Экологические показатели качества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологические показатели качества.



Экологические свойства (экологичность) — способность това­ров оказывать воздействие на безопасность окружающей среды при их производстве, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации).

Все большее загрязнение окружающей среды ставит сущест­вование человечества на грань катастрофы. В этих условиях резко возрастает степень значимости экологических свойств. Несмотря на это, в действующих нормативных документах ред­ко устанавливаются показатели экологических свойств товаров, хотя многие потребительские товары обладают такими свойст­вами.

Все товары в разной степени загрязняют окружающую среду на различных этапах товародвижения. Так, наибольшее загряз­нение окружающей среды отмечается при производстве товаров или сырья, материалов и/или полуфабрикатов. Для многих не­продовольственных товаров и табачных изделий наибольшую

значимость после технологических загрязнений имеют бытовые загрязнения упаковкой и загрязнения, возникающие при экс­плуатации. Экологичность пищевых продуктов также определя­ется использованием упаковки, особенно одноразовой, наличи­ем потерь и отходов, возникающих при перевозке, хранении, реализации, потреблении, утилизации отходов.

Примером экологических свойств автомобилей может слу­жить содержание вредных веществ в выхлопных газах; тканей и одежды — прочность красителей; порошкообразных товаров (муки, крахмала, мела, цемента, стиральных порошков) — на­дежность транспортных средств или упаковки, которые должны предохранять товары от распыла.

Показателями экологических свойств бытовой техники яв­ляются характеристики электромагнитных полей, которые на­рушают стабильность окружающей среды, громкость звучания (для аудиотехники), так как превышение установленных норм вызывает шумовое загрязнение.

Показателями экологических свойств товаров служат раз­личные виды загрязнений, которые ухудшают безопасность ок­ружающей среды. Виды этой безопасности во многом совпада­ют с безопасностью людей. Поэтому в Федеральном законе «О техническом регулировании» безопасность населения и ок­ружающей среды объединены в безопасность для жизни, здоро­вья потребителей, животных и растений, для имущества юри­дических и физических лиц. Однако при оценке качества това­ров экологичность и безопасность для потребителя, несмотря на их тесную взаимосвязь и обусловленность, должны учиты­ваться отдельно. Необходимость в этом вызвана еще и тем, что не всегда прослеживается 100%-ная зависимость между загряз­нениями товаром окружающей среды и безопасностью их для человека. Так, установлена высокая степень зависимости между курением и раком легких. Справедливости ради следует отме­тить, что это заболевание встречается и у некурящих людей, хо­тя и реже.

22. Эстетические показатели качества.

Форма характеризуется геометрическими параметрами. На восприятие формы большое влияние оказывает соотноше­ние размеров. Эстетические потребности наиболее удовлетво­ряет гармоничная форма, отличающаяся органическим сочета­нием размеров с геометрическими параметрами и назначением изделия. Для товаров, сконструированных из отдельных деталей, важ­ное значение имеет их совместимость и направленность фор­мирования. Цвет определяется световыми волнами определенной дли­ны, воспринимаемыми глазом человека. Для эстетического вос­приятия имеют значение цветовое решение и цветовая гамма. При их выборе необходимо соблюдать основные положения цветоведения. Более подробно этот показатель рассмотрен в гл. 7 «Физические свойства товаров». Состояние поверхности зависит от состава и струк­туры веществ или материалов, входящих в товары или упаков­ку. По степени значимости для эстетического восприятия этот показатель уступает форме и цвету. Эстетичность поверхности оценивается по ее состоянию (гладкая, шероховатая, ворсистая и т. п.), текстуре, наличию выступающих деталей. На эстетиче­ское восприятие поверхности влияют форма и цвет, причем все три показателя оцениваются практически одновременно и в комплексе, составляя целостность композиции.

22. Эстетические показатели качества.

Эстетические свойства — способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Эстетические свойства вещей изучает эстетика — наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах, художе­ственном творчестве и жизни. Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако представления о них у разных людей, прожи­вающих в различных регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей одной страны, местности, даже одной семьи. Эстетические потребно­сти очень индивидуальны, что предопределяет сложность обес­печения эстетических свойств товаров. Определяющим комплексным показателем эстетических свойств всех товаров является их внешний вид. Остальные под­группы эстетических свойств можно рассматривать как разно­видности отдельных единичных или комплекса показателей внешнего вида в сочетании с другими показателями (например, целостность композиции как сочетание формы, размеров изде­лия и его отдельных деталей, внутренней структуры, мода — как сочетание формы, размерных характеристик отдельных час­тей товара, отделки и/или украшений поверхности, а также конструкции). Однако в литературе целостность, моду, стиль, дизайн, информационную выразительность принято выделять в качестве самостоятельных подгрупп. Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний (товарный) вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производст­венного исполнения. Внешний вид — комплексный показатель, включающий фор­му, цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Для эсте­тического восприятия разных товаров значимость перечислен­ных единичных показателей внешнего вида неодинакова и за­висит от особенностей товаров.
 

Состояние поверхности непродовольственных товаров ха­рактеризуется фактурой и текстурой.

