Основы архитектурного конструирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы архитектурного конструирования.



Функциональная организация объемно-пространственной структуры

 

 

Цель формообразования в архитектуре – создание целостной гармонической объемно-пространственной структуры, отвечающей многообразным потребностям общества. В процессе формообразования архитектор учитывает многие факторы.

Наиболее существенными факторами формообразования являются функциональные, тектонические и эстетические.

Формирование объемно пространственной среды всегда должно удовлетворять определенной общественной потребности – функции. Назначение здания и связанная с ним функциональная организация объемно-пространственной структуры во многом определяет художественный образ сооружения. Содержание в архитектуре заключается в единстве эстетических и утилитарных ценностей. Функциональная организация объемов и пространства выступает как одно из средств выражения содержания.

Архитектор в своей работе всегда исходит из назначения будущего здания. Назначением здания обуславливается состав помещений, их габариты и принцип взаимосвязи между ними. Отдельные помещения должны быть непосредственно связанны между собой, чем и определяется последовательность их расположения.

Воплощению функциональной организации объемно-пространственной структуры в материальную форму помогает использование различных строительных материалов и конструкций. Выбор того или иного конструктивного решения обуславливается размерами объемов, возможностью устройства внутренних опор, нагрузками, приходящимися на перекрытие, наличием строительных материалов и другими факторами. При этом строительные конструкции должны максимально точно выразить в материале идею форму искусственной оболочки, задуманной и отвечающей определенным функциям пространства.

Подобно функциональной организации объемно-пространственной среды конструктивная структура взаимосвязана с содержанием архитектурного произведения, так как она тоже участвует в эстетическом раскрытии общественно важной идеи. В силу этого организованная в соответствии с содержанием конструктивная структура приобретает художественные достоинства, становится архитектурной формой.

Форма архитектурного произведения является синтезом художественного замысла и конструктивной идеи. Архитектурная форма – это материальное воплощение идейно-художественного замысла, отражающее свойства строительных материалов и характер конструкции.

Конструктивная структура в разные эпохи выражалась по-разному. В различных архитектурных стилях конструктивная структура выражалась самими архитектурными формами. Примером такого единства конструктивной и архитектурной форм следует считать стоечно-балочную систему каменных конструкций дорического ордера древней Греции.

В периоды, когда идейно-художественные задачи становились доминирующими (эпохи барокко, рококо) конструктивная основа, свойства строительных материалов скрывались, а иногда даже трактовались в ложном виде, искажая действительный характер работы конструкции.

Почти лишенные орнаментально-пластических деталей плоскости стен новгородских храмов, завершенные полукружиями закомар, полностью соответствовали конструктивной основе сооружения и способствовали художественному выражению монументальности и величественности здания. Плоские лопатки, членящие стену на участки, указывают на наличие опор – столбов – и наглядно отражают пространственные ячейки, из которых складывается объем храма. Небольшие углубленные в толщу стены оконные проемы подчеркивают массивность кладки, ее огромную несущую способность. Столь же ясно выражена конструктивная идея в Палацетто – малом дворце спорта в Риме, построенном в эпоху архитектурного модернизма (1956 – 1957 г.) архитектором Луиджи Нерви. Легкий купол поддерживается устойчивыми V– образными опорами. Купол выражает объемно-пространственную и конструктивную структуру здания. Здесь, усилия, возникающие в куполе, словно разложены на их составляющие и сосредоточены в несущих элементах железобетонной сетки. Подобно прожилкам листа ребра купола образуют жесткую пространственную систему. Твердо стоит на бетонных устоях огромный купол диаметром 60 м. Размеры его ребер увеличиваются по мере нарастания нагрузок к низу. У земли железобетонные нервюры сливаются в мощные опоры, упираются в фундаментальную кольцевую балку. Сочетание устойчивости и легкости конструкции, ее соответствие фундаментальному назначению и художественному замыслу придают зданию тектоническую выразительность.

Тектоника и архитектоника.

Тектоника – одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы. Говоря о художественной выразительности архитектурных форм в первую очередь необходимо сказать о тектонике. Тектоника – важнейшее свойство современной архитектуры. В переводе с греческого языка, тектоника обозначает – все, что относится к строительству, а потому имеет массу толкований. В нашем искусствоведении под тектоникой принято понимать раскрытие эстетическими средствами материально-технической структуры сооружения и пластическое выражение физических свойств материала, а также особенностей производства, способствующих выявлению идейно-художественного замысла. Тектоника - образно раскрывает единство конструкции и объемно-пространственной структуры. Это - специфическое средство архитектурной выразительности, построенное на объективных законах природы /статики и динамики/. Тектоника - универсальный метод определения всего комплекса формальных закономерностей трехмерных, пространственных произведений искусства.

Итак, перед нами стоит задача – выявить общую закономерность архитектурного построения формы, как произведения материальной и духовной культуры. Для нас тектоника становится проявлением закономерной организации пространственной среды. Зачастую, под понятием тектоники мы подразумеваем саму структурную организацию среды, как наиболее настоятельную из наших потребностей в гармонизации окружающей нас среды.

