Малые архитектурные формы и визуальная коммуникация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малые архитектурные формы и визуальная коммуникация



Ландшафтная архитектура - архитектура открытых пространств, в организации которых

ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства.

Это обусловлено тем, что жизнь всего общества, отдельных социальных групп и каждого

человека складывается из многообразных процессов труда и досуга, которые предопределяют

требования к комплексной архитектурной (функциональной, материальной, композиционной)

организации не только пространств внутри зданий и сооружений, но и среды вне

их - пространств под открытым небом.

Рост социальной значимости ландшафтной архитектуры подтверждается развитием ее

целей. Сегодня они состоят не только в развитии садов и парков или озеленений населенных

мест, но и в решении более широкого круга задач: от участия в комплексной пространственной

организации крупных регионов, охране и формировании ландшафтов городов, сел и

межселенных территорий до архитектурно-ландшафтной организации жилых, производственных,

рекреационных образований, эстетической проработки деталей среды повседневного

пребывания человека под открытым небом.

Стремление человека к природе, к естественным ландшафтам является его биологической

и эстетической потребностью. Современные темпы урбанизации не исключают ее удовлетворения,

но при недостаточной регуляции деятельности людей таят в себе большую опасность

для ландшафтов. Основная цель - найти компромисс между необходимостью использовать,

преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их.

Средства ландшафтного дизайна служат для оформления как открытых, так и закрытых

ландшафтных пространств. Они могут размещаться в различных интерьерах и экстерьерах.

Наиболее распространенным элементом являются малые архитектурные формы. Они

чрезвычайно разработаны по функциональному назначению и пространственным характеристикам,

обладают эргономическими параметрами и должны соответствовать каждой из

возрастных групп людей и учитывать специфику, связанную с их функциональным назначением.

Как объекты вариабельного и типового проектирования они обеспечивают разнообразие

решений и выявляют наиболее ярко архитектурный облик среды, подчеркивая ее

индивидуальность.

В настоящее время в связи с развитием малого бизнеса и предпринимательства на улицах

городов появилось большое количество малых архитектурных форм: небольших кафе,

киосков, транспортных остановок с низкими эстетическими характеристиками. Они выполнены

из самых разнообразных материалов: металла, пластика, фанеры и т. д., не учитывают

характер окружения, где размещаются, создают ощущение хаоса, нарушая целостность архитектурной

среды улиц и площадей. Для устранения существующих недостатков необходима

разработка целенаправленной программы на уровне города или района по ландшафтному

формированию городской среды. Необходимы также методические разработки для практического

использования по формированию визуальной коммуникации и малых архитектурных

форм в городской среде.

Особое внимание следует уделять малым архитектурным формам и рекреационному

оборудованию. Малые архитектурные формы (МАФ) - небольшие по масштабу сооружения

и устройства сезонного и круглогодичного использования (стационарные или трансформируемые),

предназначенные для обслуживания человека в урбанизированной и природной

среде. МАФ имеют, как правило, утилитарное и художественно-декоративное назначение, а

некоторые только декоративное. К числу сооружений утилитарного характера можно отнести:

торговые и справочные киоски, всякого рода автоматы (телефонные, газетные), беседки,

павильоны у остановок транспорта, затеняющие конструкции (трельяжи, перголы, навесы),

скамьи и т. д. В числе сооружений архитектурно-художественного назначения следует назвать

опоры для вьющихся растений, цветочницы, шпалеры, трельяжи, софиты, фонтаны,

разбрызгивающие стенки и т. д.

Номенклатура МАФ и рекреационного оборудования определяется с учетом функционального

назначения ландшафтного объекта. Следует понимать, что размещение МАФ

должно быть непосредственно связано с функциональным зонированием и архитектурно-

планировочным решением участка. Необходимо соблюдать требования стилевого единства

для размещения МАФ в различных типах среды. МАФ следует размещать в соответствии со

степенью их композиционной активности, с учетом законов композиции.

В формировании ландшафтных объектов широко применяется мебель для отдыха: различные

типы скамеек, пергол, теневых навесов, беседок, урн. Каждую малую форму следует

использовать только в соответствии с той функцией, для использования которой она предназначена.

Они имеют преимущественно функциональное назначение, но также оказывают

существенное влияние на пространственную организацию любой территории. Например, от

формы, размера и цвета скамеек, а также от того, как они будут размещены в сочетании с

растительностью, рельефом, пешеходными аллеями и площадками, во многом зависят условия

отдыха людей и эстетический облик данной территории.

Основным требованием при создании малых архитектурных форм является их комплексное

проектирование и применение с использованием модульных элементов. Основная

задача проектирования МАФ - достижение стилевой общности с помощью единых формообразующих

элементов, минимальным количеством видов применяемых строительных

материалов.

