Каков основной принцип формальной логики и что он предполагает. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каков основной принцип формальной логики и что он предполагает.



Стр. 35

Назовите понятия, обладающие наибольшим объемом в каждой из приведенных ниже групп

1)Четырехугольник, квадрат, правильный четырехугольник Четырехугольник

2)Хищник, тигр, млекопитающее, животное Животное

3)Планета, планета Солнечной системы, Земля Планета

4)Адвокат, прокурор, юрист. Юрист

5) Пистолет, кинжал, оружие Оружие

6)Кедр, ель, хвойное дерево, дерево Дерево

7)Документ, удостоверение, паспорт Документ

8)Студент, учащийся, курсант Учащийся

9)Книга, учебник м атематики, учебник Книга

10) Плотник, сва рщик, рабоч ий, т рудящийся Трудящийся

11) Сел о, районный цент р, населенный пункт Населенный пункт

Назовите понятия, обладающие наибольшим содержанием в каждой из приведенных ниже групп

1)Знак, дорожный знак, знак поворота Знак поворота

2)Религия, католицизм, христианство Католицизм

3)Игра, футбол, спортивная игра Футбол

4)Радиотелефон, телефон, средство связи Радиотелефон

5)Студент, студент гуманитарного института, учащийся Студент гуманитарного института

6)Учебник, книга, учебник экономики Учебник экономики

7)Газета, газета «Известия», периодическое издание Газета «Известия»

8)Статья Гражданского кодекса, статья зако на, ст. 4 7 Граждан ского кодекса РФ Ст. 47 Гражданского кодекса РФ

9)Роман, литературное про изведение, роман Л.Н.Толст ого «Война и мир» Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

10) Стол ица, столица России Столица

11 Полководец, русский полководец, полководец Суворов Русский полководец

Стр. 38

. Правильно ли проведено обобщение?

1) Русский - славянин - человек

Обобщение проведено частично неправильно

Правильное обобщение:

Русский - славянин - представитель народа

Человек - млекопитающее - животное - живое существо

2)Учебник логики - учебник - книга Обобщение проведено правильно

3)Класс - школа - средняя школа Обобщение проведено неправильно

Класс - многозначное слово, точное значение его здесь не определено.

Возможные обобщения:

Класс - группа школьников - группа людей

Класс - школьное помещение - помещение

Школа - учебное заведение

Школа - административное здание - здание

4)Слесарь - рабочий - трудящийся Обобщение проведено правильно

5)Отделение - взвод - ро та - полк Обобщение проведено неправильно

Здесь представлены отношения части и целого

Правильное обобщение:

Отделение - войсковая единица

Взвод - войсковая единица

Рота - войсковая единица

Полк - войсковая единица

6)Аристотель - древнегреческий философ - мыслитель Обобщение проведено правильно

7)Кража - вор - тюрьма Обобщение проведено неправильно Правильное обобщение:

Кража - преступление - правонарушение

Вор - преступник - нарушитель закона

Тюрьма - место заключения - пеницитарное заведение

8)Сантиметр ~ метр - мера длины

Сантиметр - метр - этот отношения части и целого Правильное обобщение: Сантиметр - мера длины - мера Метр - мера длины - мера

9)Автомобиль «Жигули» - автомобиль - средство передвижения Обобщение проведено правильно

10)Луна - спутник Земли - спутник Обобщение проведено неправильно Правильное обобщение:

Луна - планета солнечной системы - планета Естественный спутник земли - спутник Земли Искусственный спутник Земли - спутник Земли Понятие «спутник» неопределенно

Стр. 38-39

Правильно ли проведено ограничение?

1)Книга - раздел книги - страница книги

Ограничение проведено неправильно. Здесь представлены отношения части и целого.

2)Время - час - минута - секунда Время - меры времени.

Час - минута - секунда - представлены отношения части и целого.

3)Студент - студент высшего учебного заведения - студент НГИ Ограничение проведено правильно.

