Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания обучающимся
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» Раздел «Психология личности»
По направлениям: 050100 – «Педагогическое образование», профиль подготовки - «Безопасность жизнедеятельности» Квалификация (степень) – «Бакалавр» Форма обучения -очная. Курс 1 (2 семестр). ХИМКИ – 2012 ББК УДК
Автор: Выдрина Е.А. – кандидат психологических наук.
Рецензент:
Методические указания обучающимся одобрены на заседании кафедры Педагогики и психологии (протокол заседания кафедры от 00.00.2012 г. № 1). Данное методическое пособие предназначено для студентов и слушателей Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по специальности «Педагогическое образование».
Ó АГЗ МЧС России, 2012 ПРЕДИСЛОВИЕ Общей задачей дисциплины является изучение теоретико-методологических и научно-практических основ психологии как науки: истории ее возникновения и основных этапов становления и развития, структуры современной психологии; ознакомление с методами психологических исследований; изучение представления о природе, структуре механизмах функционирования психики; о закономерностях формирования высших психических функций и сознания человека; изучение современных концептуальных положений о психологии личности; системы знаний о социальной психологии, о закономерностях поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы; изучение закономерностей психического развития человека на основных этапах возрастного развития; ознакомление с психологическими закономерностями педагогического процесса и изучение взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития психики. Главная задача изучения дисциплины состоит в вооружении обучаемых знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления успешной педагогической деятельности, создания педагогически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды, а также умениям анализировать собственную педагогическую деятельность. В результате изучения дисциплины обучаемые должны знать: - предмет, функции психологической науки, ее категориальный аппарат, основные направления психологических исследований, методы их осуществления;
- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; - способы психологического и педагогического изучения обучающихся; - способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; - способы построения межличностных отношений в группах разного возраста; - способы профессионального самопознания и саморазвития; уметь: - осуществлять учебно-познавательную деятельность; - проводить психолого-педагогическую диагностику; - использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; - учитывать в педагогическом взаимодействии психологические особенности учащихся; - проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; - создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; - бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; - накапливать профессиональный педагогический опыт и опыт анализа собственной деятельности. владеть: - психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями выполнения функциональных обязанностей; - способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения; - способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений; - способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; - различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; - способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды Дисциплина «Психология» является дисциплиной профессионального цикла, изучение которой предусмотрено Государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Она изучается в тесной связи с другими дисциплинами профессионального и специального профиля подготовки специалистов в области педагогического образования. Психология, являясь структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования, изучается параллельно с педагогикой, предполагая, что знания об организации учебного процесса надстраиваются на общие знания о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека.
Изучение дисциплины «Психология» способствует формированию у обучающихся научного понимания природы психического, отличного от бытовых, упрощенных и иррациональных описаний. Знания об индивидуально-психологических особенностях личности, о психологических закономерностях развития человека на различных возрастных этапах, а также о социально-психологических процессах, происходящих в группе, позволят более успешно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность и решать профессиональные задачи. Основное содержание дисциплины представлено в пяти разделах. Раздел «Психология личности» предназначен для формирования у студентов знаний современных концептуальных положений психологии личности. Педагогу в профессиональной деятельности приходится иметь дело с различными категориями людей. Понимание особенностей личностного роста, мотивов поведения, специфики личностных проблем дает педагогу возможность более эффективно решать профессиональные задачи, оптимизировать процессы обучения, воспитания и социального общения. В разделе «Психология личности» студенты знакомятся с предметом, задачами психологии личности, её местом в системе наук; с закономерностями формирования и развития личности; с особенностями структуры личности, ее компонентами и теоретико-методологическими подходами к ее изучению; приобретают первичные навыки диагностики индивидуальных свойств человека и проявлений индивидуальности личности; а также способность использовать знания о психологических особенностях личности, обусловленных личностным развитием в практической деятельности. Отчетность по разделу «Психология личности»: – зачет с оценкой.
