Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями



Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.

Спорт - обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. По мнению Л. П. Матвеева, (1997), спорт - вид человеческой деятельности в сфере физического воспитания, направленный на достижение максимальных результатов в избранном виде. Понятие «Спорт» - как многообразное общественное явление - это есть сфера подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важнейших средств этического и эстетического воспитания.

В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.

Специфическим для спорта является то, что конечная его цель - это физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формы которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей (В.И. Лях, 1998).

Однако спорт нельзя сводить только с соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл.

Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп:

1 группа - виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта;

2 группа - виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта и др.) Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;

3 группа - виды спорта, двигательная деятельность в которых лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4 группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели);

5 группа - виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки);

6 группа - многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, биатлон и др.).

Спорт от физической культуры отличается именно тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся (Н. В. Решетников, 2000; В. И. Ильинич, 2001). Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» - смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличий.

Массовый спорт. Его цели и задачи

Массовый спорт (или базовый) спорт обеспечивает достижение массового уровня, дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни (Е. А. Пирогова, 1986).

Цель занятий различными видами массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. (Э. А. Дружинина, 2008).

Как показала практика, обычно в не физкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент (В. П. Суслов, 2008).

 

Спорт высших достижений

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях, включая достижения международного масштаба. Именно в этом роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся пределы человеческих возможностей. При фактическом воплощении такой установки спортивная деятельность подобна напряженному творческому труду. Она занимает в определенный период жизни спортсмена одно из доминирующих положений и требует особой организации (ежедневная тренировка, строго согласованный с нею и с регулярным участием в соревнованиях режим жизни).

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени. Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате (В. П. Филин,1987).

Частью подготовки спортсмена является спортивная тренировка, которая построена на основе метода упражнения. Таким образом, если спортсмен выполняет какие-либо упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка.

Результатом процесса тренированности, ее прямым следствием является изменение уровня тренированности, которая, в общих чертах представляет собой готовность организма к проявлению физических, биохимических и психологических предпосылок, при известных условиях, реализуемых в спортивном результате. Тренированность - это приспособленность организма к определенной работе, достигнутая посредством тренировки.

Основной характеристикой спортивной тренировки выступает тренировочная нагрузка-это общее, суммарное воздействие на организм спортсмена выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств (массаж, фармакологические препараты и т.д.), ускоряющих процесс восстановления.

Выполненная тренировочная работа, вызывает ответную реакцию организма, т.е. создает определенный тренировочный эффект, который может быть увеличен или уменьшен остальными факторами, входящими в понятие тренировочной нагрузки. Систематические, периодически повторяющиеся тренировочные нагрузки, обуславливают соответствующую приспособительную перестройку систем организма.

Правильно подобранные нагрузки вызывают положительные сдвиги тренированности, сопровождаются улучшением спортивных результатов. И, наоборот, неправильно подобранные нагрузки (завышенный или заниженный объем упражнений, нерациональное соотношение работы и отдыха и т.д.) приводят к снижению тренированности, ухудшению результатов и утомлению.

Для того чтобы разработать оптимальный тренировочный режим, надо знать реакцию организма на нагрузку, а также в период восстановления.

 

п

о

в

ы 1 2 3 4

ш

е

н

и

е

п работа восстановление

о

н

и

ж

е

н

и отдых

е

1 – фаза истощения;

2 – фаза восстановления;

3 – фаза сверхвосстановления;

4 – фаза стабилизации (упроченного состояния).

Рис. 18. Кривая реакции на нагрузку и восстановления

Эта кривая будет четко зависеть от интенсивности тренировочного воздействия на организм и уровня физической подготовленности занимающихся.

Изменение функционирования организма при утомлении и восстановлении происходит на всех уровнях жизнедеятельности организма: от механизмов регуляции до обменных процессов и структуры клетки.

При выполнении физических упражнений процессы диссимиляции (распад веществ в организме) преобладают над процессами ассимиляции (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ). Нарушение баланса между этими реакциями выражено резче, если мощность работы большая, а спортсмен меньше к ней подготовлен (низкий уровень тренированности).

В восстановительном периоде, наоборот, преобладают процессы ассимиляции, что способствует пополнению израсходованных при работе энергетических запасов. Сначала они восстанавливаются до исходного уровня (ранняя фаза восстановления, где происходит восстановление гомеостаза организма), за тем на некоторое время становится выше его (фаза суперкомпенсации) и далее вновь понижается (фаза стабилизации).

Это явление получило название суперкомпенсации или сверх восстановления. Чем больше расход энергии при работе, тем быстрее происходит ресинтез энергетических веществ, тем значительнее фаза суперкомпенсации. Она зависит от продолжительности выполнения работы и глубины, вызываемых ею биохимических сдвигов в организме. После интенсивной кратковременной работы эта фаза наступает быстро (через 3-4 часа отдыха) и сохраняется 10-12 часов. После длительной работы суперкомпенсация наступает через 12 часов и сохраняется 48-72 часа.

Процессы восстановления в период отдыха протекают с различной скоростью и завершаются в разное время. Быстрее всего восстанавливаются резервы кислорода и креатин фосфата в работающих мышцах, затем внутримышечные запасы гликогена печени и только затем резервы жиров, и белковые структуры. Если физическая работа сопровождается значительным потоотделением, запасы воды и минеральных солей должны восполняться через продукты питания.

В фазе стабилизации происходит достижение исходного уровня функциональных систем в форме плавного колебательного процесса.

Длительность интервалов отдыха между отдельными упражнениями, тренировочными занятиями должна планироваться с учетом того, что эффективность последующей работы будет больше тогда, когда утомление от предыдущей деятельности почти ликвидировано, а положительное последствие этой работы еще сохранено. Для достижения высоких спортивных результатов нужно тренироваться на фазе неполного восстановления. Работа при этом адаптирует организм к деятельности в условиях измененной внутренней среды. Повышение работоспособности, вызванной мышечной деятельностью, должно подкрепляться последующей работой. Если этого не происходит, то работоспособность снижается до исходного уровня, и дальнейшие прогрессивные изменения в организме могут приостановиться.

Утомление - это временное понижение работоспособности целого организма, органа или ткани, наступающее после работы. Под утомлением понимают физиологическое состояние, наступающее вследствие напряженной или длительной деятельности организма, проявляющееся в дискоординации функций и во временном снижении работоспособности. Утомление в целостном организме наступает, прежде всего, в центральной нервной системе и, в частности, в клетках коры больших полушарий.

Утомление протекает в две фазы:

- компенсированное, т.е. работоспособность поддерживается за счет нарастающего возбуждения в ЦНС, большего напряжения других систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной) при более выраженных энергозатратах на каждую единицу работы.

- некомпенсированное, т.е. снижение работоспособности.

Различают 4 вида утомления:

1 - физическое - возникающее в результате мышечной деятельности;

2 - эмоциональное - связанное с различными переживаниями;

3 - сенсорное - обусловленное утомлением органов чувств, проявляющееся во время напряженной работы слухового, зрительного и других анализаторов;

4 - умственное - обусловленное необходимостью длительное время поддерживать внимание на высоком уровне.

В процессе развития утомления снижается возбудимость и лабильность нервной и мышечной ткани, сенсорных систем. Учащаются сердцебиение и дыхательные движения, наблюдается значительное потоотделение.

Утомление - закономерное следствие проделанной работы. Без утомления при физических нагрузках фактически отсутствует сам процесс тренировки, не может быть становления и развития тренированности. Важно, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.

Для каждого вида спортивной работы характерно специфическое утомление. При циклической работе скоростного характера - зона максимальной мощности (спринт 100 м) утомление наступает очень быстро, вследствие угнетения деятельности нервных центров и предельного напряжения сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В мышцах накапливается молочная кислота и др. кислые продукты обмена, ухудшается возбудимость и лабильность мышечной ткани, ухудшается расслабление мускулатуры, от чего скорость передвижения уменьшается.

При длительной циклической работе (марафон) угнетается деятельность ЦНС. Изменяется химизм внутренней среды организма, ухудшается сократительная способность мышц, уменьшается их лабильность, в результате чего их работоспособность снижается. Именно поэтому на марафонских дистанциях обязательны подкормки питательными смесями.

В сложно-технических, игровых видах и единоборствах утомляемость выражается в ухудшении быстроты реакции и концентрации внимания спортсмена. В ситуационных видах, например в хоккее, утомление возникает через 1-1,5 минут после выхода на лед, т.е. изменяется подвижность нервных процессов и нарушается деятельность зрительного анализатора.

При гимнастических и тяжелоатлетических упражнениях утомление наступает через несколько секунд после начала работы, что объясняется развитием запредельного торможения в нервных центрах и уменьшением кровоснабжения работающих мышц, уменьшается сила и скорость сокращения и расслабления.

Помимо физиологической зависимости, обуславливающей вид физических упражнений, утомление зависит от индивидуальных особенностей организма (генотип, здоровье, уровень тренированности), степени эмоционального напряжения в предшествующей нагрузке или в соревновании, внешних условий. Утомление не является нежелательным фактором, напротив, служит в процессе подготовки как бы стимулятором адаптации организма к высоким нагрузкам, т.е. предохраняет организм от перенапряжения и, в первую очередь, нервных клеток от функционального истощения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 23702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.04 с.)