Детские площадки. Площадки отдыха. Малые сады 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детские площадки. Площадки отдыха. Малые сады



ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

БЛАГОУСТРОЙСТВА

Детские площадки. Площадки отдыха. Малые сады

Учебное пособие

для студентов специальности 27030265 «Дизайн архитектурной среды»

по дисциплине «Архитектурно-дизайнерское проектирование»

Сост.: В. О. Сотникова

Ульяновск

УДК 712 (075)

ББК85.118.7я7

П68

Рецензенты:

Председатель правления Ульяновской Областной общественной организации

Союза архитекторов России Почетный архитектор России A. M. Капитонов;

Председатель Правления Ульяновского регионального отделения ВТОО

союза художников России заслуженный художник России А. Е. Егуткин

Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве

учебного пособия.

Проектирование элементов благоустройства. Детские площадки. Площадки отдыха.

Малые сады: учебное пособие для студентов специальности 27030265 «Дизайн

архитектурной среды» по дисциплине «Архитектурно-дизайнерское проектирование»

/ сост. В. О. Сотникова. - Ульяновск: УлГТУ. - 113 с.

ISBN 978-5-9795-0338-7

Пособие составлено в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине.

Предназначено для студентов специальности ДАС, отражает принципы и приемы проектирования,

композиционные особенности различных видов площадок.

Приведены рациональные приемы благоустройства территорий.

Работа подготовлена на кафедре АСП.

УДК 712(075)

ББК 85.118.7

ISBN 978-5-9795-0338-7

© Сотникова В. О., составление, 2008

© Оформление УлГТУ, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

1. ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ 5

1.1. Детские площадки 5

1.2. Площадки для отдыха 8

1.3. Малый сад 11

2. МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ 20

2.1. Малые архитектурные формы и визуальная коммуникация 29

3. ОБОРУДОВАНИЕ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК 33

3.1. Правила размещения игрового оборудования 33

3.2. Виды материалов, применяемые для оборудования 34

3.3. Зимнее использование детских площадок 41

4. БЛАГОУСТРОЙСТВО МАЛЫХ ОБЪЕКТОВ 42

4.1. Покрытие и мощение площадок 42

4.2. Искусственное освещение 45

4.3. Озеленение детских площадок 47

5. ЗАКОНЫ И ПРИЁМЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ 48

5.1. Основы планировки 57

5.2. Архитектурный рисунок 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ * 63

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ 64

Приложение 1. Проектирование элементов благоустройства

в практике ландшафтного дизайна 67

Приложение 2. Архитектурная графика. Антураж. Стаффаж 79

Приложение 3. Проектирование элементов благоустройства

в студенческих работах 107

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 112

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время все большее значение приобретают мероприятия по улучшению окружающей

среды, озеленению, благоустройству городов и населенных мест. Возрастает значение

естественной природы в озеленение города, формирование его внешнего облика.

Конечно, актуальны вопросы создания новых парков, скверов, бульваров и др. Но в современном

городе со сложившейся структурой часто нет для этого места.

И иногда стоит обратить внимание на реконструкцию «старых» парков и скверов, на

создание зон отдыха уже в сложившихся условиях районов, микрорайонов и дворов.

В настоящем учебном пособии приводится методика проектирования камерных садов,

дворовых площадок: детских и тихого отдыха, и методика восстановления отдельных участков

большого парка.

Обращение к этому вопросу продиктовано актуальностью темы и условиями курсового

проектирования. Тематика проектирования на 2 курсе напрямую связано с этими вопросами.

Курсовой проект № 1. Въездной знак

Курсовой проект № 2. Площадка отдыха. Детская площадка.

Курсовой проект № 3. Остановочный павильон.

Курсовой проект № 4. Павильон отдыха. Торговый павильон.

Все темы связаны с вопросами благоустройства, ландшафтной архитектуры, с вопросами

озеленения, освещения и др.

Материалы, собранные в пособие необходимы и в проектировании на старших курсах -

«Реконструкция парка», «Благоустройство двора». Глава «Малые архитектурные формы»

(«МАФ») и «Композиционные приемы» рассматриваются на лекционном курсе МАФ (данное

пособие может служить материалом к лекционному курсу «МАФ»). Главы «Композиционные

приемы» и «Графические приемы» применены ко всему курсу проектирования.

