Региональная структура США: характеристика основных экономических районов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональная структура США: характеристика основных экономических районов.



Страна делится на четыре главных района – Северо-Восток, Средний Запад, Юг и Запад и девять подрайонов, которые включают Новую Англию и среднеатлантические штаты (Северо-Восток), Северо-Восточный центр и Северо-Западный центр (Средний Запад), южноатлантические штаты, Юго-Восточный центр, Юго-Западный центр (Юг), Горный Запад, Тихоокеанский Запад (Запад).

Новая Англия – это самый небольшой по населению и площади район. Для природных условия- скудность ресурсов и почв, прохладный влажный климат, невысокие горы. Более 75% площади района приходится на три гористых северных штата – Мэн, Вермонт и Нью-Хэмпшир. Наиболее развитым в экономическом отношении является штат Массачусетс. Наряду с Коннектикутом, который известен высоким качеством металлообработки и университетами (Йельский университет), Массачусетс славится высоким качеством высшего образования. В Кэмбридже, вблизи Бостона, находится старейший и один из наиболее престижных американских высших учебных заведений – Гарвардский университет. Прибрежные города среднеатлантических штатов ( Нью-Йорк, Филадельфия) срослись своими пригородами в крупнейший мегаполис, вышедший за пределы района и протянувшийся от Бостона до Вашингтона. Нью-Йорк является финансовым, деловым и культурным центром страны, из промышленных отраслей здесь развиты швейная и полиграфическая. Знаменитая своим старинным обликом и музеями Филадельфия известна также и сложившейся вокруг нее инфраструктурой крупных заводов и «химической долиной» - сосредоточение нефтезаводов и хранилищ. Мощным промышленным центром с развитой черной металлургией и химией является Буффало. Питсбург, в прошлом центр черной металлургии, в настоящее время является крупным деловым и университетским центром, в котором получили развитие некоторые наукоемкие отрасли.

Для природных условий Северо-Восточного центра (район Великих озер) характерны богатые почвы, устойчивый климат, поля и смешанные леса. Экономическому развитию района существенно способствуют превосходные транспортные условия – река Огайо на юге и соединенные с ней каналом озер Эри, Гурон и Мичиган на севере. Наиболее густонаселенной является южная часть района, знаменитый кукурузный пояс между рекой Огайо и озерами. Крупнейшими городами этого района являются Колумбус (Огайо), Индианаполис (Индиана), Спрингфилд (Иллинойс). В северной часть района – штаты Висконсин и Мичиган – важнейшей экономической отраслью является животноводство, в том числе молочное животноводство (Висконсин). Главными природно-климатическими чертами Северо-Западного центра являютсяповышение рельефа местности и с востока на запад и уменьшение количества осадков. Этот район является крупнейшим производителем зерна и мяса, в том числе на экспорт. Наиболее значительными городами являются «города-близнецы» Миннеаполис и Сент-Пол (Миннесота), Сент-Луис (Миссури) и Канзас-Сити на стыке штатов Миссури и Канзас.

Южноатлантические штаты состоят из трех природных районов: плоские береговые линии, предгорное плато Пидмонт и южная, самая высокая часть Аппалачей. В этом районе, на территории современного штата Вирджиния, в 1607 г. была основана первая американская колония. Южная часть мегаполиса, протянувшегося от Бостона вдоль атлантического побережья, включает входящие в среднеатлантический район столицу страны Вашингтон и важный промышленный и портовый центр Балтимор. Недалеко от Балтимора находится крупнейший в стране металлургический комбинат «Спэррос-Пойнт». Самый большой город района – Атланта, неофициальная столица Юго-Востока. Центром табачного производства являются штаты Вирджиния и Северная Каролина. Текстильная, мебельная и табачная отрасли составляют основу промышленности штатов Южная Каролина и Западная Вирджиния. Юго-Восточный центр пролегает по обе стороны Аппалачей между Мексиканским заливом и рекой Огайо, а на Западе выходит к реке Миссисипи. Северная часть района (штаты Кентукки и Теннесси) в силу таких переходных его черт, как пониженная доля чернокожих американцев и значительная социальная дифференциация населения, обычно называют Пограничным Югом. К разряду штатов так называемого Глубокого Юга, характерной особенностью которого является резкая выраженность расовой сегрегации, отсталость хозяйства и бедность, относятся Алабама и Миссисипи. К Юго-Западному центру относится часть Юга за рекой Миссисипи, освоенная в середине XIX в. Если сначала доминирующей сельскохозяйственной культурой здесь являлся хлопок, то позже его вытеснили зерновые культуры, соя и пастбища. Наиболее динамично развивающимися, благодаря богатым ресурсам нефти, газа и серы, являются штаты Техас и Оклахома. Главный нефтехимический центр – Хьюстон - является крупнейшим и одним из наиболее динамично развивающихся городов страны, в Форт-Уэрте и Далласе находятся крупные радиоэлектронные и авиастроительные заводы, кроме того последний считается штабом добычи нефти и газа в Техасе.