4)Карандаш - красный карандаш - красный карандаш, которым маль чик нарисовал цветок

Ограничение проведено правильно.

5)Оружие - огнестрельное оружие - пистолет Ограничение проведено правильно.

6) Литерату рное произведение - рассказ - рассказ А. П. Чехова Ограничение проведено правильно.

7)Строение - жилой дом - кварти ра в жило м доме Строение - жилой дом - ограничение проведено правильно.

Жилой дом - квартира в жилом доме - неправильно, отношения части и целого

Жилой дом - многоэтажный жилой дом Помещение - квартира

8)Растение- роза- плетистая роза Ограничение проведено правильно.

9)Банда - преступная группа преступник Ограничение проведено неправильно. Банда - преступная группа

преступная группапреступник - отношения части и целого Группа людей - преступная группа = банда - банда «Черная кошка»

10)Ученый - русский ученый - В. И. Вернадский Ограничение проведено правильно.

Стр.39

Обобщить и ограничить следующие понятия:

1)способ ный ученик

Ученик - способный ученик - способный ученик 5 класса

2)кинофильм

Произведение киноискусства - кинофильм - художественный кинофильм

3)пистолет

Огнестрельное оружие - пистолет - пистолет Макарова

4) логика

Наука- формальная логика

5) газета

Средство массовой информации - газета - газета «Компаньон»

6) работник прокуратуры

Государственный служащий - работник прокуратуры - следователь прокуратуры

7) философ

Ученый - Аристотель

8) учебник

Книга - учебник физики - учебник классической физики

9) студент

Учащийся - студент - студент НГТУ

10) письменный стол

Стол - письменный стол - дубовый письменный стол

11) дерево

Растение - дерево - лиственное дерево

12) здание

Архитектурное сооружение - здание - административное здание

Стр. 42.

Дайте логическую характеристику понятию «Российская Федерация».

Единичное (так как в объем понятия входит один элемент), собирательное (так как мыслится совокупность федеративных единиц) конкретное (так как мыслится существующий конкретный объект), положительное (так как имеет положительные свойства), безотносительное (так как существует раздельно, вне отношения к другим предметам).

Среди перечисленных понятий укажите единичные, общие и пустые.

1) профессор - общее

2) Автор комедии «Ревизор» - единичное

3) Жареный лед - пустое

4) Самое глубокое озеро на земном шаре –единичное

5) Круглый квадрат - пустое

6) луна - единичное

7) Город - общее

8) Философ - общее

9) Аристотель - единичное

10) Пегас - пустое

11) Суд - общее

12) Свидетель - общее Стр. 44

Укажите вид отношения, в котором находятся понятия в каждой из следующих пар, и изобразите это с помощью круговых ^ -------„ схем.

