Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономика СССР в середине 80-х годов. Экономический кризис. Межнациональная напряженность. «парад суверенитетов» - выход из состава СССР.
В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. М. С. Горбачев и поддерживавшие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении «лучшего социализма». В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены—лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев. Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Сущность стратегии «обновления» разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартий большинства союзных республик и т. д.
Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70—80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982—1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений.О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения (см. билет № 23). Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм — неподвижностью, преемственность — кризисом. Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление "О концепции переходак регулируемой рыночной экономике". Вслед за тем несколько групп видныхэкономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получившихназвание антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планыперехода к рыночной экономике. Авторами одной из них-"Программа 500 дней"-была группа экономистов во главе с С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским. Программапредесматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду иприватизацию. Намечались снятие государственного контроля за ценами идопущение регулируемой безработицы. Программа по мнению ее составителейпозволила бы в течении пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Политика реформирования экономики имела значительные социально-экономическиеиздержки. Резко сократилось производство не только промышленной но исельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинстванаселения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы в том числежилищная, продовольственная, экологическая.В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская,Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская,Литовская, Молдавская, РСФСР, Талжикская, Туркменская, Узбекская, Украинскаяи Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек-представителисвыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, вСССР был решён в принципе национальный вопрос и произошло фактическоевыравнивание республик по уровню политического, социального-экономического икультурного развития. Между тем непоследовательность национальной политикипородила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условияхгласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономическийкризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублялмежнациональную напряжённость.недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи собострением проблем загрязнение окружающей среды, ухудшением экологическойобстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежденеудовлетворённость на местах порождалась недостаточным вниманием союзныхорганов власти к потребностям республик, диктатором центра при решениивопросов локального характера. Центрами объединяющими местные оппозиционныесилы, были народные фронты, новые политические партии и движения ("Рух" наУкраине, "Саюдис" в Литве и др.) Они стали главными выразителями идейгосударственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР.Руководство страны окозалось не готовым к решению проблем, вызываемыхмежнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистскогодвижения в республиках. В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против руссификации в Алма-
Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г.Колбина, русского по национальности, первым секретарём компартии Казахстана. В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха-территории, населённой по преимуществу армянами, по находившейся в составе АзССР. Вооружённый конфликт между узбеками и турками- месхетинцами вспыхнул в Фергане. «Парад суверенитетов» С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.142.210 (0.006 с.) |