Становление экспериментальной психологии как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление экспериментальной психологии как науки



 

Уже в XVII веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В XIX в. Появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследования, названные экспериментальными. В первой лаборатории экспериментальной психологии В. Вундта использовался метод экспериментальной интроспекции (интроспекция – самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью). Л. Фехнером были разработаны основы построения психофизического эксперимента, они рассматривались как способы сбора данных об ощущениях испытуемого при изменении физических характеристик предъявляемых ему стимулов. Г. Эббингауз проводил исследования закономерностей запоминания и забывания, в которых прослеживаются приемы, ставшие нормативами экспериментирования. Ряд специальных приемов получения психологических данных, в частности так называемый метод ассоциаций, предшествовал разработке схем экспериментального воздействия. Бихевиористские исследования (бихевиоризм – направление в психологии XX века, игнорирующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведение человека к физиологическим реакциям организма на воздействие внешней среды.), уделившие первостепенное внимание проблеме управления стимульными факторами, выработали требования к построению поведенческого эксперимента

Еще в 19 веке позитивизм провозгласил: поскольку наука принимает во внимание только факты, а не «вещи в себе», то самым точным способом установления фатов является эксперимент. Эксперимент является стержнем эмпирического подхода к знанию [2].

Еще в XVII веке обсуждались пути формирования научного психологического знания и складывались представления об эмпирической психологии.

В 19 веке философия позитивизма провозгласила: поскольку наука принимает во внимание только факты, а не «вещи в себе», то самым точным способом установления фатов является эксперимент.

Психологи взяли на вооружение вышеуказанный лозунг. В 19 в. появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследования, названные экспериментальными. В первой лаборатории экспериментальной психологии В. Вундта использовался метод экспериментальной интроспекции (интроспекция – самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью) [4.с.11].

Л. Фехнером были разработаны основы построения психофизического эксперимента, они рассматривались как способы сбора данных об ощущениях испытуемого при изменении физических характеристик предъявляемых ему стимулов [4, с.11].

Г. Эббингауз проводил исследования закономерностей запоминания и забывания, в которых прослеживаются приемы, ставшие нормативами экспериментирования. Ряд специальных приемов получения психологических данных, в частности так называемый метод ассоциаций, предшествовал разработке схем экспериментального воздействия [7,с.10].

Вундт заложил основы, а Титченер развил мощное направление в психологии, именуемое «структурализмом» или «структурной психологией». Этому направлению в дальнейшем противостояли «гештальтизм» и «функционализм».

Гештальт-психологи критиковали взгляды Вундта на сознание как устройство из элементов, или, по их выражению, «из кирпичей и цемента». Функциональная психология, опирающаяся на эволюционную теорию Ч. Дарвина, вместо изучения элементов сознания и его структуры, интересуется сознанием как инструментом приспособления организма к среде, т. е. его функцией в жизни человека. Однако, сознание трактуется с позиций интроспекционизма – как совокупность феноменов, изучаемых через самонаблюдение. Наиболее яркие представители функционализма: Т. Рибо (Франция), Э. Клапаред (Швейцария), Д. Дьюи (США – Чикагская школа), Р. Вудвортс (США – Колумбийская школа).

Тем не менее именно Вундт и его школа определили дальнейшее развитие психологии по пути эксперимента. Так, психологи знаменитой Вюрцбургской школы, близкой к функционализму, расширили границы применения лабораторного эксперимента на изучение мышления и воли, за что, кстати, сам Вундт их порицал. Метод интроспекции ими был углублен и назван «экспериментальным самонаблюдением». Возглавлял школу ученик Вун-дта немец О. Кюльпе (1862-1915).

Большой вклад в экспериментальную психологию внес немецкий ученый Г. Эббингауз, не разделявший взглядов Вундта и его исследовательский метод. Под влиянием психофизики Фехнера Г. Эббингауз выдвигал в качестве задачи психологии установление факта зависимости психического явления от определенного фактора. В этом случае достоверным показателем является не высказывание испытуемого о его переживаниях, а его реальные достижения в той или иной предлагаемой экспериментатором деятельности. Испытуемого не спрашивали о его субъективных впечатлениях. Так, значительные успехи Эббингаузом были достигнуты в изучении памяти и навыков. «Кривая Эббингауза», демонстрирующая динамику процесса забывания, до сих пор используется в науке. Эксперимент перешел на изучение его внутренних закономерностей» [8, с. 5].

