Тема 3. Зарождение науки. Специфика традиционной восточной науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Зарождение науки. Специфика традиционной восточной науки.



Возникновение науки

 

1. Одна точка зрения исходит из того, что наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще.

Тогда отсчет времени надо вести с каменного века, с тех времен, когда человек в процессе непосредственной жизнедеятельности начал накапливать и передавать другим знания о мире.

Известный английский ученый и общественный деятель Джон Бернал в своей книге «Наука в истории общества» пишет: «Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека; их показывают и им подражают, но не изучают досконально... Вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, другими словами, из ремесел и обычаев наших предков».

2. Многие историки называют другую дату: наука рождается в V в. до н.э. в Восточном Средиземноморье, точнее, в Древней Греции.

Именно в то время на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы, осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы.

Наука понимается этими историками как сознательное, целенаправленное исследование природы с ярко выраженной рефлексией о способах обоснования полученного знания и самих принципах познавательной деятельности. Коротко говоря, наука - это особый вид знания, это знание с его обоснованием.

Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Поэтому вполне справедливо считать, что столь специфическое духовное явление возникло в городах-полисах Греции, истинном очаге будущей европейской культуры.

 

3. Третья точка зрения относит дату рождения науки к гораздо более позднему времени, к периоду расцвета поздней средневековой культуры Западной Европы (XII-XIV вв.).

Наука, согласно этому взгляду, возникает в тот период, когда была переосознана роль опытного знания, что связано с деятельностью английского епископа Роберта Гроссетета (1168-1253) английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214-1292).

Эти оксфордские ученые, все математики и естествоиспытатели, призывают исследователя опираться на опыт, наблюдение и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции, что составляет важнейшую черту современного научного мышления. Математика, по выражению Роджера Бэкона, является вратами и ключом к прочим наукам. Поэтому характерной чертой этого периода было постепенное освобождение мышления от догм, бунт против философского спекулятивного мышления.

 

4. Большинство же историков науки считают, что о науке в современном смысле слова можно говорить только начиная с XVI-XVII вв.

Это эпоха, когда появляются работы Кеплера, Гюйгенса, Галилея, Ньютона.

Наука в таком понимании это новейшее естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента.

Рождение науки здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В этот же период складывается новый тип отношения между физикой и математикой, плодотворный для обеих областей познания. Надо прибавить, что в XVII в. происходит и признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское королевское общество, в 1666 г. - Парижская академия наук.

5. Некоторые (правда, немногочисленные) исследователи сдвигают дату рождения современной науки на еще более позднее время и называют конец первой трети XIX в.

Такого мнения придерживаются те, кто считает существенным признаком современной науки совмещение исследовательской деятельности и высшего образования.

Первенство здесь принадлежит Германии, ее университетам. Новый тип обучения предлагается после реформ Берлинского университета, происходивших под руководством знаменитого и авторитетного естествоиспытателя Вильгельма Гумбольдта. Эти идеи были реализованы наилучшим образом в лаборатории известного химика Юстуса Либиха Новация состоит в том, что происходит оформление науки в особую профессию.

Лекция 5

Зарождение научного знания

В древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы. Жрецы накапливают знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии, они хорошо владеют гипнозом. Искусное мумифицирование свидетельствует о том, что древние египтяне имели определенные достижения в области медицины, химии, хирургии, физики, ими была разработана иридодиагностика.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произведенного продукта, расчет выплат, налогов, использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорционально социальным и профессиональным рангам. Для практического употребления создавалось множество таблиц с готовыми решениями. Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда они не занимались созданием теорий - одним из важнейших признаков научного знания.

Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде (для справки: современное значение - 365 дней 5 часов, 48 минут, 46 секунд), ими была создана оригинальная концепция Me, содержащая мудрость шумерской цивилизации, большая часть текстов которой не расшифрована.

Китай дал миру:

1. Порох, компас, книгопечатание, механические часы и технику железного литья, фарфор, бумагу

2. Китайцы смогли развить великолепную технику вычислений и применить ее во многих областях практики. Десятеричная система счисления, теорема Пифагора, вычисление объемов пирамиды и шара.

3. Древнейшие тексты с эпохи Инь – 13-12вв до н.э.