Не менее интересным становится понятие – архитектоника, хотя оно, в значительной мере, сегодня отошло на второй план. Архитектоникой древние греки называли строительное искусство. Сегодня мы под этим понятием подразумеваем – основной принцип построения, связи и взаимообусловленности элементов целого. Конструктивная особенность сооружения, которая проявляется в соотношении частей и пропорций.

Архитектоника включает в себя, то лучшее, что мы хотим достичь в архитектурном произведении – всесторонность совершенства и организованность, рациональность логического построения формы, гармония внутреннего и внешнего. Это всесторонняя материальная и информационно – эстетическая связь внутреннего смысла и формы. Говоря о конкретных объектах, под архитектоникой мы обычно подразумеваем: зрительно воспринимаемое и понимаемое художественное воплощение назначения, функционирования пространственной организации конструктивно- технической основы во внешнем виде промышленного изделия, архитектурного сооружения, художественных произведений и объектов дизайна, их органическое единство, целостность, совершенство, правда и гармония.

Говоря так об архитектонике, мы вновь возвращаемся к понятию тектоника уже, как конструктивно-материальный аспект архитектоники. Наглядное и художественное воплощение свойств материала. Конструктивной и технологической основы объекта.

Все это необходимо знать, поскольку функциональная организация объемно-пространственных структур в материальную форму воплощается с помощью строительных материалов и конструкций. А их выбор обусловлен размерами объемов, возможностью устройства внутренних опор, нагрузок на перекрытия и наличием материалов. Да и все конструкции должны соответствовать необходимой функции пространства. все это предпосылки участвуют в эстетической организации идеи и приобретают художественные достоинства становясь архитектурной формой. Для этого необходимо понимать сущность работы конструкций, знать свойства материалов и выявлять специфику конструктивного решения в объемно-пространственном произведении.

С момента, когда человек активно включается в процесс тектонического преобразования окружающего его мира в объемно-пространственные структуры, которые мы называем архитектурой. С помощью строительных материалов и конструкций он организует пространство в функционально организованные структуры. Выбор материалов и конструкций определяется предполагаемыми размерами сооружений, возможностью устройства внутренних опор, распределения нагрузок от самих материалов и конструкций, и нагрузок от перекрытий и приходящих, временных нагрузок на них. Человек стремится, что бы конструкции соответствовали необходимой функции пространства. а сами конструкции участвовали в эстетической организации идеи, заданной самим архитектором, приобретали художественные достоинства и становились архитектурной формой.

 

Факторы, влияющие на форму.

В начале рассмотрим основные свойства дизайнерского проектного продукта как такового и только после этого определим, каким образом процессы формообразования в дизайне пересекаются с формообразованием в архитектуре. Вернемся к классической триаде архитектурного проектирования высказанной еще Витрувием: польза, прочность, красота. Собственно. Взаимосвязь утилитарных и эстетических проблем составляет единую сущность художественного конструирования. Но в условиях современного мира эта триада периодически подвергается нападкам и пробам ее пересмотреть или расширить. На сегодняшний день она звучит несколько в более расширенном варианте: польза, утилитарные удобства, красота, цена и качество изделий или объектов. Посмотрим на составляющие этой формулы.

Польза. Это, в первую очередь утилитарно-функциональное назначение объекта и характер его эксплуатации. Эта сторона объекта проектирования должна рассматриваться в каждом случае особо.

Прочность и устойчивость. Требования необходимые для надежности эксплуатации здания или сооружения. Это понятие накрепко связанно с понятием – долговечность, определяющим срок службы здания без потери его эксплуатационных характеристик.

Удобство эксплуатации. В сочетании с возможностями человека, и его особенностями обеспечивает повседневное эффективное использование проектируемого сооружения по его основному функциональному назначению. Удобство предполагает физические и психологические условия эксплуатации, учет закономерностей эргономики и «человеческого фактора».

Наиболее важным для нас является архитектурная выразительность объекта или попросту – красота. Это свойство не поддается точному определению, но мы точно знаем его важность. Любое сооружение или вещь мы привыкли определять в категориях: красивое – безобразное, прекрасное – отвратительное, идеальное.

Но формообразование в архитектуре определяется задачей – оптимальными средствами удовлетворить общественную потребность во всей сложности. При этом, формируя объект, архитектор не «складывает» полезность, прочность и красоту – он интегрирует факторы, влияющие на форму, на основе их эстетического осмысления, что отличает его деятельность от деятельности инженера конструктора. Из эстетического осмысления места объекта в системах среды и культуры, его собственного назначения и средств конструктивного воплощения возникает форма, обладающая эстетической ценностью и несущая определенные значения. И вопрос не в том, каким образом форма должна следовать функции (или конструкции, или функции и конструкции сразу). Вопрос в том, каким образом место объекта в системе, его конструкция и функция могут быть осмысленны эстетически, с тем, чтобы перейти в форму, которая дана нашему восприятию, и сделать ее носителем эстетической ценности. Форму определяет среда, культура и функция.

 

 

Вопросы для проверки:

 

1. Факторы, влияющие на форму.

2. Функциональная организация объемно-пространственной структуры.

3. Обусловленность арх. форм взаимоотношением с конструкцией и строительными материалами.

4. Традиционные, природные и искусственные материалы.

5. Тектоническая организация формы.

 

 


Лекция № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.176.63 (0.03 с.)