Наименее освоенной территорией США является Горный Запад, где на 23% территории проживают лишь 5% населения страны. Наиболее важные полезные ресурсы сосредоточены в штатах Юта, где расположен медный рудник, Колорадо, известном богатым месторождением молибдена, и в золотоносном районе Невады. Благодаря своему географическому положению и климатическим условиям крупнейшим городом района является Денвер (штат Колорадо). Штат Юта с центром в Солт-Лейк-Сити является культурным районом секты мормонов. В штатах Аризона и Нью-Мексико расположены крупнейшие в стране резервации индейцев. В силу благоприятных климатических условий и наличия природных ресурсов чрезвычайно привлекательными для массового заселения представляются тихоокеанские штаты. На территории этого района расположены две обширные долины – Уилламет на севере и богатая плодородными почвами Калифорнийская на юге. Крупные реки Сакраменто и Сан-Хоакин являются важнейшими источниками орошения этих земель. Наиболее многолюдный штат США – Калифорния, где сложилось весьма смешанное по национальному составу население, а белые англоязычные американцы составляют уже менее 50% жителей. Крупнейшие города штата - Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Лос-Анджелес является второй по величине агломерацией страны. Здесьрасположены многочисленныезаводы наукоемких отраслейпроизводства - радиоэлектроники иавиаракетостроения, а сельское хозяйство характеризуется рекордными урожаями различных культур, дающими высокие прибыли на рынках страны. Сан-Франциско, ведущий культурный, научный и образовательный центр США, известен также как мировой порт и город с развитой промышленной базой. Северными соседями Калифорнии являются штаты Орегон и Вашингтон. Основу жизни Орегона составляет эксплуатация аграрных и лесных ресурсов, главным городом штата является промышленно развитый Портленд. Главную роль в экономике штата Вашингтон, так же как Орегона, известного обширными лесными ресурсами, тем не менее составляют наукоемкие отрасли производства. Расположенные вокруг Сиэтла самолетостроительные заводы компании «Боинг» выпускают почти половину всех авиалайнеров мира. Кроме того, Сиэтл является одним из центров радиоэлектроники и крупнейшим американским портом. Аляска и Гавайи вошли в число штатов в 1959 г. На территории Аляски расположены высокие горы и ледники. Реки Аляски впадают в Северный Ледовитый океан. Открыты и разрабатываются крупные месторождения нефти. Штат Гавайи представляет собой цепочку тропических островов и известен как центр туризма и отдыха.

12.Политическая система США: конституция, политические партии, избирательная система, государственная власть (президент, конгресс, судебная система), административно-территориальное деление.

Конституция. Ныне действующая конституция США была разработана федеральным Конвентом и принята в 1787 г. Цель-создание системы органов государственной власти федерального государства. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному конгрессу: исполнительная – президенту США, судебная – Верховному суду. По форме правления США являются президентской республикой, а по форме государственного устройства – федерацией.

Конституция США относится к числу «жестких», так как она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки и дополнения к ней могут быть приняты либо 2/3 членов обеих палат конгресса (обычно так и бывает), либо конвентом, созываемым по требованию 2/3 законодательных собраний штатов. Поправки и дополнения входят в силу после того, как будут ратифицированы 3/4 законодательных собраний штатов (обычно применяется этот порядок), либо 3/4 конвентов, специально созываемых с этой целью в штатах.

Структура Конституции достаточно проста. Она состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) – исполнительной, статья III (3 раздела) – судебной, статья IV (4 раздела) – основам федерализма.