В пособие собраны все компоненты проектирования малых ландшафтных объектов,

иллюстрировано пособие примерами, созданными в этой области, а так же работами

студентов.

Базовой дисциплиной по направлению «Архитектура» для специальности 27030265 является

«Архитектурно-дизайнерское проектирование», содержание которой определяется

выпиской из Государственного Образовательного Стандарта Высшего Профессионального

Образования.

Выписка из ГОС ВПО

СДД. Архитектурно-дизайнерское проектирование: 3420

01 Ортогональный чертеж архитектурного сооружения; изучение архитектурных ордеров;

изучение архитектурной (дизайнерской) детали и выполнение её в чертеже с отмывкой

тушью; шрифтовая композиция в архитектуре и дизайне; отмывка фасада (разреза);

" перспективный чертеж архитектурного сооружения; проект небольшого сооружения без

внутреннего пространства; планировка территории и небольшое сооружение с минимальной

функцией; проект общественного здания с зальным помещением, фрагмент интерьера

и элемент оборудования; проект малоэтажного жилого дома.

Проект небольшого общественного здания с зально-ячеистой структурой для малых

городов и сельских поселений, с разработкой интерьера и элементов его оборудования.

Проект небольшого промышленного здания; проект поселка; проект жилого района;

проект многофункционального здания для обслуживания городского населения; проект

многоэтажного жилого дома для городской застройки; разработка рабочих чертежей к

проекту многоэтажного жилого дома.

Проект интерьера жилого или общественного здания с разработкой оборудования,

проект фрагмента городской среды с разработкой элементов предметного наполнения и

благоустройства.

ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Детские площадки

Для обеспечения детям здоровых условий пребывания на свежем воздухе, для укрепления

их организма, правильного физического развития, а также для разумного проведения досуга

в коллективе своих сверстников, в каждом микрорайоне предусматриваются детские

игровые площадки. Особенно существенное значение детские площадки приобретают в микрорайонах

больших городов, где дети оторваны от природы. Возникает необходимость создать

такие площадки, которые могли бы в какой-то степени заменить детям природу. Расположить,

например, на площадке деревья, по которым дети могут лазить, сохранить вокруг

площадки или посадить вновь густой кустарник, использовать ручей для запруд, мельниц и

пускания корабликов. При этих условиях площадка станет местом интересных игр детей, они

охотно будут посещать ее и не станут бегать по улицам и играть на мостовых. Площадка будет

привлекательнее улицы.

Организация таких площадок помимо положительного влияния на развитие детей освобождает

родителей от излишнего беспокойства за них, снижает количество несчастных случаев

с детьми на улицах и способствует лучшей сохранности зеленых насаждений микрорайона.

Кроме того, при правильном расположении площадок удается избавить жителей от шума

и криков, сопровождающих обычно детские игры.

Игра является потребностью ребенка, она необходима для его развития. Жизнь ребенка

заполнена игрой; она обогащает его фантазию, совместные игры с другими детьми подготавливают

его к жизни в коллективе.

Площадки для игр должны соответствовать физическому и духовному развитию детей

и удовлетворять их запросы. Площадки должны стимулировать рост способностей ребенка,

помогать приобрести ему новые полезные для жизни навыки, содействовать активной, самодеятельной,

творческой игре, в процессе которой дети в коллективе могли бы развивать свои

наклонности. Для этого необходимо на детских площадках создать условия для проявления

максимальной инициативы детей и их наибольшей самостоятельности. При строительстве и

организации детских площадок в основу должны быть положены потребности и интересы

детей.

Игры детей бывают шумные и тихие, подвижные и спокойные; одни игры нуждаются в

открытом пространстве, другие, наоборот, в зарослях и закоулках; для одних игр нужны

обыкновенные лужайки, для других довольно сложное и разнообразное оборудование.

