Вклад философии в становление науки


1.открытие исследовательской позиции. Формируется антирецептурный характер философии, а в последующем и научного познания, который освобождает мысль от частностей, формирует умозрение.

2. Формирование абстрактно-логической парадигмы. Например, уже «вода» Фалеса представляет собой чистую абстракцию, в которой представлено основное свойство – текучесть, при отвлечении от других. Сознание, оперирующее подобными абстракциями, начинает манипулировать «точками», «прямыми», «числами» и т.п.

3. Разработка философией проблематики идеала знания. Научное знание предстает как особый мир, подчиняющийся разуму, исключающий субъективно-личностное начало (мнения, «доксу»)

 

Лекция 8

Средневековая европейская наука.

В XVII веке Христофор Целлариус (Келлер),разделил всемирную историю на Античность, Средневековье и Новое время. Келлер считал, что Средневековье длилось с 395 года (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до 1453 года (падение Константинополя)[4].

В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью и подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодализм, доминирование Церкви в религиозной и политической жизни, идеалы монашества и рыцарства, расцвет средневековой архитектуры — готики. Средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства. Доминантой стало христианство.

 

Средневековая наука

Средневековая наука подчинялась строго определенному иерархическому порядку. Верхнее место в иерархии ее сфер отводилось философии, цель которой усматривалась в доказательстве истинности христианского вероучения. "Низшие" науки (астрономия, геометрия, математика, исторические знания и т.д.) подчинялись и служили философии.

Особенности средневековой европейской науки: 1) теоцентризм, креационизм, иерархизм 2) Универсализм; 3) Символизм; 4) Телеологизм.

1) Теоцентризм и креационизм (пояснить).

2) Иерархизм - мир выстроен по определенной схеме - в форме двух симметричных, сложенных основаниями пирамид. Вершина верхней - Бог, ниже апостолы, далее соответственно архангелы, ангелы, люди (среди которых "верхний" - папа, затем кардиналы, ниже епископы, аббаты, священники, и, наконец, простые верующие. Верхняя иерархическая вертикаль включала животных (сразу же за мирянами, затем растения, у основания верхнего ряда находилась земля). Далее шло как бы негативное отражение небесной и земной иерархии по мере нарастания зла и приближения к Сатане.

3) Универсализм. Специфической чертой средневекового мышления было некое тяготение к всеобъемлющему познанию, стремление «охватить мир в целом, понять его как некоторое законченное всеединство». Фактическим обоснованием этой модели мышления выступало представление о единстве космоса и человека, заключавшееся в их генетической (креационистской) общности, из чего вытекало: знать способен только тот, кто проник в суть божественного творения, - поскольку же оно универсально, всякий, знавший его, знал все; соответственно не знавший его, вообще не мог ничего знать. Естественно, в такой парадигме не находилось места частичному, относительному, незавершенному или неисчерпывающему знанию; знание могло быть либо универсальным, либо никаким.



4) Символизм. Средневековый человек рассматривал окружающий его мир как систему символов. Весь мир символичен. Символ - смысловая связь вещей с божественным миром. (белая роза символ чистоты и непорочности; голубь символ мира; змея символ искушения; книга - символ неисчерпаемой сокровищницы знаний и т.д. Главный символ – Слово. В средневековье особое отношение к слову. В Евангелии от Иоанна сказано: В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог. Имя, или слово, есть смысл, сущность вещи. Слово здесь - орудие творения. А переданное человеку, оно выступало и универсальным орудием постижения творения, что определяло книжный, текстовой характер познавания. Отсюда принципиальная важность Священного Писания, обращение к особому Слову, запечатленному в Библии.. Сам Мир - это книга, написанная рукой Бога, в которой всё и вся представляют собой отвердевшие Слово и Слова, наполненные особым смыслом. Отсюда вера в неукоснительное воздействие произнесенного слова: отсюда благословения, заговоры, молитвы. Отсюда же церковный смысл именин. Через имя-слово мы приобщаемся к Божественному Слову. .