США – демократическое, федеративное, правовое, светское государство с республиканской формой правления и разделением властей. Конституция США принята от имени народа, в ней впервые закреплена формула «Мы, народ Соединенных Штатов...». Народ осуществляет свою власть через избранных представителей в конгрессе (представительная демократия) и избранного главу государства (Президент США). Демократическим путем формируются исполнительная и судебная власти. В качестве основы для определения взаимоотношений народа и государства признается положение, согласно которому народ является свободным и делегирует государственной власти только полномочия, закрепленные в Конституции, и только для охраны прав и свобод граждан.

США – договорная федерация, ее образовали ранее независимые штаты для решения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальных проблем (ни один штат не является государственно-национальным образованием), она рассматривается как разумная децентрализация власти. Правовое государство признается в США в форме «господства права» (rule of law state), что означает приоритет права и обязанность государства во всех своих действиях опираться на закон и другие правовые нормы. Часть 3 ст.VI устанавливает, что все должностные лица, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, обязаны поддерживать конституцию. В этом видится фундамент конституционной законности и правопорядка, главная гарантия против злоупотреблений власти в отношении прав и свобод. Высший надзор за состоянием законности, в том числе и в деятельности государственных органов, осуществляет независимый суд.

Принцип светского государства означает, что в США нет государственной религии и признается свобода вероисповедания и всех конфессий. Этому не противоречит служба протестантских священников в конгрессе и в армейских соединениях за государственный счет. Религиозные меньшинства в равной степени имеют доступ к государственной службе, дискриминация преследуется.

Конституция США закрепляет республиканскую форму правления и гарантирует ее каждому штату. В основу организации и взаимодействия центральных органов власти положен принцип «разделения властей», дополненный системой «сдержек и противовесов». Так, законы вправе издавать только конгресс, а исполнительная власть (Президент) и судебная власть должные их исполнять и применять. Но президент вправе применять против законов вето. Для преодоления вето требуется повторное принятие не одобренного закона обеими палатами конгресса большинством в 2/3 голосов, а Верховный суд США (с 1803 г.) может объявить любой закон неконституционным, т.е. не имеющим силы. Равным образом сдерживаются полномочия президента (например, он может назначать министров, а также судей Верховного суда только с одобрения сената). Конгресс и Верховный суд обладают полномочиями для отрешения президента от должности с помощью процедуры импичмента и т.д. Таким образом, каждый из этих органов может создать как бы противовес деятельности другого, в результате чего при разделении трех властей возникает взаимозависимость, препятствующая превышению власти.

Политические партии. Один из важнейших компонентов политической системы США – двухпартийная система. Партии, входящие в состав современной американской двухпартийной системы, возникли в XIX в. Демократическая партия образовалась в 1828 г., в период президентства Э. Джексона, республиканская – в 1854 г.

Высшим органом республиканской и демократической партий является созываемый раз в четыре года общенациональный конвент.

К важнейшим признакам американской двухпартийной системы относятся: структурная обособленность в составе политической системы, являющей собой совокупность политических институтов, общественных отношений, идеологии, через которые осуществляется политическая власть; тесное единство партий двухпартийной системы по социальному характеру, источнику происхождения и целям деятельности; постоянное взаимодействие партий на политической арене, их взаимодополнение, интенсивный обмен идеями, фракциями, группами сторонников в электорате, постоянная политическая ротация, чередование в ролях правящей и оппозиционной партий. Главными функциями двухпартийной системы являются программно-целевая, электоральная и функция связующего звена. На основе согласования идейно-политических интересов различных слоев и групп партии формируют и проводят в жизнь политическую линию, направленную на консолидацию правопорядка, разработку новых стратегических и тактических идейных установок. Электоральная функция заключается в мобилизации избирательного корпуса на поддержку программ и кандидатов партий. Партии выдвигают кандидатов для избрания в органы государственной власти, обеспечивают им поддержку электората путем его идеологической обработки, направляют в русло межпартийной борьбы политическую активность различных социальных групп общества. Партии являются связующим звеном между правящей элитой и государственным аппаратом, а также между различными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и уровнями этой власти (федеральным, штатным, местным). Партии обеспечивают возможность представителям различных группировок правящей элиты устанавливать контроль над государственными органами страны и участвовать в выработке проводимой ими политики.