Например, игра в мяч может быть организована только на большом, свободном поле. Для

игры в индейцев больше всего подходит беспокойный рельеф местности - с холмами, впадинами,

с густой растительностью; строить пещеры, тоннели, целые города удобнее всего в

больших кучах песка, а пускать кораблики, строить плотины и делать запруды можно только

у воды. Каждая площадка для игр, особенно для детей младшего школьного возраста,

должна отвечать какой-то определенной задаче, служить какой-то определенной цели, нельзя

создавать площадки, функциональное назначение которых не ясно, где собрано все. Площадка

может удовлетворять требованиям только одного круга игр - спокойных или подвижных.

В зависимости от типа игр, площадки можно подразделить на несколько видов: площадки,

где преобладают элементы спорта и физических упражнений. Здесь дети бегают, прыгают,

качаются, крутятся на «гигантских шагах», играют в мяч, ездят на самокатах, а зимой -

на салазках и коньках; площадка, где дети занимаются творческими подвижными и шумными

играми. Таким играм нет числа, и их направленность определяется чаще всего природными

условиями площадки и особенностями оборудования.

Площадки должны быть устроены и оборудованы с большим пониманием интересов

и запросов детей и их психология. Каждому возрасту детей свойственны свои игры и

интересы, поэтому детские площадки в первую очередь различают по возрастному признаку

детей, для которых они предназначены. Площадки размещаются по возможности раздельно

для разных возрастов. Существует три основных типа площадок: площадки для детей

ясельного возраста (до 3 лет) и матерей с колясками; площадки для детей дошкольного

возраста (от 3 до 7 лет); площадки для детей младшего школьного возраста

(от 7 до 12 лет).

Площадки для детей ясельного возраста - это тихие солнечные, по возможности

изолированные, уголки среди зелени с песочницей и качалками. Площадки для дошкольников

должны создаваться с особенной любовью и большим пониманием важного

значения ее для маленьких детей. Это их первое место встречи с внешним миром и посторонними

людьми, это их первая самостоятельная площадка и она имеет большое значение

в их жизни. Здесь размещаются песочница и игровые устройства: горки, лианы, качели, карусель,

детские домики и по возможности плескательный бассейн.

На площадке для маленьких детей следует избегать размещения тех игровых устройств,

которые могут привлечь детей старшего возраста.

Площадки для детей дошкольного возраста. Дети до 7 лет проводят время в

непосредственной близости от домов в сопровождении взрослых. Площадки для детей от 3 до

5 лет можно объединять в одну с площадками ясельного возраста, выделяя уголки для родителей

с колясками. Такие площадки следует размещать в непосредственной близости от домов,

но не ближе 10-20 м от окон зданий. Площадки для дошкольников допускается совмещать

с площадками отдыха взрослого населения или с площадками для младшего возраста

(в условиях высокой плотности застройки). Такие комплексные площадки располагают со

стороны подъездов домов равномерно по всей территории.

Площадки для младших школьников. Дети этой группы предпочитают подвижные

игры, что требует соответственно разнообразного оборудования и большего игрового

пространства. Любимейшее их занятие - игра в мяч. Поэтому там, где позволяет территория,

отводится для этой цели специальная площадка, которая должна быть свободной от

какого-либо оборудования и деревьев. Лучше всего для этого использовать лужайку, окруженную

зелеными насаждениями.

Каждой площадке для младших школьников следует придавать какую-либо отличительную

особенность в ее оборудовании и устройстве. Для этого на ней располагается хотя

бы одно большое движущееся устройство (качели, карусель и т. п.) и ряд небольших, неподвижных

устройств. Может быть также организована зооплощадка, площадки строительная и

по изучению правил уличного движения.

Еще лучше разместить на ней старую лодку, экипаж, автомобиль, макет паровоза, парохода,

на которых можно отправляться в увлекательные путешествия. Правильное размещение

детских площадок в микрорайоне является серьезной задачей при решении его планировки.

Для детской площадки может быть использован любой участок микрорайона, любой

уголок двора, если они отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Существуют, однако,

общие требования к организации детских площадок. Детские площадки, в первую

очередь, должны быть изолированы от проездов для автотранспорта, от автостоянок и дорожек

с интенсивным пешеходным движением. Они должны быть непроходными. Эти требования

особо важны в целях уменьшения детского травматизма, так как дети, увлекаясь игрой,

забывают об опасности.