Совершенство производственного исполнения изделия опреде­ляется тщательностью покрытия и отделки поверхности, чисто­той выполнения сочленений, информационных знаков, упа­ковки и т. п.

Следует отметить, что эстетическое восприятие всех показа­телей внешнего вида может относиться не только к товару, но и к упаковке. Причем эстетические свойства упакованных това­ров во многом определяются внешним оформлением упаковки, под которой может скрываться товар, обладающий невысокими эстетическими свойствами.

 

Дизайн — способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные и иные потребно­сти за счет их художественного конструирования. Удовлетворе­ние многообразных потребностей и в первую очередь эстетиче­ских достигается путем рационального сочетания показателей внешнего вида (формы, цвета, состояния поверхности и т. п.) с размерами и показателями функциональных и эргономических свойств. Так, красивая форма изделий должна совмещаться с удобством использования (эксплуатации). Размеры изделий в целом или их отдельных деталей должны обеспечивать гармо­ничность формы и функциональное назначение.

 

Стиль — способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показате­лей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретного сегмента потре­бителей мироощущением.

Мода — способность внешнего вида товаров удовлетворять эстетические потребности, сформированные или сложившиеся в определенной социально-культурной среде на определенный, ограниченный период.

Оценку эстетических свойств выпускаемой продукции про­водят экспертные комиссии. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный ряд изделий аналогичного класса и назначения. В торговле оценку эстетических свойств товаров должны осуществлять товароведы, которые должны уметь раз­личать стили, направления моды и соответственно распозна­вать модные товары.

23. Методы определения значений показателей качества: традиционный, экспертный и социологический.

Определение значений показателей качества продукции традиционным методом осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений или организаций. К экспериментальным подразделениям относятся лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды и т. п., а к расчетным — конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др. Работники лабораторий определяют и поставляют информацию, например, о механической прочности металлов, массовой доли серы, вязкости,. массовой доли золы в угле, кислотности веществ и др.

Определение значений показателей качества продукта экспертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов, например, товароведов, дизайнеров, дегустаторов и т. п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, 'которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.

Определение значений показателей качества продукции социологическим методом осуществляется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем устных опросов или с помощью распространения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок и т. п. При необходимости используются совместно несколько методов определения значений показателей качества продукции.

24. Измерительные методы определения значений показателей качества.

Измерительный метод основывается на использовании технических измерительных средств. Методика проведения измерений включает методы измерений; средства и условия измерений, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества; формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например к нормальной температуре, нормальному атмосферному давлению и т.д. С помощью измерительного метода определяются масса изделия, сила тока, число оборотов двигателя, скорость автомобиля и др.

Измерительные методы - методы определения (измерения) действительных значений показателей качества с помощью технических устройств. Предназначены для определения физико-химических или микробиологических показателей качества.

Измерительные методы взаимосвязаны с органолептическими методами, но не заменяют их. Это обусловлено тем, что достоинства измерительных методов - объективность оценки, выражение результатов в общепринятых единицах измерения, сопоставимость и воспроизводимость результатов - устраняют недостатки органолептических методов. В связи с этим сочетание методов этих двух групп позволяет провести наиболее полную экспертную оценку товаров.

Недостатками измерительных методов являются: высокие затраты на проведение испытаний, для которых требуются оборудованные испытательные лаборатории, лабораторное и вспомогательное оборудование, порой очень дорогостоящее, а также высококвалифицированный персонал.

25. Органолептические методы определения значений показателей качества.

Органолептический метод о сновывается на анализе восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками соответствующих ощущений, а показатели определяются путем анализа этих ощущений на основании имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих показателей зависит от способностей, квалификации и навыков лиц, их определяющих, но метод не исключает возможности использования некоторых технических средств. С помощью органолептического метода определяются показатели качества пищевых продуктов, эстетические показатели, некоторые эргономические показатели. Разновидностью органолептического метода являются сенсорный, дегустационный и др. методы. Сенсорный анализ применяется для оценки качества продуктов питания. В результате сенсорного анализа определяют цвет, вкус, запах, консистенцию пищевых продуктов.

Дегустационный метод предполагает апробирование пищевых продуктов. Результаты дегустации зависят от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации: нельзя курить, использовать пахучие вещества, в том числе парфюмерию.

В определении качества пищевых продуктов важную роль играет значение (зрительные ощущения). Сначала осматривают товар снаружи и проверяют сопроводительные документы. При оценке товара определяют сначала внешний вид, форму, цвет, блеск, прозрачность и др. свойства.

С помощью обоняния определяют такие свойства товара, как запах и аромат.

Осязательными ощущениями определяют консистенцию, температуру, особенности физической структуры продукта, степень его измельчения и др. свойства.

Вкус и вкусовые ощущения имеют наибольшее значение при оценке качества товара. Различают четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый.

Звуковыми и слуховыми ощущениями пользуются при оценке зрелости арбузов, при определении насыщенности шампанского углекислым газом.

К недостаткам органолептических методов относятся субъективизм оценки, относительное выражение ее результатов в безразмерных величинах (цвет - зеленый, красный и т.п.; вкус - сладкий выраженный, маловыраженный, безвкусный и т.п.), несопоставимость и недостаточная воспроизводимость результатов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.021 с.)