Таблица расчета учебного времени на освоение дисциплины специальность: «Педагогическое образование» специализация: «Безопасность жизнедеятельности» квалификации: «Бакалавр» форма обучения: очная
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Тема № 5. Проблема соотношения биологического и социального в личности Среда и наследственность как движущие силы развития личности. Дискуссии о роли наследственности и среды в развитии личности. Проблема социально-типического в личности. Национальный характер. Методы исследования социально-типических проявлений личности. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ При подготовке к семинару обучающиеся должны внимательно изучить вопросы семинара и, используя конспект лекций и рекомендованную литературу, ресурсы сети Internet, составить расширенный план или тезисы доклада по каждому вопросу. Ответ должен занимать 7– 10 минут. По каждому вопросу семинара обучаемым необходимо сделать краткую запись в рабочих тетрадях и составить план ответа; выделить непонятные положения по изучаемой теме, если такие имеют место. В ходе занятий быть в готовности выступить по каждому вопросу семинара и вести дискуссию с выступающими, по обсуждаемому вопросу. Один-два человека с группы, назначенные старшим группы (старостой группы), готовят сообщение на тему указанную в задании семинара. Сообщение готовится либо в виде доклада, либо в виде реферата, на усмотрение обучаемого. Необходимо также обратить внимание на то, что реферат, как и доклад, не конспект по подготовке к семинарскому занятию, а самостоятельный труд по обобщению и обоснованию существующих научных и собственных взглядов по конкретно рассматриваемому вопросу. Объём реферата должен составлять порядка 8 – 10 страниц машинописного текста. При необходимости подготовить иллюстрационный материал в виде слайдов, видео материалов, либо плакатов. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА Обучающийся делает доклад, соблюдая предложенный общий порядок и останавливаясь по собственному выбору и необходимости на выделенных здесь частных моментах. Кроме этого, если это возможно, необходимо творчески расширить спектр аналитических аспектов и подходов. Для подготовки доклада могут быть выбраны различные источники. В первую очередь материалы из учебной литературы, специализированных научных монографий и сборников (к примеру, отдельные главы или параграфы). Также могут быть использованы достаточные по содержанию статьи научных и популярных газет и журналов.
Структура и порядок доклада 1. Вводная часть (обращение к преподавателю и другим обучающимся: «Уважаемый преподаватель, уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается доклад на тему «…»). 2. Анализ публикации. Его целью является критическое осмысление докладчиком отдельных сторон публикации. Докладчик показывает, как отмечаемые им моменты выглядят в публикации, критикует автора и выдвигает собственные выводы. Такими моментами могут быть: – оценка правильности постановки автором рассматриваемых в публикации проблем; – анализ общей методологии автора и его мировоззренческой позиции; – анализ логичности излагаемого материала; – анализ использования понятий с неопределённым смыслом, их косвенное и ассоциативное определение; – анализ наличия и формирования ложных ассоциаций (если они есть); – анализ соответствия утверждений автора нормам и ценностям культуры. 3. Заключение докладчика с собственными выводами. В процессе изложения докладчик может более подробно останавливаться на изложении следующих моментов: выделение основных понятий и их интерпретация; выделение социальных общностей и групп, социальных отношений, противоречий, проблем и т. д. Докладчик должен излагать материал свободно, поддерживая интерес к теме доклада у аудитории.
Методика Кемпбелла Исследование Я-идеального Литература для подготовки к занятию 1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник. - М.: МГУ, 2001. – 367с. 2. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3.: Психология личности: учебник. М.: Юрайт, 2012. - 739с. 3. Общая психология и психология личности: учебник. / ред. А.А. Реан. М.: АСТ, 2011.- 640с. 4. Психология личности. Тексты. / ред. Ю.Б. Гипенрейтер, А.А. Пузырея. М., 2002. – 624с. 5. Психология личности. Хрестоматия под редакцией Райгородского. М.: Бахрах-М., 2008. – 367с. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1. Психология личности как отрасль психологической науки 2. Основные тенденции развития современной персонологии. 3. Многозначность понятия личности в современной психологии. 4. Соотношение понятий человек, индивид, личность 5. Понятие индивидуальности в психологии 6. Индивидуальные свойства личности и их виды 7. Основные подходы к эмпирическому исследованию личности в психологии. 8. Принцип проекции и основные проективные методы исследования личности. 9. Личностные опросники как метод изучения личности 10. Изучение личности в психоанализе З. Фрейда. 11. Понимание личности в неопсихоанализе (К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни) 12. Психологические защитные механизмы и их значение в развитии личности 13. Понимание личности в бихевиоризме. Личность как продукт научения. 14. Социальное направление в поведенческом направлении. 15. Понимание личности в гуманистической психологии 16. Мотивационное» направление в гуманистической психологии (А. Маслоу) 17. Клиент-центрированный подход К. Роджерса.
18. Проблема смысла жизни в трудах В.Франкла 19. Деятельностный подход в психологии личности (С. Рубинштейн, А. Леонтьев) 20. Понимание личности в трудах Л.С. Выготского. 21. Личность как система отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев) 22. Соотношение биологического и социального в личности 23. Понятие и структура Я-концепции 24. Понятие идентичности в психологии. Виды идентичности 25. Проблема нормы в психологии. Подходы к определению нормы. 26. Характеристика невротических состояний личности 27. Характеристика пограничных состояний личности 28. Характеристика психотических состояний личности МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.142.235 (0.04 с.) |