Понятие рынка и отрасли. Место отрасли в народном хозяйстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие рынка и отрасли. Место отрасли в народном хозяйстве.



Понятие рынка и отрасли. Место отрасли в народном хозяйстве.

Рынок – система отношений, соединяющая продавцов и покупателей товара, определяющая механизмы и особенности их взаимодействия.

Рынок – это совокупность покупателей и продавцов, взаимодействующих друг с другом.

Рынок – механизм передачи права собственности.

1. Первый подход рассматривает отрасль, как часть народнохозяйственного комплекса, как область производственно-экономической деятельности предприятий, входящих в состав отраслей.

Отрасль - совокупность предприятий, организованных по 1 из отраслеобразующих признаков, к которым относится:

1) Выпуск продукции одинакового назначения и исполнения –основной.

2) Использование схожих технологий.

3) Использование одинакового исходного сырья

4) Выполнение одинаковых функций.

5) Использование одинаковой технической базы.

6) Специфичность кадров и условий труда

Народнохозяйственный комплекс страны – это совокупность предприятий.

Все предприятия по их участию в процессе создания материальных благ относятся к сферам:

1) Производственной (принимают непосредственное участие в процессе создания материальных благ)

2) Непроизводственной (в основном потребляют национальный продукт, перераспределяемый государством из производственной сферы)

Предприятия производственной сферы подразделяются на следующие основные отрасли:

1. Промышленность

2. Гражданское и промышленное строительство

3. Транспорт и связь

4. С/х, охота, лесное хоз-во и рыболовство.

5. Заготовительное производство, торговля и общественное питание.

Предприятия непроизводственной сферы подразделяются на следующие основные отрасли:

1. Здравоохранение

2. Спорт

3. Образование

4. Наука

5. ЖКХ

6. Культура

Недостаток первого подхода:

1) Большинство предприятий любой отрасли не является узкоспециализированными, в результате чего при учете объемов производства существует необходимость выделения доли производства профильных и непрофильных продуктов

2) Предприятия, которые производят сходные товары, но из разного исходного сырья и с применением разных технологий, будут относится по данным классификации к разным отраслям. (например, производители стеклянных и пластиковых бутылок под минеральную воду будут относиться к разным отраслям)

Второй подход к понятию «отрасль».

Под отраслью в рынке понимается совокупность производителей (или продавцов), предлагающих покупателям товары (продукцию, работы, услуги), предназначенные для удовлетворения тех же потребностей.

Таким образом, в отрасль объединяются не производители товара, а его продавцы на каждой ступени продвижения товара от производителя до конечного потребителя.

 

Экономическая классификация отраслей и видов экономической деятельности: ОКОНХ

ОКОНХ – общенациональный классификатор отраслей народного хозяйства.

В качестве объекта классификации отрасли народного хозяйства, которые формируются как совокупность предприятий.

Утвержден госстандартом СССР. 1976 год.

Является составной частью единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации и использовался до 2003 года. в отечественной практике учета и анализа результатов общественного разделения труда.

Задачи ОКОНХа:

1. Обеспечивать группировку предприятий с целью обеспечения научного анализа межотраслевых связей и пропорций в развитии народного хозяйства.

Используется при сопоставимости показателей при анализе экономической эффективности общественного производства и роста производительности общественного труда, а также для увязки главных и отчетных показателей, характеризующих состояние и развитие экономики страны.

В ОКОНХе насчитывается 24 отрасли народного хозяйства. Предусмотрен следующий перечень:

1. Промышленность

2. с/х

3. Лесное хоз-во

4. Рыбное хоз-во

5. Транспорт и связь

6. Строительство

7. Торговля и общепит

8. Материально-техническое снабжение и сбыт

9. Заготовки

10. Информационно-вычислительное обслуживание

11. Операции с недвижимым имуществом

12. Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.

13. Геология и разведка недр, геофизическя и метеорологическая службы

14. Прочие виды деятельности сферы материального производства

15. ЖКХ

16. Непроизводственные виды бытового обслуживания насленеия.

17. Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение

18. Народное образование

19. Культура и искусство

20. Наука и научное обслуживании е

21. Финансы, кредит, страхование, пенсии оное обеспечение

22. Управление

23. Обществ объединения

24. Экспертериальные организации и органы.