4. Телеологизм. (греч. telos – завершение, цель; teleos – достигший цели и logos – учение) – принцип целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Заложен еще в античности, Платоном и Аристотелем, в Средневековье получил свое развитие: все явления существуют по «промыслу божию» для исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей. Так, вода и земля служат растениям, которые в силу этого более благородны, занимают в иерархии ценностей более высокие места. Растения в свою очередь служат скоту. Логическим финалом, естественным завершением телеологизма был антропоцентризм. Человек в средневековье представлялся существом сугубо амбивалентным: с одной стороны, он - венец творения, воплощение божеского, созданный по образу и подобию верховного творца, с другой стороны, он - плод искушений дьявола, греховная тварь. Человек постоянно выступал объектом борьбы, средоточием противоборства высших альтернативных сил мира - бога и дьявола. В связи с этим вопрос реальной судьбы человека был вопросом вопросов. Последнее, конечно, укрепляло телеологизм. Если учесть, что «ради разрешения этого вопроса бог... снизошел на Землю, чтобы в образе человека претерпеть за род человеческий проклятие греха - смерть и этой жертвой преодолеть грех и ад», то следовательно, «мир без человека немыслим, так как без него он был бы бесцелен».

 

 

В средневековой мысли есть как бы сквозные темы исследования, объединяющие естествознание, философию и религиозную мистику:

Исследования света как в метафизическом ключе (Свет как Святость), так и в чисто физическом – в оптике

Роберт Гроссетест (1175–1253) вошел в историю средневековой мысли своими разработками по теории света. Его труды «О свете, или О начале форм», «О сфере», «О телесном движении и свете» и т. д. По сути дела они представляют собой органичный сплав идей Платона, Аристотеля, Августина, Авиценны, а также теоретических идей и экспериментальных результатов самого Гроссетеста. Через философию света он стремится создать космологическую модель вселенной, в которой свет осуществляет связь между миром чистых форм (Божественной сферой) и телесным миром. Однако свет есть и основа геометрической оптики, одной из любимых наук Гроссетеста. Его исследования стимулировали развитие оптики, а вслед за ней и других сфер, в частности, изобразительного искусства и архитектуры.

Гроссетест был основателем Оксфордской школы естественнонаучных исследований и на протяжении всей жизни вдохновлял и поддерживал ее. Он был энциклопедически образованным мыслителем, работал практически во всех областях знаний, начиная с теологической проблематики и кончая инженерными и алхимическими познаниями. Так, его работа, посвященная географии повлияла на Христофора Колумба, а инженерные и технические фрагменты – на Леонардо да Винчи. Вторая выдающаяся фигура – Роджер Бэкон(1214–1292). Многие считают именно Р. Бэкона основателем современной экспериментальной науки. Он был при этом прекрасным математиком и считал ее «вратами и ключом» всех наук. Большой вклад Р. Бэкон, вслед за Гроссетестом, вносит в оптику, в частности, в опыты с вогнутыми линзами. Бэкон предугадал ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.).

Число в средневековой мысли

В Средневековье вновь обратились к теме числа, развитой в античности. Согласно принципу, провозглашенному Августином, Бог расположил все сущее согласно порядку и размеру; эта космология тесно связана с античной концепцией космоса как согласия, порядка. Философия пропорций была приложена к теории музыки. Боэций говоря о музыке, Боэций имеет в виду математические закономерности, определяющие музыкальные построения. Аналогичные пропорциональные соотношения мы находим в гармонии космоса. Таким образом, микро– и макрокосм оказываются связанными математически и эстетически. Была развита пифагорейская теория гармонии сфер: речь идет о музыкальной гамме, производимой семью планетами, которые, вращаясь вокруг неподвижной Земли, порождают каждая свой собственный звук.

Алхимия

Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о «первоэлементах», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Задачей средневековых алхимиков было приготовление веществ, с помощью которых можно было бы достичь трансмутации. Наиболее важный из этих препаратов носил название философского камня. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; исцелять все болезни, омолаживать и удлинять жизнь.

Исходная идея алхимии о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости - дала толчок к развитию современной химии.. В поисках условий для осуществления таинственной трансмутации алхимики разработали такие важные методы очистки веществ, как фильтрация, возгонка, дистилляция, кристаллизация. Для проведения эксперементов они создали специальные аппараты-водяную баню, перегонный куб, реторы, печи для нагривания колб; ими были открыты серная, соляная и азотная кислоты, многие соли, этиловый спирт, изучены многие реакции (взаимодействие металлов с серой, обжиг, окисление и т. д. ).

