Сметная стоимость реализации проекта - 11 050 000 рублей


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Академия бюджета и казначейства

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Экономика предприятия


Студента: Сухаревой Дарьи Группы 2ф11 Тема: Бизнес-план предприятия Факультет

финансовый

 


Специальность финансы и кредит


Отделение

очное

 


Пикулькин Александр Васильевич
Научный руководитель


Дата поступления работы на кафедру.

Москва 2009 г.

Допуск к защите. Подпись преподавателя.


Защита работы.

Оценка. Подпись преподавать


 

План

 

Введение

 

1. Бизнес-план в системе планирования на предприятии

 

1.1. Виды планов предприятия

1.2. Назначение бизнес-плана

1.3. Классификация бизнес-планов

 

2. Структура и методические основы разработки бизнес-планов

 

2.1. Содержание и разделы бизнес-планов

2.2. Планирование производства

2.3. Планирование финансовых результатов

 

3. Бизнес-план «Организация деревообрабатывающего цеха»

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 


Введение

 

На современном этапе развития рыночной экономики в России с каждым годом появляется все больше и больше новых предприятий, однако открытие нового предприятия не всегда приносит планируемую прибыль его владельцу. Статистиче­ские данные утверждают, что в течение первых трех лет деятельности 30% пред­приятий прекращают свое существование. В последующие годы процесс ликвидации новых предприятий замедляется, однако не прекращается полностью.

Существует множество причин, приводящих «молодые» предприятия к тако­му грустному финалу. Но одна из основных причин заключается в известном пра­виле: «Собственник предприятия, который неудачно планирует, планирует неудачу».

Прежде чем начать любое новое дело, предприниматель должен продумать свою стратегию, соизмерить имеющийся энтузиазм с наличными ресурсами и воз­можными угрозами со стороны «внешнего мира». Это позволит избежать таких серьезных ошибок, как нехватка капитала для дальнейшей жизнедеятельности фирмы, отрицательное сальдо баланса наличных средств, нерациональное разме­щение предприятия, погоня за «призрачным» рынком, неверный подбор персона­ла и т.п. Решению подобных задач посвящена одна из важнейших функций менеджмента — планирование.

На данном этапе планирование бизнес - процессов на предприятии является, во многом, важнейшим организационным элементом при работе предпринимательской структуры. Без анализа последствий и без научно обоснованного планирования своей работы - очень трудно добиться позитивного результата, тем более в условиях постоянно меняющейся обстановки. Применение планирования дает возможность, прежде всего, осуществить комплексный анализ деятельности предприятия в целом, а также спрогнозировать то, что может произойти в будущем, а если предприятие работает без планирования своей деятельности, то оно не в состоянии реагировать на возникающие проблемы.

Часто, достигаемые положительные результаты в бизнесе, зависят от ряда взаимосвязанных факторов: - осознания реального положения и состояния предприятия на момент начала анализа; - понимание того, какие цели необходимо достичь предприятию; - разработка плана работы по достижению поставленной цели.

Одной из наиболее удачных и распространенных форм планирования в рыночной экономики стала разработка бизнес-планов.

 


Бизнес-план в системе планирования на предприятии

 

Виды планов предприятия

 

Планирование как основной процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план.

Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:

1) по содержанию: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

2) по уровню управления: корпоративное и заводское (на высшем уровне управления), цеховая система планирования (на среднем уровне), производственная (на нижнем), которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

3) по методам обоснования: системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

4) по времени охвата: краткосрочные или текущие, среднесрочные и долгосрочные или перспективные;

5) по сфере применения: межцеховые, внутрицеховые, бригадные и индивидуальные;

6) по стадиям разработок: предварительные (на этапе которых разрабатываются проекты планов) и окончательные;

7) по степени точности: уточненные и укрупненные.

Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

8) по типам целей: оперативные, тактические, стратегические и нормативные.

 

Рассмотрим некоторые из них.

Стратегический план выражен стратегией корпорации. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления и обычно не содержит количественных показателей. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обуславливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т.д.

Стратегическое планирование базируется с одной стороны на целях и задачах, поставленных в ходе разработки стратегии, а с другой - на основе проведения прогнозов по различным областям общественного развития (экономика, наука, техника и технология я т.д.).

Оно ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

В основу при разработке плана кладется:

- анализ перспектив развития фирмы;

- анализ позиций в конкурентной борьбе;

- выбор стратегии и определение приоритетов по конкретным видам деятельности;

- анализ направлений диверсификации.

Ниже представлена схема стратегического планирования, которая демонстрирует связь перспектив и целей между собой для выработки стратегии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют оперативные подразделения фирмы в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения, построенной на управлении проектами.

 

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет.

На основе этих планов проводится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов - каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходя­щие изменения в среде (экономика, политика, техника, конкурен­ция и т.д.) и в результате повышалась бы действенность состав­ляемых планов.

Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Основным видом среднесрочных планов является бизнес-план, который имеет ряд особенностей, раскрываемых ниже.

В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его результатом являются краткосрочные планы (как правило, на год) с учетом и текущих тенденций спроса и пред­ложения. Как уже было сказано, в них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые 3 месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения си­туации. По сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, из­держек производства и т.д. По сути, в них увязываются задачи различных служб предприятия.

Текущее планирование заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы, период действия которых составляет, как правило, 10 дней. Это, по существу, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, от­вечающих за тот или иной вид деятельности.

 

 

Назначение бизнес-плана

 

Важным документом, определяющим начало деятельности предприятия, служит предпринимательский бизнес-план. Мировая практика показывает, что бизнес-план разрабатывается для вы­работки стратегии предприятия, оценки его финансового положения, определения потребности в инвестициях, при­влечения финансовых средств и потенциальных партнеров. Он нужен всем: банкирам, инвесторам проекта, руководи­телю и сотрудникам предприятия для того, чтобы знать пер­спективы и проверить идеи на реальность.

В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.

Отсутствие сбалансированного и постоянно обновляемого бизнес-плана свидетельствует о недостатках в системе управления фирмой и негативно влияет на возможности привле­чения финансовых ресурсов. Напротив, реальное, достоверное планирование обеспечивает определенную надежность финанси­рования фирмы, что очень важно для ее успешного функциониро­вания в стремительно меняющихся условиях внешней среды.

Создавая бизнес-план, вы получите возможность узнать много нового о вашей индустрии и секторе рынка, лучше контролировать свою фирму и увеличить свою конкурентоспособность.

Российская действительность дает немало убедительных примеров, свидетельствующих о том, что конкрет­ные предприятия, банки и т.д. во многом благодаря внедрению плановых начал в механизм управления сумели устоять в период экономи­ческих потрясений, создать предпосылки для наращивания масштабов своей деятельности на рынке.

Бизнес-план является традиционным для рыночной эконо­мики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринима­ются никакие серьезные действия. Он представляет собой документ внутрифирмен­ного планирования, излагающий все основные аспекты планиро­вания производственной и коммерческой деятельности предприя­тия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столк­нуться, а также определяющий способы решения финансово-хо­зяйственных задач. Он актуален как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

Как показывает зарубежная и отечественная практика, биз­нес-план может применяться для:

- разработки концепции предпринимательской деятельно­сти фирмы и ее стратегии;

- опенки фактических результатов деятельности предприя­тия в течение определенного периода;

- привлечения денежных средств;

- опенки возможности предприятия вести конкурентную борьбу на рынке соответствующих товаров;

- осуществления внутрифирменного контроля;

- привлечения партнеров, инвесторов и кредиторов к реали­зации проектов, разработанных компанией.

Исходя из перечисленных основных функций бизнес-плана, можно сделать вывод о том, что он помогает:

- руководителям предприятий детально продумать направ­ления их деятельности и внутрифирменные возможности, а со­трудникам лучше понять целевые установки руководства, убе­диться в их осуществимости, в финансовой стабильности пред­приятия. С этим связана уверенность коллектива в стабильной ра­боте предприятия в будущем. Это очень важно, поскольку прак­тически каждое предприятие неизбежно сталкивается с рисковы­ми ситуациями на рынке;

- кредиторам осознать приоритеты развития фирмы;

- специалистам маркетинговых служб проанализировать конъюнктуру рынка и оценить конкурентные позиции фирмы;

- оценить реальные результаты деятельности предприятия и разработать перспективную концепцию его функционирования.

Бизнес-план может использоваться во-первых, для управления коммерческим проектом и управления деятельностью самой фирмы. Такой план помогает обосновать экономическую целесообразность выбора направлений развития предприятия, определить источники финансирования, профессиональный и численный со­став персонала. Составление бизнес-плана заставляет предприни­мателя осуществлять кропотливый и объективный анализ соб­ственной деятельности, как бы взглянуть на себя со стороны, предвидеть проблемы и вероятность столкновения с ними и, в соответствии с этим, предельно моби­лизоваться. Хорошо разработанный бизнес-план помогает пред­приятию развиваться, расширять и укреплять свои позиции на рынке.

Во-вторых, бизнес-план используется для привлечения ин­весторов и кредиторов. С этой точки зрения, он призван проде­монстрировать выгодность для них реализации предлагаемого проекта. Весьма часто предприятия сталкиваются с необходимо­стью привлечения средств инвесторов, использования кредитов и займов, поскольку собственных финансовых ресурсов для при­быльной предпринимательской деятельности обычно не хватает.

