Чем можно объяснить появление феномена акселерации и его исчезновение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем можно объяснить появление феномена акселерации и его исчезновение.



 

Одного объяснения быть не может. Раньше пытались связать акселерацию с изменением характера питания, но это предположение не подтвердилось. Очевидно, как и в других глобальных процессах, здесь действуют многие факторы. Вот наиболее серьезные предположения:

· колоссальные успехи медицины. Благодаря изменению "естественной" частоты различных заболеваний, а также понижению смертности новорожденных, детей и подростков, от поколения к поколению, в прямом смысле, изменяется генетический материал, и реализуется скрытый потенциал развития. Те, кто раньше умирал "до срока", не оставляя потомства, теперь вносят свой генетический вклад в следующее поколение.

· изменения психогенного и иных стрессорных факторов. Необычный для человека уровень шума, излучения, ритмика различных процессов и всей жизни, возможно, влияют на процессы регуляции роста (конечно, особенно ярко эти факторы проявляются в условиях индустриального города);

· связь с динамикой солнечной активности (инсоляции). Ритм солнечной активности в общих чертах повторяет известные нам эпохальные события Здесь возможны как прямые воздействия (ультрафиолет необходим для выработки ряда веществ, например, витамина D1), так и сложные взаимосвязи (например, по гипотезе Б.А. Никитюка и А.М. Алпатова воздействие происходит через изменения геомагнитного поля);

· глобальное антропогенное загрязнение среды. Вполне возможно, что именно этот фактор остановил акселерацию, поскольку с увеличением температуры окружающей среды (так называемое глобальное потепление), рост животных и человека уменьшается.

.

Ни одна из предложенных гипотез в отдельности не может объяснить феномен эпохальной акселерации. Вряд ли когда-нибудь будет разработана единая теория.

 

Детский организм очень чувствителен к различным инфекциям и неинфекционным заболеваниям. Насколько здоровы наши дети?

Здоровье детей вызывает большую тревогу. С возрастом происходит увеличение доли детей с отклонениями в физическом развитии, нарастает дефицит массы тела, отмечающийся в школьном возрасте у 15% и более детей. Распространенность повышенного артериального давления у 10-14-летних составляет 4,2% у мальчиков и 6,9% у девочек, а к 15-17 годам возрастает до 15 и 10% соответственно. Особенностью современной патологии в данном возрасте является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические. Так, во время обучения распространенность хронических заболеваний у школьников увеличивается в 1,5 раза.

Основное место в структуре заболеваемости подростков 15-17 лет занимают болезни органов дыхания, травмы и отравления, болезни нервной системы. Настораживает тот факт, что за время обучения в школе число здоровых детей снижается в 4-5 раз и не превышает 20-25% от общего их числа, в результате чего 50-60 % выпускников школ имеют определенные ограничения в выборе профессии. Особенно существенный уровень снижения происходит в 4-5-х классах, что объясняется началом нового этапа обучения и значительным увеличением учебной нагрузки, которые приходятся на самый ранимый возрастной период подростков, т.е. период полового созревания. В результате, до 70% выпускников школ нуждается в помощи психолога.

Большую тревогу вызывает состояние здоровья юношей-призывников, увеличение числа призывников, непригодных по медицинским показаниям к несению воинской службы. Только 20% от общего числа юношей имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии. При этом, возврат юношей по состоянию здоровья из армии увеличился в последние годы вдвое.

Нельзя не остановиться на характеристике здоровья девушек-подростков, физическое развитие которых и характер перенесенных ими заболеваний, оказывают существенное влияние на состояние репродуктивной функции женщины, течение последующих беременностей и родов. Статистика свидетельствует, что к 14-17 годам, когда девушки вступают в репродуктивный период, практически у каждой десятой отмечено дисгармоничное развитие и избыточная масса тела. Каждая четвертая девушка имеет нарушения формирования скелета, у каждой седьмой выявлена артериальная гипертензия. В целом две трети девушек имеют различные отклонения в состоянии здоровья.

Серьезную озабоченность вызывают показатели гинекологической заболеваемости по её распространенности у школьниц. При этом, первое место принадлежит нарушениям менструального цикла (61,7%), второе - отклонениям полового развития (7,4%), третье - воспалительным заболеваниям половых органов (6,3%). Негативно сказывается на репродуктивном здоровье женщин и будущего потомства аборты, которые, по-прежнему, являются наиболее распространенным методом прерывания нежелательной беременности.

Все это говорит о необходимости принятия срочных мер по улучшению охраны здоровья детей и подростков.

 

О каких мерах может идти речь?

 

Нагрузка на организм ребенка должна точно соответствовать степени его развития, отсутствие индивидуального подхода губительно для него. Нужно обучать родителей уходу за ребенком, общению с ним, развивающим играм, элементарной диагностике развития и достижений ребенка. Нужно прививать культуру взаимодействия семьи и психолога, то, чего сейчас у нас нет. Индивидуальный подход должен соблюдаться в физической и умственной нагрузке, в детском саду и в школе. Учитывая увеличение периода детства, нужно создавать психологические службы в колледжах и высших учебных заведениях. Я думаю, вы понимаете, какая большая ответственность лежит на вас, будущих психологах. Это ответственность за самое главное – психическое и нравственное здоровье подрастающего поколения. Но, начинать нужно в первую очередь с себя.