Детские площадки необходимо изолировать также от пыли, мух и от запахов хозяйственных

площадок. Площадки должны быть окружены зеленью, защищены от ветра, обеспечены

солнечным светом и в то же время иметь достаточно тени и хорошо проветриваться.

Площадки для детей младших групп распределяются более или менее равномерно по

району, чтобы избежать скопления на них детей и распространения инфекции.

Маленькие дети должны быть под надзором матерей. Поэтому их игры организуются,

по возможности, на виду из окон квартир. Радиус обслуживания этих площадок не превышает

60-80 м, что обязывает в каждой жилой группе располагать две-три таких площадки.

Площадки для младших школьников в отличие от децентрализованных площадок для

малышей могут быть расположены в жилой зоне более концентрированно.

Иногда несколько таких площадок располагают в микрорайоном саду, однако во

всех случаях радиус их обслуживания не должен превышать 500 м. Площадки для старших

детей (10-12 лет) располагаются обычно в 1-2 местах микрорайоного сада или их объединяют

в игровые комплексы.

В игровой комплекс могут входить самостоятельные площадки для разных возрастов,

например, площадки для младших школьников, объединенные с пришкольными площадками.

Эти площадки с успехом используются школьниками и молодежью микрорайона

после окончания занятий и во время каникул.

Но при создании игровых комплексов следует соблюдать достаточную изоляцию

одной площадки от другой с тем, чтобы старшие дети не мешали младшим, шумные

игры - тихим.

Наиболее часто встречается объединение площадок в небольших дворах жилых

групп, в этом случае детскую площадку разделяют на несколько ячеек для разных возрастов

детей и различных видов игр низкими стенками-парапетами из бетонных элементов,

кирпича или камня. Стенки, создавая четкие границы площадок, за которые не выходит

игра, не разбрасываются игрушки и песок, становятся дополнительным местом игр детей.

Дети ходят и бегают по стенкам, прячутся за них. Особенно часто этот прием встречается

при расположении площадок на значительном уклоне, когда их приходится размещать

на разных уровнях, а разделяющие стенки использовать в качестве подпорных.

Иногда этот способ помогает рационально разместить землю, вынутую из котлованов

жилых домов, обеспечив одновременно живописность решения.

Во всех случаях детские игровые площадки нежелательно соединять с площадками для

отдыха взрослых. Однако, если двор невелик и площадки приходится все же объединять, их

обязательно разделяют зелеными насаждениями или декоративными стенками. Полное объединение

площадок отдыха взрослых возможно только с площадками для матерей с детскими

колясками или с площадками для детей ясельного возраста, надзор за которыми осуществляют

взрослые.

Размеры площадок определяются по правилам и нормам (СН и П 2.07.01-89) из расче-

та: 1 м на одного человека, проживающего в микрорайоне. Аналогичные нормы приняты

также в других странах.

Размер площадок для разных возрастов, рекомендуемый проектом указаний по озеленению

жилых микрорайонов, приведен в табл. 1.

Таблица 1

Площадки для отдыха

Обеспечение взрослого населения необходимыми условиями отдыха на свежем воздухе

приобретает большое значение при благоустройстве микрорайона.

Площадки отдыха особенно нужны лицам пожилого возраста, которым трудно передвигаться

вне пределов своего дома или микрорайона; но и другие категории взрослого населения

в равной мере нуждаются в периодическом отдыхе на открытом воздухе.

Организация отдыха для разных по возрасту и интересам групп населения различна.

Это в первую очередь площадки тихого отдыха, беседки-читальни, площадки настольных

игр, места для бесед и др.

В больших дворах жилой зоны и в микрорайоном саду создается несколько различных

по назначению площадок для отдыха, отличающихся своим оформлением и величиной.

Место расположения площадок выбирается в зависимости от их назначения, характера использования

и влияния на окружающее население (шум, музыка).

