Тема 6. Дедуктивные умозаключения (выводы из сложных суждений) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Дедуктивные умозаключения (выводы из сложных суждений)



2. Какое умозаключение называют условным?

3. Какое умозаключение называют условно-категорическим?

4. Что такое вероятностный модус?

5. Как называются модусы условно-категорических умозаключений? Приведите классификацию, дайте определения.

6. Какое умозаключение называют разделительно-категорическим?

7. Какие модусы выделяют у разделительно-категорических умозаключений?

8. Какие умозаключения называют условно-разделительными?

9. Что такое дилемма? Трилемма? Полилемма?

10. Какие леммы называют деструктивными? Конструктивными?

11. Какие леммы называют сложными? Простыми?

12. Что такое энтимема?

13. Какие умозаключения называют полисиллогизмами?

14. Какой полисиллогизм называют прогрессивным? Регрессивным?

15. Что такое эпихейрема?

16. Что такое сорит?

Тема 7. Индуктивные умозаключения и их виды

1. Что такое вероятностный вывод?

2. Какие умозаключения называют индуктивными?

3. Приведите классификации индуктивных умозаключений.

4. Какие ошибки типичны в индуктивных умозаключениях?

5. Назовите методы установления причинных связей (методы научной индукции)?

6. В чём заключается метод сходства?

7. В чём заключается метод единственного различия?

8. Раскройте сущность соединённого метода сходства и различия.

9. Раскройте сущность метода сопутствующих изменений.

10. Раскройте сущность метода остатков.

Тема 8. Умозаключения по аналогии

1. Дайте определение традукции.

2. В чём сущность аналогии свойств?

3. В чём сущность аналогии отношений?

4. Какова достоверность вывода в умозаключениях по аналогии?

5. Какие типичные ошибки совершаются при умозаключениях по аналогии?

Тема 9. Основы теории аргументации. Доказательство.

1. Дайте определение аргументации.

2. Какова структура аргументации?

3. Дайте определение доказательства?

4. Какова структура доказательства?

5. Как соотносятся аргументация и доказательство?

6. Сущность аргументации, её структура и виды.

7. Приведите классификации доказательства и установите основания для деления.

8. Дайте определение косвенного доказательства.

9. На какие виды делится косвенное доказательство?

10. Что такое антитезис?

11. Дайте определение опровержению.

12. Приведите основные способы опровержения.

13. Может ли опровержение аргументов означать опровержение тезиса?

14. Может ли обнаружение несостоятельности демонстрации означать опровержение тезиса?

15. Дайте определение эристики.

16. Приведите логическое определение спора.

17. Приведите основные разновидности спора, укажите основания для классификаций.

2. Практические задания:

Модуль 1.

Тема 1. Предмет логики, ее значение. Логические законы мышления. Понятие как форма мышления.

1. Укажите нарушения закона тождества в приведённых примерах:

1.1. – Я надеюсь больше не увидеть, как ты списываешь!

- Я тоже на это надеюсь, профессор.

1.2. Чем больше учишься, тем больше знаешь.
Чем больше знаешь, тем больше забываешь...
Чем больше забываешь, тем меньше знаешь...
Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.
Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.

1.3. Что лучше: бутерброд или вечное блаженство? Ну, конечно, вечное блаженство. А что лучше вечно блаженства? – Ничто. А бутерброд ведь лучше чем ничто. Следовательно, бутерброд лучше, чем вечное блаженство.

2. Проанализируйте указанные словосочетания и представьте контексты, в которых а) присутствует противоречие и б) противоречия нет.

Живой труп. В детстве у меня не было детства. Сказочная действительность. Мещанин во дворянстве. Барышня-крестьянка. Закономерная случайность. Знакомые незнакомцы. Страшно красивая. Безумный гений. Злая добродетель. Учёный невежда. Искривлённая прямая. «Заклятые» друзья. Крещёный буддист. Высокий карлик. Здоровая боль. Истинная ложь.