Являясь вместе с государством, разнообразными общественными организациями, средствами массовой информации и другими институтами важной составной частью политической системы, партии вступают с ними в различные отношения взаимосвязи и взаимозависимости. С одной стороны, онивлияют на деятельность других институциональных компонентов политической системы, в том числе на государственные органы путем формирования их состава, выдвижения новых проблем на авансцену политической борьбы и т.д., но, с другой стороны, сами находятся в зависимом от них положения, в частности, в результате государственной правовой регламентации.

Специфическое положение партий определяется тем, что они ведут свою деятельность в общественной среде и в органах государства. Являясь наиболее подвижными элементами политической системы, партии служат важным «передаточным звеном», которое трансформирует социально-экономические импульсы в определенные изменения в деятельности государственных органов власти. Двухпартийная система действует в качестве механизма для приведения политического курса в соответствие с меняющейся социально-экономической средой. Именно этим определяется принцип социально-политической адаптации американской двухпартийной системы. Содержание процессов адаптации было не одинаковым на разных этапах исторического развития США. Так, в конце XVIII – начале XIX в., на стадии становления политической системы США, партии сыграли важную роль в выработке норм легитимного политического процесса. Партийная комбинация демократы-виги в 30-40-е гг. XIX в. решала задачи демократизации политической системы. Впоследствии двухпартийная система активно способствовала адаптации политического механизма к реалиям перерастания капитализма в монополистическую стадию развития.

На каждом этапе развития американской двухпартийной системы принципы ее функционирования, характер взаимодействия составляющих ее элементов, структура и организационное строение партий реализуются в различных формах. Так, например, на стадии возникновения, охватывавшей длительный период с конца XVIII в. до последней четверти XIX в., когда проходило становление социально-экономического строя, партийно-политическая система США отличалась большой нестабильностью. Партии создавались и исчезали с политической арены, уступая место новым. Первые политические партии – федералистов и джефферсоновских республиканцев – носили характер слабо оформленных группировок, в значительной степени еще не обособившихся от органов государства. Постепенно на смену ранним архаичным, элитарным по своему характеру партиям в 1820-1830-е гг. пришла двухпартийная система «демократы и виги», действовавшая до середины 50-х гг. XIX столетия. На этом этапе значительно усложнилась система взаимодействия между партиями, расширились социально-мобилизующие функции двухпартийной системы, шла перестройка структуры партий с целью привлечь значительно возросший контингент избирателей.

Начиная с 70-х гг. XIX в., возник новый вариант партийно-политической системы, основанный на функционировании республиканской и демократической партий. На этом этапе, продолжавшемся до 1930-х гг., развитие двухпартийной системы осуществлялось путем преобразования действовавших партий. В последней четверти XIX в. произошло более четкое оформление партийного механизма в рамках политической системы США. Партии окончательно обособились от других компонентов политической структуры американского общества, начался переход от самоутверждения партий к их институционализации, т.е. к формальному признанию и юридическому закреплению, а также к регламентации их функций в избирательном праве штатов. Получили широкое распространение партийные машины, с помощью которых в последние десятилетия XIX в. была достигнута гораздо более высокая степень мобилизации электората в поддержку кандидатов партий. В современную, зрелую стадию своей эволюции двухпартийная система США вступила в 1930-е гг. Главной отличительной чертой этой стадии является использование обеими партиями государственного аппарата с целью регулирования социально-экономических процессов. Значительно ускорился процесс институционализации партий, усилилось регулирование деятельности партий органами федеральной власти, было введено государственное финансирование избирательных кампаний кандидатов ведущих партий. Начиная с 1960-1970-х гг. наметилось ослабление партийных машин, снижение партийных привязанностей электората, размывание традиционных избирательных коалиций. Партии все в большей степени стали испытывать конкуренцию со стороны различных непартийных общественно-политических организаций – средств массовой информации, групп давления предпринимательских ассоциаций, комитетов политических действий, профессиональных фирм политического маркетинга.

Избирательная система. Свободные выборы рассматриваются в США как важнейший элемент демократии. Конституция США в своем первоначальном виде вместе с конституциями штатов создали отнюдь недемократическую избирательную систему, и только во второй половине XX в., после многих реформ, эта система сумела избавиться от наиболее существенных своих недостатков. Развитие избирательного права сопровождалось приспособлением к двухпартийной системе (и наоборот), которая постепенно создала сильные преграды для проникновения в органы государственной власти представителей других политических партий. Согласно Конституции избирательная система, в том числе по выборам президента и конгресса США, устанавливается законодательным органом самого штата. Отсюда – исключительная пестрота избирательных систем, несхожесть многих аналогичных положений в различных штатах. Чтобы ввести какие-то требуемые жизнью единообразные нормы для всей страны, каждый раз необходимо вносить соответствующую поправку в Конституцию США.

К числу конституционных норм, регулирующих активное избирательное право граждан, относятся следующие:

XV (1870) – запрет расовой дискриминации на выборах;

XIX (1920) – предоставление избирательного права женщинам;

XXIII (1961) – предоставление права избирать президентских выборщиков жителям федерального округа Колумбия;

XXIV (1964) – запрет ограничения права голоса вследствие неуплаты какого-либо избирательного или иного налога;

XXVI (1971) – предоставление права участвовать в голосовании

гражданам с 18 летнего возраста.

В США действует всеобщее и равное избирательное право. Этому способствовали указанные поправки к Конституции, а также законодательство о гражданских правах, принятое в 1960-1970-е гг. Новыми законами был установлен судебный порядок обжалования действий должностных лиц, отказывающих гражданину в праве участвовать в голосовании. Одновременно фактически были отменены наиболее одиозные цензы грамотности и образования, с помощью которых длительное время лишались права голоса значительные категории населения, особенно чернокожего. В то же время в ряде штатов сохранились некоторые цензы, отстраняющие некоторых граждан от участия в выборах, например ценз оседлости.

Активное избирательное право принадлежит всем лицам, имеющим гражданство США, достигшим 18 лет и проживающим в данной местности в течение определенного времени (для президентских выборов – 30 дней, для других выборов – от трех месяцев до одного года).

Системы выдвижения кандидатовустанавливаются законами штатов в зависимости от уровня выборов в органы власти (федеральные, штатные или местные). Наиболее простая из них – петиционная, которая требует, чтобы под документом о выдвижении кандидата было собрано установленное законом число подписей избирателей. Такая система является единственно возможной для выдвижения независимых кандидатов или представителей малых партий, поскольку другие системы выдвижения фактически дают такую возможность лишь двум крупным партиям – демократической и республиканской.

В некоторых штатах сохраняется архаичная системы выдвижения кандидатов на партийных собраниях и съездах (конвентах) различных уровней. Эта система, долгое время доминировавшая, вызывала острую критику вследствие неограниченного засилья партийных боссов и полного отстранения рядовых членов партий от выдвижения кандидатов на выборные должности всех уровней. Поэтому применительно, например, к выдвижению кандидата от партии на пост президента США или губернатора штата она была заменена системой первичных выборов (праймериз). Впервые новая система была апробирована в 1901 г. во Флориде и довольно быстро приобрела общенациональное значение.

Праймериз существует теперь в большинстве штатов США. В различных штатах эта система имеет свои особенности, но в основном на первичных выборах, организуемых в связи с выборами главы государства. Избирателями штата утверждается партийный кандидат на пост президента США, которого затем данная партийная организация штата обязана представить национальному съезду партии (этот съезд отбирает одного кандидата для участия во «вторичных», т.е. собственно выборах). В ходе голосования члены партии, зарегистрированные как избиратели, также утверждают делегатов на национальный съезд партии. Эти делегаты, как правило, по закону обязаны голосовать на съезде за кандидата, утвержденного на первичных выборах. Как правило, борьбу ведут 2-3 крупных партийных деятеля общенационального масштаба. Таким образом, на первичных выборах, которые длятся в штатах с февраля по июнь каждого выборного года, фактически предопределяются кандидаты на пост президента США от каждой партии.

Организация выборов. Выборы проходят по избирательным округам, разбитым на участки. В каждом округе обычно избирается один депутат, хотя баллотируется несколько кандидатов. Избирательные округа образуются штатами по принципу равного количества проживающих избирателей. Длительное время для США была характерна практика, которая предусматривала произвольную разбивку территории штата на округа с различным числом избирателей, и потому приводила к неравному представительству населения в выборных органах. Верховный суд США в 1962 г. признал такое положение недопустимым, высказавшись за равенство избирательных округов, после чего положение было исправлено.

Результаты почти всех выборов определяются по мажоритарнойсистеме относительного большинства, т.е. когда побеждает тот кандидат, который получил больше любого другого хотя бы на один голос. Штаты не устанавливают минимального числа избирателей, ниже которого выборы признавались бы несостоявшимися. Поэтому даже самая массовая неявка избирателей на выборы сама по себе не влияет на определение результатов.