1) Персия, Иран Равнообъемность А - Персия

Б - Иран

2) Добро, зло Противоречие А - Добро

Б-Зло

3) Хирург, терапевт Соподчинение А - Хирург Б - Терапевт

4)Россия не, русские Подчинение

А - россияне Б - Русские

5)Золото, металл Подчинение

А - Золото Б - Металл

6)областной суд, городской

Соподчинение А - областной суд Б - городской суд

7) Живое, неживое. Противоречие

А - Живое Б - Неживое

8)Мудрость, глупость Контрарность

А - Мудрость Б - Глупость

9)Студент, шахматист Пересечение

А - Студент Б - Шахматист

10) Ромашка, незабудка соподчинение

А - ромашка Б - незабудка

Суд

11) Россия, Российская Федерация Равнообъемность

А - Россия

Б - Российская Федерация

12) Экономист, преподаватель Пересечение

А - Экономист Б - Преподаватель

13) Четный, нечетный Противоречие

А - Четный Б - Нечетный

14) Аристотель, создатель формальной логики

Равнообъемность

А - Аристотель

Б - Создатель формальной логики

15) Эрудиция, невежество Контрарность

А - Эрудиция Б - Невежество

16) Преступление, взятка Несравнимые

А - Преступление Б - Взятка

17) Совершеннолетний, несовершеннолетний

Противоречие

А - Совершеннолетний

Б - Несовершеннолетний

18) Логика, традиционная логика Подчинение

А - Логика

Б - Традиционная логика

19) Виновный, невиновный Противоречие

А - Виновный Б - Невиновный

20) Дерево, хвойное дерево

Подчинение

А - Дерево

Б - Хвойное дерево

Стр. 46

Подберите понятия, отношения между которыми соответствуют приведенным ниже круговым схемам:

А - теннисист

В - атлет

С - учитель физкультуры

А - дерево В - хвойное С- ель

дерево

А - студенты В - первокурсники С - заочники

машина легковая машина

С - тетрадь

Стр. 58

Среди перечисленных ниже суждений выделите атрибутивные, экзистенциальные и реляционные.

1) Гово рящий много часто ошибается. Атрибутивное

2) «Есть женщины в русских селеньях» (А. Н. Некрасов). Экзистенциальное

3)Каждый из родителей старше своих детей. Реляционное

4)Все металлы электропроводны. Атрибутивное

5)Рязань меньше Москвы. Реляционное

6)Советского Союза нет. Экзистенциальное

7)Платон является философом. Атрибутивное

8)Дыма без огня не бывает. Экзистенциальное

9)Иван - брат Петра. Реляционное

10)Существуют редкие книги. Атрибутивное

Стр. 58

Aw В

5) Красота спасет мир, если она добра.

6} Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают (А. С. Пушкин). АлВлС

7)«Если выступаешь без хорошей подготовки, значит, говоришь общо, неинтересно, фразерствуешь» (О. Гончар).

8)«Если ты не глуп, как пробка, то не полезешь в бутылку» (М. Дружинина).

9)Если и только если число делится на 2, то оно четное. А = В

10)«Если ты видишь юного живым, возносящимся на небо, то, ради бога, скорей ухвати его за пятку и сдерни на землю» (Из древнерусской философии).

(АлВ)^(С aD)

11)Если она сдела ет домашнее задание и в ымоет посуду, то родители разрешат ей сходить в кино или пригласить домой друзей.

(AaB)^(Cv D)

12)Он очень любит охоту, бридж и бильярд, поэтому можно сказать, что о н азартен. {AaBaC)->D

13)Если вы страдаете бессонницей, не старайтесь заснуть, а лучше встаньте, займитесь каким-либо делом и делайте его до тех пор, пока не почувствуете сонливость.

А -> (-п5 л С л D а Е)

14) «Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим» (Плавт). А^В

15)Если хочешь получить хорош ую оценку на экзамене, зна чит должен ходить на лекции и много заниматься.

Стр. 68

С помощью следующих простых суждений: а) «Я работаю в библиотеке»; в) «Я люблю свою профессию»; с) «Я учусь в институте» - составьте высказывания, соответствующие формулам:

1 \ а а Ъ а с

Я работаю в библиотеке, люблю свою профессию и учусь в институте.

2) (a a b)с

Если я работаю в библиотеке и люблю свою профессию, то я учусь в институте.

3)a a —ib a —\с

Я работаю в библиотеке, но не люблю свою профессию и не учусь в институте.)

Если я работаю в библиотеке и учусь в институте то я люблю свою профессию.

) Если я учусь в институте, то я работаю в библиотеке и люблю свою профессию.

ft) — \п V —,С А Ъ

Либо я не работаю в библиотеке, либо не учусь в институте, но я люблю свою профессию.

71 (— \й a —ib)—> -ic

Я не работаю в библиотеке и не люблю свою профессию, а потому я не учусь в институте.

