, 1968, № 2.

14. Положение о психологической службе народного образования. М., 1989.

15. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие, 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

16. Психологическая служба в СССР: ее задачи, содержание и организация: Круглый стол /Вопросы психологии, 1979, № 2. С. 3—26, № 3. С. 123—128.

17. Психологическая служба в школе: Круглый стол//Вопросы психологии, 1982,№ 3. С. 62— 93; № 4. С. 75—103.

18. Психологическая служба в школе/Под ред. Э.-М. Ю. Верник, Х.-И. Лийметса, Ю. Л. Сыэрда. Тал­линн, 1983. Т. I.

19. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

20. Психологическая служба в школе /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1984. С.З—29, 116-131.

21. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.

22. Толстых А. В. Морально-этические проблемы психологической практики. М., 1988.

23. Чернова О. Л. Организационно-педагогические аспекты деятельности школьной психологической службы района. //Психологическая служба в школе. М., 1984. С. 116-131.

Дополнительная литература

24. Абдурасулова, Т. Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет [Текст] / Т. Д. Абдурасулова // Вопросы психологии. – 1997. – № 2.

25. Бодалев, А. А. Психологическая наука – реформе школы [Текст] / А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1984. – № 3.

26. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю. М. Жукова и др. – М.: Смысл, 1999.

27. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – М., 1993.

28. Детская психодиагностика. Практические занятия [Текст]: методические указания / сост. Ю. В. Филиппова. – Ярославль: Институт «Открытое общество». – 2003. – 39 с.

29. Дубровина, И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы [Текст] / И. В. Дубровина // Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 47 – 54.

30. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации [Текст] / Е. А. Климов. – М., 1983.

31. Пряжников, Н.С., Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России [Текст] / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – С.99 – 102.

32. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995.

33. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие, 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

34. Работа с педагогически запущенными детьми [Текст]: Метод. рекомендации для спец. № 031300 "Социальная педагогика" дневной формы обучения / авт.-сост. А. К. Лукина. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2003. – 84 с.

35. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб., 2000.

36. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 128 с.

37. Управление персоналом [Текст] / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – М.: Юнити, 2002.

38. Чурекова Т. М. Ребенок на пороге школы [Текст]: методические рекомендации / Т. М. Чурекова, В. М. Солдатова. – Кемерово, 2002. – 56 с.


Вопросы к зачету

1. Структура службы психологической помощи в системе образования.

2. Современное состояние психологических служб за рубежом и в нашей стране.

3. Функции областного центра психологической помощи системы образования.

4. Функции центров (служб) психологической помощи системы образования городского уровня.

5. Основные направления деятельности службы психологической помощи в системе образования.

6. Основные виды деятельности педагога – психолога.

7. Основные модели организации центров (служб) психологической помощи в системе образования.

8. Особенности управления центрами (службами) психологической помощи в системе образования.

9. Организация работы кабинета педагога – психолога в образовательном учреждении.

10. Организация работы центра профориентации.

11. Организация работы центра психологической помощи подросткам с девиантным поведением.

12. Организация работы центра психологической помощи семье и ребенку.

13. Функциональные обязанности руководителей психологических служб.

14. Этика профессиональной деятельности практического психолога.

15. Документация практического психолога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.162 с.)