3. Опираясь на закон исключённого третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

ü Все мыши любят сыр – Ни одна мышь не любит сыра.

ü Большинство европейцев являются христианами – Ни один европеец не является христианином.

ü Преступник не может не оставить следов – Преступник может не оставить следов.

ü Ты только о себе и думаешь! – Я не могу всё время думать только о тебе!

ü Одно из двух: или пациент жив или он умер. Если он жив — он останется жив или не останется жив. Если он мертв — его можно оживить или нельзя оживить.

Тема 2. Понятие как форма мышления. Виды понятий. Операции над понятиями.

1. Выделите объём понятий. Охарактеризуйте понятия по объёму – как общие, единичные или пустые; укажите регистрирующие и нерегистрирующие понятия, определите, какие являются собирательными:

Рабочая группа, космонавт, рыцарь Круглого стола, дипломат, свадебный букет, роман Достоевского, Государственная Дума, мягкая мебель, офисный стул, классическая литература, фарфоровая посуда, песочные часы, гениальный художник, масленичная неделя.

2. Установите, в каком употреблении понятия оказываются конкретными, а в каком абстрактными:

Делать деньги из воздуха, взять языка, слово не воробей, неразменный рубль, ни рыба, ни мясо, объятия Морфея, оседлать Пегаса, перековать мечи на орала, прокрустово ложе, проходить красной нитью (через художественное произведение), как за каменной стеной.

Дайте полную логическую понятия.

Млечный путь, холерик, зависимость, свобода, судебная экспертиза, человечность, ребячество, ребёнок, труд, труженик, понятие, мысль, редакция, принадлежность, бег, стремительность, олимпийский чемпион 2010.

4. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между следующими понятиями:

ü Родитель, отец, мать, суррогатная мать, мачеха, биологический отец.

ü Деньги, советские деньги, фальшивые деньги, 5000-ная купюра, Яндекс-деньги.

ü Человек, умеющий и любящий читать; человек, читающий газету; человек, читающий в метро; коллекционер глянцевых журналов; пассажир, листающий глянцевый журнал.

ü Человек, знающий свои права; заключённый; юрист; студент; честный человек.

5. Проверьте, правильно ли выстроена цепочка обобщения:

ü Закон «О защите прав потребителей» → статья Уголовного кодекса → статья кодекса → статья;

ü Париж → столица → город → населённый пункт.

ü «Ромео и Джульетта» → произведение У. Шекспира →произведение английской литературы → литературное произведение → произведение искусства → произведение человека → вещь.

6. Проверьте, правильно ли выстроена цепочка ограничения:

ü Человек военный участник ВОВ офицер- участник ВОВ генерал –участник ВОВ → Жуков Г.К.;

ü Искусство → произведение искусства → картина → картина эпохи Возрождения → картина кисти Леонардо да Винчи → «Мона Лиза».

ü Объединение → организация → организация, предоставляющая услуги населению → организация, предоставляющая образовательные услуги населению → университет → московский университет → Московский государственный университет.

7. Проанализируйте данные определения понятий: номинальное или реальное, явное или неявное; выделите определение через род и видовое отличие; найдите приёмы, заменяющие определение.

ü Конус – это геометрическая фигура, образованная путём вращения прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов.

ü Глянцевым называют журнал, предназначенный для развлечения и сделанный на глянцевой бумаге.

ü Кимоно - традиционная одежда мужчин, женщин и детей в я Японии, представляет собой халат прямоугольного кроя на подкладках, который шьют из шёлка, жаккарда или хлопка. Расцветка и покрой кимоно устанавливаются полом, вкусом, настроением, характером приёма.

ü Глянцевое издание - это энциклопедия гламурной жизни.

ü Остров отличается от материка масштабом территории суши.

ü Рекордом признаётся высшая степень проявления чего-либо.

ü Черепахой называют крайне медлительного и нерасторопного человека.

ü Единица административно-территориального деления внутри автономных республик, краёв, областей, автономных округов, крупных городов называется районом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.009 с.)