С помощью перечисленных далее простых суждений: а) «Теория Дарвина является научной» ; в) «Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными»; с)

 

 

«Теория Дарвина может быть опровергнута опытными данными» - составьте высказывания, соответствующие формулам:

j, a —>{b л с)

Если Теория Дарвина является научной, то она может быть подтверждена опытными данными и опровергнута опытными данными. 2> (ftvc)^fl

Если Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными или опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина является научной. 3. (-нблс)—»-ia

Если Теория Дарвина не может быть подтверждена опытными данными и может быть опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина не является научной.

4) (Ьл^

Если Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными и не может быть опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина не является научной.

(6 v)

Если Теория Дарвина не является научной, то она не может быть подтверждена опытными данными или не может быть опровергнута опытными данными.

()

6)

Если Теория Дарвина не может быть подтверждена опытными данными и не может быть опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина не является научной.

Стр. 72

Могут ли в спорах и дискуссиях смешиваться противоречащие и противоположные суждения ? Приведите примеры.

Противоречащие и противоположные суждения в спорах и дискуссиях могут смешиваться.

Например, если в суде обвинитель утверждает, что в рассматриваемом случае имела место кража (р), которая совершена группой лиц по предварительному сговору (q). Защитник

не отрицает факта кражи (р), но считает, что она была совершена без сговора ^~1^.

Каждый из них считает, что эти утвержденияЛ1) иА ~^Я) _ исключают друг друга как альтернативные. В действительности же оказывается, что эти высказывания находятся в отношении противоположности.

Следует ли руководствоваться отношением противоречия, выбирая оптимальную стратегию спора? Для ответа на данный вопрос рассмотрите следующую ситуацию. Ваш оппонент придерживается мнения о том, что «Наполеон - великий человек, и прекрасно все то, что он совершил». Вам необходимо опровергнуть Вашего оппонента.

В данном случае оппонент выдвигает два суждения:

Частноутвердительное суждение «Наполеон - великий человек», общеутвердительное суждение «Все, что совершил Наполеон - прекрасно».

Руководствуясь отношением противоречия, для опровержения данного утверждения следует выдвинуть суждения:

Общеотрицательное: «Ни один Наполеон - не является великим человеком», частноотрицательное: «Некоторые дела Наполеона не являются прекрасными».

Из истинности суждения Е следует истинность суждения О, то есть, мы можем доказать, что «Некоторые Наполеоны не являются великими людьми». Поскольку «Наполеон» -понятие единичное, то нам удалось опровергнуть суждение «Наполеон - великий человек».

Истинность частного суждения оставляет общее суждение неопределенным. То есть из истинности суждения О «Некоторые дела Наполеона не являются прекрасными» не следует истинность суждения «Ни одно из дел, которое совершил Наполеон, нельзя назвать прекрасным».

Следовательно, использование отношения противоречия между суждениями нельзя назвать оптимальной стратегией спора.

Стр. 74

Стр. 78

Стр. 91

Стр. 100

От чего зависит точность ответа? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на одно из правил полемики: каков вопрос, таков и ответ.

От того, насколько ответ

а) адекватен, т.е. будет строиться на информации, относящейся к предмету вопроса;

б) соразмерен, т.е. будет исчерпывать предмет вопроса и не будет выходить за его рамки;

в) непротиворечив, т.е. не будет нарушать требования закона исключенного третьего.

Какого рода трудности могут возникнуть при ответах на сложные вопросы? Приведите примеры.

При ответах на сложные вопросы краткие ответы являются неопределенными.

Например, на конъюнктивный вопрос «Есть ли жизнь на марсе?» краткий отрицательный ответ «Нет» будет неопределенным.

Также неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос.

Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду:

1) «Курение вредно и аморально»;

2) «Курение вредно, но не аморально»;

3) «Курение не вредно, но аморально».

Неопределенность кратких ответов снимается развернутыми ответами на поставленные вопросы.

Стр.110

1.Какую роль сыграли софизмы в становлении логики?

