II.5. Синергетический подход как современная методологическая ориентация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II.5. Синергетический подход как современная методологическая ориентация



Синергетика — достаточно молодая отрасль науки, кото­рая стала самостоятельным научным направлением лишь в 70-е годы XX столетия. Ее название происходит от гречес­кого слова «синергейя», означающего совместное действие, сотрудничество. Главным предметом изучения синергетиков являются процессы самоорганизации и саморазвития, про­текающие в природных и социальных системах.

Появление основных идей и самого термина «синергетика» связано с поиском ученых — представителей естествен­нонаучных дисциплин. Большой вклад в становление новой отрасли науки внесли такие ученые, как немецкий физик профессор Штутгартского университета Г. Хакен (он и ввел в научный обиход термин «синергетика»), бельгийский физико-химик русского происхождения профессор Брюссельско­го университета И. Пригожий, химик-экспериментатор Н.П. Белоусов (Институт биофизики Министерства здраво­охранения СССР), биофизик А.М. Жаботинский (Институт биофизики АН СССР). В дальнейшем синергетические программы стали включать в качестве объектов изучения социальные явления, тем самым ученые стремились выявить об­щие принципы и закономерности процессов самоорганизации и саморазвития в системах самой разной природы. Постепенно идеи синергетики проникают в педагогическую науку и практику, формируя новые представления о механизмах фун­кционирования и развития таких самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, как личность ребенка и учителя, как ученический коллектив и сообщество педагогов, как уч­реждение образования и его окружающая среда.

Большинство исследователей считает, что синергетика представляет собой особого рода «симбиоз» идей неклассической физики, кибернетики и системного подхода о происхождении, становлении и преобразовании нелинейных си­стемных образований. Не случайно синергетический подход определяется ими как постнеклассическое межднсцнплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самооргани­зации и саморазвития социальных природных явлении.

Известный российский философ Е.Н. Князева обращает внимание на своеобразие этого научного направления, кото­рое заключается в том, что синергетика не только синтезирует фрагменты обыденного и научного знания, но и связывает эпохи — древность с современными достижениями науки, и даже принципиально различные, восточный и западный, спо­собы мышления и восприятия. От Востока синергетика вос­принимает и развивает идеи целостности, цикличности, еди­ного пути, которому следует мир в целом и человек в нем; от Запада — опору на анализ, эксперимент, общезначимость на­учных выводов, их транслируемость от одной научной школы к другой, от науки к обществу. Исходя из специфических особенностей нового направления исследований, Е.Н, Князева и другие ученые склонны считать синергетику скорее подхо­дом к пониманию развития открытых нелинейных систем и особым стилем мышления, чем теорией.

Основными понятиями синергетики являются «самоорга­низация», «открытость», «нелинейность», «неравновесность», «бифуркация», «флуктуация», «диссипативные структуры» «аттрактор». Так как они редко используются в педагогичес­кой литературе, то с помощью дефиниций постараемся рас­крыть их содержание и составить небольшой словарик педа­гога-воспитателя по данной проблеме:

самоорганизация — это процесс или совокупность про­цессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, содействую­щих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизме­нению данного системного образования;

открытость — это свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникационных каналов с внешней сре­дой для обмена веществом, энергией и информацией;

нелинейность — это наличие у системы множества ва­риантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздей­ствия извне;

неравновесность — это качество системы, находящей­ся вдали от состояния равновесия;

бифуркация (в переводе с латинского языка означает «раздвоение») — это ветвление путей эволюции (развития) открытой нелинейной системы;

флуктуация (в переводе с латинского языка означает «ко­лебание») — это случайное отклонение (изменение) величин, характеризующих систему, от их средних значений, ведущее при определенных условиях к образованию новой структуры и системного качества, т.е. к возникновению новой системы;

диссипативные структуры (понятие введено И. Пригожиным) — это новые структуры, возникающие в системе при удалении ее от состояния равновесия и рассеивании свободной энергии;

аттрактор (близко к понятию «цель») — это относи­тельно конечное, устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе все множество «траекторий» дви­жения (развития) системного объекта.

Роль принципов в данном подходе выполняют паттерны (образцы) синергетического мышления. Опираясь на публи­кации известных ученых-синергетиков, назовем те паттерны, которые содержат в себе новое знание о самоорганизации и саморазвитии открытых нелинейных систем и позволяют обо­гатить наши представления о педагогических явлениях и про­цессах. К числу таких паттернов относим следующие:

1. Практически все существующие системы являются не­линейными и открытыми. А следовательно, их функциони­рование и развитие строится на основе механизмов и про­цессов самоорганизации и саморазвития.

Для возникновения и протекания процессов самооргани­зации и саморазвития служат предпосылками: а) способ­ность системы обмениваться со средой энергией, веществом и информацией; б) достаточная удаленность системы от точ­ки равновесия; в) неравновесность системы, вследствие чего усиление флуктуации может привести к дезорганизации прежней структуры.