Раймонд Луллий (1235—1289). До наших дней дошло около 300 его произведений (30 томов). Логика, по Луллию,— это искусство, которое позволяет отличить истинное от ложного. Более того, он утверждал, что с помощью логики можно открывать новые истины, то есть новые комбинации общих идей, понятий, законов, их связи, всегда подчиняющиеся логическим законам. Луллий, сведя мышление человека к механическому манипулированию понятиями, построил «логическую машину», самое знаменитое свое изобретение. Модель машины не сохранилась, но в сочинениях Луллия есть описание ее. Машина представляла собой несколько концентрических кругов, вращающихся вокруг общей оси. На каждом из кругов были написаны определенные группы понятий. Например, «небо», «человек», «благо», «величие» и т. д. Двигая эти круги один относительно другого, Луллий совмещал понятия, обозначенные в кольцах круга, получая соответствующие комбинации.В машине также располагались круги с обозначением различных точек зрения («согласие», «противоречие», «равенство»), таблицы вопросов («что?», «почему?», «как велико?» и др.).По Луллию, огромное (но конечное!) число комбинаций этих понятий включало в себя все многообразие мира, и, вращая круги, любой человек мог открыть истину.Философское наследие Раймонда Луллия и его «логическая машина» пережили века. Создатель математической логики Г. Лейбниц поддерживал идею Луллия о машинизации процесса умозаключения. В основу современной комбинаторной логики легла идея формализации логических действий посредством оперирования общими знаками (у Луллия — «понятиями»), а в основу современных ЭВМ легли принципы, похожие на те, что заложены Лул-лием в его «логической машине».

 

В XI в. теология породила такой феномен средневековой науки, как схоластика. Схоластика - метод познания Бога и созданного им мира. Она исходила из убеждения, что веру и знание, откровение и разум можно примирить между собой, а, опираясь на них, постичь Бога и мир. Схоласт в своих рассуждениях должен был, с одной стороны, не отступать от буквы Библии, с другой - не допускать ни единой ошибки в длинной цепи строгих логических доказательств. Отсюда то огромное внимание, которое уделялось схоластами логике как технике рассуждений. Таким образом, сутью схоластики было осмысление христианской догматики с рационалистических позиций с помощью логических методов. Этим обусловлено то, что в схоластике центральное место заняла разработка разного рода общих понятий, классификаций (универсалий). Схоласты, обсуждая проблемы синтеза языческой рациональной философии и христианской доктрины, не только изучали античное наследие, но и познакомили Европу с оригинальными сочинениями исламских ученых. Схоластика стала широким интеллектуальным движением, объединив наиболее выдающихся философов своего времени. Вершиной средневековой схоластики стало творчество Фомы Аквинского (XIII в.). Утверждая гармонию разума и веры, он сумел осуществить синтез философии Аристотеля и христианской догматики.

Образование

Начиная с раннего средневековья вся система образования контролировалась церковью. В монастырях и церковных школах изучались "семь свободных искусств" (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия ), но главным было изучение богословских наук. Во второй половине XI в. появляются светские школы в городах, возникают университеты, ставшие центрами развития научной мысли своего времени. Первый университет был открыт в Болонье (1088 г.), позже в Париже (1160 г.), Оксфорде (1167 г.), Кембридже (1209 г.). В XIII - XV вв. уже почти во всех европейских странах существовали университеты. Университетское образование велось на латинском языке, что позволяло обучаться в любом университете студентам со всей Европы. Как правило, в средневековом университете имелось четыре факультета: подготовительный, где обучались семи "свободным искусствам", богословский, медицинский и юридический. Основывали университеты церковь, светская власть в лице королей, императоров, князей, а также города. Университет представлял собой корпорацию, сообщество преподавателей и студентов, возглавляемое избираемым магистром. Университет как институт научного познания и образования - выдающееся достижение средневековой культуры. В европейских университетах были разработаны и стали применяться основные формы обучения, научные принципы, которые характерны и для современного образования и науки (лекция, семинар, экзамен, сессия, публичная защита диссертации, научный диспут и многое другое).

 

Византия, Перенесение Константином Великим резиденции римских императоров в Византию, распад Римской империи на две части, обособление Востока от Запада, составляет одно из важнейших событий Всемирной истории. Тогда как Древний Рим быстро утрачивал своё величие, новая столица приобретала все большее и большее значение, и вскоре сделалась средоточием блестящей цивилизации, распространившейся отсюда на весь Восток и даже на западные страны.

Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти принципы ярко проявились в архитектуре.

Здесь возводятся храмы, дворцы, ипподром, триумфальные арки и различные инженерные сооружения. Большого расцвета византийская культура достигает в VI в., когда были заложены основы новой архитектуры. Типантичного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства. В Византии строились церкви двух основных типов:базилики и крестово-купольной церкви - квадратное здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Преобладающими материалами были кирпич и раствор. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет. Византийские строители были хорошими конструкторами, они успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан - цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды - мозаикой из стеклянной смальты, стены - мраморной мозаикой, полы - мраморным мощением. Главным храмом всей Византийской империи стала церковь святой Софии в Константинополе. Этот храм является вершиной развития системы сводчатых перекрытий.