Софисты впервые поставили вопрос о необходимости построения логики. Превращение языка в серьезный предмет особого анализа, в объект систематического исследования было первым шагом софистов в направлении создания науки логики. Важным является также типичное для софистов подчеркнуто формальное отношение к языку. Отрывая мысль от ее объекта, они отодвинули в сторону вопрос о соответствии ее этому объекту и замкнули мысль, потерявшую интерес к действительности и истине, только на слове. Как раз на этом пути, на пути преимущественного структурного восприятия языка и отвлечения от выражаемого им содержания, и возникло центральное понятие логики. В софизмах было смутное предвосхищение многих конкретных законов логики, открытых гораздо позднее. С них началось осмысление и изучение доказательств и опровержения. Таким образом, софизмы содействовали возникновению логики как науки о правильном, доказательном мышлении.

2.Изложите основное содержание апорий Зенона «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стрела». Каково современное истолкование апорий Зенона?

«Ахиллес и черепаха»: быстроногий Ахилл не способен догнать медлительную черепаху, так как пока он пробежит разделяющее их расстояние, она проползет немного, пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет и т.д.

«Дихотомия»: прежде, чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти его половину, а до этого - половину половины и т.д.; процесс такого деления бесконечен, поэтому тело вообще не может начать двигаться или, если но уже движется, движение не может окончиться.

«Стрела»: летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, т. е. покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть, покоится всегда.

В настоящее время апории признаются подлинными парадоксами.

Стр.111

1.Каково значение парадоксов для логики?

Логика - абстрактная наука. В ней нет экспериментов и фактов в обычном смысле слова. Между тем наука должна базироваться на фактах. В логике парадоксы в той или иной острой форме позволяют выявить расхождение логической теории с практикой действительного мышления, указать на внутреннюю противоречивость теории. Подобно эксперименту, парадоксы в логике проверяют правильность логических систем. Парадокс в логической теории говорит о несовместимости допущений, лежащих в ее основе. Этим объясняется то значение, которое придается парадоксам в логике, и большое внимание, которым они в ней пользуются.

2.Какие решения предлагались для парадокса «Лжец»?

Решение У. Оккама: утверждение «Всякое высказывание ложно» бессмысленно, поскольку оно говорит в числе прочего и о своей собственной ложности. Из этого утверждения прямо следует противоречие. Если всякое высказывание ложно, то это относится и к самому данному утверждению; но то, что оно ложно, означает, что не всякое высказывание является ложным.

Решение Ф. Буридана: С точки зрения обычных представлений о бессмысленности выражения типа «Я лгу», «Всякое высказывание истинно (ложно)» и т.п. вполне осмысленны. О чем можно подумать, о том можно высказаться. Человек может думать об истинности утверждения, которое он произносит, значит, он может и высказаться об этом. Не все утверждения, говорящие о самих себе, относятся к бессмысленным. Буридан считал высказывание «Я лгу» не бессмысленным, а ложным. Он обосновывал это так. Когда человек высказывает какое-то предложение, он утверждает тем самым, что оно истинно. Если же предложение говорит о себе, что оно само является ложным, то оно представляет собой только сокращенную формулировку более сложного выражения, утверждающего одновременно и свою истинность, и свою ложность. Это выражение противоречиво и, следовательно, ложно. Но оно никак не бессмысленно. Аргументация Буридана и сейчас иногда считается убедительной.

Современные подходы: в утверждении «Это высказывание является ложным» встречается слово «это». Вопрос, к какому именно объекту оно относится? «Лжец» может говорить о том, что слово «это» не относится к смыслу данного утверждения. Но тогда к чему оно относится, что обозначает? И почему данный смысл не может быть все-таки обозначен словом «это»? В этом контексте «Лжец» уже не предостерегает от смешения языка и метаязыка, а указывает на опасности, связанные с неправильным

Стр.113

Каков логический прием построения гипотезы

Приёмы построения гипотез различаются по форме, уровню, характеру, механизму формирования, логической структуре и функциональному назначению.