4. Астрономические знания. В 4 в до н.э, уже каталог из 800 звезд, знают эклиптику и определяют дни равноденствий и солнцестояний, наблюдают кометы и солнечные пятна, затмения. Календари 12-летний и 60-летний

В технологическом плане Поднебесная империя Китая ощутимо обгоняла западноевропейскую цивилизацию вплоть до XV в.

По мнению известного английского историка Джозефа Нидама, между 1 в. до н.э. и XV в. н.э. с точки зрения эффективности приложения человеческих знаний к нуждам человеческой практики китайская цивилизация была более высокой, чем западная. Но науки как таковой эта империя не создала.

 

Индия (с 3 тыс. до н.э.)

1. Письменность с древнейших времен. В Индии религиозные каноны требовали строгого постоянства звуков священных санскритских текстов, и ради этой цели была изобретена поражающая своей детальностью грамматика, позволявшая очень точно описывать звуковой строй языка, которая приводит в изумление даже лингвистов современности, ибо она предвосхитила теоретическую фонологию

2. Десятичная система счета. Знание геометрии. Геометрия, использование в планировке городов, деление отрезков и площадей, построение квадратов, кубов, концентрических окружностей, Определение углов и расстояний, операции с дробями и квадратными уравнениями, теорема Пифагора

3. Разные календари – сельскохозяйственный и лунный (354 дня), солнечный (360 дн).

12-летний цикл – согласование движений Солнца, луны и Юпитера. Эклиптика и деление на 12 частей звездного неба.

4. Медицина. Аюрведа – наука о долгой жизни. Хирургия, йога.

5. Пульсирующая Вселенная.

Древний Вавилон создал развитую арифметику, на которой базировались точные геометрические измерения и обработка астрономических наблюдений. Вавилонская астрономия, в свою очередь, была средством государственного управления и регулирования хозяйственной жизни, она была нужна, прежде всего, для составления календарей и предсказания разлива рек. Учителями древних греков в области математики и философии были, прежде всего, египтяне, которые сумели передать им многое из того драгоценного познавательного опыта, который был накоплен в Вавилоне и Месопотамии, добавив при этом то, что было накоплено ими самими.

 

Парадоксы восточной науки:

1. 105 г. до н.э – бумага (на тысячу лет раньше, чем в Европе)

2. Печатание на досках на 600 лет раньше, а типографским способом на 400 лет.

3. Железноплавильная технология на 15 веков раньше Европы

4. Мех.часы в Китае

5. Акустика, оптика, магнитные явления, арочный мост и зубчатая передача (Китай)

6. Индия – логика, хирургия, психотехника, философия

 

Вопрос: почему тогда многие историки науки не связывают эти достижения с возникновением собственно науки? Научное познание мира - это не просто объяснение его устройства, которое дает миф, и не просто технологические знания. Известный историк античной науки И.Д.Рожанскнй пишет: «В странах Ближнего Востока математические, астрономические, медицинские и иные знания имели прикладной характер и служили только практическим целям. Греческая наука с момента своего зарождения была наукой теоретической; ее целью было отыскание истины, что определило ряд ее особенностей, оставшихся чуждыми восточной науке».

Наука на Востоке:

- На Др.Востоке знания вырабатывались путем обобщений практического опыта Процессы изменения знаний происходили стихийно, отсутствовала критико-рефлективная деятельность по оценке знаний. Знания принимались на бездоказательной основе, знание функционировало как набор готовых рецептов, что вытекало из его практического характера. Эмпиризм, фактонакопительство, классификационизм и отсутствие дедуктивных методов

- на Западе – безличная истина, внеценностное знание. На Востоке – мудрость, ценности

- на Западе всеобщее знание, на Востоке – а) согласование с верой, б) внимание к неповторимому факту

- на Западе логическое доказательство, на Востоке имманентное доказательство, сопереживание, обретение со-знания в глубине собственного духа

- на Западе тестовая объективация (интерсубъективность), на Востоке – живой носитель и транслятор знания,, неинтерсубъективность

- На Западе сознание начало исследоваться поздно, и в настоящее время все признают, что эта сфера наименее исследована. Восток же развил целую науку о человеческом сознании.

- На Западе человек очень быстро оказался противопоставленным миру, на Востоке и сначала в Греции) человек в Космосе. Тождество микро- и макрокосма

- На Западе вторичность учителя и в то же время авторство текстов. На Востоке – первичность Учителя и вторичность авторства.