Площадки активного отдыха (шумные) размещаются в саду микрорайона, вдали от жилой

застройки; площадки тихого отдыха - преимущественно в озелененных дворах жилых

групп, а также в зоне отдыха сада микрорайона.

По данным Института внешнего благоустройства и озеленения Москвы за 2002 год,

территория площадок для отдыха взрослого населения в жилой зоне составляет около 5 % и

2 2

предусматривается в размере 420-500 м на 1 га зоны или 1 м на 1 жителя микрорайона.

В том числе различные по размеру площадки тихого отдыха и площадки настольных игр

общей площадью 300-350 м2 по 4,5-5 м2 на одного отдыхающего, при единовременном пребывании

на них 25-30 % всего взрослого населения.

В саду микрорайона площадки отдыха составляют 2-3%, а прогулочные дорожки и

аллеи не более 15 % от территории сада.

Площадки для тихого отдыха, предназначенные для отдыха нескольких человек, размещаются

во дворах жилой зоны среди зелени, в отдалении от проездов, хозяйственных и

детских игровых площадок или в зоне тихого отдыха микрорайоного сада, в карманах и ответвлениях

основной прогулочной аллеи, где для них выбирают изолированные уголки,

плотно окруженные зеленью, или выигрышные места, откуда открывается привлекательный

вид на водоем, поляну, группы деревьев, застройку. Площадки оборудуются одной или несколькими

садовыми скамьями или шезлонгами, поставленными в тени деревьев. Здесь же

делаются посадки цветущих кустарников и многолетних цветов.

Если крупных деревьев на площадке нет, затенение создается устройством пергол с

вьющимися растениями или садовыми зонтикам и тентами. При необходимости защиты от

ветра с одной или двух сторон площадки устраивается декоративная стенка из цветных пластических

материалов, железобетонных панелей, камня или трельяжей. Деревья и кустарники

для озеленения площадки выбирают с высокими декоративными качествами.

Для достижения быстрого художественного эффекта и затенения площадки в особых

случаях можно допустить пересадку отдельных деревьев с крупными кронами в возрасте

20-25 лет.

На отдельных площадках тихого отдыха устраиваются вазы или цветочницы.

2 2

Размер площадок в пределах от 12-15 м на 2-3 человека и до 60-80 м на 8-10

отдыхающих.

Таблица 2

Площадки различного

назначения

Удельные размеры

площадок

Минимальные расстояния от

границ площадок до окон

жилых и общественных

зданий, м

Объединённые, площадки для

детей дошкольного возраста с

площадкой отдыха взрослых

Размеры, не менее 150 м2 12

Для отдыха взрослого населения

(для настольных игр,

тихого отдыха)

В пределах 0,05-0,1 м2 на жителя,

в пределах 20-100 м2 *

Помимо небольших площадок для индивидуального отдыха устраивается площадка

размером 50-80 м2 на 15-20 чел. для чтения на открытом воздухе и тихих настольных игр

(шашки, шахматы), такая площадка размещается либо на территории большого двора жилой

зоны, либо в зоне отдыха сада.

Она оборудуется навесом от солнца и дождя с небольшим шкафом для хранения книг и

газет. На площадке, кроме того, могут быть установлены перголы, сооружен декоративный

бассейн или альпийская горка, а на газон уложены крупные садовые камни. Посетители

площадки помимо скамеек обеспечиваются стульями, шезлонгами и переносными

столиками.

Площадка окружается деревьями, цветущими кустарниками, между ними высаживаются

цветы-многолетники в ассортименте, обеспечивающем непрерывное цветение. Около

скамей высаживаются душистые цветы.

Для чтения и отдыха используются также скамьи, расставленные с интервалом 25-30 м

на прогулочных аллеях сада в тени деревьев.

На территории микрорайона сада или на отдельном озелененном участке с хорошей инсоляцией

могут быть предусмотрены площадки для взрослых, присматривающих за детьми

ясельного возраста. На площадке размером не менее 80 м2 размещаются удобные скамьи,

столики для рукоделия, для детей - песочницы и качалки.