Г #ерй».г «если..., то.,.':

И «m:-iv.., то..., г;ах.\ж:..»

УровеньЭмпирическое исследование

с Жарштш&р Модификвционная

Механизм фиртрования Простые: индуктивные или дедуктивные

Комплексные: индуктивно-дедуктивные

Логическая •чч^ухтура Линейная (1 предположение)

 

 

Разветвлённая (возможные следствия)

v'■>;-, •■ •-,:; • •,; '; i'i;

ОШШйННвЯ

  Мел построения гипотезы
Простая гипотеза Основа построения Результат Логическая цепочка |
Индуктивная Наблюдение факта или явления Предсказание обобщения От частного к\ общему \
Дедуктивная Л.1, ли ■ теоретического материала Предсказание how •>, иостей (сгл-1. •■.,?'/<; из общей закономерности От общего к; частному

Задачи

Брусок и кубик равны по массе двум цилиндрам. Масса одного бруска равна массе одного кубика и одного цилиндра. Три цилиндра имеют такую же массу, что и два бруска. Сколько необходимо кубиков для того, чтобы уравновесить один брусок?

Решение:

(1) 1б+1к=2ц

(2) 1к+1ц=1б

(3) Зц=2б

1) 2б=3ц (3), следовательно, масса одного бруска равна 1,5 массы цилиндра, то есть 16=1,5ц.

2) Мы знаем, что 16=1 к+1ц (2) То есть 1,5ц=1к+1ц

3) Тогда 1к= 1,5 ц-1 ц 1к=0,5ц

То есть, масса одного кубика равна 0,5 массы цилиндра, то есть 1к=0,5ц.

4) Значит 1 ц=1к+1к=2к

5) Так как 16=1 к+1ц (2), то 16=1 к+2к

6) Проверим решение: Так как 16+1к=2ц (1), то Зк+1к=2ц

1к-0,5ц

1,5 к+1к=2ц - верно.

7) Значит, масса одного бруска равна массе 3 кубиков, значит для того, чтобы уравновесить один брусок, необходимо 3 кубика.

Три игральные карты из одной колоды лежат в ряд рубашками вверх. Справа от короля - дама или двойка. Слева от дамы - дама или двойка. Слева от карты червовой масти лежит карта пиковой масти или двойка. Справа от карты пиковой масти лежит карта пиковой масти или двойка.

Назовите карты, лежащие на столе, по порядку. Слева направо на столе лежат: Король пик, двойка пик, червовая дама.

Однажды в Стране Чудес Королева червей устроила прием на 30 персон. Ей потребовалось разделить между гостями 100 кренделей. Вместо того, чтобы разрезать крендели на кусочки, Королева предпочла раздать по четыре кренделя каждому из своих фаворитов и остальным гостям по три кренделя. Сколько фаворитов было у Королевы червей?

Решение:

На приеме было тридцать гостей, и каждый из них получил, по крайней мере, по 3 кренделя, то есть:

30*3=90.

100-90=10

То есть, осталось 10 кренделей, и они были распределены так, чтобы фаворитам досталось по 4 кренделя. То есть фаворитам добавили еще по 1 кренделю каждому.

Значит, фаворитам раздали по одному 10 кренделей дополнительно, и фавориты в результате получили по 4 кренделя.

Значит, у Королевы червей было 10 фаворитов.

 

 

Каков основной принцип формальной логики и что он предполагает?

Основной принцип формальной логики предполагает, что каждое наше рассуждение, каждая мысль, выраженная в языке, имеет не только определённое содержание, но и определённую форму.

Стр. 23

5. Чем объяснить то, что на протяжении всего развития логики особое внимание в ней уделялось вопросам, связанным с анализом познания?

Поскольку познание есть поступательный исторический процесс развития от незнания к знанию, то логика оказывается взаимосвязанной с этим процессом и меняется в ходе процесса познания. В процессе общественной практики формируются логические формы, категории и законы мышления, которые являются отражением объективного мира, находящегося в процессе бесконечного развития.

