Суфийские ордена. Шейхи и мюриды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суфийские ордена. Шейхи и мюриды



Примерно с XI в. на основе различных монастырских школ и братств в разных районах Халифата стали возникать суфийские (дервишские) ордена. Суть связанных с этим изменений в суфизме проявилась в том, что на смену весьма неопределенным по характеру организационным формам, в рамках которых объединялись (наподобие ранних буддийских монахов) искавшие божественную истину первые суфии, постепенно приходила строгая и стройная структура иерархических конгрегации во главе с почитаемыми «святыми отцами» (шейхами, муршидами, пирами, ишанами). Эти «святые отцы» обладали уже не только абсолютным религиозным авторитетом, но и безусловной административной властью над подчиненными им мюридами, всегда готовыми слепо им повиноваться. Обычно каждый такой шейх – вчерашний дервиш или аскет-мистик, собравший вокруг себя группу последователей и почитателей, – настойчиво призывая к святости веры и проповедуя фанатическое рвение, отказ от собственного «я», добивался неслыханной власти над членами конгрегации, превращался в тирана и повелителя своего братства или ордена. Его мюриды из самостоятельно искавших Бога в себе и стремившихся слиться с Аллахом суфиев-одиночек становились солдатами ордена, подданными его главы, по социальному статусу и политико-административной власти, образу жизни и доходам напоминавшего феодально-теократического властителя, в какового он по большей части со временем и превращался. Это не мешало тем или иным из его подчиненных действовать по-прежнему в качестве нищих дервишей, т.е. разъезжать по разным странам и, проповедуя свои идеи, демонстрируя свою святость, основывать повсюду филиалы своего ордена, т.е. усиливать тем самым его влияние и могущество его предводителя.
В иерархически организованных орденах существовал строгий внутренний регламент, более четко определялись ступени посвящения. Обычно первой из них (шариат) была ступень обучения неофитов, которые были обязаны изучить нормы ислама (откуда и название ступени) во всех деталях и научиться беспрекословно повиноваться старшим. Вторая ступень – тарикат – означала, что подготовленный ученик вступил на благочестивый путь и стал мюридом, продолжающим свою деятельность под непосредственным руководством того или иного из шейхов или ишанов. На третьей ступени – марифат – суфий считался достигшим определенного познания; он должен был уметь в совершенстве сливаться в экстатическом трансе с Аллахом и имел право учить молодых. Четвертая и высшая ступень – хакикат – означала полное постижение истины и слияние с Божеством, доступное лишь немногим. В разных орденах были свои нормы, и иерархические лестницы могли различаться. Но общим для всех них были жесткая дисциплина и беспрекословное повиновение младших старшим, спорадические радения с молчаливой медитацией либо активным экстазом во имя слияния с Аллахом, полная преданность исламу (в той его форме, которую исповедовал глава ордена) и готовность по первому знаку вождя вести священную войну с неверными.
На протяжении XI-XIV вв. число подобных конгрегации росло особенно быстро, хотя новые ордена, не говоря уже о филиалах, возникали и позже. Различной была деятельность и судьба этих орденов. Одни из них быстро приходили в упадок и сходили на нет, другие продолжали и даже активизировали свою деятельность на протяжении многих веков. Некоторые ордена концентрировали свое внимание на миссионерской работе, перемещаясь на новые места (это особенно характерно для Африки) и завоевывая сторонников среди местного населения, подготавливая тем самым исламизацию той или иной этнической группы, а то и целой страны. Иногда, особенно в тех районах, где государственность среди местного населения была очгнь слаба либо отсутствовала вовсе, суфийские ордена привносили с собой политико-бюрократические формы и становились основой нового политического образования или достаточно крепким государством в государстве. В других случаях ордена могли превращаться в мощные боевые отряды, вокруг которых складывались серьезные национальные движения, направленные на борьбу с чужеземцами во имя священного джихада. Многие из таких орденов широко распространены и пользуются значительным влиянием, как, например, Кадирийя (последователи аль-Кадира, основавшего орден в XII в.), ответвления которого можно встретить в различных районах Азии и Африки. Известны также и другие ордена, влияние которых ощущается в ряде районов Ближнего и Среднего Востока, как, например, Сенусийя.