На Востоке, особенно в арабском мире,в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В IX в. была переведена на арабский язык книга "Великая математическая система астрономии" Птолемея под названием "Аль-Магисте" (великое), которая потом вернулась в Европу как "Альмагест". Переводы и комментарии "Альмагеста" служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил. Также были переведены и "Начала" Евклида, и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.

 

Мухаммед ибн-Муса ал-Хорезми (780-850), автор нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его "Арифметику" европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами - от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана "Книга об ал-джебр и ал-мукабала", целью которой было обучить искусству решений уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. "Ал-джебр" (отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра) и "ал-мукабала" - приемы вычислений, которые были известны Хорезми еще из "Арифметики" позднег-реческого математика (III в.) Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах узнали только от ал-Хорезми. Вот еще некоторые имена:

Мухаммедаль-Баттани (850-929) - астроном, составивший новые астрономические таблицы;

Ал-Бируни (973-1048) - автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, философии, математике, астрономии, создавший основы учения об удельном весе; Он впервые в мировой истории дал объективное и практически энциклопедическое описание Индии.

 

Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) - философ, математик, астроном, врач, «Канон врачебной науки» - обобщены и систематизированы достижения индийской медицины. Авиценна был прекрасно знаком с достижениями греческой и римской медицины (с трудами Гиппократа и Галена[5]), с византийской, персидской и арабской врачебными школами. Ему принадлежат классические описания и способы лечения менингита и плеврита, астмы и туберкулеза, бешенства и оспы. У него есть и описание наблюдений за больным, и анализ различных форм диагностики, и даже методики клинических испытаний медицинских препаратов, которые должны включать в себя вещества и растительного, и животного, и минерального происхождения, и их различные комбинации. Ибн Сина развил также идеи о связи заболеваний с внешней средой, о взаимозависимости телесных и психических недугов, а также выдвинул гипотезу о «невидимых существах» (микробах), передающих заболевания через воздух и воду. Уже в XII веке он был переведен на латынь и получил повсеместное распространение

В XV в. после убийства Улугбека и разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу.

 

 

Великие технические изобретения, сделанные в средневековье, оказали огромное влияние на все области экономики и культуры, на развитие науки. Среди таких изобретений наиболее значимыми стали водяная и ветряная мельницы, морской компас, порох, очки, бумага, механические часы. Почти все эти изобретения пришли в Европу с Востока.

Водяная мельница и водяной двигатель. Для их изготовления требовалась высокая квалификация мастеров и знаниямя в механи-ке, гидротехнике и аэродинамике.

Механические часы появились в средневековой Европе прежде всего как часы башенные, служащие для указания на время богослужения. Механические часы на башне Вестминстерского аббатства появились в 1288 г. Часовое дело соединило механику, астрономию, математику в решении практической задачи измерения времени.

Компас изобретен в Китае. Как попал компас в Европу, до сих пор неизвестно. Начало его применения европейцами в мореплавании относится к XII в. Применение компаса на судах явилось важной предпосылкой географических открытий.

Порох использовался в Китае уже в VI в. Над открытием секрета пороха трудились многие европейские алхимики. Но удача улыбнулась фрайбургскому монаху Бертольду Шварцу. Порох стал играть важную роль в военном деле с XIV в. только после изобретения пушки Вскоре за пушкой появились ружья и мушкеты. Изготовление пороха и его взрыв, полет снаряда из пушки выдвинули вопросы научного, теоретического характера: изучение процессов горения и взрыва, вопросов, связанных с выделением и передачей тепла, вопросов точной механики и технологии, связанных с изготовлением орудийных стволов, вопросов баллистики.

Бумага в Европу попала через арабов в XII в. Вслед за бумагой, появилось и печатание. Предшественницей книгопечатания была ксилография (от греч. «xylon» — срубленное дерево и «grapho» — пишу), то есть гравирование на дереве.

Очки были изобретены в Италии. По одним сведениям это изобретение относится к 1299 г. и принадлежит Сильвино Армати. Другие полагают, что очки появились в Италии не раньше 1350 г. Существует мнение, что успехи просвещения в эпоху Возрождения были достигнуты во многом благодаря изобретению очков. Очковые линзы стали основой при создании таких оптических инструментов, как микроскоп и телескоп.

 

Лекция 9

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь