Свойства, признаки и параметры продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства, признаки и параметры продукции.



Свойство продукции представляет собой объективную особенность объекта, проявляющуюся при его создании, эксплуатации или потреблении. Свойства можно охарактеризовать численно, в виде таблицы, графика, функции или словесно. Такая характеристика любых свойств продукции называется признаком продукции. Признак - характеристика предмета, выступающая как элемент ориентировки в построении деятельности. Посредством выделения существенных признаков происходит формирование понятия. Различают качественные и количественные признаки продукции. Количественный признак продукции является ее параметром. Параметр продукции - Признак продукции, количественно характеризующий любые ее свойства или состояния. Количественный признак или параметр продукции дает численную характеристику ее свойств. Качественный признак дает описательную характеристику некоторых свойств продукции (например, цвет, форма, способ отделки и т.д.).

Свойства продукции можно разделить на физические и химические.

Общие физические свойства. К ним относятся размерно-массовые и теплофизические ха­рактеристики (свойства) единичных экземпляров и совокупных товарных масс (упаковочных единиц и товарных партий). Размерно-массовые характеристики отдельных товаров и то­варных партий. Эти характеристики представлены массой, дли­ной, площадью, объемом.

Масса товаров — количество товаров в определенном объе­ме, выраженное в основной (кг) или производных величинах (мг, г, ц, т и др.). Единичные экземпляры товаров и товарные партии характе­ризуются абсолютной массой, которая индивидуальна для каж­дого из них и иногда используется для их идентификации. Абсолютная масса служит одновременно показателем каче­ства, который регламентируется стандартами и техническими условиями для многих видов потребительских товаров. Особенность этого параметра связана с непродовольственными товарами(бумага, обои), используются опосредованные единицы в виде средней массы единичного экземпляра товара. Напр., 2-3 рулона обоев – 1 кг.

Длина — основная физическая величина, выражаемая в мет­рах (м). Применяется как показатель качества отдельных това­ров товарного артикула (длина огурцов, овощной зелени, бана­нов и т. п.), а также как основная единица измерений при приемосдаточном контроле по количеству тканей, строймате­риалов из древесины, мебели. Стоимостная характеристика единицы длины — это цена то­варов, которые при отпуске измеряются по длине. При этом в практике торговли часто применяется такая единица измерения величины, как погонный метр — условная единица длины, не зависящая от ширины изделия.

Производными величинами длины являются площадь и объем.

Площадь — производная физическая величина, определяе­мая как произведение двух длин (длины и ширины). Эта вели­чина чаще всего применяется для характеристики оборудова­ния (занимаемая площадь), тары (площадь дна) или складских помещений (полезная площадь). Для товарных партий пользу­ются производным показателем — коэффициентом загрузки, который рассчитывается как масса товаров, размещаемая на 1 м2.

Объем — производная физическая величина, определяемая как произведение трех длин (длины, ширины и высоты). Это самая распространенная физическая величина, применяемая для характеристики жидких товаров (упаковочных единиц или товарных партий). Одновременно она служит мерой при отпус­ке товара потребителю, идентифицирующим признаком еди­ничных экземпляров товаров или совокупных упаковочных единиц (например, молоко в тетрапаках вместимостью 1; 0,5; 0,25 л; духи во флаконах вместимостью 16, 50, 100 мл).

Для некоторых непродовольственных товаров объем являет­ся важным показателем качества. Например, объем холодиль­ной камеры холодильников, объем цилиндров двигателей авто­машин.

 

Теплофизические свойства товаров. К общим теплофизиче- ским свойствам относятся температура, теплоемкость и тепло­проводность. Единичные экземпляры товаров и их товарная масса характеризуются неоднородной структурой, что обуслов­лено химическими свойствами и составом, строением, а также наличием аэропространства между отдельными товарами и/или упаковками в товарной партии. Это обусловливает общность и различия показателей, характеризующих теплофизические свойства.

Температура — основная физическая величина, которая ха­рактеризует теплодинамическое состояние как единичных эк­земпляров товаров, так и их совокупностей — товарных партий.

Температура товара и товарной партии зависит от темпера­туры окружающей среды. При перемещении товаров из одной среды в другую возникают перепады температуры, что может вызвать выпадение конденсата на таре и товарах, а также их ув­лажнение. Вследствие этого могут увеличиться масса товаров, произойти нежелательные качественные изменения (микробио­логическая порча, коррозия металлов и т. п.). Температура товаров и товарных партий существенно влияет на их сохраняемость. Особенно важен этот показатель для скоропортящихся пи­щевых продуктов. Для некоторых из них даже регламентирует­ся в стандарте температура самого товара (например, для мо­лока). Теоретически температура товара, товарной партии и окру­жающей среды (температурный режим хранения) должна сов­падать, однако практически этого не всегда удается достигнуть, что обусловлено разной теплоемкостью и теплопроводностью единичных товаров, товарных партий и воздушной окружаю­щей среды, влияющих на скорость выравнивания температуры всех указанных объектов.

Теплоемкость — количество тепла, необходимое для повы­шения температуры объекта определенной массы в определен­ном интервале температур.

Показателем теплоемкости служит удельная теплоемкость, которая определяется количеством тепла, необходимым для по­вышения температуры 1 кг продукта на 1 °С. Выражается пока­затель в Дж/°С или Дж/(кг • К), где К — градус Кельвина.

Теплопроводность — количество тепла, которое проходит че­рез массу объекта определенной толщины и площади в фикси­рованное время при разности температур на противоположных поверхностях в один градус. Показателем этого свойства является удельная теплопровод­ность, или коэффициент теплопроводности, который характе­ризуется количеством тепла, проходящего через массу продукта толщиной 1 м на площади 1 м2 за 1 ч при разности температур на противоположных поверхностях в один градус.

 

Оптические свойства — свойства, обусловленные способно­стью товаров рассеивать, пропускать или отражать свет. К ос­новным оптическим свойствам относятся цвет, прозрачность, преломляемость света, зависящие от отражательной, поглоти­тельной или пропускающей способности объектов.

Акустические свойства — способность товаров издавать (из­лучать), поглощать и проводить звук.

 

Товароведные характеристики товаров обусловлены опреде­ленными химическими свойствами и составом. Показатели химического состава могут выполнять различ­ные функции и служить идентифицирующими признаками ас­сортиментной принадлежности и качества. Например, высокая массовая доля сахарозы характерна для сахара и сахаристых кондитерских изделий, а наличие кофеина — для натурального кофе.

 

По содержанию воды все товары можно подразделить на следующие группы.

1. Товары с высоким содержанием воды (80,0-99,9%), к кото­рым относятся питьевая и минеральные воды, отдельные вида свежих плодов и овощей (огурцы, томаты, ягоды, овощная зе­лень), молоко, кисломолочные напитки

2. Товары со средним содержанием воды(30-79%) – хлебобулочные изделия, духи, шампуни, мясные, рыбные изделия.

3. Товары с пониженным содержанием воды (0,1—29%) — са­хар, мука, крупы, макаронные изделия; сушеные плоды, ово­щи, рыба; сухое молоко и сливки, мыло, цемент, деревянные строительные материалы, мебель, текстильные, одежные, обув­ные и другие непродовольственные товары.

4. Товары, не содержащие в своем составе воду (непродоволь­ственные металлические, стеклянные, керамические, фарфоро­вые и полимерные товары).

По химическому составу все товары делятся на неорганические и органические.

Сухие неорганические вещества — химические элементы или их со­единения, в которых отсутствуют атомы углерода и водорода(минеральные вещества, неорганические полимеры, кислоты, газы).

Минеральные вещества входят в состав товаров в свободном или связанном виде. Так, металлические и ювелирные непро­довольственные товары состоят из сплавов различных метал­лов, среди которых преобладают свободные элементы: железо, медь, золото, серебро, никель и другие.