2. Хаос выполняет конструктивную роль в процессах са­моорганизации: с одной стороны, он разрушителен, так как хаотические малые флуктуации в определенных условиях при­водят к разрушению сложных систем; с другой — он созида­телен, так как хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, согласования темпов их эво­люции, вывода системы на аттрактор развития. Разрушая, хаос строит, а строя, он приводит к разрушению.

3. Для жизнедеятельности саморегулирующихся систем важное значение имеют не только устойчивость и необхо­димость, но и неустойчивость и случайность. «Процесс са­моорганизации, — отмечает Г.И. Рузавин, — происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивос­ти. Хотя устойчивость, стабильность, равновесие представ­ляют собой необходимые условия для существования и функ­ционирования вполне определенной, конкретной системы, тем не менее переход к новой системе и развитие в целом -невозможны без ликвидации равновесия, устойчивости и однородности. Новый порядок и динамическая структура возникают благодаря усилению флуктуации...»

4. Новое появляется в результате бифуркаций как эмерджентное и непредсказуемое, и в то же время новое «запрограммиро­вано» в виде спектра возможных путей развития, спектра отно­сительно устойчивых структур — аттракторов эволюции.

5. Системе нельзя навязывать то, что вступает в противо­речие с ее внутренним содержанием и логикой развертыва­ния ее внутренних процессов. Эффективное управление сис­темой возможно при осознании тенденций ее развития и осу­ществлении на систему и ее компоненты резонансного воздействия, при котором внешнее влияние согласуется (гар­монично сопряжено) с внутренними свойствами системы. При резонансном воздействии важна не его сила и интенсивность, а правильная пространственная организация влияния

6. Замкнутость системы способна рождать такой тип устой­чивости, который может препятствовать ее развитию или даже привести к эволюционному тупику.

В этой связи особенно ценной представляется высказанная в ряде публикаций точка зрения В.И. Аршинова о необходи­мости разделения синергетики (по аналогии с кибернети­кой) на синергетику первого порядка (синергетика наблю­даемых систем) и синергетику второго порядка (синергетика наблюдающих). Главным инструментом синергетики второго порядка, по его мнению, должен быть диалог: диалог познаю­щих систему или создающих модель нового системного объек­та; диалог-встреча синергетики с философией и конкретно-научными дисциплинами в ходе познания процессов самоор­ганизации и саморазвития. Именно эту черту синергетического познания имел в виду Г. Хакен, когда в предисловии к своей известной книге «Синергетика» разъяснял смысл на­звания нового научного направления. «Я назвал новую дис­циплину "синергетикой", — писал он, — не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходимо кооперирова­ние многих различных дисциплин».

Нельзя оставить без внимания рассуждение Е.Н. Князе­вой о целесообразности применения специальных методик сценарного мышления, в том числе и методики мозгового штурма, для обсуждения сложной проблемы и поиска раз­личных вариантов разрешения проблемной ситуации. Такие методики направлены на преодоление стереотипов индиви­дуального сознания, его культурной замкнутости и дис­циплинарной ограниченности.

Итак, синергетический подход — это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов (см. схему) в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами.

Синергетический подход

Основные понятия Принципы (паттерны) Методы  
Самоорганизация Открытость Нелинейность Неравновесность Бифуркация Флуктуация Основные понятия структуры Аттрактор Идея о нелинейности, открытости и неравновесности систем. Идея о конструктивной роли хаоса. Идея о значении устойчивости и неустойчивости, необходимости и случайности. Идея о невозможности полного и точного прогноза. Идея о резонансном воздействии и др. Диалог Метод сценарного мышления  
 
 
 
 
   
   
   
   
   

 

Безусловно, понятия, принципы, методы и приемы синергетического мышления и мировосприятия представляют интерес для педагогов, постоянно находящихся и действую­щих в мире нелинейных открытых систем. Руководящие и педагогические работники образовательных учреждений должны отчетливо осознавать, что имеют дело с явлениями и процессами, функционирующими на основе механизмов самоорганизации и саморазвития. Кстати, психологи и пе­дагоги в своих исследованиях неоднократно констатирова­ли, что в коллективе любого учебного заведения существу­ют как официальные (возникающие на основе приказов, распоряжений и инструкций), так и неофициальные (скла­дывающиеся на базе саморазвивающихся личных контак­тов) отношения; имеются как официальные руководители (получившие официальное назначение), так и неофициаль­ные лидеры (лидерский статус которых обусловлен внутрен­ними процессами самоорганизации общения и отношений); действуют как директивно установленные правила поведе­ния, так и «неписаные» правила и нормы жизнедеятельно­сти саморазвивающегося сообщества.

Cинepгeтчecкие представления имеют большое практи­ческое значение при проектировании систем воспитания учащихся. Соблюдение принципа самоорганиза­ции и саморазвития в педагогической деятельности нацели­вает субъектов создания воспитательной системы на обстоя­тельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. Важно, чтобы проектируе­мое состояние создаваемой системы совпадало с траектори­ей выхода системы на аттрактор ее эволюции. Только в этом случае возможны резонансные управленческие воздействия на систему, процессы ее самодостраивания. К сожалению, так не всегда поступают руководители и педагоги образова­тельных учреждений. Нередко в качестве образца и ориен­тира своей деятельности они выбирают модель воспитатель­ной системы, известной в стране или регионе школы и дей­ствуют порой вопреки традициям внутришкольной культуры и логике развития воспитательного процесса в своем учеб­ном заведении.

Ознакомление педагогов-воспитателей с положениям их инергетики нередко ведет к изменению их педагогических взглядов и действий. Они пытаются освободить свое сознание от; идей насильственно формирующей педагогики, стремятся от­казаться от применения приемов и способов прямого («лобо­вого») воздействия на личность ребенка. Им становится более понятным смысл известного утверждения Л.С Выготского: «С научной точки зрения нельзя воспитывать другого. Оказывать непосредственное влияние и производил» изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться само­му...» Поэтому неслучайно российские педагоги активно и старательно овладевают искусством педагогического обеспечения (содействия, сопровождения) процессов самодознания.

Использование синергетического подхода в практичес­кой деятельности способствует обогащению учебно-воспи­тательного процесса диалоговыми приемами н методами пе­дагогического взаимодействия. А это, в свою очередь, ин­тенсифицирует не только процесс развития учащихся, но и личностно-профессиональный рост педагогов. Диалог мне­ний, мотивов, ценностных установок детей и взрослых со­действует формированию духовно богатой, нравственно чи­стой и эмоционально благоприятной атмосферы в школьном коллективе, развитию и раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов.

 

Приложение

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ

ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Пояснительная записка

 

Целью разработанного спецкурса является формирование у педагогов и руководителей образовательных учреждений системного видения процесса воспитания и актуализация по­требности в совершенствовании и обновлении практики вос­питательной работы с учащимися. Достижение этого целево­го ориентира возможно на основе ознакомления слушателей с современными методологическими подходами и теорети­ческими концепциями воспитания ребенка.

В ходе спецкурса педагогические и руководящие работ­ники учреждений и органов управления образования полу­чают информацию о теоретических и технологических раз­работках ведущих отечественных и зарубежных ученых наи­более сложных и актуальных проблем использования в воспитательной деятельности системного, деятельностного, личностно-ориентированного, философско-антропологического и синергетического подходов. Слушатели знакомятся с основными понятиями, исходными положениями-принци­пами, приемами и методами перечисленных подходов, с их методологическим значением и ролью при определении це­левого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов процесса воспи­тания. В ходе занятий у участников спецкурса должно сфор­мироваться отчетливое представление о возможностях и ус­ловиях применения этих методологических ориентации в по­знании и преобразовании воспитательной практики.

Изложение и осмысление основных положений концеп­ций воспитания учащихся в современных условиях призва­но способствовать развитию у руководящих и педагогичес­ких работников системных представлений о воспитательном процессе. Учебный материал может стать подспорьем для разработки научно обоснованной концепции воспитатель­ной системы образовательного учреждения, в котором слу­шатель работает. На решение этой задачи направлено и ито­говое занятие спецкурса, которое проводится в форме продуктивной игры «Разработка и защита моделей воспитательных систем образовательных учреждений».

 

Содержание спецкурса

В учебно-тематический план спецкурса целесообразно включить следующие занятия:

 

Наименование раздела, темы Количество часов и формы  
Лекции Праюич. занятая Зачет Всего  
I. Методологические подходы; к построению воспитательной деятельности       2—4      
1.1.Основные категории теории воспитания (понятийно-терминологическая игра) 2—4    
1.2. Системный подход к по­строению воспитательного про­цесса 2-4 2—4  
1.3. Деятедьностный подход в работе по воспитанию уча­щихся      
1.4. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности        
1.5. Философско-антропологи-ческий подход к воспитанию ребенка          
1.6. Синергетический подход как современная методологиче­ская ориентация      
П. Современные концепции воспитания учащихся          
П.1. Системно-ролевая теория формирования личности ре­бенка      
II.2.Концепция системного построение процесса воспита­ния        
П.З. Концепция формирования образа жизни, достойной Чело­века      
II.4.Концепция воспитания ребенка как человека культуры          
П.5. Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития        
П.6. Концепция воспитания на основе потребностей человека    
П.7. Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка    
П.8. Концепция самовоспитания школьника    
II.9. Разработка и защита моделей воспитательных систем образовательных учреждений 4—6 4—6
Итого: 26—28 8—10 4—6 38—44
                   

 

При проведении занятий необходимо раскрыть следую­щие положения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.019 с.)