При размещении МАФ на территории малых садов следует помнить, что в создании

гармоничной среды обитания человека все же главная роль должна принадлежать массивам

зелени, отдельным декоративным группам деревьям, водным поверхностям, геопластике

рельефа. При создании любых ландшафтных композиций нежелательно собирать на одной

территории несколько разнообразных малых форм с острохарактерной, но резко отличной

друг от друга формой (например: несколько скамей разной формы и конструкции и т. д.).

В дальнейшем необходимо совершенствование номенклатуры МАФ с учетом их функций,

конструктивных решений и условий индустриального изготовления.

Наряду с малыми архитектурными формами, большое значение в информировании открытых

городских пространств имеет визуальная коммуникация. В современных условиях

поток информации, более 80 % которой человек воспринимает через органы зрения,

значительно возрос. На человека в конце 20 - начале 21 вв. обрушился визуальный хаос, ему

всё сложней ориентироваться на улицах, в парках, а также в интерьерах общественных зда-

ний.__

Большое значение в устранении этих недостатков выполняют средства визуальной

коммуникации.

Визуальная коммуникация представляет собой четкую систему преимущественно графических

изображении, ориентирующих человека в архитектурной среде и направляющих

его деятельность по заранее подготовленной программе. Она играет существенную организующую

роль в деятельности человека, а кроме того, приобретает все более важное эстетическое

значение в формировании внешнего облика города.

Архитектурно-ландшафтное пространство, заключенное в определённой форме, обладает

важным свойством ориентации и направленности, динамики своего развития. Ориентация

связана с физиологической приспособляемостью человека к гравитации, его положением

в физическом пространстве и определёнными понятиями: низ, верх, впереди, сзади, сбоку,

справа, слева и т. д. Пространство может быть хаотичным и организованным. Хаотичное

пространство - результат спонтанного формирования и непрофессионального подхода.

Основой упорядоченности, организованности архитектурной среды, архитектурного пространства

является, прежде всего, создание четкой системы визуальной ориентации, выявление

архитектурными средствами его функционального назначения.

Для решения вопросов пространственной ориентации в архитектурно-ландшафтной

среде размещаются: указатели, вывески, пиктограммы, табло, таблички, указатели-схемы,

плакаты, щиты, афишные тумбы, витрины и др. Большое значение в формировании образа

архитектурной среды имеют рекламно-осветительные установки, многоцветные с постоянным

и прерывистым освещением, статичные и динамичные.

Номенклатура средств визуальной коммуникации достаточно разнообразна, но её нужно

решать на профессиональном уровне с соблюдением целого ряда принципов проектирования.

Система визуальной коммуникации, прежде всего, должна обладать стилевым единством,

она должна строиться на использовании вполне определённых художественных приёмов.

Чем строже ограничено количество используемых средств и приёмов, тем определённее

стилевое единство системы.

К числу признаков стилевого единства системы следует отнести:

• манеру исполнения элемента (контур, штрих, силуэт, наклон изображения и пр.);

• художественное единство и композиционное равновесие употребляемых элементов;

• цвет как определённый элемент информации и кодирования, принятый в данной системе

модуль;

• размер и форма используемых знаков и элементов их крепления;

• вариантность воспроизведения изображения с учётом конкретных особенностей среды;

• технология воспроизведения элементов и др.

При формировании ландшафтно-реакционных территории используются средства визуальной

коммуникации в зависимости от функционального назначения каждой из зон

ландшафтного объекта. Обширная территория парков различного функционального назначения

со сложной разветвлённой сетью аллей, дорожек и площадок создаёт трудные условия

ориентации посетителей. Для того чтобы улучшить условия ориентации в ландшафтной среде,

применяют средства визуальной коммуникации.

Так, например, у входа в парк размещают на щитах схемы его территории с чётким

обозначением её структурных и планировочных элементов, на ней наглядно показывают основные

объекты парка с удобочитаемыми с отдалённого расстояния знаками, щитами и поясняющими

надписями. С помощью продуманной системы визуальной коммуникации посетитель

без особого труда может найти любую часть парка, которая нужна ему для посещения.

Образное и конструктивное решение указателей должно быть гармонично связано с

природной средой по масштабу, пропорциям, ритму и цвету, органично включаться в парковую

среду.

Размеры визуальной коммуникации и малые архитектурные формы должны быть относительно

небольшими. Они не должны заслонять собой зелёную природную среду, являющуюся

главным компонентом ландшафтного объекта. В особенности это требование относится

к следующим сооружениям - кафе, ресторанам, киоскам и др. малым архитектурным

формам. Эти формы не должны нарушать природную среду.