С точки зрения общественного разделения труда участие в создании совокупного общественного продукта и нац дохода, отрасли нар хоз-ва разделяются на 2 сферы:

1. Материального производства (1-14)

2. Непроизводственная сфера (15-24)

В ОКОНХе предусмотрено 16 комплексных отраслей промышленности, которые включают 405 отраслей производства, в том числе

Комплексная отрасль промышленности Отрасли производства
1. Машиностроение и металлообработка  
2. Легкая промышленность  
3. Цветная металлургия  
4. Пищевая промышленность  
5. Промышленность строительных материалов  
6. Химическая и нефтехимическая промышленность  
7. Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность  
8. Топливная  
9. Черная металлургия  
10. Стекольная и фарфоро-фаянсовая пром-ость  
11. Электроэнергетика  
12. Микробиологическая  
13. Медицинская  
14. Мукомольно- крупяная и комбикормовая промышленность  
15. Полиграфическая  
16. Другие  

 

Экономические границы отрасли и факторы, их определяющие.

1. Продуктовые границы отрасли.

При их определении учитывается взаимозаменяемость товара.

Используют показатель эластичности спроса по цене.

Перекрестной эластичности предложения по цене.

CES = ᶺQx%/ᶺPy%

ᶺQx% - изменение предложения на товары

ᶺPy%- изменение цены на товар.

Пример: товар Х производится на фирме А.

Товар У на фирме В. Произведены с пом. сходных технологий, т.е. будут являться взаимозаменяемыми, - субститутами, если: при увеличении цены на товар У на 20%, фирма А стремиться переключиться с производства товара Х на товар У, если при этом предложение товара Х на рынке падает на 40%, то прекрестная эластичность предложения товара Х в отношении изменения цены на продукт У сотавит:

CES: -0.4/0.2=-2

√ если показатель больше 0, то товары Х и У не явл. субститутами

√ если показатель меньше 0, то товары Х и У – субституты

2. Географические границы отрасли.

Географические границы отрасли связаны с территориальной характеристикой рынка. В зависимости от того, какие рынки будут учитываться при определении границ изменится и состав и структура отрасли.

3. Временные границы отрасли. Отражают период времени в течение которого исследуется поведение фирм и временная характеристика жизненного цикла товаров.

 

Факторы, определяющие экономические границы отрасли (действие которых будет зависеть от специфики отрасли):

1. Изменение многолетнего темпа развития отрасли

2. Внедрение новых товаров

3. Изменение технологий

4. Внедрение новых методов торговли

5. Вход или отход больших фирм

6. Изменение гос политики

7. Изменения общественных взглядов и образа жизни.

8. Снижение степени неопределенности и предпринимательского риска

 

Структура рынка и его основные детерминанты (показатели).

Понятие рыночной структуры характеризует способ, посредством которого организованы рынки.

Факторы, определяющие структуру рынка:

1. Количество производителей, степень их концентрации, а также вертикальной интеграции в процессе создания стоимости

2. Экономические признаки продукции (качество, степень дифференциации, близость к субститутам)

3. Структура издержек предприятия: экономия от масштаба, сетевые примущества

4. Барьеры входа и выхода с рынка

5. Обеспеченность информацией

6. Концентрация и рыночная власть покупателей

7. Условия, определяющие покупательский спрос (тренды, цикличные и сезонные колебания)\

Коэффициент Бейна

Кб = Пб-Пн/Кс – норма экономической прибыли

Пб – бухгалтерская прибыль

Пн – нормальная прибыль

Кс – собственный капитал фирмы

Коэф-т Лернера

L = P-MC/P = 1/Ed

Коэф-т Лернера – это показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства, где MC – это предельные издержки, P-цена, Еd – ценовая эластичность спроса.

Принимает значения от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем выше монопольная власть.

Среднее для отрасли (индекс лернера):

L=HHI/Ed

Херфиндаля – Харшмана

HHI =S12+S22

Используется для оценки степени монополизации отрасли и вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

S1, S2 – выражается в % доли продаж фирм, определяются как отношения объема продаж фирмы.

Выделяют 3 типа рынка:

1. Высококонцентрированные рынки

1800<HHI<10000

2. Умеренноконцентрированные (1000<HHI<1800)

3. Низко (до 1000)

3. Коэф-т Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов (акций) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени.

TI = Сp/Cb

Где Сp – рыночная стоимость активов фирмы

Cb – восстановительная стоимость активов фирмы

Коэф-т Папандреу.

Показывает в процентном отношении изменения объема продаж данной фирмы при изменении цены конкурента на аналогичную продукции на 1%.

PI= ƛi dQdi/dPj*Pj/Qdi

Qdiобъем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью.

Pjцена конкурента

ƛi коэффициент ограниченности мощности конкурентов.

ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ И КООРДИНАЦИЯ.

Олигополия -это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число крупных продавцов (обычно не более 10), а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами (масштаб производства, высокие первоначальные инвестиции, патенты, собственность на ресурсы).

Черты олигополистического ценообразования:

Координируемое поведение

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ.

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Для её использования необходимо наличие трёх важнейших условий:

o Эластичность спроса по цене у покупателей должна существенно различаться.

o Покупатели должны легко идентифицироваться и делиться на группы.

o Исключение дальнейшей перепродажи товара между группами.

Условия для проведения политики ценовой дискриминации:

1. Наличие рыночной власти у фирмы, проводящей ценовую дискриминацию

2. Возможность фирмы сегментировать рынок

3. Способность фирмы предотвратить перепродажу

Условия, которым должен отвечать рынок при проведении политики ценовой дискриминации

1. Продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы, исходя из эластичности спроса на благо.

2. Блага не могут перепродаваться покупателями одного рынка покупателям другого

3. Покупатели для монополии или продавцы должны быть отождествлены, иначе разделение рынка невозможно

 

Дискриминация может быть трёх различных степеней:

Первой степени – имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель (юр. услуги, мед. услуги).

Второй степени – предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки. В реальной жизни такая дискриминация выступает в основном в форме скидок.

Третьей степени - осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены (билет в музей, авиабилеты). Такой вид дискриминации чаще остальных встречается в реальной жизни.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ.

Диверсификация – распространение хозяйственной деятельности на новые сферы(расширение асоортимента производ-х изделий, видов, предоставление услуг, географич. сфера деятельности и т.д.).

Мотивы для диверсификации:

1. Экономия на шитроте ассортимента

2. Избежание доминирования на рынке

3. Диверсификация по причине провалов

4. Избыточные мощности и трансакционные издержки

5. Эффективность диверсификационных слияний

Понятие рынка и отрасли. Место отрасли в народном хозяйстве.

Рынок – система отношений, соединяющая продавцов и покупателей товара, определяющая механизмы и особенности их взаимодействия.

Рынок – это совокупность покупателей и продавцов, взаимодействующих друг с другом.

Рынок – механизм передачи права собственности.

1. Первый подход рассматривает отрасль, как часть народнохозяйственного комплекса, как область производственно-экономической деятельности предприятий, входящих в состав отраслей.

Отрасль - совокупность предприятий, организованных по 1 из отраслеобразующих признаков, к которым относится:

1) Выпуск продукции одинакового назначения и исполнения –основной.

2) Использование схожих технологий.

3) Использование одинакового исходного сырья

4) Выполнение одинаковых функций.

5) Использование одинаковой технической базы.

6) Специфичность кадров и условий труда

Народнохозяйственный комплекс страны – это совокупность предприятий.

Все предприятия по их участию в процессе создания материальных благ относятся к сферам:

1) Производственной (принимают непосредственное участие в процессе создания материальных благ)

2) Непроизводственной (в основном потребляют национальный продукт, перераспределяемый государством из производственной сферы)

Предприятия производственной сферы подразделяются на следующие основные отрасли:

1. Промышленность

2. Гражданское и промышленное строительство

3. Транспорт и связь

4. С/х, охота, лесное хоз-во и рыболовство.

5. Заготовительное производство, торговля и общественное питание.

Предприятия непроизводственной сферы подразделяются на следующие основные отрасли:

1. Здравоохранение

2. Спорт

3. Образование

4. Наука

5. ЖКХ

6. Культура

Недостаток первого подхода:

1) Большинство предприятий любой отрасли не является узкоспециализированными, в результате чего при учете объемов производства существует необходимость выделения доли производства профильных и непрофильных продуктов

2) Предприятия, которые производят сходные товары, но из разного исходного сырья и с применением разных технологий, будут относится по данным классификации к разным отраслям. (например, производители стеклянных и пластиковых бутылок под минеральную воду будут относиться к разным отраслям)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.246.109 (0.065 с.)