Костел Св. Андрея (пл. Л. Сапеги) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Костел Св. Андрея (пл. Л. Сапеги)



 

Первоначально на этом месте в 1490 году был поставлен деревянный костел на средства короля Казимира ІV. Новый, также деревянный, костел возвел Лев Сапега столетие спустя, в 1595 году. Наконец, в 1775 году был построен каменный костел, который мы видим сегодня.

Вокруг него постепенно сформировалась площадь с плебанией (домом ксендза-плебана) и загородным домом Огинского. Эти постройки не уцелели до наших дней. И нынешнюю площадь, недавно названную именем Льва Сапеги (прежде площадь носила имя Максима Горького), формируют ряд жилых домов, ресторан, построенный в 1950-х годах, корпус госпиталя второй половины ХVІІІ века и, разумеется, костел, переданный верующим в 1990 году и буквально поднятый из руин польскими реставраторами при содействии деятельного настоятеля храма ксендза Витольда Жельветро и прихожан[22].

Костел представляет собой однонефное, прямоугольное в плане сооружение, накрытое трехскатной черепичной крышей. В композиции храма доминируют две многоярусные башни на фасаде, завершенные фонариками на фигурных главках и соединенные изящным фронтоном с боковыми волютами.

Башни поставлены под углом к изогнутой, словно пульсирующей линии фасада, что придает ему выразительную пластическую экспрессию. Фасад имеет ярко выраженное ярусное построение, подчеркнутое горизонтальными и вертикальными членениями. Силуэт здания отличается изысканностью рисунка и эффектными пропорциями.

В нишах помещены деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла в динамичных разворотах. Боковые фасады решены гораздо скромнее главного, они членятся плоскими одинарными пилястрами и включают в себя симметричные боковые сакристии, прямоугольные в плане. В плоской стене апсиды помещена скульптура «Распятие».

 

Интерьер костела

 

В интерьере высокий неф (более 14 м) перекрыт цилиндрическими сводами и освещен высокими арочными окнами. Главный алтарь представлен в виде портика со сдвоенными коринфскими колоннами, несущими разорванный треугольный фронтон, по обеим сторонам которого размещены стукковые скульптуры ангелов. В заверешнии ¾ сфера с крестом. В алтаре помещены скульптура «Распятие» и образ Жировицкой Божией Матери.

Боковые алтари построены по примеру главного, завершены фигурными щитами с волютами, раскрепованы карнизами, пучками пилястр. На боковых стенах пресбитерия два прямоугольных фресковых панно на библейские сюжеты (размером 3×2 м), которые отличаются особой живописностью (сейчас они реставрируются).

Внутреннее убранство костела дополняют декоративная роспись стен и архитектурная лепнина. Сегодня костел погружен в колористическую гамму светло-голубого, розового, белого тонов и легкой позолоты.

По своей пластике, по цельности эстетической концепции, пронизанной стремлением его создателей к гармоничному синтезу искусств ¾ архитектуры, скульптуры, живописи, костел Св. Андрея в Слониме является выдающимся произведением позднего барокко в Беларуси, одной из вершин в архитектурном наследии страны.

Он ставит достойную точку в нашем сегодняшнем путешествии по страницам каменной летописи Беларуси. А может быть, как знать, и многоточие, ибо за этим путешествием могут последовать и другие, в которых белорусское зодчество и история края представят памятники и события, вам доселе незнакомые...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы покидаем Слоним и завершаем сегодня наше путешествие по страницам многовекового прошлого Беларуси. Оно, это прошлое, цементирует настоящее и служит фундаментом будущего.

Историческая объемность бытия народа определяет духовную полноту и богатство как всего общества, так и каждого человека. Прошлое ¾ это то, что роднит всех нас, ибо в него уходят корни наших предков, наших родителей.

Пятой же своей заповедью Бог повелел нам почитать родителей, «да благо ти будети да долголетен будеши на земли». С этого простого ручейка любви к сродникам своим и начинается могучая река патриотизма, омывающая душу народа и исцеляющая его от беспамятства, суетности и тлена. Всякий народ жив как народ, пока он хранит и сберегает свое прошлое, пока он знает его. И как тут в заключение не вспомнить пронзительные строки Владислава Сырокомли:

 

А те холмы с замшелыми крестами

На деревенских кладбищах просторных?

А храмы, возведенные отцами,

Все в древней плесени и в пятнах черных?

А старины огонь неугасимый?

Не это ль звать отчизною должны мы?

<...>

Вода ключа и мед в старинном кубке,

Истории истлевшие страницы.

<...>

Дым, что над кровлями села клубится,

И даже сны, что видел ты когда-то,

И камень мостовой, и дерн зеленый ¾

Все то, что навсегда для сердца свято,

Что скрыто в нем, как пламень потаенный,

Боль тайная и жизнь, что в сердце бьется, ¾

Все это, друг, Отчизною зовется...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Архiтэктура Беларусi: энцыклапедычны даведнiк. – Мн., 1993.

2. Генiюш Л. У Жыровiчы // Царкоўнае слова. – 2000. – № 5.

3. Ермаловiч М. Беларуская дзяржава Вялiкае княства Лiтоўскае. – Мн., 2000.

4. Живописная Россия. Т. 3. – СПб. – М., 1882.

5. Жыровiцкая абiцель. Багаслоўска-лiтаратурна-мастацкi лiсток. – 1998. – № 8.

6. Запруднiк Я. Беларусь на гiстарычных скрыжаваннях. – Мн., 1996.

7. Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi. – Мн., 1984–88.

8. Канфесii на Беларусi (канец ХVІІІ ¾ХХ ст). – Мн., 1998.

9. Караткевiч В.Б., Кулагiн А.М. Помнiкi Слонiма. – Мн., 1983.

10. Круталевiч В.А., Юхо І.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi (1917 – 1945 гг). – Мн., 2000.

11. Падокшын С.А. Унiя. Дзяржаўнасць. Культура: Фiласофска-гiстарычны аналiз. – Мн., 2000.

12. Славутыя iмёны Бацькаўшчыны: зборнiк. Вып. 1. – Мн., 2000.

13. Супрун В. Жыровiчы// Чырвоная змена. – 1990. – 27 каст.

14. Супрун В. За смугою часу: (Даследваннi i меркаваннi). – Мн., 1994.

15. Сыракомля В. Добрыя весцi: Паэзiя, проза, крытыка. – Мн., 1993.

16. Ткачоў М.А. Замкi Беларусi. – Мн., 1977.

17. Цеханавецкi А. Мiхал Казiмiр Агiнскi i яго «сядзiба музаў» у Слонiме. – Мн., 1993.

18. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. – Мн., 1993 – 1999.


Сноски

к тексту экскурсии


[1] Хотя при провозглашении независимости БНР в марте 1918 года было использовано имя Менска, но повсеместного официального употребления оно тогда не получило.

[2] Койдановский район, созданный советскими властями в 1924 году, ими же был переименован в Дзержинский в 1932 году и объявлен «польским». Такое имя району и райцентру дали не случайно: неподалеку отсюда родился Ф. Дзержинский, который происходил из ополяченной белорусской шляхты.

[3] В 20 километрах на север от Дзержинска, там, где сходятся границы Минского, Дзержинского и Воложинского районов, вблизи деревни Скирмонтово, располагается самая высокая точка Беларуси — гора Дзержинская (до 1958 года — Святая) — 345 м над уровнем моря. Она представляет собой покатое возвышение, юго-западный склон которого покрыт молодым лесом, остальные склоны распаханы. У подошвы горы берут начало реки Днепровского (Птичь, Уса) и Неманского (Волма, Ислочь, Сула) бассейнов. Гора поднимается над реками на высоту 40—50 м.

[4] «Хроника Быховца» выявлена в 20-х годах ХІХ века преподавателем Виленской гимназии Климашевским в библиотеке помещика Быховца в имении Могилевцы Волковысского повета Гродненской губернии. Летопись охватывает события начиная с ХІІІ века до 1506 года. Полный текст ее опубликован в 1846 году Теодором Нарбутом. Хроника написана на белорусском языке, как полагают, православным автором.

[5] Это добавление «и иных» употреблялось на всякий случай, ибо за ним «пряталась» любая территория, из-за которой держава могла вступить в спор с кем-нибудь из соседей.

[6] Насевіч В. Пачаткі Вялікага княства Літоўскага. Мн., 1993.

[7] 28 августа 1918 года правительство Советской России во главе с В. Ульяновым (Лениным) аннулировало трактаты о разделах Речи Посполитой, но в своей реальной политике оно продолжало ту же линию на создание «единой и неделимой» (но теперь уже советской) империи, что и его предшественники — самодержавные власти.

[8] Главные фигуранты раздела Беларуси — Россия и Германия — не признали БНР, хотя ее признали другие государства (юридически или фактически): Украина, Турция, Финляндия, Австрия, Чехословакия, Литва, Эстония, Латвия, Польша, Армения, Грузия.

[9] По подсчетам историков, из Западной Беларуси в сталинский ГУЛАГ до начала Великой Отечественной войны было вывезено около 700 тысяч человек.

[10] Автором текста этой песни является Анатоль Астрейко (1911—1978), уроженец деревни Песочное на Копыльщине, где речка Неманец получает имя Нёман.

[11] Домейко жил под надзором полиции в имениях родственников ¾ сначала в Жибуртовщине (ныне Жибарты под Дятлово), затем в Заполье под Лидой. Помогал в учебе другим, занимался сельским хозяйством, посещал сеймики и даже переводил Коран для новогрудских татар.

[12] В Медвядковской средней школе, а также в Крупово и Дятлово созданы небольшие музейные экспозиции, посвященные памяти Домейко.

[13] Хотя место рождения А. Мицкевича и сегодня остается предметом дискуссий среди специалистов, тем не менее именно в «барановичском Заосье» воссоздана в 1998 году усадьба Мицкевичей.

[14] Михаил Николаевич Муравьев, генерал от инфантерии, в общей сложности провел в Беларуси около 10 лет, будучи вначале вице-губернатором Витебска, затем губернатором Могилева и Гродно с 1827 по 1834 годы. Он принимал активное участие в подавлении восстания 1830–1831 гг. После этого его удачная служебная карьера продолжилась в России. В 1861 году он вышел в отставку, но был возвращен в апреле 1863 года императором Александром ІІ для удушения «Январского» восстания, за что удостоился от царя титула графа с правом писаться «граф Муравьев-Виленский». Вторично выйдя в отставку в марте 1865 года, он менее чем через полтора года умер в возрасте 70 лет.

[15] Эта дата, которой традиционно придерживаются многие православные издания, сейчас оспаривается историками на основе архивных документов.

[16] После смерти Ивана Александровича Солтана вся его собственность была поделена между 4 сыновьями. Жировичи достались сыновьям Давиду и Ярославу. Ярослав продал свою долю брату Ивану, а тот сдал в 1603 году имение и монастырь Ицхаку Михелевичу из города Хомска. Бурная хозяйственная деятельность последнего вызвала нарекания как монахов, так и местного населения. Разозленный Иван Солтан в 1605 году убил Михелевича и покалечил его родственников. За это суд лишил Солтана имения и передал Жировичи жене убитого арендатора ¾ Эстери. В 1606 году Иван Мелешко откупил у нее Жировичи со всей собственностью, людьми, монастырем и монастырским фольварком.

[17] Источники дают разные даты постройки собора. Кроме приведенной нами, 1616 и 1671 годы.

[18] Подробнее см.: Архим. Николай (Редутто). Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. Вильно, 1867. С. 7.

[19] В Жировичах побывали монархи Речи Посполитой: Владислав ІV (1644), Ян ІІ Казимир (1651), Ян ІІІ Собеский (1684), Август ІІІ (1744), Станислав Август (1784).

[20] Стукко ¾ искусственный мрамор из обожженной смеси гипса, извести и клея с примесью толченого мрамора. Эта техника скульптурно-орнаментального декора костельных интерьеров была принесена из Рима.

[21] Католическая церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии в 1854 году. Этот догмат является камнем (одним из главных, но отнюдь не единственным!) преткновения между католиками и православными.

[22] При входе в костел с правой стороны можно увидеть фотографии, на которых святыня представлена до реставрации. Эти снимки конца 1980-х годов могут рассказать о многом! В костеле размещался склад соли, стены были разъедены ею, крыша обветшала, башни находились в полуразрушенном состоянии. Перемещения склада в другое место добивались и добились от местных властей представители минской интеллигенции: историки, археологи, сотрудники Реставрационных мастерских Министерства культуры БССР. Этот процесс начался еще в 1978 году и продолжался до 1990 года, когда храм перешел в руки верующих.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Анатолий Георгиевич ВАРАВВА с 1973 года работал экскурсоводом Минского бюро путешествий и экскурсий, возглавлял архитектурно-историческую секцию бюро.

В Первом Республиканском туристском конкурсе «Познай Беларусь» (2003) награжден специальным дипломом«за пропаганду туристских регионов Беларуси». В 2004 году стал лауреатом этого же конкурса в номинации «Экскурсовод года».

С 2004 года состоит в штате ОДО «Виаполь».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.024 с.)