6.Какого типа знания дает нам чувственное познание? Может ли чувственное познание дать знания в причинной зависимости между явлениями?

Чувственное познание дает нам знание отдельных явлений во всей их наглядности, но не дает нам знание их сущности, то есть дает нам конкретное, а не общее знание, знание фактов, а не законов. Чувственное познание не может дать нам знания о причинной зависимости между явлениями, так как это знание есть знание законов мира и сущности явлений. Такое знание нам дает абстрактное мышление.

Стр. 25.

7.Что такое логосфера и какое влияние она оказывает на логическую культуру?

Логосфера - вербально-дискурсивная сфера культуры, фиксирующая в языковом строе специфику ментальной и коммуникативной парадигм той или иной традиции, конституирующихся в зависимости от различного статуса по отношению к власти. Феномен логосферы в рационалистическом истолковании фактически стал символом культуры западного типа, воплотив в себе фундаментальные установки западной ментальности. Шире: логосфера есть мыслительная область культуры.

Влияние, которое логосфера оказывает на логическую культуру, аналогично влиянию языка и культуры мышления в целом. В логосфере отражается структура мысли, следовательно, затем она отражается в логике и определяет логическую культуру.

8.В чем своеобразие подхода логики к анализу мышления?

В отличие от других наук, изучающих мышление человека (например физиологии высшей или психологии), которые изучают определенные аспекты мышления, логика изучает мышление как средство познания объективного мира; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

9.Как связаны между собою мышление и язык?

Мышление проявляется через язык, посредством языка люди обмениваются мыслями. Поскольку язык является знаковой системой, то при кодировании информации для ее передачи язык оказывает влияние на передаваемую информацию, тем самым оказывая влияние по процесс мышления. В свою очередь мышление влияет на развитие языка тем, что в ходе исторического развития человечества и человеческой практики в мышление вовлекаются новые объекты, информация о которых способствует развитию языка.

Стр27

10. Установите, в чем суть нарушения закона тождества в приведенных ниже примерах.

1) «Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул. Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры» (Распе Э. Приключения барона Мюнхгаузена).

В данном случае понятие «искры» в процессе рассуждения барона Мюнхгаузена оказывается нетождественным само себе. Сначала понятие «искры» применяется в переносном значении: «искры из глаз при ударе», которые суть субъективное ощущение индивида, перенесшего удар в глаз. Затем же понятие «искры» применяется в значении «огненные искры, возникающие при ударе некоторых предметов друг об друга и применяемые для разжигания огня». При помощи этих искр можно было воспламенить порох, а при искрах из глаз - нет. Тем не менее, барон Мюнхгаузен неправомерно отождествляет эти понятия в своих рассуждениях. Таким образом здесь имеет место логическая ошибка - подмена понятия.

2) «спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж.....

Понятие страсти и «староста» не являются тождественными. Нарушен закон тождества. Она вышла замуж по принуждению старосты, а не по страсти (как элементу любви)

3) «Некто Адаме, шевелюра которого стала катастрофически редеть, написал в научно-исследовательский центр одной химической компании письмо с просьбой посоветовать ему, как сохранить волосы. Через некоторое время пришел ответ: «Вы лучше сохраните волосы, если будете собирать их в полиэтиленовый мешок с кусочками нафталина. Мешок рекомендуется держать в темном, прохладном и не слишком сухом месте».

Здесь суть нарушения закона тождества заключается в том, что отождествляются омонимичные выражения «сохранить волосы» в смысле не допустить их выпадение и образование лысины, и «сохранить волосы» в смысле сохранения предмета, в данном случае волос, в неиспорченном виде.