Федеральное законодательство ограничивает расходы по выборам президента, сенаторов и членов палаты представителей. Частное лицо может сделать взнос в предвыборный фонд одного кандидата в размере не более 1 тыс. долл. Общая сумма таких взносов в фонды кандидатов, партийных комитетов и различных предвыборных организаций не должна превышать 25 тыс. долл. в течение года. Взнос в предвыборный фонд одного кандидата от «комитета политического действия», который создается банками, компаниями, профсоюзами и др., не может превышать 5 тыс. долл. Однако кандидаты вправе отказаться от дотаций и тогда тратить на свою избирательную кампанию неограниченные суммы. При этом право на получение федеральных дотаций имеют только те кандидаты, чьи партии получили на предыдущих президентских выборах более 5 % голосов избирателей. Это положение прямо направлено против малых партий. Контроль за расходованием средств на предвыборную кампанию осуществляет федеральная комиссия, члены которой назначаются президентом. Реальные затраты на избирательные кампании намного превышают суммы, установленные законами. Крупные корпорации и банки оказывают огромное влияние на исход выборов и предоставляют в обход законов финансовую помощь своим кандидатам.

США отличает широкое распространение лоббизма. Именно здесь он приобрел характер официального государственно-политического института. Уже при своем рождении политическая система США была ориентирована на активные отношения с разнообразными, часто сталкивающимися между собой групповыми интересами. Конституционной основой лоббизма принято считать I поправку к Конституции США, одно из положений которой гарантировало «право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Лоббистская деятельность считается реализацией данного петиционного права. Лоббизм развился в мощный механизм воздействия на органы государственной власти и сегодня понимается как специфическая политическая деятельность частных и общественных организаций (групп давления), направленная на то, чтобы с помощью определенных средств и методов добиваться от конгресса, Белого дома, министерств и ведомств одобрения или отклонения тех или иных законодательных или административных актов.

Лоббизм играет большую роль в процессе выработки решений органами государственной власти США, является неформальным институтом политической системы и официально признан законом. Согласно федеральному закону о регулировании лоббизма (1946) и закону о раскрытии лоббистской деятельности (1995) профессиональные лоббисты обязаны регистрироваться в палате представителей и в сенате, каждое полугодие представлять отчеты, а иностранный лоббизм разделен на политический и коммерческий, причем последний выведен из-под действия закона о регистрации иностранных агентов и регулируется на общих основаниях. Лоббистской деятельностью в той или иной степени занимаются представители всего спектра неправительственных организаций, а также штатных и местных организаций власти. Лидирующее положение в структуре субъектов лоббизма занимают организации бизнеса. Помимо собственно предпринимательских союзов, представляющих все отрасли экономики и сферы предпринимательской деятельности, большую активность проявляют политические организации бизнеса, в том числе различного рода постоянные и временные советы, комитеты, коалиции, создававшиеся деловыми кругами, как правило, специально для целей лоббизма. В качестве лоббистов выступают также профессиональные ассоциации и общественные организации, юридические фирмы, физические лица.

Конгресс, состоящий из сената и палаты представителей, является представительным органом власти. Граждане США избирают обе его палаты на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с принципом разделения властей конгресс имеет исключительное право издавать законы, исполнение и применение которых обязательно на всей территории США. В конгрессе представлены две ведущие политические партии, одна из которых всегда находится в оппозиции к президенту и его администрации, осуществляя критику внутренней и внешней политики. Конгресс оказывает сдерживающее воздействие на президента, не давая его власти перерасти в абсолютную. Взаимодействие законодательной власти с исполнительной и судебной обеспечивает единство государственной власти.

Палаты американского конгресса формально равноправны, но каждая из них имеет специальную компетенцию и по-разному представляет население страны (палата представителей – пропорционально численности населения штатов, а сенат – на основе равенства представительства штатов). Сенат, выражая федеративный характер государства, одновременно придает системе федеральной государственной власти стабильный характер. Срок полномочий сенаторов – 6 лет, в то время, как президента США - 4 года, а палаты представителей – 2 года. По стабильности срока своих полномочий сенат уступает только Верховному суду США. Статус сената как верхней палаты подчеркивается более высокими требованиями к избранию его членов (по возрасту и стажу гражданства). Конституция не ограничивает права сенаторов и членов палаты представителей переизбираться на новые сроки. Поэтому многие из них заседают в конгрессе по несколько десятилетий.

