Методические указания обучающимся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания обучающимся



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел «Психология личности»

 

По направлениям: 050100 – «Педагогическое образование»,

профиль подготовки - «Безопасность жизнедеятельности»

Квалификация (степень) – «Бакалавр»

Форма обучения -очная.

Курс 1 (2 семестр).

ХИМКИ – 2012

ББК

УДК

 

Автор: Выдрина Е.А. – кандидат психологических наук.

 

Рецензент:

 

Методические указания обучающимся одобрены на заседании кафедры Педагогики и психологии (протокол заседания кафедры от 00.00.2012 г. № 1).

Данное методическое пособие предназначено для студентов и слушателей Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по специальности «Педагогическое образование».

 

Ó АГЗ МЧС России, 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

Общей задачей дисциплины является изучение теоретико-методологических и научно-практических основ психологии как науки: истории ее возникновения и основных этапов становления и развития, структуры современной психологии; ознакомление с методами психологических исследований; изучение представления о природе, структуре механизмах функционирования психики; о закономерностях формирования высших психических функций и сознания человека; изучение современных концептуальных положений о психологии личности; системы знаний о социальной психологии, о закономерностях поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы; изучение закономерностей психического развития человека на основных этапах возрастного развития; ознакомление с психологическими закономерностями педагогического процесса и изучение взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития психики.

Главная задача изучения дисциплины состоит в вооружении обучаемых знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления успешной педагогической деятельности, создания педагогически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды, а также умениям анализировать собственную педагогическую деятельность.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны

знать:

- предмет, функции психологической науки, ее категориальный аппарат, основные направления психологических исследований, методы их осуществления;

- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

- способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

- способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

- способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

- осуществлять учебно-познавательную деятельность;

- проводить психолого-педагогическую диагностику;

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- учитывать в педагогическом взаимодействии психологические особенности учащихся;

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

- накапливать профессиональный педагогический опыт и опыт анализа собственной деятельности.

владеть:

- психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями выполнения функциональных обязанностей;

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

- способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды

Дисциплина «Психология» является дисциплиной профессионального цикла, изучение которой предусмотрено Государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Она изучается в тесной связи с другими дисциплинами профессионального и специального профиля подготовки специалистов в области педагогического образования. Психология, являясь структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования, изучается параллельно с педагогикой, предполагая, что знания об организации учебного процесса надстраиваются на общие знания о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека.

Изучение дисциплины «Психология» способствует формированию у обучающихся научного понимания природы психического, отличного от бытовых, упрощенных и иррациональных описаний. Знания об индивидуально-психологических особенностях личности, о психологических закономерностях развития человека на различных возрастных этапах, а также о социально-психологических процессах, происходящих в группе, позволят более успешно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность и решать профессиональные задачи.

Основное содержание дисциплины представлено в пяти разделах.

Раздел «Психология личности» предназначен для формирования у студентов знаний современных концептуальных положений психологии личности. Педагогу в профессиональной деятельности приходится иметь дело с различными категориями людей. Понимание особенностей личностного роста, мотивов поведения, специфики личностных проблем дает педагогу возможность более эффективно решать профессиональные задачи, оптимизировать процессы обучения, воспитания и социального общения.

В разделе «Психология личности» студенты знакомятся с предметом, задачами психологии личности, её местом в системе наук; с закономерностями формирования и развития личности; с особенностями структуры личности, ее компонентами и теоретико-методологическими подходами к ее изучению; приобретают первичные навыки диагностики индивидуальных свойств человека и проявлений индивидуальности личности; а также способность использовать знания о психологических особенностях личности, обусловленных личностным развитием в практической деятельности.

Отчетность по разделу «Психология личности»: – зачет с оценкой.

 


Таблица расчета учебного времени на освоение дисциплины

специальность: «Педагогическое образование»

специализация: «Безопасность жизнедеятельности»

квалификации: «Бакалавр»

форма обучения: очная

Номера и наименование разделов и тем Всего часов учебных занятий В том числе учебных занятий с преподавателем Из них по видам учебных занятий Время, отводимое на самостоятельную работу обучаемых
лекции семинары практические занятия
Тема №1. Психология личности как наука              
Тема №2 Психология индивидуальности              
Тема №3. Теории личности в зарубежной психологии.              
Тема №4. Отечественная психология личности.              
Тема №5. Соотношение биологического и социального в личности              
Тема № 6. Идентичность личности и формирование Я-концепции              
Тема №7. Проблема психического здоровья личности.              
Итого:            
Зачет с оценкой

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Тема № 5. Проблема соотношения биологического и социального в личности

Среда и наследственность как движущие силы развития личности. Дискуссии о роли наследственности и среды в развитии личности.

Проблема социально-типического в личности. Национальный характер. Методы исследования социально-типических проявлений личности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ

И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

При подготовке к семинару обучающиеся должны внимательно изучить вопросы семинара и, используя конспект лекций и рекомендованную литературу, ресурсы сети Internet, составить расширенный план или тезисы доклада по каждому вопросу. Ответ должен занимать 7– 10 минут.