Первое выражение отождествляется со вторым, поэтому ответ химической лаборатории касается описания оптимальных условий хранения органического вещества: низкая температура, отсутствие солнечного света, излишней сухости и излишней

влажности, а также присутствие вещества, не допускающего повреждения ранимых волос молью (нафталин). В данном случае имеет место такая логическая ошибка как подмена тезиса.

Стр. 28

12.Укажите противоречия в приведенных примерах там, где они есть:

1) «Беден я был, когда был богат, богат - когда беден. Были у меня раньше каменные палаты, да зато и сердце в моей груди было каменное. А теперь у меня только домик с печью -да зато сердце человечье» (Гауф В. Холодное сердце).

В данном случае противоречии я нет, так как понятия «беден», «богат», «каменный» применяются в примере в разных значениях. «Беден» - то есть несостоятелен с точки зрения социальных взаимоотношений, применения в жизни моральных принципов, положительных эмоциональных переживаний, связанных с морально одобряемым социальным поведением», в другом значении «беден» - то есть не имеющий материальных благ. Аналогично толкование антонимов «богат». Также понятие «каменный» применяется в двух различных значениях -«сделанный из камня» - о доме и «бесчувственный» - о сердце. Поскольку в каждом случае совпадения внешней формы слов речь идет о разных логических объектах, то закон непротиворечия не нарушается.

2) «В детстве у меня не было детства» (А.П.Чехов)

Здесь противоречия нет, так как понятия «детство» в первом применении и понятие «детство» во втором применении имею разное содержание. В первом случае речь идет об определенном периоде жизни человека - периоде, когда он является ребенком, во втором - о комплексе переживаний жизни, окружающего мира и себя самого, характерного для детского периода жизни. Поскольку речь идет о разных логических объектах, то закон непротиворечия не нарушается.

3) «Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной» (А.А.Ахматова).

Здесь противоречия нет. «Ей весело грустить» - речь идет о разных логических объектах: «весело» - эмоциональное состояние, которое обусловлено действием «грустить», которое в данном случае сознательно и намеренно; «нарядно обнаженной» - «нарядно» -характеристика тела женщины, которое в обнаженном состоянии выглядит нарядным. Соответственно, закон непротиворечия не нарушается.

Стр. 29.

13.Установите, выполняется ли закон исключенного третьего в следующих примерах:

1) Или-или, середины тут нет. Или сдать все экзамены и тогда можно быть уверенным, что место учителя обеспечено. Или же «провалиться», и тогда снова поиск работы, снова случайные заработки.

Закон исключенного третьего выполняется: «или сдать экзамен, или провалиться»:

Aw А.

2) «Чего же теперь, Афанасий Иванович, закусить? Разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков соленых?

- Пожалуй, хоть и рыжиков или пирожков, - отвечал Афанасий Иванович, и на столе появлялась скатерть с пирожками и рыжиками» (Гоголь Н.В., Старосветские помещики).

Закон исключенного третьего не выполняется. Рассмотрим последовательность приводимых суждений:

(1) «Разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков

соленых?»: Av BvC

(2) «Пожалуй, хоть и рыжиков или пирожков»: " v ^.

(3) «...и на столе появлялась скатерть с пирожками и рыжиками»: В лС То есть, в целом формула рассуждений выглядит следующим образом:

(AvBvC)->{B\/C)->(BaC)

Из дизъюнкции следует конъюнкция тех же выражений, что нарушает закон исключенного третьего.

Стр. 30

14. Установите, соблюдаются ли требования закона достаточного основания в приведенных ниже примерах.

1) «Аммос Федорович, Что же вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Городничий. Ну, щенками или чем другим - все взятки.

Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль...

Городничий. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в бога не веруете, вы в церковь никогда не ходите, а я по крайней мере в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы... О я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются» (Гоголь Н.В. Ревизор).

В данном случае собеседники стараются доказать собственную безгрешность.

Ход рассуждений Аммоса Федоровича можно восстановить как следующий:

Брать взятки - греховно

Брать взятку - значит принимать ценнос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.215 с.)