Психологическая характеристика ребенка


дошкольного возраста Методические рекомендации

Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.

Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.

Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением.) Всестороннее познание ребенка требует применения воспитателем и других методов детской психологии - бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок, рассказов и т.д.), эксперимента, социометрического и проективного методов, тестов и др.

Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения. Она дается с учетом условий семейного воспитания, системы взаимоотношений ребенка и взрослого; включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.

При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями и другими родственниками, медицинским персоналом и др.).

Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции, а также в дальнейшем совершенствовании.

В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить определенные психолого-педагогические рекомендации.

 

 

 


Приложение 5

Схема

психолого-педагогического анализа занятия (урока)

(По Овчаровой Р.В.)

/. Психологический анализ занятия (урока)

- Место и значение данного урока в перспективном плане развития
воспитанников. Формулировка цели.

- В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача
перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы,
характер изучаемого на уроке материала.

В) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность
мышления детей (система вопросов, создание проблемных ситуаций,
проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и
излишними данными, поисковая исследовательская работа на уроке и др.);

г) каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное,
объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как педагог руководил
формированием убеждений и идеалов;



д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как педагог
руководил творческим воображением детей (объяснение темы и целей работы,
условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также
обработке результатов и оформлению работы).

3. Закрепление результатов работы:

а) формирование навыков с помощью упражнений;

б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных
навыков на новые условия работы.

IV. Организованность детей (учащихся)

1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению отдельных
воспитанников (в возможных пределах).

2. Какие группы детей по уровню обучаемости выделяет педагог и как
сочетает фронтальную работу в группе с групповыми и индивидуальными
формами учебных занятий.

V. Учет возрастных особенностей детей

Как учитываются возрастные особенности воспитанников во всех звеньях подготовки к занятию (уроку) и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности детей и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

 

 


Приложение 6

 

Примерные вопросы к анализу занятий

1. Группа, фамилия педагога, возраст детей.

2. Тема, длительность занятия в целом, каждого этапа в отдельности,

3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

— соответствие мебели возрасту и росту, требованиям организации занятия;

— охрана зрения и слуха, учет индивидуальных особенностей слуха, зрения, моторики детей;

— забота о правильной осанке.

4. Наличие трех условий успешного проведения занятий:

— хорошее знание программы педагогом;

— научно-методическая подготовленность педагога, творческое владение методикой обучения, воспитания, новые виды работы, методические приемы;

— знание возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.

5. Этап организации детей: создание психологической готовности к занятию. Условия:

— длительность организационного процесса;

— степень готовности детей и оборудования к работе,

— требовательность, сдержанность, собранность педагога;

— отсутствие многословия или наоборот - многословность;

6. Тип занятия: сообщение новых знаний, повторение, закрепление, самостоятельное использование усвоенных знаний.

7. Программное содержание занятия:

соответствие уровню развития и подготовки детей данной группы;

— соответствие конкретным дидактическим, коррекционно-воспитательным задачам;

— оптимальность объема содержания знаний;

— связь занятия с другими разделами программы.

8. Методы и приемы, используемые на занятии:

— какие использовались;

— их направленность на активизацию познавательной, речевой детей;

— эмоциональный фон занятия;

— особенности речи педагога: доступность, немногословность, образность, ясность, логическая последовательность, общая культура речи, выразительность, научность;

— сочетание фронтальной и индивидуальной 'работы с детьми на занятии,

— приемы организации самостоятельной работы детей;

— создание нестандартных ситуаций прииспользовании, закреплениизнаний;

— фиксирование внимания детей на практической значимости изучаемого программного материала и той деятельности, которой заняты дети;

— приемы актуализации чувственного опыта и опорных знаний детей;

— эффективность использования наглядности, степень реализации полисенсорного подхода к организации познавательной деятельности умственно отсталых детей, соблюдение правил реализации дидактических принципов;

— коррекционная значимость используемых методов, приемов, форм.

9. Виды и приемы анализа результатов занятия:

— анализ проводит сам педагог;

— к оценке результатов привлекались дети;

— на что обращено внимание при оценке работы детей, продуктов их деятельности (точность следования указаниям педагога; качество выполнения работы; эстетическая сторона работы; отношение детей к деятельности и на занятии, к своей работе);

— сформированность приемов учебной деятельности.

10. Поведение детей во время занятия:

— внимательное отношение к указаниям педагога;

— берутся за работу самостоятельно или смотрят, что делают товарищи, спрашивают их, требуют дополнительных разъяснений у педагога;

— руководствуются указаниями педагога или не слушают их; сосредоточены или отвлекаются, проявляют ли активность; тщательно выполняют работу или небрежно; как обращаются с материалами и пособиями;

— умеют ли слушать друг друга, говорить по очереди, высказываться;

— как участвуют в обсуждении результатов работы на занятии; как оценивают работу товарищей, свою собственную, отмечают ли преимущественно недостатки или положительные качества.

11 Реализация сочетания воспитывающей, коррекционной и образовательной направленности занятия.

 


Приложение 7

 

Примерная тематика бесед с воспитателями

1. Половая идентификация в дошкольном возрасте (или психосексуальное
развитие в дошкольном возрасте).

2. Готовность ребенка к школе (психологическая, интеллектуальная,
мотивационная) (или как готовить ребенка к школьному обучению).

3. «Шустрики» и «мямлики», особенности организации их жизни и
деятельности.

4. Детские страхи: причины возникновения, профилактика и возможности
коррекции.

5. Наиболее распространенные ошибки семейного воспитания и их влияние
на психическое развитие детей (2-3 проблемы на выбор).

6. Кризисы развития в дошкольном возрасте и как с ними «бороться».

7. Упрямство в детском возрасте, его истоки.

8. Особенности развития психических процессов в дошкольном возрасте
(внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия) (на выбор).

9. Эмоциональное благополучие (неблагополучие), его влияние на
психическое здоровье ребенка.

10. Внутриличностные конфликты у дошкольников, обучение способам бесконфликтного поведения.

 


Список литературы

а) основная литература:

 

  1. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. пособ. для студ. высш. учебн. завед. – М.: Академия, 2007.
  2. Комплексное обследование несовершеннолетних в условиях психолого-медико-педагогических комиссий. Методическое пособие для специалистов ПМПК/ Под ред. Ж.Г. Кульковой. – Челябинск: Цицеро, 2009.
  3. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005.
  4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: АРКТИ, 2004.

 

б) дополнительная литература:

 

7. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

8. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2003.

9. Профессиональный кодекс этики для психологов // Вопросы психологии. - 1990. - №6.

10. Семаго М. М., Семаго Н.Я. «Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. – М.: Аркти, 1999.

11. Стребелева Е. А.. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

12. Типовые положения об образовательных учреждениях. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

1. http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь