Психология развития: предмет, задачи, методы, связь с другими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология развития: предмет, задачи, методы, связь с другими науками.



Психология развития: предмет, задачи, методы, связь с другими науками.

Психология развития – раздел, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики.

Предмет: развивающийся от зачатия до смерти человек, закономерности его развития и особенности на каждой стадии.

Задачи:

1. Теоретические: дать представление о современном состоянии и ПР, раскрыть систему категорий и понятий, которыми пользуется ПР, обосновать категорию возраст, рассмотреть нормы развития на каждом возрастном отрезке.

2. Практические: оптимизация процесса обучения и воспитания,

контроль над процессом развития, организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов.

В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой -сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны прежде всего для понимания пренатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних оснований. Они играют значительную роль при анализе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и моторного (двигательного) развития, особенно в его отношении к последующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое значение для понимания проблематики «субъект--среда», т.е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов.

Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения поведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (например, изучение импринтинга). Не менее ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития.

Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на других культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой - благодаря расширению культурной среды выявить межкультурные различия, обусловливающие разное протекание процессов развития. Особое значение в последние годы приобретает изучение детского фольклора (субкультуры).

Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для психологии развития как за счет определенных теоретических посылок (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и т.д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а также за счет исследования социально-экономических условий развития.

Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с психологией развития. Науки, объединенные названием «Общая психология», позволяют лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, процессы обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей);

Понятие «развитие», области, пути, свойства, типы развития.

Развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Л.С. Выготский рассматривал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов.

Области: физическая (вес, рост, изменения веса мозга, моторные возможности), когнитивная (все познавательные процессы и умственные возможности), психосоциальная (личность, социальные навыки, межличностные отношения).

Пути: филогенез (развитие психики в процессе становления человеческого рода), онтогенез (развитие человека на протяжении жизненного пути); эволюционный (постепенное развитие психики), революционный (скачкообразное развитие).

Свойства: необратимость (способность накапливать изменения), закономерность (воспроизведение однотипных изменений у различных людей), направленность (способность системы к проведению единой внутренне взаимосвязанной линии развития).

Типы: преформированный (предопределенный), непреформированный (непредопределенный).

Методологические принципы психологии развития.

Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

1. Принцип детерминизма: все явления связаны причинно-следственной связью.

2. Принцип системности: человек-система.

3. Принцип объективности: обеспечение правильного понимания процессов развития.

4. Принцип историзма: хронологические рамки возраста связаны с историей.

5. Принцип развития: все меняется.

 

Закономерности, детерминанты, механизмы и движущие силы психического развития.

Факторы развития Условия развития Источники Движущие силы Механизмы Закономерности
Наследственность и здоровье Исторически обусловленные реальности существования человека Биологические предпосылки Конвергенция нескольких факторов Обособление (отчуждение) Неравномерность развития
Среда Ведущий тип общения Рефлексы: условные и безусловные Смена ведущих типов деятельности   Идентификация Цикличность
Окружающая действительность Ведущая деятельность Потребности Обучение   Компенсация Сензитивность
Собственная активность личности Кризис развития Социальные навыки Сотрудничество ребенка и взрослых Интериоризация Интеграция психики

 

5. Биологические процессы развития. Взаимосвязь развития и созревания. Понятие возрастной нормы.

 

Возрастной кризис как психологическая категория.

Возрастной кризис – непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями (Выготский).

Характеристика: наличие резких изменений в короткие отрезки времени; неотчетливость границ кризиса, т. е. трудность определения моментов его наступления и окончания; конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия; наличие разрушения в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».

Л.С. Выготский выделил следующие возрастные кризисы детей:

1.кризис новорожденного - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

2.кризис 1 года - отделяет младенчество от раннего детства;

3.кризис 3 лет - переход к дошкольному возрасту;

4.кризис 7 лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

5.кризис подросткового возраста (13 лет).

Периоды и стадии психического развития по Д.Б.Эльконину. Системы отношений: «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый».

Эпоха детства (3-11 лет).

1 Дошкольное детство (3-7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка паролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения.

Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.

2. Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими - его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. Наступает следующая эпоха

Кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

- физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);

- психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.

Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. Все складывается при жизни. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Единственное, что может ребенок, - это принять внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.

Этап новорожденности - это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т. е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

В это же время начинает проявляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется в том, что развитие сенсорных процессов, т. е. зрения, слуха, осязаний, существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у животных, наоборот, движения развиваются раньше, чем группы чувств.

Психология развития: предмет, задачи, методы, связь с другими науками.

Психология развития – раздел, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики.

Предмет: развивающийся от зачатия до смерти человек, закономерности его развития и особенности на каждой стадии.

Задачи:

1. Теоретические: дать представление о современном состоянии и ПР, раскрыть систему категорий и понятий, которыми пользуется ПР, обосновать категорию возраст, рассмотреть нормы развития на каждом возрастном отрезке.

2. Практические: оптимизация процесса обучения и воспитания,

контроль над процессом развития, организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов.

В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой -сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны прежде всего для понимания пренатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних оснований. Они играют значительную роль при анализе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и моторного (двигательного) развития, особенно в его отношении к последующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое значение для понимания проблематики «субъект--среда», т.е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов.

Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения поведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (например, изучение импринтинга). Не менее ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития.

Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на других культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой - благодаря расширению культурной среды выявить межкультурные различия, обусловливающие разное протекание процессов развития. Особое значение в последние годы приобретает изучение детского фольклора (субкультуры).

Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для психологии развития как за счет определенных теоретических посылок (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и т.д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а также за счет исследования социально-экономических условий развития.

Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с психологией развития. Науки, объединенные названием «Общая психология», позволяют лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, процессы обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.91 (0.032 с.)