Проблемы логики вопроса как формы получения дополнительного знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы логики вопроса как формы получения дополнительного знания.



Ответ как форма различия знаний. Виды ответов. Неточность и неопределенность в ответах.

Понятие гипотезы и ее структура.

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания

к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные

предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы

выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные

теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и

окажутся ложными суждениями.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных

связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным

свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием,

стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей,

что диктуется потребностями практической жизни. Ф.Энгельс писал в своей книге

"Диалектика природы":"Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий

невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. С

этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающихся

сперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный

материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляет

другие, пока не будет установлен в чистом виде закон".

О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или общественной

жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает

первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым

всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения,

объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного

суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов

или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением,

в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или

свойствах исследуемых явлений.

Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и

практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с

использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит

в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим

следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения.

Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание.

Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой,

ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате

анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений.

Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь

обоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение. В соответствии

с этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный,

закономерный логический процесс.

Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных

форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат

уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в

других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее

возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.

Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат

рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и

логический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверка

гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая

его.

Виды гипотез. Понятие версии.

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте.

Примерами общих гипотез могут служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строении вещества, современные гипотезы акад.

О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова о происхождении небесных тел, гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти.

Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-исторических науках. Атхеолог, например, выдвигает частную гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк ставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступлением.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.

В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы.

Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств преступления или преступление в целом.

Поскольку перед судом ставится задача установить событие преступления и лиц, виновных в его совершении, обобщающая версия выдвигается по поводу главного предмета доказывания. Она объясняет всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено, кто его совершил, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника и т.д.

Версии бывают общие, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и т. д.

Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.008 с.)