Сертификация системы контроля и управления качеством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сертификация системы контроля и управления качеством.



В последние годы в мире стремительно растет число компаний, сертифицировавших свои системы менеджмента качества (СМК) на соответствие стандартам ИСО серии 9000. В настоящее время эти стандарты применяют более 80 стран. По данным Регистра Ллойда, предприятия с сертифицированной СМК работают в два—три раза эффективнее по сравнению с остальными. Тенденция стремительного роста ССМК связана как с внешними причинами (требование заказчика, повышение конкурентоспособности), так и с внутренними. К важным внешним причинам следует отнести тот факт, что многие зарубежные органы и системы сертификации включают ССМК в процедуры сертификации продукции. Так, в ЕС семь из 11 действующих директив, устанавливающих обязательную сертификацию продукции, предусматривают СМК как условие получения знака соответствия— CG. Сертификация систем менеджмента качества позволяет увеличить цену на продукцию в среднем в 1,5—2 раза. Предприятия, имеющие ССМК, могут претендовать на льготные условия кредитования и страхования (при страховании ущерба за некачественную продукцию). Благодаря ССМК предприятия побеждают в международных тендерах. При возникновении судебных исков, связанных с браком продукции, сертификат на СМК расценивается судом как доказательство невиновности. Правительства ряда стран при решении вопроса о размещении госзаказа отдают предпочтение предприятиям с ССМК. Поэтому важной задачей федеральных органов исполнительной власти России является поддержка субъектов хозяйственной деятельности, внедривших ССМК. В этом плане заслуживает внимания постановление Правительства РФ от 02.02.1998 № 103 ≪О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг. Существует ряд внутренних причин, побуждающих предприятия к ССМК: более полное удовлетворение требований потребителей; сокращение издержек производства; сокращение числа проверок со стороны потребителей и надзорных органов; улучшение культуры производства; повышение ответственности за качество. Ряд предприятий страны имеют одновременно на ССМК как национальный сертификат, так и сертификат одной из международных сертификационных фирм — Бюро Веритас, Регистр Ллойда, Дет Норске Веритас, Тюф-Серт и др. Правила и порядок сертификации систем менеджмента качества Сертификация систем менеджмента качества в России организуется и проводится для создания уверенности у потребителей продукции (услуги), руководства предприятий-изготовителей и других заинтересованных сторон в возможности изготовителя обеспечить потребителя продукцией, соответствующей установленным требованиям. ССМК осуществляется в рамках как обязательной сертификации, так и добровольной. Сертификат и знак соответствия на ССМК имеют отличия от сертификата и знака соответствия на продукцию. Знак соответствия СМК состоит из единого знака системы, свидетельствующего об аккредитации ОС, и знака ЦОС. Знак соответствия размещается на сертификате на СМК. Главный объект ССМК — деятельность по управлению и обеспечению качества. Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2001 согласно. ССМК включает этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации. На этапе организации работ заявитель направляет заявку в ЦОС си-

стемы — Технический центр Регистра. Последний определяет ОС. После оплаты регистрационного взноса ОС передает заявителю следующие документы: комплект исходных форм документов для проведения предварительной оценки СМК; перечень документов, представляемых на ССМК. В частности, в состав исходных данных для предварительной оценки ССМК входят сведения о предприятии, используемой технической документации, показателях качества изготовления продукции (коэффициент дефектности, уровень гарантийных ремонтов и т.д.).

Далее сертификация может проходить по следующим этапам:

I — предварительная оценка СМК;

II — проверка и оценка СМК в организации;

III — инспекционный контроль за сертифицированной СМК.

На I этапе комиссия проводит анализ представленных документов для предварительной оценки готовности заявителя к ССМК. Этап завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения II этапа ССМК. Если на I этапе проводится заочная оценка деятельности по управлению и обеспечению качества, то на II этапе проводится обследование проверяемой организации по согласованной с ней программе на месте. Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подразделяются на значительные несоответствия (например, отсутствует один элемент) и малозначительные несоответствия (например, незначительное упущение при реализации отдельных требований стандарта). Работу комиссии считают завершенной, если выполнено все предусмотренное планом аудита, и акт по результатам аудита подписансторонами и разослан. ССМК не может считаться завершенной, пока не будут проведены все запланированные корректирующие мероприятия и проверена результативность их выполнения. Критерием для принятия решения о соответствии/несоответствии СМК установленным требованиям является выполнение/невыполнение проверяемой организацией корректирующих мероприятий в согласованные сроки и признание/непризнание ОС их результативности. Решение о выдаче сертификата (выносимое руководством ОС) может быть принято только после устранения всех зарегистрированных несоответствий. При положительном решении ОС оформляет сертификат соответствия. Одновременно с оформлением сертификата ОС и держатель сертификата заключают договор на проведение ИК. Одновременно ОС дает письменное разрешение держателю сертификата на использование знака соответствия СМК. Инспекционный контроль (этап III) устанавливают на весь период действия сертификата и осуществляют не менее одного раза в год. При проведении контроля эксперты обязательно проверяют наличие плана корректирующих мероприятий и их результаты по данным предыдущих проверок на основе замечаний о несоответствиях. Как и при сертификации продукции и услуг (работ), в ряде случаев возникает необходимость в проведении внепланового ИК.

Этапы сертификации СМК

  • предварительная оценка системы качества;
  • проверка и оценка системы качества в организации;
  • инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.

Предварительная оценка системы качества состоит в предварительном анализе и оценке описания системы качества в документах проверяемой организации. Проводится органом по сертификации с целью определения степени готовности проверяемой организации к сертификации системы качества и целесообразности проведения дальнейших работ по сертификации. Осуществляется на основе анализа сведений, имеющихся в следующих исходных документах, представленных заявителем в орган по сертификации, как:

  • декларация-заявка на проведение сертификации;
  • политика организации (заявителя) в области качества;
  • перечень внутрифирменных документов системы качества;
  • организационно-структурные схемы заявителя и его службы качества;
  • анкета-вопросник проведения предварительного обследования системы качества;
  • исходные данные для предварительной оценки состояния производств.

Орган по сертификации вправе затребовать от проверяемой организации другие дополнительные сведения.

При подготовке к проверке и оценке системы качества составляется их программа проверки и готовятся рабочие документы. Программа проверки разрабатывается главным экспертом, утверждается руководителем органа по сертификации; согласовывается с проверяемой организацией.

Программа составляется «гибкой», дающей возможность изменения приоритетности проверяемых элементов в зависимости от получаемой информации.

Проверка включает следующие основные процедуры:

  1. предварительное совещание;
  2. обследование проверяемой организации (осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки);
  3. составление акта проверки;
  4. заключительное совещание.

Сертификат выдается сроком на 3 года с последующим продлением. В течение срока действия сертификата соответствия орган по сертификации ежегодно проводит инспекционный контроль с целью подтверждения СМК требованиям ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001).

50. Защита прав потребителей: правовые основы.

Закон РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

 

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.016 с.)