 

Уже пора подвести некоторые итоги.

Возрастная антропология – только часть антропологии. То, о чём мы успели поговорить – только часть возрастной антропологии. Но самое важное, вы получили некоторое представление об онтогенезе – сложнейшем процессе формирования человеческого тела. Онтогенез можно рассматривать как процесс возникновения и преобразования различных особенностей организма (признаков и систем признаков). Под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды (модификаторов развития) в ходе роста и развития происходит реализация неповторимого генетического материала (генотипа) в его "внешнее" проявление (фенотип). Непосредственным каналом реализации наследственной программы являются ферменты, гормоны и другие эндокринные факторы. Изменение уровня их секреции в течение онтогенеза представляет собой ведущий фактор регуляции темпов индивидуального развития.

Каждый этап онтогенеза заканчивается формированием совершенно особого человеческого организма, живущего по своим законам. Организм ребенка отличается от организма взрослого выраженными особенностями строения и функций органов. Главное отличие заключается в том, что организм ребенка в отличие от организма взрослого находится в состоянии непрерывного роста и развития. Вот почему категорически нельзя переносить на детский возраст закономерности функционирования взрослого организма. Дети – это не маленькие взрослые, а особый вид человеческой популяции, их тело, душа и дух особенные, и к ним нужно с уважением, восторгом и бережливостью относиться.

 

Периодом детства онтогенез не заканчивается.

 

Совершенно верно, поэтому нам предстоит разговор о взрослом периоде онтогенеза.

 

Резюме

Наш рассказ о процессе развития человека, конечно, не закончен. С проявлением онтогенетической изменчивости и явлением биологического возраста мы столкнемся во всех последующих темах учебника. Пока подведем промежуточный итог:
Наиболее общее понятие биологии развития - онтогенез - представляет собой жизненный цикл от момента оплодотворения до наступления смерти. Это непрерывный процесс возрастного изменения организма - роста и развития.
Онтогенез можно рассматривать как процесс возникновения и преобразования различных особенностей организма (признаков и систем признаков). Под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды (модификаторов развития) в ходе роста и развития происходит реализация неповторимого генетического материала (генотипа) в его "внешнее" проявление (фенотип).

С преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связаны все виды изменчивости биологических признаков человека.

    • Развитие человека начинается с одной клетки (оплодотворенной зиготы), а дальнейшие преобразования можно разделить на четыре крупных морфогенетических события: гиперплазию (деление клеток); гипертрофию (рост клеток); детерминацию и дифференцировку клеток и морфогенез. Конечным результатом этих преобразований является образование клеточных систем - тканей, а также органов, их систем органов и организма в целом.
    • К основным закономерностям процесса развития человека относятся непрерывность, постепенность, необратимость, цикличность, гетерохрония, чувствительность к эндо- и экзогенным воздействиям.
    • Существенным аспектом является выраженный половой диморфизм развития.
    • Динамика онтогенетического развития каждого человека неповторима (индивидуальна).
    • Развитие человека характеризуется периодами активизации и торможения роста. Темпы роста ограничиваются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. Но их воздействие не выводит процессы развития за границы широкой нормы реакции, определенной наследственно.

При нормальном течении, процессы роста и развития четко направлены и способны к самостабилизации, благодаря действию большого числа разнородных регуляторных механизмов. Эти механизмы запускаются благодаря генной экспрессии. Любое ростовое изменение в организме так или иначе связано с характером генетической активности.
Непосредственным каналом реализации наследственной программы являются ферменты, гормоны и другие эндокринные факторы. Изменение уровня их секреции в течение онтогенеза представляет собой ведущий фактор регуляции темпов индивидуального развития.
На всех этапах онтогенеза организм человека остается целостной и открытой биологической системой. Действие регуляторов и факторов развития начинается еще до момента зачатия. Затем уже другие механизмы продолжают контролировать процесс развития в течение всего пренатального периода и постнатального онтогенеза, определяя экспрессию, действуя непосредственно на клеточном и тканевом уровне.
Многие из этих механизмов обладают свойством саморегуляции, и большинство представляют собой сложные межсистемные комплексы, которые сами образуются в ходе онтогенеза. Они запускают и контролируют развитие отдельных систем организма. Мы же получаем хорошую возможность структурировать этот непрерывный процесс на условные этапы (периоды онтогенеза), регуляция в пределах которых оказывается более или менее жестко обусловленной генетически (чувствительные периоды).
Хотя всё или почти всё замыкается в конце концов на генах, даже эндогенные регуляторы роста (та же нейроэндокринная система, призванная канализировать рост), оказываются во взаимодействии с широким спектром экзогенных условий ("шумов" развития), многие из которых имеют случайный характер. Реализация наследственной программы, происходящая в ходе индивидуального развития, в значительной степени попадает под влияние конкретных условий среды, в которой и протекает весь процесс. А ведь эти условия сами непрерывно изменяются.
В результате онтогенез представляет собой целостную и динамичную картину смены этапов, характеризующихся различными темпами роста. Каждый такой этап имеет свою возрастную норму реакции, обычно приближающуюся к среднегрупповой (популяционной) характеристике.
Об этой норме мы узнаем благодаря исследованию биологического возраста - фундаментального и многостороннего показателя темпов развития, отражающего уровень морфофункционального состояния организма на фоне популяционного стандарта.
По ускорению или, наоборот, замедлению темпов роста отдельных систем или всего организма в целом, то есть по степени его акселерированности или ретардированности, мы можем судить о нормальности хода индивидуального развития. А это, с одной стороны, прямой путь к контролю, профилактике и диагностике возможных отклонений, а с другой - возможность для более глубокого понимания причин биологической (и не только) изменчивости человека.
Темпы развития могут отличаться у представителей разных поколений одной популяции людей, и такие изменения неоднократно происходили в истории человечества (эпохальные тенденции изменения темпов развития).