 

 

Миф и наука

На определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, интересно, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Миф, как правило, посвящен прошлому, рождению и возникновению мира. Но по мере возникновения науки люди задаются вопросом не о временном, но о существенном знании воспринимаемого бытия. Ввиду постоянной смены отдельных явлений они приходят к мысли о единстве мира и ставят себе, как задачу, решение вопроса о том, что оказывается постоянным в этой смене? Представление временной первоначальной причины заменяется представлением вечного первоначала: так является первое понятие греческой философии: первоначало. Первый вопрос греческой науки гласит: «Что такое мировая материя, и как превращается она в отдельные вещи?»

Так возникла из космогонии и теогонии наука. Из этого следует само собой, что первая наука должна была быть исследованием природы — естествоведением. Решающими факторами, осуществившими переход от мифопоэтического сознания к образованию зачатков науки, были:

1) отказ от логики мифа, препятствующей формированию таких фундаментальных принципов научной идеологии, как непротиворечивость, универсальность, инвариантность и т.п. Мифологическое сознание отождествляет предмет с образом, не проводятся границы между объективным и субъективным, подлинным и мнимым.

2) замена духовно-личностного отношения к действительности объектно-субстанциальным, становление «субъект-объектной идеологии». Действительность в ее рамках представляла уже не как духовный, но как вещный объект, подлежащий объективному рассмотрению.

3) формирование естественного истолкования событий, требования апеллировать исключительно к природным, вещественным основаниям.

4) зарождение дискурсивных рациональных способов познания.

 

 

Алексей Левин:

Универсализм технологии и мифа порождает между ними много глубинно общих черт. Оба типа мышления не испытывают потребности задуматься о собственной природе, не стремятся взглянуть «сверху» на вырабатываемое ими знание. Технология, для которой все задачи в принципе подобны друг другу, интересуется лишь получением нужных результатов; миф, объясняя всё, не нуждается в собственном оправдании и объяснении. Древнему мастеру было важно лишь знать, что из-под его рук выйдет определенная вещь. Современному инженеру, вероятно, окажется необходимой информация о причинах и конкретном ходе технологического процесса. Но оба они могут при выполнении своих функций не задумываться о принципах и границах самой технологической деятельности. Аналогично и сознание, замкнутое на мифологическом мировосприятии, не станет стремиться выйти за пределы содержащихся в мифе объяснений. В том-то и суть мифа, что «изнутри» он всегда видится как нечто абсолютное и окончательное. Чтобы понять невозможность абсолютных объяснений, надо выйти за рамки не только конкретной суммы мифологических образов (они-то как раз могут еще оставаться), но мифологического отношения к миру.

Примечание: сейчас миф рассматривается иначе, как образно-символическое отражение древнейших знаний.

Магия и наука

Алхимия, Каббала, Розенкрейцерство, Масонство. Очень долгое время магия и наука в Европе были неразделимы во многих течениях, как указанных выше. Сочетались точные методы и оккультные приемы.. Вот как описывает дух этого переходного времени А. Койре: «Для людей XVI–XVII вв. все естественно и нет ничего невозможного, так как все понимается магически и сама природа — не более чем магия с Богом как высшим Магом» И Ф. Бэкон с равной убежденностью говорит как о реформе наук, так и об усовершенствовании магии: для него это — одна Реформа, одно Великое Восстановление знаний. «Следует потребовать, — говорит Бэкон, — восстановления древнего и почтенного слова “магия”, которое долгое время воспринималось в дурном смысле. Ведь у персов магия считалась возвышенной мудростью, знанием всеобщей гармонии природы, и те три царя, которые пришли с Востока, чтобы поклониться Христу, носили имя магов. Мы же понимаем магию как науку, направляющую познание скрытых форм на свершение удивительных дел, которая, как обычно говорят, “соединяя активное с пассивным”, раскрывает великие тайны природы». Здесь главным в понимании Бэконом «новой магии» выступает ее четкая практическая направленность, при этом формируется фаустовский образ ученого-мага, противопоставляемый образу ученого-естествоиспытателя аристотелевского типа.