Во дворах жилых групп, а также в саду микрорайона предусматриваются также площадки

для настольных игр. Их размещают не ближе 20 м от жилых домов. На площадке помещают

несколько столов для игр, скамьи, урны для мусора. Скамьи лучше делать стационарными

и устанавливать их вокруг существующих крупных деревьев для предохранения

корневой системы от повреждений. Минимальный размер площади 12-15 м2 с установкой

одного стола для игр со скамьями.

В зоне тихого отдыха сада предусматриваются, кроме того, солярии для солнечных и

воздушных ванн. Солярии располагаются на участках, хорошо защищенных от ветра, в местах

наиболее интенсивного облучения солнцем в период наилучшего загорания от 8 до 14

часов дня. Солярии оборудуются лежаками, зонтиками, скамьями, шезлонгами, переносными

раздевалками и питьевыми фонтанчиками. Желательно устройство душа.

Площадка окружается защитной полосой насаждений шириной 6-8 м с вкраплением

деревьев с большой кроной для создания тени на отдельных участках. Покрытие площадки

травяное, устойчивое против вытаптывания. Размер площадки 60-80 м2 на 15-20 человек.

Площадки для отдыха на траве располагаются на поляне, окруженной группами

деревьев и кустарника, защищающих площадку от ветра и пыли. Оборудование площадки

состоит из питьевых фонтанчиков и мусоросборников из сеток. Площадка рассчитывается на

одновременный отдых 20-30 человек и имеет размеры 150-200 м2.

В зоне активного отдыха сада микрорайона предусматриваются: открытая площадка

для лекций, концертов и кино, оборудуемая скамьями для зрителей и эстрадой; она используется

также для размещения киноэкрана. Размер площадки не менее 200-250 м2.

Желательно, чтобы эстрада была открытой или в виде навеса или тента и не имела

боковых стенок, т. е. чтобы концерты и другие выступления проводились на фоне зеленых

кулис.

Площадка должна иметь по возможности уклон, чтобы места для зрителей были расположены

в виде амфитеатра. Расстояние между осями скамей принимается 1 м, а на каждого

зрителя предусматривается 50-60 см длины скамьи. По бокам оставляются свободные проходы

шириной 2 м и не менее 5 м - перед эстрадой. Площадка окружается полосами кустарника

и группами деревьев. Вместимость такого зеленого зала принимается не более

150-200 мест, для остальных зрителей предусматриваются стоячие места позади скамей.

Танцевальная площадка - любимое место встреч молодежи прежних лет, но может

и будущих, которую размещают в саду, в максимальном отдалении от жилых домов.

Танцплощадка устраивается в виде круга диаметром не менее 8 м с гладким бесшовным

покрытием. Уровень его не менее 30 см выше земли. По периметру высаживаются яркие

цветы, за которыми по кругу располагаются скамьи для зрителей и отдыха танцующих.

Танцплощадка располагается на газоне среди групп деревьев, обеспечивается хорошим вечерним

освещением и удобными подходами.

СНиП. Площадки для отдыха

4.12.9. Площадки отдыха на жилых территориях следует проектировать из расчета

0,1-0,2 кв. м на жителя. Оптимальный размер площадки 50-100 кв. м, размер площадки индивидуального

отдыха - не менее 15-20 кв. м. Допускается совмещение площадок тихого

отдыха с детскими площадками согласно 4.12.4.1. Не рекомендуется объединение тихого отдыха

и шумных настольных игр на одной площадке. На территориях парков рекомендуется

организация площадок - лужаек для отдыха на траве.

4.12.10. Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на площадке

отдыха включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с

газоном, озеленение, скамьи для отдыха, скамьи и столы, урны (как минимум, по одной у

каждой скамьи), осветительное оборудование.

4.12.10.1. Покрытие площадки рекомендуется проектировать в виде плиточного мощения.

При совмещении площадок отдыха и детских площадок не допускается устройство

твердых видов покрытия в зоне детских игр.