  • В течение полутора последних веков наблюдался процесс эпохальной акселерации. Этот процесс (секулярный тренд) затрагивает большинство параметров и систем организма на протяжении всего жизненного цикла.
  • В последние десятилетия он стабилизировался и отмечена противоположенная тенденция (эпохальная ретардация или деселерация).
  • Эпохальное изменение темпов роста и развития не сводится к равномерному увеличению или уменьшению всех показателей организма. Оно представляет собой изменение развития множества параметров организма, приводящее к изменению дефинитивного состояния. Явление можно описать, как разбалансировку системы регуляции онтогенеза.
  • Эпохальный тренд - многофакторный и динамичный процесс, не сводимый к одной причине. В каждой конкретной человеческой популяции, помимо общих причин, определяющих эпохальный сдвиг, действует множество факторов, обуславливающих неравномерность его динамики.
  • Эпохальные колебания темпов роста и развития человека представляет собой одно из проявлений микроэволюционного процесса, действующего в популяциях и их системах. Во многом благодаря этим изменениям определяется уровень межпопуляционной изменчивости биологических признаков человека.

 

20. Изменчивость морфологических признаков. Череп.

21. Изменчивость морфологических признаков. Строение и форма лица.

22. Изменчивость морфологических признаков. Пигментация.

23. Изменчивость морфологических признаков. Волосяной покров.

24. Изменчивость морфологических признаков. Дерматоглифика.

25. Общая периодизация и характеристика основных этапов постнатального онтогенеза.

26. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека.

27. Исторические подходы к определению телосложения.

28. Понятие о биологическом возрасте.

29. Половой диморфизм человека.

30. Понятие об общей конституции и парциальных конституциях.

31. Морфологическая конституция.

32. Медицинские аспекты конституции.

33. Биологическая адаптация человека и механизмы ее обеспечения.

34. Социальная адаптация человека.

35. Понятие об адаптивных типах.

36. Адаптация в условиях урбанизации и искусственных экостистем.

37. Адаптация и здоровье. Этнология тесно связала проблемы человека и природы, места его обитания. Хотелось бы посмотреть на эту проблему в глобальном масштабе.

 

Сравнительно недавно был преодолен взгляд на то, что человек имеет дело с пассивной средой обитания. Согласно теории поссибилизма природа выступает как инертный субстрат обитания человека. Однако, события XX и начала XXI века показали, что такое отношение к природе в корне не верно и чрезвычайно опасно.

После Второй мировой войны на смену поссибилизму пришла экологическая антропология, изучающая взаимовлияние природной среды и культур. Термин "экологическая антропология" в 1955 г. ввел в научный оборот американский антрополог М. Бейтс. От классических версий поссибилизма экологическая антропология отличалась двумя особенностями:

· Во-первых, анализировалось взаимодействие природы и культуры, т.е. учитывалось влияние культуры на экологическое окружение;

· Во-вторых, окружающая среда рассматривалась не только с точки зрения используемых человеком ресурсов и условий, а как совокупность таких природных сил, с которыми человечеству приходится считаться.

 

Таким образом, можно заключить, в задачи антропоэкологии входит исследование приспособительной изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с использованием антропологических методов. Взаимодействие рассматривается в системе "человек-культура-среда" (Алексеев В.П., 1991). Экосистемы непрерывно развиваются. Это динамичные образования - одни виды, входящие в состав их биотического компонента вымирают, другие приспосабливаются к сложившейся новой ситуации. Все эти изменения идут и в современном мире: продолжается межледниковье (интерстадиал), тектонические плиты не останавливают свое движение, высятся новые горные системы и разрушаются старые, поднимаются и исчезают острова. Да и мы с вами со своими городами, мусором, полями, нефтью и парниковым эффектом и т.п. представляем мощнейший экологический фактор (т.н. антропогенный фактор), к которому сами же никак не успеваем приспособиться.
"Все течет, все изменяется". Представление о непрерывности изменения среды - важнейший момент в изучении хода приспособительных процессов и самого биологического разнообразия современного человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.025 с.)