При этом не только физика, формирующаяся химия (в виде алхимии) и астрономия (космология) были тесно связаны с магией, но и медицина,. Многие исследователи писали о том, что наука связана с магией и развивается, питаясь специальным интересом к ее технической компоненте, освобождаясь при этом от того, что можно назвать «мифическими» представлениями. Но затем произошел их разрыв, магия апеллирует к сверхчувственным явлениям, сверхприродным, наука же лишь к природе.

Резюмируем: Наука - явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов. Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки, в рассмотренных цивилизациях Древнего Востока, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

 

Лекция 6

Преднаука. Древняя Греция

Возникновение ранней греческой науки связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в 6в до н,эл, именуемым «греческим чудом»: утверждение политической формы города-государства; равноправие граждан перед законом и участие каждого в общественных делах (гражд ответственность и критичность мышления); выступления в народном собрании (искусство устной речи и аргументации); отсутствие бюрократии, сословий чиновников и жрецов (выборные должности, а не родовые). В колониях: смешанный этнический состав + слабость родовой аристократии + живость ума и любознательность греков + свободомыслие и терпимость (занятия наукой не регламентировались государственными или религиозными институтами).

В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться "наука доказывающая".

Древние греки пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его составляющих. Эти представления получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.

 

Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы (основатель Пифагор (580-500). В основе ее картины лежал принцип: началом всего является число, числовые отношения - ключ к пониманию мироустройства. Задачей становилось изучение чисел и их отношений самих по себе: как познание начал и гармонии Космоса. В пифагорейской математике был доказан ряд теорем, наиболее известной из которых является знаменитая теорема Пифагора. Изучались свойства целых чисел, проблема делимости чисел –> идея рациональной дроби. Развивалась теория пропорций, было открыто существование несоизмеримых отрезков - первое общее учение об иррациональных числах. Во 2 половине 5 века до нэ математика выделилась в отдельную дисциплину, основанную на дедуктивном методе. К началу IV в. до н. э. Гиппократом Хиосским было представлено первое изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции. Была изучена окружность, так как для греков круг являлся идеальной фигурой и необходимым элементом их умозрительных построений. Начала развиваться стереометрия. Теэтетом была создана теория правильных многогранников, он указал способы их построения, выразил их ребра через радиус описанной сферы и доказал, что никаких других правильных выпуклых многогранников существовать не может. В 4 в. до нэ Эвдокс Книдский, ученик Платона, - введение в анализ бесконечно малых. Заложил основы теории пределов, исследовал золотое сечение, построение правильных тел. Гиппокрит Хиосский (4в) – первое систематическое изложение геометрии как планиметрии.

 

Астрономия. Анаксимандр: детально разработанная космогонич концепция. Источник сущего -вечное беспредельное начало, порождающее бесконечную последовательность сменяющих друг друга миров. Космообразование = борьба и обособление противоположных сил - плотной и холодной Земли и сферической огненной оболочки. Начертил первую географическую карту Земли (Европа + Азия). Парменид из Элей: Высказал гипотезу о шарообразности Земли, рассматривал небесные и атмосферные явления. Затем был разработан ряд гомоцентрических моделейЭвдоксом (IV в. до н. э.), Калиппом. Последним этапом была модель, предложенная Аристотелем. В основе их лежит представление о том, что Космос состоит из ряда сфер или оболочек, обладающих общим центром, совпадающим с центром Земли. Сверху Космос ограничен сферой неподвижных звезд, которые совершают оборот вокруг мировой оси в течение суток. Все небесные тела (Луна, Солнце и пять в то время известных планет: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн) описываются системой взаимосвязанных сфер, каждая из которых вращается равномерно вокруг своей оси, но направление оси и скорость движения для различных сфер могут быть различными. Расстояние от любой планеты до центра Земли всегда остается одинаковым, поэтому невозможно объяснить видимое колебание яркости планет, следовательно, вполне резонно, что могли появиться иные модели Космоса, как гелиоцентрические модели Гераклида Понтийского (IV в. до н. э.) и Аристарха Самосского (III в. до н. э.), но они не имели в то время широкого распространения и приверженцев, потому что гелиоцентризм расходился с традиционными воззрениями на центральное положение Земли как центра мира.