Культ святых и ваххабиты

Усилиями суфиев в исламе распространился культ святых, о существовании которых не было и речи в годы жизни пророка, составления Корана или хадисов Сунны. С расцветом суфизма и появлением многочисленных братств и орденов с их шейхами, обладавшими абсолютным авторитетом и неограниченной властью, склонными к видениям и экстатическим импульсам, стало считаться, что именно эти религиозные лидеры являются носителями небесной благодати (барака), способной передаваться от основателя ордена к его преемнику (чаще всего к сыну или иному близкому родственнику) путем эманации. Не удивительно, что многие из таких шейхов, особенно наиболее заслуженные, влиятельные и могущественные, прославившиеся своими радениями и общением с Аллахом, еще при жизни почитались почти святыми, а после смерти легко становились таковыми в глазах их последователей и прочих правоверных. Имена их обрастали легендами, деяния приукрашивались и превращались в чудодействия, а места захоронения (мазары) становились святыми местами, объектом паломничества. Считалось, что гробницы таких святых обладают чудодейственной силой, излечивающей и помогающей правоверным, поэтому на них смотрели как на святилища, они превращались в объекты исступленного почитания. Их посещение считалось богоугодным делом (в некоторых случаях два-три подобных посещения приравнивались к хаджу).
Когда в XI в. усилиями главным образом аль-Газали ортодоксальный суннизм несколько сблизился с умеренными течениями суфизма, институт святых (вали) был признан и официальным каламом. Культ святых стал быстро распространяться по всему исламскому миру, а в некоторых его районах, как у берберов северной Африки, едва ли не оттеснил на задний план культ Аллаха – настолько распространилось и заняло первостепенное место почитание святых и их мазаров. Это нравилось не всем. Стремясь возвратить исламу его чистоту и избавить его от самозванных святых, в XVIII в. аль-Ваххаб и его последователи –ваххабиты, суровый аскетизм которых исключал любой культ (включая культ пророка), стали выступать как против развлечений, так и против посредников-духовников во взаимоотношениях мусульманина с Аллахом.
В чем-то, напоминая хариджитов, ваххабиты с новой энергией выступили против всего, что противоречило их убеждениям, в частности против святых мест, которых было особенно много в древней Аравии, зоне действия ваххабитов. Выступив под лозунгом джихада и разгромив ряд аравийских городов, включая Мекку (где был изуродован даже древний и священный для всех мусульман камень Каабы), ваххабиты в начале XIX в. основали здесь эмират, потомки главы которого, Сауда, правят в Саудовской Аравии и поныне. Ныне ваххабизм, являющийся господствующим в Саудовской Аравии, стал более умеренным, а святыни Аравии не только восстановлены, но и находятся под защитой и покровительством саудоаравийских властей.

 

Колонии в современном значении появились в эпоху ВГО, в результате которых начинает формироваться колониальная система. И этот этап развития колониализма связан с формированием капиталистических отношений, поэтому понятия «колониализм» и «капитализм» неразрывно связаны, причем капитализм становится господствующей социально-экономической системой, а колонии ускоряют этот процесс.

1 этап формирования колониализма – это колониализм эпохи первоначального накопления капитала (ПНК) и мануфактурного капитализма. Здесь главными процессами были – это колониальный грабеж и колониальная торговля, которые и были главными источниками ПНК.

На этой стадии в результате ВГО стали образовываться обширные колониальные владения, в первую очередь –это Испании и Португалии, между которыми в 1494 году между ними было заключено Соглашение в разделе мира по 30 градусному меридиану в Атлантическом океане, по которому все земли на Запад от этой линии – были колонии Испании, а на Восток - все земли Португалии. Так было положено начало формированию колониальной системы.

