Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.



Нарушение лексических норм связано с употреблением слова без учета его значения, смешением паронимов, нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью (тавтологией и плеоназмом), неверным использованием фразеологического оборота.

Задание 7. По образцу словарной статьи толкового словаря составьте толкования лексических значений слов, включите их в предложения.

1. Дайджест, дефолт, истеблишмент, карт-бланш, конъюнктура, кредо, муссировать, реноме, статус-кво, толерантность, электорат.

 

11. Альтруист, демагог, маргинал, меценат, филантроп, нувориш, неофит, конформист, нонконформист, конгениальный, меркантильный, одиозный, ортодокс, прагматик.

 

Задание 8. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным выбором слова.

1)Авторы утверждают, что формируется третья технологическая революция.

2) В решении вопроса появились новые альтернативы.

3) Во избежание серости необходимо постигать ноу-хау.

4) Правовой неологизм граждан сегодня распространенное явление.

5) Он был непременным участником их компании.

6) Мюзиклы по мотивам классики обычно цепляют людей.

7) Вы каждое утро готовите аппетитные тостеры?

8) Без любви жизнь была бы скучной и однотонной.

9) Ряд слов журналист выражает в переносном смысле.

10)Начало года отмечено ухудшением климатических условий – метелями, резким понижением температуры.

 

Задание 9. Найдите доминанты (опорные слова) синонимических рядов; определите, чем отличаются члены этих рядов. В каких коммуникативных условиях они могут употребляться? Приведите примеры.

Абсолютный, безусловный, безоговорочный; существенный, важный, значительный, весомый; злободневный, животрепещущий, насущный, актуальный, острый; способность, дар, дарование, одаренность, талант, гениальность, гений; поступок, действие, шаг, акция, деяние, номер; удача, успех, достижение, везение, преуспевание, фурор, триумф; неплохо, недурно, хорошо, славно, знатно, классно.

 

Задание 10. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения). Составьте с ними предложения.

Абстрактный, апеллировать, апробировать, девальвация, игнорировать, идентичный, имитация, компенсация, имидж, инвестиция, индифферентный, инновация, нейтралитет, прерогатива, пунктуальный, рентабельный, респондент, тривиальный, фатальный.

 

11. Прочитайте словарную статью из «Словаря паронимов русского языка» О.В. Вишняковой, обратите внимание на круг сочетаемости паронимов с другими словами.

Иронический / ироничный

Иронический. Относящийся к иронии как стилистическому приему.

Иронический: -ий прием; -ая поэма, -ое употребление слов.

Ироничный. Содержащий элемент иронии, употребляющийся с целью насмешки.

Ироничный: экзаменатор, взгляд, подход, тон.

 

Задание 12. В каких ситуациях вы употребите паронимы:

Интеллигентные – интеллигентские, личный – личностный, скрытный – скрытый, искусный – искусственный, основание – обоснование, признание – признательность, договор – договоренность, реклама – рекламация, проводить – производить.

 

Задание 13. Составьте предложения с приведенными паронимами:

платить – оплатить – заплатить – выплатить,

представить – предоставить,

одеть – надеть,

исполнительный – исполнительский,

чужой – чуждый.

 

Задание 14. Из приведенных в скобках паронимов выберите нужный.

1) В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.

2) (Без согласованности, без согласования) с директором он принял очень важное решение.

3) Особая статья бухгалтерского бланка посвящена (представительным, представительским) расходам.

4) Совет директоров потребовал (гарантийных, гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков.

5) Необходимо вести хозяйствование (экономными, экономичными, экономическими) методами.

6) Чтобы добиться успеха, надо (принять, предпринять) (эффективные, эффектные) меры.

 

Задание 15. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.

Играть, иметь, повысить, Роль, мнение, внимание,

усилить, нанести, одержать, ущерб, вклад, поражение,

потерпеть, оказать, излагать, помощь, попытка, счет,

открыть, внести, принять, интерес, решение, победа,

предпринять. значение.

 

Задание 16. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами (в их терминологическом значении). Составьте предложения.

Образец: акт – составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.

Претензия, благодарность, выговор, договор, заявка, иск, соглашение, отчет, предупреждение, содействие, учет, проект, протокол, резолюция, справка требование, характеристика, санкция.

 

Задание 17. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их.

Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы; повысить успеваемость, повысить знания, повысить успехи, повысить требования, повысить изучение спроса, повысить выпуск изделий; автор книги, автор проекта, автор станка, автор костюма.

 

Задание 18. В приведенных предложениях найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Исправьте предложения.

1) Необходимо выяснить, кто будет ликвидировать убытки в случае пожара в незастрахованном помещении. 2) Первоочередное внимание следует оказать своевременному выполнению запланированных работ. 3) Многие вопросы не были выполнены по объективным причинам. 4) В этой фирме традиционно большое значение уделяют корпоративной культуре. 5) Молодой режиссер удачно экранизировал свою картину. 6) Книги в жанре фэнтези пользуются особым интересом у современных читателей. 7) Такой документ (об амнистии) никакого влияния не произведет. 8) Фильм повествует о жизни в российской глубинке.

 

Задание 19. Проанализируйте следующие словосочетания. Какие из них закрепились в языке, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме?

Информационное сообщение, неожиданный сюрприз, первая премьера, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, успех победы, платежи по выплате зарплаты, главный приоритет, полный аншлаг, полное фиаско, полным-полно, короткое мгновение, ведущий лидер, в сентябре месяце, городской градоначальник, обыденная повседневность, печатная пресса, букинистическая книга, странный парадокс, свободная вакансия, подняться вверх.

 

Задание 20. Исправьте предложения, устранив речевую избыточность.

1) В соответствии с распоряжением мэра продажа нежилых помещений в собственность ограничена. 2) Новая телевизионная программа еженедельно регулярно знакомит зрителей с новинками в мире моды. 3) К недостаткам путеводителя можно отнести недостаточное количество иллюстраций. 4) После публичных обещаний построить дом в мае месяце отступать назад было нельзя. 5) Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 6) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 7) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе. 8) Пресса высоко позитивно отзывается о работе нового телеканала. 9) В нашем спорте нет единого единоначалия. 10) В условиях огромного мегаполиса сложно быстро передвигаться на личном транспорте.

Задание 21. Вставьте, где это необходимо, е пропущенные буквы, объясните значение отмеченных слов.

 

Пр…в…легия,пр…ор… тетное направление деятельности, пр…тензия, пр…тязания, пр…вышение полномочий, опр…ходовать, пр…секать попытки, п р…амбула, ком…юнике, ценовой п…ритет, ра…четный счет, рас…читывать на д…в…ден(д/т)ы, д…в…львация, д…н…минация, бу…галтерский бал…анс, бе…пр…ц…дентный скачок цен, инкр…м…нировать, комп…нсация, объявить м…раторий, ас…оциация пр…дпр…н…мателей, кон…ю…ктура рынка.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Морфологические нормы – это правила образования форм слов различных частей речи.

В зоне вариантности находятся почти все грамматические категории и классы слов.

Познакомьтесь с выписанными из ортологических словарей нормативными рекомендациями.

Выздороветь, -ею, -еет! не рек. выздоровлю, выздоровит.

Грабли, грабель И граблей, граблями., -ями, -ях.

Махать, машу, машет и допуст. махаю, махает, пов. маши и махай, прич. машущий и допуст. махающий, деепр. маша и махая.

Трактор, -а, мн. трактора, -ов И тракторы, -ов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.165.255 (0.013 с.)