В России интроспективный подход был подвергнут критике И. М. Сеченовым, который выдвинул программу построения «новой» психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики. Несмотря на то, что он работал как физиолог и врач, его труды и идеи дали мощную методологическую базу и психологии. Естественнонаучная теория психологической регуляции И.М. Сеченова в форме рефлекторной теории давала объяснительный принцип явлениям психической жизни [2, с.45]. А его исследовательская практика развивала и укрепляла авторитет экспериментальных методов в физиологических и психологических областях.

Конец XIX в. знаменуются увеличением инструментальной базы психологии: к исследовательскому эксперименту добавляется «испытательный эксперимент». Если задачей исследовательского эксперимента было получение данных об отдельном явлении или психологических закономерностях, то задача второго – получение данных, характеризующих человека (группу людей). Фактически это различные испытания, результаты которых дают основание судить об уровне развития тех или иных качеств человека. Так в экспериментальную психологию на правах полноправного метода вошел тест. Его главным достоинством с самого начала была практическая направленность [8, С.5].

Родоначальником тестовых методик считается психолог Джеймс Маккин Кеттелл, применивший их при изучении широкого круга психических функций (сенсорных, интеллектуальных, моторных и т. д.). Им обнаружен феномен антиципации (предвосхищения). Далее тест становится ведущим психодиагностическим методом.

Под современной экспериментальной психологии понимается область психологического знания, базирующаяся на применении эксперимента [1, с.5].

Таким образом, применение экспериментального метода к исследованию психических явлений сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии.

 

 

1.2 Эксперимент как стержневой метод экспериментальной психологии

 

Эксперимент это научный метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является основой эмпирического подхода в современном научном познании.

В.А. Барабанщиков определяет эксперимент в психологии как «изучение психических явлений в специальных экспериментальных условиях» [2].

Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

В зависимости от особенностей решаемых исследовательских задач лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими.

Констатирующий экс­перимент - это эксперимент, устанавливающий наличие како­го-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоего свойства изучаемого явления, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или опытной группы.

Формирующий эксперимент - это эксперимент, при кото­ром изучение испытуемых ведется непосредственно в процессе обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению [4].

Создателем целостного учения о формирующем психолого-педагогическом эксперименте является В.В. Давыдов [4]. Широкое применение формирующего эксперимента связано с нововведениями и изменениями в психолого-педагогическом процессе. Формирующий эксперимент наряду с изучением механизмов ста­новления психического свойства способствует решению учебно-воспитательных задач.

Синонимом формирующего эксперимента в психолого-педагогической литературе выступает психолого-педагогический эксперимент. Психолого-педагогический эксперимент - это экспериментальное исследование, использующее методы психологии в педагогических целях. Он основан на подходе к разви­тию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием. Суть психолого-педагогического эксперимента заключает­ся в том, что вначале изучают особенности психической дея­тельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенден­ций развития). Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и про­двинуть их на более высокий уровень [4].

Психолого-педагогический эксперимент устанав­ливает уровень развития памяти и других сторон психической деятельности испытуемых, и изучает возможности и пути, кото­рые обеспечивают совершенствование этой деятельности. Здесь изучение испытуемых совершается в процессе обучения, про­слеживается влияние обучения и воспитания на развитие пси­хической деятельности детей, на формирование тех или иных качеств личности. Именно поэтому он обеспечивает со­единение исследований психологических с педагогическим по­иском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса [4].

Приведем пример такого эксперимента. При изуче­нии особенностей памяти младших школьников было уста­новлено, что дети часто механически заучивают материал, вместо того, чтобы осмысленно запоминать его. Причиной установленного факта оказалось незнание детьми приёмов ос­мысленного запоминания, с помощью которых достигается понимание материала и его логическое усвоение. Обучая де­тей приемам смысловой группировки учебного материала, экспериментатор добился того, что школьники стали запоми­нать не механически, а осмысленно.