Первый период колониализма затрагивает и мануфактурный период. В дальнейшем в 60-е годы 16 века Испанию и Португалию по размерам накопления богатств начинают обгонять голландские купцы и буржуа. Голландия вытесняет португальцев с Цейлона, создаёт свои опорные пункты в Южной Малайзии, Индонезии.

Почти одновременно с португальцами Англия начинает свою экспансию в Западной Африке (в странах Гамбия, Гана), а с начала 17 века – в Индии.

2 этап колониализма совпадает с эпохой промышленного капитализма (т.е. 2стадией развития капитализма). Новый этап развития капитализма применил новые методы эксплуатации колоний. Так, для дальнейших колониальных захватов потребовалось объединение крупных купцов и промышленников метрополий. В результате в 17 веке были созданы:

- Ост-Индская компании - (Английская 1600-1858 гг.; Голландская 1602-1798гг.; Французская 1664-1770 гг. и 1785-1793 гг.);

- В Центральную и Северную Америку – Вест-Индские компании.

У этих компаний было монопольное право осуществлять захват колоний и эксплуатировать народы и главным источником фондов этих компаний была перепродажа скупаемых товаров за бесценок.

На этом этапе развития колониальной системы происходит промышленная революция (это переход от мануфактур к фабрикам и заводам), которая начинается с последней трети 18в. и заканчивается в развитых европейских странах примерно к середине 19в. На этой стадии начинается период обмена товарами, с помощью которого колониальные страны втягиваются в мировое товарное обращение. Таким образом, происходит замена внеэкономических методов эксплуатация (т. е. насилия) другими методами- экономическими (это обменом товаров между колониями и метрополиями), в результате метрополии превращают колонии в свои аграрно-сырьевые придатки для нужд своей промышленности. Но, с другой стороны, метрополии способствуют социально-экономическому развитию колоний, а именно развитию местной промышленности по переработке сырья, развитию транспорта, связи и др. Кроме того, в эпоху промышленного капитализма произошла специализация колоний, появились полуколонии, такие как Китай, Турция.

3 этап – это этап монополистического капитализма, соответствует последней трети 19 в. и до Первой мировой войны (до 1914г.) В этот период меняются формы эксплуатации колоний, они втягиваются в мировой капиталистический рынок, а через него в производство товаров. И к началу Первой мировой войны полностью складывается колониальная система, т.е. на этом этапе завершился территориальный раздел мира, когда сложились колониальные владения 3-х европейских держав:

- Англия была 1 месте по владениям, имела–33,5 млн. кв. км с населением 400 млн. человек;

- Франция – 10,6 млн. кв. км с численностью 55 млн. человек;

- Германия – 3 млн. кв. км с численностью 13, 3 млн. человек.

В связи с изменением формы капитализма, т. е. переходом в новую стадию–стадию империализма, изменяются и методы эксплуатации колоний. Теперь вывоз капитала становится главным методом эксплуатации колоний, т.к. межмонопольная конкуренция на родине не дает больших процентов прибыли от вложенного капитала, отсюда выгодность его вывоза в колонии. Капитал вывозится в различных формах:

1) в форме ссудного капитала (это кредиты и займы);

2) в форме производительного капитала (это станки и промышленное оборудование);

3) в форме непроизводительного капитала (оружие, кредиты на импорт потребительских товаров).

Причем на 1 месте ссудные операции и роль в этом иностранных банков.

 

Распад колониальной системы

 

1 этап распада колониальной системы относится к концу 18 в. - первой четверти 19 в., когда в результате войн за независимость от испанского и португальского владычества получили свободу страны: в Северной Америки – США (бывшая английская колония) и многие страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Гондурас, Гватэмала, Мексика, Колумбия).

2 этап распада связан с кризисом колониальной системы, начавшемся в начале 20 века. В период империализма создаются предпосылки для крушения колониальной системы, это:

1) создание в колониях предпринимательства создавало возможность дальнейшего развития лишь при национальной независимости;

2)революция в России в1905-07гг., предопределившая тенденцию национально-освободительного движения в колониях;

3) кризис Западной цивилизации, связанный с Первой мировой войной и последовавшими за ней глубокими социально-политическими переменами в мире, повлиявшими на антиколониальную борьбу (т.е. на распад колониальной системы).