Немалую роль в организации пространства с использованием средств ландшафтного

дизайна играют элементы монументально-декоративного искусства и

скульптура. К ним следует отнести:

• крупные въездные знаки, монументы;

• памятники, объемные скульптурные и декоративные композиции;

• декоративные живописные панно и рельефы;

• памятные доски, мемориальные надписи.

Средствами монументально-декоративного искусства могут решаться следующие задачи:

выявление пространственных ориентиров, акцентирование наиболее важных планировочных

элементов в городской среде, раскрытие своеобразия открытых ландшафтных пространств

и др. При включении элементов декоративного прикладного искусства в городскую

среду следует выдерживать масштабные соотношения скульптуры и застройки, а также усиливать

образные характеристики среды. В объектах ландшафтного дизайна наиболее широко

используется скульптура.

Декоративную скульптуру следует включать в формирование ландшафтных композиций

любых территорий. Ее выразительность должна достигаться четкостью общего силуэта,

динамикой сопоставляемых элементов, контрастом форм.

Декоративная скульптура может быть ажурной (с отсутствием объема) и объемной.

Большое значение для создания эффектных композиций имеет ее связь с озеленением, т. е.

древесно-кустарниковыми растениями и цветами. Объемную скульптуру устанавливают с

возможностью восприятия с любых точек пространства.

Следует также уделять внимание восприятию скульптуры в сочетании с другими средствами

ландшафтного дизайна.

Приемы освещения современных ландшафтных объектов могут быть самыми разнообразными.

Следует выделить три приема освещения территории: функциональное, декоративное

и смешанное.

Функциональное освещение предназначено для освещения пешеходных маршрутов и

проезжей части дорог в темное время суток.

Декоративное освещение предназначено для выявления наиболее интересных ландшафтных

композиций в вечернее время суток.

Смешанное освещение позволяет решать вышеуказанные функции.

Наибольшее значение в ландшафтных объектах приобретает декоративное освещение.

С помощью хорошо выполненного декоративного освещения можно достичь хорошего зрелищного

эффекта и большого эмоционального воздействия. Используя подсветку растений и

цветов и отражая свет от специального покрытия, можно создать интересный вечерний сценарий:

Независимо от того, является ли сад новым или старым, много ли в нем конструкций

и растений или мало, используется декоративное освещение следующих типов:

• Прямое освещение (заливающим светом) - свет излучается непосредственно от источника

и освещает деревья, кустарники, цветы и т. д. - в целом всю композицию.

Прямые источники света должны быть в любом случае в закрытом исполнении.

• Косвенное (локальное) освещение - свет излучается от источника на отражающую

поверхность, от которой он, в свою очередь, отражается на необходимый объект.

Особенно эффективна косвенная подсветка декоративных стенок, шпалер, вертикального

озеленения, а также стен самого коттеджа, т. е. высвечиваются отдельные объекты

среды.

• Контурное освещение - свет излучается от источника и освещает контуры отдельных

элементов, например МАФ

Сценарий освещения всей территории должен быть тщательно продуман и определен

методом предварительного моделирования подсветки наиболее интересных ландшафтных

композиций.

В то же время следует говорить не только о задачах собственно только ландшафтной

архитектуры, но и о ландшафтных проблемах архитектуры, градостроительства в целом.

Между тем ни один объект архитектуры, градостроительства не существует вне природы вне

ландшафта. Следовательно, необходимо значительно повысить уровень ландшафтной подготовки

каждого архитектора независимо от рода его будущей деятельности: проектной, научной,

управленческой или педагогической.

Средовой подход в архитектуре при широком ее понимании как деятельности, направленной

на пространственную организацию жизненной среды человека, на ее гуманизацию,

предопределяет взаимосвязанное решение архитекторами таких важных проблем. Как охрана

и рациональное преобразование природы, гармоничное обустройство жилой, производственной

и рекреационной среды, нейтрализация последствий урбанизации архитектурно-

ландшафтными средствами и т. д.

Основы ландшафтного проектирования излагаются с акцентом на традиционные функциональные

и композиционные вопросы, однако, при этом выявляется, в какой степени современному

архитектору для работы с ландшафтом необходимы знания из области географического

ландшафтоведения, экологии и других наук о природе. Ведь чем сложнее объект,

тем многообразнее взаимосвязи природного и искусственного, тем более разносторонние

знания необходимы для грамотного и дальновидного решения задач по архитектурно-

пространственному преобразованию ландшафтов в интересах общества.

Рассмотрение по единой схеме вопросов формирования архитектурно-ландшафтных

объектов различных типов способствуют выявлению специфики, эффективному сопоставительному

анализу и, как следствие, более прочному усвоению методических основ

архитектурного проектирования ландшафта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.102.228 (0.064 с.)