Негосударственный финансовый контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Негосударственный финансовый контроль



В настоящее время наряду с государственным финансовым контролером существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:

а) внутрифирменным контролем;

б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями;

в) независимым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

 

а) В н у т р и ф и р м е н н ы й (к о р п о р а т и в н ы й) к о н т р о л ь

Финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента, за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Внутрифирменный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимализацию прибыли. Контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов – по инициативе руководства предприятия или его собственников – учредителей и акционеров.

 

б) Контроль со стороны коммерческих банков за организациями

По закону коммерческие банки обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями – клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий- потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует целевое ее использование, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

 

в) А у д и т о р с к и й (н е з а в и с и м ы й) к о н т р о л ь

С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.

Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

 

Финансовый контроль по времени проведения подразделяет­ся на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до со­вершения финансовых операций и призван предупреждать фи­нансовые нарушения. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения не­экономного и неэффективного расходования средств. На макро­уровне такой контроль проводится в процессе составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов вне­бюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны; на микроуровне — в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, состав­ления прогнозных балансов, договоров о совместной деятельно­сти и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль прово­дится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возмож­ные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевре­менному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бю­джетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения за­конности и эффективности как на макро-, так и на микроуровне.

 

Финансовый контроль может проводиться следующими методами: ревизия, проверка, обследование и анализ.

Понятия проверки и ревизии приведены в инструкции «О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ», утвержденной приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. №42 н.

Проверка, согласно этому документу, заключается в единичном контрольном действии или исследовании состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Под проверкой может пониматься и мероприятие, заключающееся в сборе и оценке информации, касающейся предметов контроля.

В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные, это имеет отношение скорей к налоговой внешней проверке, но в рамках классификации следует указать и их.

Камеральная проверка — это проверка органом финансового контроля представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются актом. Данные результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении проверок иных видов.

В отличие от камеральной, выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Обследование - это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопросами финансово- хозяйственной деятельности объекта контроля.

Анализ предполагает изучение хозяйственных процессов объектов контроля по взаимности, взаимозависимости и взаимообусловленности, социально- экономической эффективности и конечных финансовых результатов деятельности этих объектов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих отражение через систему экономической информации. Представляется целесообразным органам государственного и муниципального контроля принять на заметку возможности использования аналитических приемов для принятия решения о степени достоверности значения того или иного показателя, успешно применяемого при аудите.

В контрольной практике встречаются приемы документального и фактического контроля, представленные на рис. 2.

 

Приемы финансового контроля

 

 

Документальный Фактический

       
 
-Приемы формально- правовой проверки документов; -Приемы проверки достоверности отраженных в документах обстоятельств и процессов.
 
-Инвентаризация; -Осмотр, наблюдение; -Контрольный запуск сырья в производство; -Лабораторный анализ качества товаров, сырья, готовой продукции; -Экспертная оценка; -Проверка объема выполненных работ; -Проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего времени; -Получение устных и письменных объяснений, справок и ответов на заранее разработанные анкеты; -Контрольная покупка.
 

 


Рис. 2. Приемы финансового контроля

 

Существует 2 большие группы приемов документального контроля, которые можно обозначить следующим образом:

1. Приемы формально- правовой проверки документов, которые включают в себя:

· Проверку соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов.

· Сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес- плана и установленными нормативами.

· Проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.

· Проверку соответствия отраженных в документах операций законодательно установленным нормам.

· Проверку арифметических расчетов - перерасчет, т.е. арифметический (счетный) контроль.

В условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации приемы данной группы могут быть в значительной мере автоматизированы и контролироваться программно.

 

2. Приемы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессов (их соответствия совершаемым хозяйственным операциям также в ряде случаев может быть автоматизировано в условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации). В их состав входят:

· Сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые являлись основанием для этих операций.

· Подтверждение (сверка расчетов).

· Проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов.

· Прослеживание (сканирование).

· Аналитические процедуры.

· Специальные методы, в число которых входят встречная проверка, взаимная проверка, контрольное сличение, восстановление натурально- стоимостного учета, логическое исследование хозяйственных операций.

· Подготовка альтернативных балансов (как промежуточных – сырья, материалов, выхода продукции, так и заключительного бухгалтерского, хорошо известного в западной практике как пробный баланс).

 

По полноте охвата материала различают проверки сплошные, когда проверяются все документы организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений (а при фактическом контроле — и материальные ценности), и частичные (выборочные), когда проверяется только часть (определенная выборка) документов.

Сплошные проверки чаще всего проводят в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Частичная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть характерны для всего массива документов организации.

По объему проверяемых вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми).

Комплексная проверка — это проверка хозяйствующего субъекта за определенный период по все вопросам его финансово-хозяйственной деятельности. Комплексную проверку характеризуют: взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации; участие в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике деятельности организации; максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций.

Выборочная проверка — это проверка отдельных областей финансово- хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки.

Тематическая (целевая) проверка— это проверка определенного направления или вида финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования. Она проводится по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. Результаты тематических проверок используются при комплексной или выборочной проверке и либо отражаются в актах этих проверок, либо оформляются как приложения. Возможны и самостоятельные тематические проверки– это тоже элемент внутреннего финансового контроля.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.024 с.)