1. Товары с супервысоким содержанием минеральных веществ (90—100%), к которым относятся непродовольственные товары: металлические, стеклянные, керамические, фарфоровые, фаян­совые; ювелирные изделия из металлов, камней и стекла; ми­неральные удобрения, стройматериалы из цемента, камня, ме­талла, стекла ит. п.; детали и комплектующие изделия из ука­занных материалов для сложнотехнических изделий, игрушек, а также немногочисленные виды пищевых продуктов (поварен­ная соль, сода, некоторые минеральные пищевые добавки).

2. Товары со средним содержанием минеральных веществ (1— 10%) — масляные краски, отруби, зерно, мука низших сортов.

3. Товары с низким содержанием минеральных веществ (0,1— 0,9%) — остальные группы и виды продовольственных и непро­довольственных товаров, не указанные в первых двух группах.

Неорганические кислоты — вещества, молекулы которых со­держат ионы водорода и анионы. Они легко вступают во взаи­модействие с основаниями, металлами и органическими соеди­нениями (например, спиртами) с образованием солей. Неорга­нические кислоты находят применение в промышленности и быту. Неорганические кислоты в товарах могут встречаться в сво­бодном состоянии и выступать в качестве самостоятельных то­варов бытовой химии (соляная или серная кислота) либо вхо­дить в состав кислотных красителей и др. В продовольственных товарах свободные неорганические кислоты встречаются редко (например, ортофосфорная кислота в качестве подкислителей напитков типа кока-кола). Чаще всего в пищевых продуктах встречаются соли неорганических кислот (нитраты, нитриты, хлористый натрий, магний, кальций и др.).

Неорганические полимеры — высокомолекулярные соедине­ния, которые состоят полностью из неорганических атомных звеньев. Многие ювелирные камни являются полимерами. Так, горный хрусталь и аметист — почти чистый полимерный кремниевый ангидрид; рубин, сапфир, корунд — полимер оки­си алюминия. Алмаз, графит — это полимеры углерода.

Органические вещества товаров — это соединения, в состав которых входят атомы углерода и водорода. Они подразделяют­ся на мономеры, олигомеры и полимеры.

Мономеры — органические вещества, состоящие из одного соединения и не подвергающиеся расщеплению с образовани­ем новых органических веществ. Распад мономеров происходит в основном до углекислого газа и воды. Наиболее распространены природные высшие жирные кислоты с 12— 18 атомами углерода в молекуле. Жирные кислоты с числом атомов водорода от С6 до С,0 называют низкомолекулярными. Классификационные признаки органических кислот:

1. класс углеводов CH2O, моносахариды – глюкоза, фруктоза.

2. жирные кислоты – те соединения, в которых минимум 6 атомов углерода.

Количественная характеристика относится к одной из осно­вополагающих. При ее определении следует различать следую­щие количественные градации: единичные экземпляры товаров и их совокупность — товарные партии, комплексные упаковоч­ные единицы и комплекты товаров.

Единичные экземпляры — отдельные товары, которые обла­дают целостностью и присущими конкретному виду или наиме­нованию потребительскими свойствами. В качестве единичных экземпляров товара могут выступать промышленные изделия (например, автомобиль, головка сыра, пара обуви или носков и т. П.) либо биологические объекты (яйцо, рыба, зерно, яблоко, арбуз и т. п.), а также упаковочные единицы, товарная масса в которых характеризуется монолит­ностью и целостностью (блок сливочного масла, бутылка вина, молока, банка с краской и т. п.).

Комплексная упаковочная единица — совокупность единич­ных экземпляров одинаковых товаров, объединенных общно­стью упаковки. Комплект товаров — совокупность единичных экземпляров разнородных товаров, обладающих совместимостью и/или взаимозаменяемостью и предназначенных для одного функцио­нального назначения. В комплект могут входить товары, допол­няющие друг друга или заменяющие отдельные детали уже го­товой продукции. Например, комплект одежды (брюки и/или юбка и пиджак), мебели, посуды, запасные детали (колеса для автомобилей, шурупы, стекла для мебели и т. п.).

Товарная партия — совокупность единичных экземпляров товаров и/или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.017 с.)