 

Исследования первоначал бытия (в философии – онтология, в современной науке – физика, химия). Начались в рамках философии. Гераклит Эфесский (540-480): Космос = вечно живой огонь, мерами возгорающий и мерами потухающий. Посредством сгущения огня образуются вода и земля, из которых в свою очередь исходят испарения - сухие (в т.ч. души) и влажные, их чередованием объясняется смена дня и ночи, лета и зимы. Идея вечного движения и всеобщей изменчивости вещей. Анаксимен: вещи образуются из воздуха путем разрежения (сопровожд нагреванием) и сгущения (охлаждением). Эмпедокл из Агригента на о-ве Сицилия (490-430). Поэма «О природе». «Корни вещей»: земля, вода, огонь и воздух - неизменны, вечны, не могут переходить друг в друга + 2 силы (Любовь и Вражда). Атомисты: Левкипп и Демокрит из Абдеры, который создал всеобъемлющую научную систему, включ учение о бытии и космосе, теорию познания, логику, этику + математику, биологию, психологию, учение о языке (труды почти не сохранились, учение известно по косвенным свидетельствам). Учение об атомах и пустоте, об ощущениях как истечениях тончайших слоев атомов («образы»), отделяющихся от поверхности тел и несущихся в пустоте, попадая в глаза и др органы чувств, они оказывают действие на подобные им атомы, находящиеся в нашем теле, это действие передается затем атомам души. Атомы души (шарообразные, гладкие, очень подвижные) разлиты по всему телу и рассеиваются в пространстве после смерти тела. Благодаря душе организм способен двигаться, ощущать, испытывать эмоции, мыслить. Души есть не только у человека, но у растений и животных. Платон (428-348) - теория идей; учение о материи - Кормилице, которая, оформляясь, «растекается влагой, пламенеет огнем и принимает формы земли и воздуха». Эти 4 рода (стихии) упорядочены с помощью чисел и образов, а именно, состоят из мельчайших невидимых частиц, имеющих формы правильных многогранников. Поверхность каждого многогранника = комбинация прямоугольных треугольников. Только кубы, из которых состоит земля, состоят из равнобедренных треугольников, поэтому земля не может переходить в другие стихии (огонь = тетраэдры; воздух = октаэдры; вода = икосаэдры). Предвосхищение идеи тяготения: огонь - вверх, а все тяжелое стремится к центру земли (подобное к подобному). Демиург - творец мира. Мировая Душа.

Интересно: предложенные американским физиком К. Гелл-Манном гипотетические простейшие структурные единицы материи - кварки - имеют некоторые черты, напоминающие платоновские элементарные треугольники. И те и другие не существуют отдельно, самостоятельно. Как и свойства треугольников, свойства кварков определяются числом 3: существует всего три рода кварков, электрический заряд кварка равен одной трети заряда электрона и т.д. Изложенная в "Тимее" атомистическая концепция Платона, пишет И. Д. Рожанский, "представляет собой поразительное, уникальное и в каких-то отношениях провидческое явление в истории европейского естествознания" [1].

 

Медицина и биология. Медицинабыла известна в Греции с древнейших времен, отличалась рационализмом, высоким уровнем анатомических знаний, широким использованием лекарственных трав.

Алкмеон (нач 5в) - предшественник экспериментальной физиологии и анатомии, открыл нервы и их связь с головным мозгом; учение о здоровье как равновесии противоположных сил.

Гиппократ (2я пол 5в) свыше 70 книг по медицине («Свод Гиппократа»): "" индивидуальный подход (учет наследственности, конституции, влияния окружающей среды). На 1 плане эмпирические методы - опыт и наблюдения. Хорошо изучен скелет, известны основные внутренние органы, но без деталей их строения из-за запрета на вскрытие трупов

Аристотель: 4 больших и 11 малых биологических трактатов, описал 495 видов животных, в т.ч. 160 видов птиц; 120 рыб, 60 млекопитающих, 60 насекомых. Создал первую классификацию животного мира. Его ученики: Феофрат (труды по ботанике, 36л лет после А. руководил Ликеем)

 

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) создал всеобъемлющую систему знаний в области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Вот названия только некоторых из них: "Физика", "О происхождении и уничтожении", "О небе", "Механика", "О душе", "История животных", «О возникновении животных» и др. Согласно Аристотелю, истинным бытием обладает не идея, не число, а конкретная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя - это то, из чего возникает вещь, ее материал. Но чтобы стать вещью, материя должна принять форму.

Чтобы объяснить процессы движения, изменения, Аристотель вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. Рассмотрим их на его примере с бронзовой статуей. Материальная причина - бронза, действующая - деятельность ваятеля, формальная - форма, в которую облекли бронзу, целевая - то, ради чего ваялась статуя.