По каждому вопросу семинара обучаемым необходимо сделать краткую запись в рабочих тетрадях и составить план ответа; выделить непонятные положения по изучаемой теме, если такие имеют место.

В ходе занятий быть в готовности выступить по каждому вопросу семинара и вести дискуссию с выступающими, по обсуждаемому вопросу.

Один-два человека с группы, назначенные старшим группы (старостой группы), готовят сообщение на тему указанную в задании семинара. Сообщение готовится либо в виде доклада, либо в виде реферата, на усмотрение обучаемого. Необходимо также обратить внимание на то, что реферат, как и доклад, не конспект по подготовке к семинарскому занятию, а самостоятельный труд по обобщению и обоснованию существующих научных и собственных взглядов по конкретно рассматриваемому вопросу. Объём реферата должен составлять порядка 8 – 10 страниц машинописного текста. При необходимости подготовить иллюстрационный материал в виде слайдов, видео материалов, либо плакатов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА

Обучающийся делает доклад, соблюдая предложенный общий порядок и останавливаясь по собственному выбору и необходимости на выделенных здесь частных моментах. Кроме этого, если это возможно, необходимо творчески расширить спектр аналитических аспектов и подходов.

Для подготовки доклада могут быть выбраны различные источники. В первую очередь материалы из учебной литературы, специализированных научных монографий и сборников (к примеру, отдельные главы или параграфы). Также могут быть использованы достаточные по содержанию статьи научных и популярных газет и журналов.

 

Структура и порядок доклада

1. Вводная часть (обращение к преподавателю и другим обучающимся: «Уважаемый преподаватель, уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается доклад на тему «…»).

2. Анализ публикации. Его целью является критическое осмысление докладчиком отдельных сторон публикации. Докладчик показывает, как отмечаемые им моменты выглядят в публикации, критикует автора и выдвигает собственные выводы. Такими моментами могут быть:

– оценка правильности постановки автором рассматриваемых в публикации проблем;

– анализ общей методологии автора и его мировоззренческой позиции;

– анализ логичности излагаемого материала;

– анализ использования понятий с неопределённым смыслом, их косвенное и ассоциативное определение;

– анализ наличия и формирования ложных ассоциаций (если они есть);

– анализ соответствия утверждений автора нормам и ценностям культуры.

3. Заключение докладчика с собственными выводами.

В процессе изложения докладчик может более подробно останавливаться на изложении следующих моментов: выделение основных понятий и их интерпретация; выделение социальных общностей и групп, социальных отношений, противоречий, проблем и т. д.

Докладчик должен излагать материал свободно, поддерживая интерес к теме доклада у аудитории.

 

Методика Кемпбелла

Исследование Я-идеального

Литература для подготовки к занятию

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник. - М.: МГУ, 2001. – 367с.

2. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3.: Психология личности: учебник. М.: Юрайт, 2012. - 739с.

3. Общая психология и психология личности: учебник. / ред. А.А. Реан. М.: АСТ, 2011.- 640с.

4. Психология личности. Тексты. / ред. Ю.Б. Гипенрейтер, А.А. Пузырея. М., 2002. – 624с.

5. Психология личности. Хрестоматия под редакцией Райгородского. М.: Бахрах-М., 2008. – 367с.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Психология личности как отрасль психологической науки

2. Основные тенденции развития современной персонологии.

3. Многозначность понятия личности в современной психологии.

4. Соотношение понятий человек, индивид, личность

5. Понятие индивидуальности в психологии

6. Индивидуальные свойства личности и их виды

7. Основные подходы к эмпирическому исследованию личности в психологии.

8. Принцип проекции и основные проективные методы исследования личности.

9. Личностные опросники как метод изучения личности

10. Изучение личности в психоанализе З. Фрейда.

11. Понимание личности в неопсихоанализе (К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни)

12. Психологические защитные механизмы и их значение в развитии личности

13. Понимание личности в бихевиоризме. Личность как продукт научения.

14. Социальное направление в поведенческом направлении.

15. Понимание личности в гуманистической психологии

16. Мотивационное» направление в гуманистической психологии (А. Маслоу)

17. Клиент-центрированный подход К. Роджерса.

18. Проблема смысла жизни в трудах В.Франкла

19. Деятельностный подход в психологии личности (С. Рубинштейн, А. Леонтьев)

20. Понимание личности в трудах Л.С. Выготского.

21. Личность как система отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев)

22. Соотношение биологического и социального в личности

23. Понятие и структура Я-концепции

24. Понятие идентичности в психологии. Виды идентичности

25. Проблема нормы в психологии. Подходы к определению нормы.

26. Характеристика невротических состояний личности

27. Характеристика пограничных состояний личности

28. Характеристика психотических состояний личности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.142.235 (0.04 с.)