В сенат от каждого из 50-ти штатов, независимо от численности населения, избирается по 2 сенатора. В него, кроме того, входит вице-президент США, который согласно Конституции является председателем сената. Все сенаторы избираются сроком на 6 лет, но полного обновления состава сената никогда не происходит: через каждые 2 года обновляется только одна треть. Сенатором может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 9 лет, достигший 30-летнего возраста и проживающий в пределах своего штата.

Палата представителей, нижняя палата конгресса, избирается населением штатов в составе 435 человек сроком на 2 года. Членом палаты представителей может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 7 лет, достигший 25-летнего возраста и проживающий в том штате, от которого он баллотируется. Палату представителей возглавляет спикер, избираемый самой палатой. Это третье лицо в государстве после президента и вице-президента.

Согласно Конституции исполнительная власть предоставляется президенту США. Президентом может стать любой гражданин США, достигший 35-летнего возраста, родившийся на территории Соединенных Штатов и проживающий в стране в течение 14 лет. Конституционно установлено также, что президент и вице-президент не могут быть жителями одного и того же штата. Президент избирается сроком на четыре года, досрочные выборы Конституцией не предусмотрены. Начиная с президента Дж. Вашингтона, установился обычай, согласно которому президент не может занимать свою должность более двух сроков подряд. Однако этот обычай был нарушен Ф. Рузвельтом, который, начиная с 1932 г., избирался четырежды. В 1951 г. в Конституцию была внесена действующая и поныне поправка, запрещающая избрание какого-либо лица на должность президента более двух раз подряд.

Президент избирается косвенным путем. Избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько от него избрано сенаторов и членов палаты представителей. В дополнение к этому от столицы (федеральный округ Колумбия) избирается три выборщика. Следовательно, коллегия выборщиков включает 100 + 435 + 3= 538 выборщиков. Все выборщики от штата, в качестве которых обычно выступают малозначительные общественные деятели, представляют одну партию, поскольку каждая политическая партия выдвигает в штате полный список своих кандидатов, и избиратели голосуют не за отдельных личностей, а за полный список. Для победы того или иного списка достаточно относительного большинства голосов избирателей. Списки с результатами голосования подписываются в штате и в опечатанном виде направляются в сенат, где происходит официальное провозглашение победивших на выборах президента и вице-президента. Для победы кандидата на этой стадии требуется абсолютное большинство голосов выборщиков. Сложная система косвенных выборов главы государства носит формальный характер, поскольку выборщики при всех условиях обязаны голосовать только за кандидатов той партии, по списку которой они были избраны.

Система органов исполнительной власти включает несколько звеньев: кабинет и правительственные департаменты, исполнительный аппарат президента, исполнительные (независимые) агентства, федеральные корпорации.

Кабинет состоит из руководителей правительственных департаментов, обычно именуемых министрами. Кабинет формируется и действует в силу обычая, сложившегося еще при Дж. Вашингтоне. В Конституции о нем не упоминается, только говорится, что президент вправе требовать от высших должностных лиц департаментов письменного мнения по любому вопросу. Это чисто совещательный орган при президенте, который созывается и обсуждает вопросы по личному его усмотрению. Кабинет не принимает никаких правовых актов и не публикует своих протоколов. Все его решения оформляются актами президента. С уходом президента в отставку прекращает свое существование и кабинет. В настоящее время в состав кабинета входит 15 руководителей департаментов. Все они назначаются президентом с одобрения сената, а смещаются его личной властью. Правительственные департаменты подразделяются на бюро, которые возглавляются чаще профессиональным чиновником, чем назначенным лицом.

Исполнительный аппарат президента включает несколько структурных подразделений и большое число советников, помощников и референтов главы исполнительной власти. Аппарат должен оказывать помощь президенту в связях с общественностью, конгрессом и прессой, определять бюджетную политику и координировать позиции органов исполнительной власти перед конгрессом, информационно обеспечивать принятие решений президентом. Наиболее важными в политическом отношении в исполнительном аппарате президента являются Совет национальной безопасности, Совет по внутренней политике, Совет по международной экономической политике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.048 с.)