Особый порядок разработки и принятия технических регламентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особый порядок разработки и принятия технических регламентов



В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции и процессов необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения. При этом в ФЗ не указано кто может быть разработчиком проекта в данном случае и как должна проходить экспертиза проекта. Принятый таким упрощенным способом технический регламент недолговечен и действует до дня вступления в силу технического регламента, принятого федеральным законом.

Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами – участниками СНГ), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ. В этом случае проект разрабатывается в общем порядке, но в Государственную Думу не направляется.

До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте, разработанном в обычном порядке.

Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте, подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства РФ, не позднее чем за месяц до его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию. Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства РФ с учетом заключения экспертной комиссии.

Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до его рассмотрения на заседании Правительства РФ.

Со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.


Заключение

ФЗ «О техническом регулировании» вызвал серьезную критику, сопротивление и непонимание многих заинтересованных ведомств, а также предпринимателей. Наиболее активными противниками ФЗ были представители авиапрома и строители. В качестве основного аргумента приводилась невозможность замены нескольких тысяч нормативных документов одним (или несколькими) техническим регламентом. Оппозиционные выступления прозвучали и со стороны представителей металлургической, легкой и текстильной промышленности.

ФЗ при всей его значимости и актуальности не лишен недостатков и нуждается во внесении дополнений и изменений для их устранения.

Технические регламенты, принятые федеральным законом или постановлением Правительства РФ вступают в силу не ранее чем через 6 месяцев со дня его официального опубликования. Нижний временной предел вступления – 6 месяцев, верхний ФЗ не предусмотрен (уместнее было бы для устранения подобной неточности в сроках словосочетание «не ранее» убрать, предусмотрев вступление регламента в силу точно через 6 месяцев с момента опубликования). Это можно объяснить тем, что материально-техническая база и уровень материально-технического развития, которым должны соответствовать принимаемые технические регламенты, постоянно совершенствуются, не говоря уже о мировом уровне, который должен быть положен в основу разработки, можно предположить, что технические регламенты к моменту своего принятия могут «морально устареть». В подобной ситуации Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент, причем данная процедура должна проходить в том же порядке, что и принятие регламента. В результате законотворческий процесс рискует превратиться в череду приемов, отмен и внесения изменений.

Проблема точного расчета времени для принятия технического регламента заключается в сложности и многоступенчатости процедуры принятия технических регламентов: проект дважды проходит обсуждение заинтересованных лиц, дважды подвергается комплексной комиссионной экспертизе, дважды Правительство РФ готовит на принимаемый проект отзыв, дважды проходят обсуждения в Государственной Думе (!). Поэтому произвести точный расчет времени невозможно, но очевидно, что эта процедура занимает много времени.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что возведение технического регламента в ранг федерального закона является необоснованным, фактически это возложение ответственности за техническое регулирование в стране на Государственную Думу. Технический регламент в силу его специфичности не является предметом рассмотрения Государственной Думы. За жизнь, здоровье граждан, защиту их имущества, защиту окружающей среды, флоры и фауны отвечает Правительство РФ. Это непосредственно входит в сферу его полномочий и обязанностей и отвечает интересам граждан России. Кроме того, учитывая некомпетентность большинства депутатского корпуса в технических вопросах, затяжные процедуры рассмотрения принятия законов, очень трудно будет найти виновных в появлении «несовершенных и неудачных» технических регламентов. Было бы целесообразнее, чтобы технические регламенты вводились в действие постановлениями Правительство РФ. Это значительно бы упростило процедуры разработки и принятия технических регламентов и сократило сроки введения их в действие. Престиж технического регламента от этого бы не пострадал, поскольку постановление Правительства РФ является хоть и подзаконным актом, но обладает высокой юридической силой и обязателен к исполнению на территории России. К тому же вся работа по техническому регулированию лежит на Правительстве РФ:

- утверждение программы разработки технических регламентов;

- рассмотрение внесенного в Государственную Думу проекта федерального закона о регламенте и подготовка отзыва на него;

- установление порядка создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию.

На Правительство РФ возлагается обязанность внесения изменений в регламент. Правительство РФ – это субъект международных договоров, в том числе и тех, которыми предусматривается введение в действие технических регламентов.

По данным различных публикаций российский фонд должен насчитывать около 500 – 2000 технических регламентов. Это означает, что Государственная Дума должна в течение 7 лет ежегодно рассматривать 100-300 законопроектов о технических регламентах, а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие регламенты, об отмене. Государственной Думе такой объем работы физически не по силам.

С момента официального опубликования федерального закона или постановления Правительства и до вступления их в силу должны быть разработаны федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции правила и методы отбора образцов для проведения исследований и измерений, необходимые для применения технических регламентов. Представляется неразумным разделять разработку обязательных требований к продукции и процессам и разработку определения этих требований (причем после того, как обязательные требования уже разработаны и приняты). Обязательные требования, как правило, представляют собой какие-либо количественные показатели, при этом значения этих показателей находятся в непосредственной взаимосвязи с методиками их определения. Поэтому трудно представить, как можно утвердить значения показателей, не обосновывая процедуру их определения. Для устранения этой недоработки следует включить в технические регламенты методики и правила проведения исследований и измерений или ссылки на них при обязательной одновременной разработке.

Основной вопрос, который остался открытым после вступления ФЗ в силу, - вопрос качества продукции. Ведь для обеспечения свободного выхода отечественной продукции на мировой рынок недостаточно привести нашу нормативную базу в соответствие с европейской. Основным критерием все-таки было и остается качество предлагаемой продукции.


Словарь терминов

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).


Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1) Перечислите сферы применения ФЗ «О техническом регулировании».

2) На какие сферы деятельности не распространяется действие ФЗ «О техническом регулировании»?

3) Что является объектами технических регламентов?

4) Перечислите принципы технического регулирования.

5) На какие виды работ и услуг устанавливаются обязательные требования? Какими способами они могут быть установлены?

6) В каких целях принимаются технические регламенты?

7) Какие виды безопасности должны обеспечивать установленные техническими регламентами требования?

8) Для чего необходимо предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей?

9) Какие минимально необходимые требования должен устанавливать технический регламент?

10) Что должен содержать технический регламент?

11) В каком случае технический регламент может содержать требования к конструкции и исполнению?

12) Какие специальные требования может содержать технический регламент?

13) Что является основанием для применения и разработки ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер? Что должно учитываться при их применении?

14) По каким вопросам принимаются общие технические регламенты?

15) В отношении каких объектов необходимо принятие специальных технических регламентов?

16) Перечислите основные этапы разработки и принятия технического регламента.

17) Что указывается в уведомлении о разработке проекта технического регламента?

18) Кто и каким образом должен опубликовывать сведения о всех этапах разработки и принятия технического регламента?

19) Какие документы необходимы для внесения проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу?

20) Каким образом может быть принят технический регламент в исключительных случаях?

21) Кто может быть членом экспертной комиссии по техническому регулированию?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.013 с.)