4.12.10.2. Рекомендуется применять периметральное озеленение, одиночные посадки

деревьев и кустарников, цветники, вертикальное и мобильное озеленение. Площадки - лужайки

должны быть окружены группами деревьев и кустарников, покрытие - из устойчивых

к вытаптыванию видов трав. Инсоляцию и затенение площадок отдыха следует обеспечивать

согласно 4.12.7.3 настоящего подраздела. Не допускается применение растений с ядовитыми

плодами.

4.12.10.3. Осветительное оборудование должно функционировать в режиме освещения

территории, на которой расположена площадка.

4.12.10.4. Минимальный размер площадки с установкой одного стола со скамьями для

настольных игр составляет 12-15 кв. м.

Малый сад

Основная цель декоративного сада - выращивание

излюбленных декоративных растений и их показ в наивыгоднейших

сочетаниях с другими растениями или

предметами.

Л. И. Рубцов

Зона декоративных экспозиций представляет собой композиционную ландшафтную единицу,

обладающую специальным характером садово-паркового пейзажа. Специфика зоны декоративных

экспозиций определяется главной целью ее устройства - привлекать внимание

особым, присущим ей эстетическим эффектом, который не является прямой задачей других

единиц парковой композиции. Необходимо добиваться большой красочности и композиционной

насыщенности ландшафта зоны декоративных экспозиций для того, чтобы вызвать у человека

повышенную активность эмоциональной реакции по сравнению с обычными парковыми

пейзажами, которым он уделяет часто мимолетное внимание. Яркость и необычность экспозиции

возбуждает интерес к жизни растений, способствует более тесной связи с природой и тем

самым лучшему отвлечению человека от повседневной будничной обстановки.

Зону декоративных экспозиций следует формировать в циде пространственно обособленного

садово-паркового ландшафта. Для получения необходимой силы колористического

эффекта участок для устройства декоративных экспозиций должен иметь относительно ограниченный

размер и представлять собой как бы небольшой сад в общем ландшафте парка.

Декоративное назначение садов для различных видов экспозиций требует особенно тщательной

планировки, а также точности разбивки цветников и четкости в компоновке растений,

изысканного рисунка водных устройств, высокого качества архитектурно-ландшафтного

благоустройства и постоянного ухода за всеми элементами композиции пейзажа. Каждый из

элементов, независимо от формы применения, должен быть особенно строго выдержан в

масштабе композиции сада и обладать яркой эстетической выразительностью.

В регулярной схеме планировки значение главных элементов надо подчеркивать геометрическими

формами деталей композиции пейзажа. В нерегулярной схеме планировки

цельность композиции должна быть обеспечена с помощью последовательного повторения

элементов и динамического равновесия.

Различие объектов декоративных экспозиций определяет типы специализированных

садов и особенности их архитектурно-планировочного формирования: монокультурных растений

- роз, сирени, рододендронов, тюльпанов и др.; водных и влаголюбивых растений -

ирисов, кувшинок, лотосов и др.; скальных; скульптуры и др.

Задача композиции монокультурного сада - показ наиболее выгодных сочетаний растений

между собой и с другими элементами для усиления эстетического эффекта этого типа

садово-паркового ландшафта. Для формирования такого сада рекомендуется четкое распределение

участков с отдельными сортами и разновидностями растений, позволяющее более

ярко выявить их различные достоинства. При этом композиционные приемы организации

монокультурного сада надо подчинять требованиям агротехники и обеспечению хороших

условий зрительного восприятия экспозиций.

Цветущий сад роз, или розарий, обладает большой красочностью и эстетической

выразительностью. Однако следует учитывать, что розы, несмотря на свою ослепительную

красоту, парадоксальным образом теряют свою привлекательность и декоративный эффект,

если размещены неудачно. Для создания удачной композиции розария необходимо обеспечить

продуманное размещение кустов и создать для них соответствующее декоративное окружение

(лужайки, кустарники, живые изгороди, водоемы, плиточные покрытия площадок и

дорожек и т. д.). Не следует стремиться представлять в розарии обширную и полную коллекцию

роз, целесообразнее отобрать самые лучшие экземпляры и наиболее стойкие их разновидности.