Для исследования процессов обучения и воспитания в педа­гогике используется комплексный педагогический эксперимент, который может быть зондирующим или проверочным (проверка предположений, частных гипотез, для чего необходимо получе­ние или уточнение отдельных фактов), а также созидательным или преобразующим, связанным с проверкой общих гипотез, раз­работанных моделей и структур, комплексных нововведений.
Если ставить цель познания явления как такового, вне его сравнения с другими явлениями, то организуется абсолютный комплексный педагогический эксперимент. Если эксперимент нацелен на выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности, то он будет носить сравнитель­ный характер и поэтому именуется сравнительным эксперимен­том. В свою очередь, сравнительный эксперимент может быть организован так, что экспериментальная группа (эксперимен­тальный объект) сравнивается с контрольной, которой экспери­ментальные изменения не коснулись; можно сравнительный эксперимент организовать как вариативный, когда контрольно­го объекта нет, а сравниваются несколько экспериментальных вариантов между собой, чтобы отобрать наилучший. Возможен и смешанный вариант, в котором создаются несколько экспери­ментальных групп и одна или несколько контрольных. Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать [2].

Для получения более объективных данных исследования необходимо обеспечить равенство всех условий, факторов, при которых протекает то или иное условие. Изменяться должна только независимая переменная (например,виды деятельности учащихся на уроке: слуховое восприятие учебного материала; слуховое восприятие учебного материала и его группировка; самостоятельное выполнение предлагаемых заданий и другие виды деятельности детей).

При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается при многократном повторении опытов, или за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

Результаты каждого опыта записываются, фиксируются общие сведения об испытуемых, указываются характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых.

Важно отметить, что экспериментальная психология в настоящее время не сводится к одному только эксперименту.

 

Выводы по первой главе

 

1. Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии.

2. Под современной экспериментальной психологии понимается область психологического знания, базирующаяся на применении эксперимента, экспериментальная психология в настоящее время не сводится к одному только эксперименту.

3. Эксперимент это научный метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент в психологии понимается как изучение психических явлений в специальных экспериментальных условиях. Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать.

В зависимости от особенностей решаемых исследовательских задач лабораторный и естественный эксперименты.

 

Глава 2. Метод эксперимента

 

2.1 Общая характеристика психологического эксперимента

 

 

Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.

Эксперимент как метод психологического исследования соответствует приведенному выше определению, однако имеет некоторую специфику. Многие авторы в качестве ключевой особенности психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования [3]. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.

Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению. При этом исследуемое явление должно адекватно и однозначно проявляться во внешнем поведении, что достигается за счет целенаправленного контроля условий его возникновения и протекания [3].

 

 

2.1 Структура психологического эксперимента

 

Главными компонентами эксперимента являются:

1) испытуемый (исследуемый человек или группа);

2) экспериментатор;

3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого);

4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);

5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).

Ответ испытуемого является внешней реакцией, по которой можно судить о протекающих в его внутреннем, субъективном пространстве процессах. Сами эти процессы есть результат воздействия на него стимуляции и условий опыта.

Если ответ (реакцию) испытуемого обозначить символом R, а воздействия на него экспериментальной ситуации (как совокупности воздействий стимуляции и условий опыта) – символом S, то их соотношение можно выразить формулой R = =f (S). То есть реакция есть функция от ситуации. Но эта формула не учитывает активную роль психики, личности человека (P). В действительности реакция человека на ситуацию всегда опосредована психикой, личностью.

Пример хода эксперимента по указанной структуре дан в Приложении 1.

Выводы по второй главе

Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению.

Главными компонентами эксперимента являются:

1) испытуемый (исследуемый человек или группа);

2) экспериментатор;

3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого);

4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);

5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).

Заключение

 

Целью исследования было изучение эксперимента как ведущего метода экспериментальной психологии.

В ходе анализа научной литературы раскрыты понятие эксперимента и его особенности, обосновано применение эксперимента как научного метода в психологии, изучена структура современного эксперимента.

Эксперимент это научный метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент в психологии понимается как изучение психических явлений в специальных экспериментальных условиях. Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать.

Главными компонентами эксперимента являются:

1) испытуемый (исследуемый человек или группа);

2) экспериментатор;

3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого);

4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);

5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).

Список литературы

1. Валеев ГХ. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2014.

2. Барабанщиков В. А. Состояние и перспективы развития экспериментальной психологии // Научные исследования в образовании. – 2012. - №2.

3. Журавлев Д.В. Методы психологогического исследования. М., 20144.

4. Зароченцев К. Д. Экспериментальная психология. М.: Проспект, 2009.

 

5. КонтО. Курс позитивной философии //Родоначальники позитивизма. Вып. 4. СПб., 1912.

6. Крысанова О.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2009.

7. Никандров В. В. Экспериментальная психология. СПб.: Речь, 2008.

8. Федотова Г.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2010.

9. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2012.

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.06 с.)