Пути совершенствования практики применения упрощенной системы налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования практики применения упрощенной системы налогообложения



Исходя из практики применения единого налога можно сделать вывод о том, что положительным результатом введения в регионах единого налога является то, что значительно увеличились налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки по сравнению с ранее уплаченными ими налогами, в том числе и подоходного налога.

Следует отметить положительную особенность единого налога - его уплату авансом, что позволяет проводить жесткое налоговое администрирование и не допускать недоимки по данному виду налога, но это позиция налоговых и финансовых органов.

У налогоплательщиков другие соображения. Авансовый характер уплаты налога требует от налогоплательщика наличие определенных ликвидных активов, из которых он должен уплатить налог, прежде чем начать предпринимательскую деятельность.

Далеко не всегда можно прогнозировать, достигнет ли реальный доход величины, которая соответствовала бы уплаченному налогу или нет.

Однако на практике не все так привлекательно, как предполагали законодатели. В письме от 11.03.04 № 04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения» специалисты Минфина России утверждают, что организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме. К счастью, такие рекомендации касаются не всех организаций, а только тех из них, которые выплачивают дивиденды по итогам работы за год.

Дивиденды – это та часть прибыли после налогообложения, которая распределяется между акционерами предприятия пропорционально их доле в уставном (складочном) капитале по статье 43 Налогового Кодекса РФ). Аналогичным образом дивиденды определяются и в бухгалтерском учете. По законодательству дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли. Показатель чистой прибыли формируется в бухгалтерской отчетности организации [5; с.134].

На основании бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях акционеры или участники общества утверждают сумму чистой прибыли и принимают решение о ее направлении на выплату дивидендов.

Кроме того, существуют случаи, когда организация не имеет права выплачивать дивиденды. Например, если:

- не полностью оплачен уставный капитал предприятия;

- налицо все признаки банкротства организации;

- стоимость чистых активов фирмы меньше уставного капитала и резервного фонда.

Применение единого налога при упрощенной системе налогообложения высветило проблему ответственности предприятий за сохранность чистоты окружающей природной среды, при упразднении соответствующих платежей и, как следствие, при утрате контроля за загрязнение окружающей среды. В результате освобождения налогоплательщиком от оплаты за загрязнение окружающей среды разрушается экономический механизм, стимулирующий предприятие на осуществление природоохранных мероприятий.

С введением единого налога при упрощенной системе налогообложения по отдельным регионам РФ, поступление обязательных платежей за загрязнение окружающей среды сократилось в значительных размерах (40%). Особенно значительно платежи сократились в регионах с большим количеством малых предприятий (автостоянки, автозаправки, автомойки, ремонтно-строительное, сервисное обслуживание автотранспортных средств, розничная торговля, в том числе ГСМ).

Несправедливым по отношению ко многим категориям плательщиков является коэффициент доходности, исчисляемый на основе данных бухгалтерского учета и статистики: он ставит мелкий, средний и низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение. Поэтому практика применения Закона «Об упрощенной системе налогообложения» на территориях субъектов РФ позволяет определить положительные и отрицательные стороны данного налога и сделать выводы.

Простота исчисления налога позволяет избежать значительных неосознанных налоговых правонарушений. Стабильность налога позволяет верно рассчитывать свои силы, правильно организовать бизнес. МНС России, его территориальные подразделения могут теперь лучше исполнить свою главную задачу – осуществить контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

В этом смысле основным достоинством единого налога является простота его изъятия, поскольку на практике больше 79% предпринимателей, даже те, которые не платили никогда, сдавая нулевые балансы и декларации, теперь своевременно и в полном объеме производят его уплату.

Внесение авансовых платежей при уплате данного налога позволяет избежать недоимок, трудности взыскания которых общеизвестны. Государственные органы исполнительной власти получили надежный и стабильный источник формирования доходной части бюджета, причем налоговые поступления довольно легко прогнозируются. Отметим, что основной материальный эффект введения налога связан с опережающими платежами, вносимыми индивидуальными предпринимателями (но не юридическими лицами).

Ограничения в применении налога для юридических лиц потенциально чревато их перерегистрацией в физические лица, поскольку видны выгоды для налогоплательщика.

Что же можно сделать для устранения некоторых недостатков от перехода на уплату единого налога в случае сокращения варианта действующего Федерального закона и как надо усовершенствовать сам этот закон?

В рамках существующего Федерального Закона одновременное его применение в полном объеме для юридических и физических лиц нецелесообразно, так как избежать значительных потерь доходов бюджета от перевода на уплату единого налога организаций невозможно.

Отмена или ограничение применения единого налога при упрощенной системе налогообложения для юридических лиц приведет к тому, что юридические лица проявят тенденцию к перерегистрации в категорию индивидуальных предпринимателей.

Главной задачей, решение которой будет способствовать установлению «справедливого» (с точки зрения государства и предпринимателя) порядка определения величины налога, является создание корректирующей методики расчета налога, которая должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды его деятельности.

Непосредственное сравнение сумм начисленных налогов и других платежей в бюджет и предлагаемого размера единого налога при упрощенной системе налогообложения не должно выступать решающим аргументом в пользу обоснованности принятого размера уплаты налога.