То есть все можно рассмотреть с позиции потенциальности и актуальности. Актуальность Аристотель называет " энтелехией ", что означает реализацию, совершенность. Энтелехия выражает единство четырех причин. Понятие энтелехии содержится во всех телеологических системах особенно у Фомы Аквинского. В новое время понятие использовалось Г. Лейбницем. Для Гёте энтелехия есть "момент вечности", который пронизывает тело жизнью. В современной натурфилософии энтелехией называют действенную мощь, которая не является такой слепой, как физические природные силы, а наполнена смыслом, как человеческие действия. Она получила специфическое преломление в виталистической концепции немецкого биолога Х. Дриша. Энтелехия есть нечто реальное, но эта реальность не физическая или психическая, а метафизическая (Конрад Мартиус).

Согласно Аристотелю, Космос ограничен, имеет форму сферы, за пределами которой нет ничего; вечен и неподвижен, не сотворен никем и не возник в ходе естественного космического процесса. В "надлунной" области нет возникновения и гибели, в ней находятся небесные тела - звезды, планеты, Земля, Луна, которые совершают свои круговые движения, и пятый элемент - эфир, "первое тело", ни с чем не смешиваемое, вечное, не переходящее в другие элементы. В центре Космоса находится шарообразная Земля, неподвижная, не вращающаяся вокруг своей оси. Аристотель впервые в истории человеческого знания попытался определить размеры Земли, вычисленный им диаметр земного шара примерно в два раза превысил истинный.

 

Лекция 7

 

Итак, мы с полным основанием можем говорить о появлении науки именно в Древней Греции. Проходило это в форме научных программ.

Первой научной программой стала математическая программа, основы которой заложил Пифагор.. Главная идея ее заключается в том, что мир - это упорядоченный Космос. Упорядоченность Космоса является следствием существования всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью. В силу родства разумов (надмирового и человеческого), он доступен непосредственному восприятию человека, который должен для этого развить соответствующие способности. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира.

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона. В Новое время именно по этому пути пойдет наука. Эта программа заложила основы развития естествознания, опираясь не столько на материальные структуры вещества, а на закономерности.

Второй научной программой стал атомизм. Атомизм акцентируется на выявлении причин всех возможных изменений в природе и находит эти причины в движении атомов. Познание мира идет путем сочетания чувственного опыта и его рационального преобразования. Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей. По сути дела, это означало появление механистического метода.

Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. В ней проявляются тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.

Все дальнейшее развитие науки по сути было развитием и преобразованием этих научных программ. Именно здесь начали оформляьтся такие свойства науки, как интерсубъективность, идеальное моделирование действительности, надличностность, субстанциональность.

 

Эпоха эллинизма Термин Эллинизм ввел в употребление немецкий историк И. Г. Дройзена,. Это период в истории Восточного Средиземноморья и прилегающих к нему областей в Азии и Африке, оказавшихся вследствие завоеваний Александра Македонского, под властью македонской аристократии и под духовным владычеством греческой культуры. Начало периода эллинизма принято связывать с 338 г. до н. э.— годом военной победы Македонии над Грецией. Концом эпохи эллинизма считают 30 г. до н. э., когда перестало существовать, будучи оккупированным римским войском, последнее эллинистическое государство — эллинистический Египет. В период эллинизма происходит расцвет наук, их первичная специализация, отрыв от философии. Эллинистическая наука была прямо или косвенно связана с Александрией – столицей эллинистического Египта. Птолемей I (Лаг, или Сотер), правивший в Египте с 322 по 283 г. до н. э., создал в столице Египта научный центр — Мусейон. Это старое греческое название. Обычный античный Мусейон —святилище муз,, покровительниц искусств и наук. Александрийский Мусейон был частью царских дворцов, группой зданий, предназначенных для научных занятий и для проживания ученых, содержавшихся государством. В 270 г. н. э. Мусейон был разрушен, но затем восстановлен. Позднее Мусейон прославили и его дочь Ипатия (первая половина V в. н.э.), зверски убитая христианскими фанатиками в 415 г. н. э. Конец Мусейона обычно связывают с убийством Ипатии, дочери философа Теон (вторая половина IV в. н. э.) женщины-философа, растерзанной христианами. В Александрии на первый план выступали филологические науки, но он был и центром математико-естественнонаучных исследований. В нем работали: Эратосфен, математики и астрономы Аполлоний, Гиппарх, медики Герофил и Эрасистрат. Математик Герон провел физические опыты с паром. Эратосфен оставил большое сочинение по описанию Земли и даже пытался вычислить ее радиус и длину земной оси (здесь он ошибся лишь на 75 км). Здесь же трудился Эвклид, астроном Аристарх Самосский. Александрийская библиотека. При Мусейоне была научная библиотека. Свитки для нее собирали сами Птолемеи. Ко временам Цезаря, оккупировавшего Александрию, в библиотеке насчитывалось несколько сот тысяч свитков. Александрийская библиотека несколько раз разрушалась, но окончательную ее гибель связывают с арабами в 7 в. н.э. Хотя, как уже сказано, в этот период науки специализируются. Но по-прежнему на них большое влияние оказывает философия того периода. Одна из самых известных школ – стоицизм.