Этап кризиса колониальной системы начался с 1905-07гг. и продолжался до 1914г., когда шло пробуждение стран Азии и метрополии были вынуждены изменить свое представление о месте в будущем народов Азии, Африки и Латинской Америки. В этот период проходят революции: в Иране- 1905-07гг.; в Турции – 1908 г.; в Индии –1905-08гг.; в Китае – 1911-1913 гг.

Во 2 этапе можно выделить следующие периоды:

1) период с1914 по 1945гг., когда освободились от колониальной зависимости следующие страны: Египет–в 1922г., Ирак и Саудовская Аравия–в 1927г., Эфиопия–в 1941г., Сирия и Ливан – в 1943г.

2) период с 1945-1960гг. - наиболее значимый в распаде колониальной системы, начался с окончания Второй мировой войны, когда Советский Союз (т.е. СССР) в ООН выступил за независимость колониальных народов. За 10 лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилось более 1,2 млрд. человек. Кроме того, с середины 50-х гг. началось крушение колониальной системы в её классических формах прямого подчинения и диктата. На карте мира, начиная с 1945г. стало 15 суверенных государств, в которых проживало четыре пятых (4/5) населения бывших колоний. В это период освободились: Филиппины -в 1946г., Индия, Бирма, Пакестан и Индонезия - в 1947г., Цейлон–в 1948г., Камбоджия и Лаос – в 1949г., Вьетнам – в 1954г., Малазия – в 1957г. и др. страны.

3) период с конца 60-х годов и по 1975 г. – завершающий. В 1960 году Генеральная Асамблея ООН приняла декларацию о предоставлении независимости бывшим колониям и 1960 год вошел в историю как год Африки, так как в Африке в 60-е годы была провозглашена независимость 17-ти стран Центральной и Западной части Африки. В результате в 1975 году распалась последняя колониальная империя (португалькая), чем и завершился колониальный распад.

 

Специфика экономики развивающихся стран

 

Характерной особенностью развивающихся стран является наличие у них:

1) многоукладность экономики;

2) экономика носит переходный характер;

3) неразвитость социально-экономических структур;

4) зависимое положение по отношению к развитым странам.

Всего выделяют 4 группы развивающихся стран со своей спецификой в экономике:

1 группа–АГРАРНЫЕ страны, для которых характерен низкий уровень развития и основная отрасль экономики – сельское хозяйство. К ним относятся в основном страны Африки - это Ангола, Гвинея, Зимбабве, Либерия, Мозамбик, Нигерия и др.

2 группа- АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ страны - это страны со средним уровнем развития. К ним относятся: Индия, Индонезия, Пакестан, Колумбия, Чили, Перу, Сирия, Турция. В этих странах аграрный сектор имеет несколько большее значение (в нем занято 60% всего населения), а промышленность представлена предприятиями по переработке сельхозсырья, текстильными фабриками, развивается машиностроение, энергетика, приборостроение, складывается современная инфраструктура хозяйства.

3 группа – группа НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ стран (т.е. страны нефтяной элиты) - это Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия и др. Они характеризуются наличием крупнейших в мире запасов нефти. Основа народного хозяйства – это добыча и экспорт нефти и нефтепродуктов, что составляет до 95% государственных доходов страны.

4 группа–это новые индустриальные страны (НИС), которая делится на 2 группы стран:

- на Восточные НИС, к которым относятся – Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Тайланд. У них основой экономики является промышленность, которая даёт основную часть валового национального продукта (ВНП), в них интенсивно развивается электроника, электротехника, приборостроение, упор сделан на высокосложные и наукоемкие производства.

-на Латиноамериканские НИС, к которым относятся - Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла и др. Темпы экономического роста латиноамериканских стран несколько ниже, чем у Восточных НИС. У них в аграрном секторе до 1/3 трудоспособного населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.57.1 (0.029 с.)