В зависимости от сорта роз можно создать разные композиции розария. В классической

композиции розарии должны иметь геометрическую форму и располагаться вокруг

какого-либо главного элемента: скульптуры, водоема, фонтана и др. Строгая и простая планировка

территории способствует четкой организации маршрута осмотра экспозиции.

Разновидность этого приема планировки - разбивка на газоне более крупного цветника геометрической

формы (площадью 5-8 м). Газон в этом случае не разрывается на отдельные

мелкие участки цветников, что позволяет достигнуть большей простоты и композиционной

цельности сада.

Статичную традиционную форму классического розария в современных садах целесообразно

заменять более разнообразной планировкой. Рекомендуется использовать принцип

вписывания засаженных кустами роз участков в сетку, образованную на газоне плитами мощения

из бетона или естественного камня. Зелень газона и мощение из плит позволяют эффективно

подчеркнуть окраску роз. Сетку из мощения можно сделать в форме сот, шахматной

доски и др. Для оживления композиции роз некоторые из клеток в сетке мощения можно

занять скульптурой, газоном или бассейном. Композицию сада с экспозицией вьющихся роз

следует решать в соответствии с особенностями растительной формы роз, для роста и цветения

которых требуется хорошая опора. Лучшим материалом для опор служат дерево и металл,

из которых делается простая конструкция - рама, решетка, и более сложная - свод, арка,

полусфера. Выбор конструкции зависит от стиля композиции и площади розария. Вьющиеся

розы можно размещать отдельно либо в сочетании с роза, растущими кустами. Их целесообразно

окружать живой изгородью из кустарников с густой листвой, которая придает

декоративную завершенность общей композиции сада.

Цветочный сад создается из однолетних или многолетних цветов. Сад из одного вида

растений обладает декоративным эффектом в определенный для него период цветения.

Известна большая красочность ранневесеннего сада из тюльпанов, когда масштабные посадки

создают сильное впечатление сочетанием разных цветов. С этой целью следует высаживать

тюльпаны с цветками одинакового цвета крупными участками, а их размещение продумывать

с учетом гармоничных колористических сочетаний. Не меньшей декоративностью

обладает сад пионов, цветущий летом, в композиции которого следует применять указанные

выше приемы. Из многолетников рекомендуется устраивать сад непрерывного цветения, который

позволяет достигнуть красочности цветника с учетом разных периодов цветения разных

сортов растений. Цветочный сад может представлять собой самостоятельный композиционный

элемент пейзажа или же составную часть более сложного построения садово-

паркового ландшафта.

Водяной сад представляет собой устройство, в котором вода служит главным средством

декоративного украшения. Виды применения воды в композиции водяного сада могут

быть самыми разнообразными. В соответствии с размером ограниченного участка для

устройства сада рекомендуется использовать малые формы водных устройств небольшие декоративные

бассейны, каналы, каскады и тонкоструйные фонтаны, из которых и формировать

пространственную систему композиции сада. Основная художественная задача создания

водяного сада - максимальное раскрытие водных поверхностей, которые играют роль своеобразных

зеркал. Отражая небо и растительность, они придают пространственную выразительность

пейзажу. Все ландшафтное оформление окружающих участков должно обеспечивать

хорошую обозреваемость водных элементов. Для достижения большого эффекта

отражения в водном зеркале бассейны и каналы следует располагать в одном уровне с площадкой

или газоном и, как правило, не делать у них высоких бортов. Целесообразно использовать

прием устройства дорожек из отдельных плит или камней, пересекающих бассейны и

каналы, по которым можно совсем близко подойти к воде, чтобы усилить ее эстетическое

воздействие на человека.

На основе рационального использования рельефа, существующих насаждений следует

добиваться своеобразия архитектурно-ландшафтного решения водяного сада. Применение

живописного или геометрического приема композиции определяется характером природной

ситуации. На волнистой поверхности земли целесообразна живописная планировка сада в

виде системы бассейнов разной формы и величины, которые должны быть вписаны в рельеф

местности. Покатый склон дает возможность расположить бассейны и каналы на площадках

в разных уровнях, устроить небольшие каскады и фонтаны. Ровная поверхность участка предопределяет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.239 с.)