Так, в физике стоиков Зенона Катионского (336-264 гг. до н. э.), Клеанфа из Ассоса (331-232 гг. до н. э.), Хрисиппа из Сол (281-205 гг. до н. э.) акцент делался на законы, по которым существует Природа, т.е. мировой порядок. В аристотелевские представления о первоэлементах вносились новые идеи: соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную "пневмой" ("теплое дыхание»). Она обеспечивает единство и целостность, выражает логос вещи, т.е. закон ее существования и развития.

Согласно стоикам, в мире все имеет причину и следствие (рок, судьба). Наряду с причинной обусловленностью явлений существует их определенная направленность к благой прекрасной и разумной цели, что свидетельствует о тесной связи стоической физики и этики.

Так же тесно связаны физика и этика у Эпикура (342-270 п до н. э.), который считал, что все вещи потенциально делимы до бесконечности, но реально такое деление превращало бы вещь в ничто, поэтому надо мысленно где-то остановиться Атом Эпикура - это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе.

Атомы Эпикура наделены тяжестью и поэтому движутся сверху вниз, но при этом могут "спонтанно отклоняться" с вертикального перемещения. Отклонившиеся атомы описывают разнообразные кривые, сплетаются, ударяются друг о друга, в результате чего образуется вещный мир.

В астрономии главную роль сыграли труды Клавдия Птолемея (ум. ок. 170 г. до н. э.), система которого объясняла движение небесных тел с позиций геоцентрического принципа и поэтому в течение столетий считалась наивысшей точкой развития теоретической астрономии. Аристарх Самосский. Был, по-видимому, старшим современником Архимеда. Он пытался вычислять расстояния между небесными телами и их размеры (радиусы). Полученные результаты далеко отстояли от истинных. Но стало ясно, что Солнце настолько больше Земли, что - нелепо думать, что оно может вокруг нее вращаться: ведь меньшее вращается вокруг большего, а не большее вокруг меньшего. Сам он не дошел до этих выводов, мы узнаем о них из сочинения Архимеда, который, обращаясь к Гелону II — сиракузскому тирану, писал: «Вы знаете, что Вселенная — имя, данное большинством астрономов сфере, чей центр — Земля и чей радиус равен расстоянию между центром Солнца и центром Земли. Это, как вы слышали от астрономов, общепринято. Но Аристарх Самосский выпустил книгу, в которой содержится ряд гипотез, из них следует, что Вселенная во много раз больше, чем было сказано выше. Его гипотезы состоят в том, что звезды и Солнце неподвижны, а Земля вращается вокруг Солнца по окружности, что Солнце лежит в середине орбиты, что сфера неподвижных звезд, расположенная вокруг того же центра, т. е. Солнца, так велика, что круг, по которому, как он думает, движется Земля, находится в такой же пропорции к расстоянию до неподвижных звезд, как центр сферы относится к ее поверхности» Таким образом, Аристарх пришел не только к гелиоцентризму, но и к допущению почти, что бесконечной по величине Вселенной: ведь радиус сферы бесконечно больше точечного центра окружности или сферы! Гелиоцентризм Аристарха не был принят ни в античности, ни в средневековье. Только через восемнадцать веков после Аристарха его гелиоцентризм был подтвержден Коперником,

 

В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.85.87 (0.074 с.)