Необходимо изменить действующие акты о налогах и сборах субъектов РФ с целью их приведения в соответствии с Федеральным Законом о применении упрощенной системе налогообложения.


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

УСН является специальным налоговым режимом, ориентированным на стимулирование развития малого бизнеса посредством рационализации его налогообложения. Основная цель введения УСН максимальное упрощение взаимоотношений субъектов малого бизнеса с бюджетом для повышения у них заинтересованности в соблюдении налогового законодательства (в первую очередь – в добровольном декларировании всех доходов).

Развитие УСН тесно связано с необходимостью совершенствования налогового контроля в отношении ее субъектов. В современных экономических условиях для оптимизации возникающих в области налогообложения взаимосвязей государства с малым бизнесом актуальным является решение проблемы рационального налогового контроля, не ущемляющего интересы законопослушных налогоплательщиков. Важность этой проблемы предопределила необходимость переосмысления перспектив развития налогового контроля. Обоснована потребность в изменении направленности налогового контроля при применении УСН на создание стимулов для законопослушания, а также предотвращение и пресечение уклонений от налогообложения.

Анализ механизма проведения камеральных и выездных налоговых проверок субъектов УСН и изучение практики налоговых органов позволили выявить организационно-методические положения налоговых проверок, нуждающиеся в уточнении для гармонизации финансовых интересов государства, и налогоплательщиков, и разработать комплекс соответствующих рекомендаций, призванных:

− увеличить размер поступлений налоговых платежей в бюджетную систему государства за счет прироста сумм доначислений по выездным налоговым проверкам налогоплательщиков (на основе повышения обоснованности проведения проверок и использования уточненных методических приемов налогового контроля);

− снизить денежные расходы государства на проведение выездных налоговых проверок субъектов малого бизнеса (за счет уменьшения числа низкоэффективных проверок и сокращения нормативных сроков проведения проверок);

− повысить защищенность законопослушных налогоплательщиков малого бизнеса от излишних обременений и издержек в ходе налогового контроля (за счет сокращения числа необоснованных выездных налоговых проверок и установления специальных норм для субъектов малого бизнеса в части сроков и частоты проведения выездных налоговых проверок).

Обосновано, что существенное влияние на организацию налогового контроля при применении УСН оказывают экономическая природа и особенности УСН, как специального налогового режима. Рассмотрение экономической сущности УСН и исследование методов минимизации налогообложения с использованием механизма УСН позволили полнее раскрыть содержание налогового контроля при применении УСН. Он должен позволять оценивать не только налоговую дисциплину субъектов УСН, но и действенность норм главы 26.2. НК РФ для выявления тех из них, которые требуется уточнить для повышения степени их исполнения.

По результатам проведенного исследования сделан обобщающий вывод о том, что осуществление комплекса предложенных мероприятий будет способствовать улучшению управления размерами финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему государства в виде налогов от субъектов УСН, при более полной реализации принципа справедливости налогового контроля в отношении законопослушных налогоплательщиков и одновременном росте защищенности их интересов от излишних обременений и издержек, связанных с налоговым контролем.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2011.

2) Все о проверках: надзор и контроль: Ю. В. Тишуков – СПб.: Феникс, 2011.

3) Доброхотова В.Б., Лобанов А.В. Налоговые проверки: книга для налогоплательщика и налоговика: Учеб. пособие – М.: МЦФЭР, 2011.

4) Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп.– СПб.: Питер, 2009.

5) Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010.

6) Налоговый кодекс РФ,2012.

7) Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации частям 1 и 2: Под редакцией Ю. Ф. Кваши – М.: Юрайт, 2012.

8) Конституционно-правовые основы регулирования налоговых отношений в Российской Федерации: Н. М. Чепурнова, Т. Н. Затулина – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010.

9) Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: Учеб. пособие – М.: КноРус, 2011.

10) Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. – М.: Изд-во БЕК, 2010.

11) Маренков Н.Л. Практика контроля и ревизии: Учеб. пособие / Н.Л. Маренков, Т.Н. Веселова. – М.: КНОРУС, 2010.

12) Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учеб. пособие / Под ред.проф. М.В. Мельник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2011.

13) Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.

14) Мясников О.А. Налоговые проверки: законодательство и судебная практика: Учеб. пособие – М.: Главбух, 2009.

15) Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

16) Налоговые проверки. Ответы на все вопросы: А.П. Гусев – Спб.: Феникс, 2010.

17) Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учеб. пособие / Под ред. проф. Кваши Ю.Ф. – М.: Юристъ, 2011.

18) Порыгина В.А., Тедеев А.А. Налоги и налогообложение в схемах с комментариями: Учеб. пособие.– М.: Издательский центр «Академия», 2010.

19) Пунко Г.М. Аудит и ревизия: Учеб. пособие. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2010.

20) Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит: Учебник для вузов. – М.: Аудит, 2011.

21) Тяжких Д.С. Налоговая проверка предприятия: методика проведения: Учеб. пособие – СПб.: Питер, 2011.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.130.41 (0.015 с.)