В определенном смысле, бизнес-план, как форма планирования, позволяет повышать эффективность предпринимательской деятельности даже при отсутствии необходимого и достаточного профессионального опыта, так как в условиях развитой экономики создаются фирмы, специализирующиеся на разработке бизнес-планов.

Бизнес-план должен быть нацелен на максимизацию вы­полнения намеченных задач, то есть важна не только их поста­новка, но и последующая реализация. Необходимо не только планиро­вать, но и выполнять запланированное - бизнес-план должен быть руководящим документом, обеспечивающим эффективность дея­тельности.

Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:

- определить направления дальнейшей деятельности фир­мы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;

- разработать взаимоувязанные производственные, марке­тинговые организационные программы, обеспечивающие дости­жение сформулированных целей;

- проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы, определить необхо­димые объемы финансирования;

- предусмотреть трудности и проблемы, с которыми при­дется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;

- выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;

- оценить финансовое положение в соответствии с наме­ченными планами, реальность достижения целей с помощью соб­ственных средств и возможность получения кредита со стороны;

- определить состав маркетинговых исследований по изуче­нию рынка, разработке каналов сбыта, мероприятий по рекламе и пр.;

- организовать систему контроля за ходом реализации проекта;

- подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта.

Самим разработчикам бизнес-план помогает продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием произ­водства, маркетинга, организацией управления и контроля, поис­ком партнеров и источников финансирования и т.п. Управленче­скому персоналу фирмы бизнес-план помогает определить стра­тегические направления деятельности и перспективы достижения намеченных целей.

Сотрудникам фирмы бизнес-план необходим для получения ясного представления о стратегических направлениях развития, о тактике руководства фирмы. Информация об этом позволяет пер­соналу предприятия определить свой диапазон рабочих обязан­ностей в решении общих проблем предприятия.

Банкирам, потенциальным инвесторам и партнерам биз­нес-план нужен для оценки финансовой и экономической эф­фективности намечаемых предприятием мероприятий, реаль­ности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.

Объективно говоря, составление бизнес плана не только мобилизует руководителей фирм на более тщательное изучение своей деятельности, в том числе в процессе воплощения планов, но и делает управление более эффективным. В условиях переходной экономики «подводных камней», действительно, возникает огромное количество, и, так или иначе, приходит понимание, что подобное планирование оказывает стабилизирующее влияние на деятельность фирмы.

Основной целью планирования можно считать формирова­ние и развитие у предпринимателя стратегического мышления, которое развивает интуицию и творческие способности предпринимателя в видении будущего. И чем скорее страна перейдет на методы планирова­ния, присущие рыночным отношениям, тем эффективнее будет их развитие.

 

Классификация бизнес-планов

 

Всё множество бизнес-планов можно разделить по таким признакам, как степень детализации, субъект и объект планирования, целей и задач бизнес-плана. На сегодняшний день бизнес-планы можно разделить на следующие категории:

- комплексный бизнес-план инвестиционного проекта. Содержит описание результатов маркетингового исследования, описание действий по завоеванию рынка и расчет предполагаемых результатов деятельности. Такой бизнес-план обычно содержит от 30 до 300 страниц;

- концепт бизнес-план инвестиционного проекта. В нем прописываются основные моменты будущего проекта. Такой бизнес-план является основой для переговоров с инвестиционной компанией для выяснения взаимных интересов;

- бизнес-план компании. Является внутренним документом и служит для изучения перспектив развития компании. Такой бизнес-план излагается перед собранием акционеров бизнеса или советом директоров компании и содержит план развития деятельности компании;

- Вновь создаваемой

- Функционирующей

- Финансового оздоровления

- Развития

- Отдельного подразделения

- Всей организации

 

- бизнес-план как заявка на кредит. Служит для получения кредитов от организации-кредитора;

- бизнес-план как заявка на грант. Используется для получения денежных средств из государственного бюджета или фондов для решения актуальных социальных проблем;

- бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль: что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея?

- бизнес-план для получения кредита. До недавнего времени российский предприниматель для получения кредита в банке мог представить лишь двухстраничное технико-экономическое обоснование, которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой финансовой организацией решения о предоставлении кредита. Решающими же были личные связи, рекомендации, а также осведомленность банкиров о состоянии дел кредитополучателя (как правило, предприниматели брали кредиты в банках, клиентами которых они были). В последнее время все больше и больше российских банков требуют от предпринимателей бизнес-план для предприятия окончательного решения о выдаче (или не выдаче) кредита;

- бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами выступают: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если вы привлекаете средства за счет публичной эмиссии акций вашей компании, бизнес-план содержащий сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет вам успешнее продать компанию инвесторам;

- бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные компании, пережив эйфорию первых лет перестройки, теперь с большей осторожностью подходят к оценке потенциального партнера по совместному предприятию. И грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела;

- бизнес-план для заключения крупного контракта;

- бизнес-план для привлечения новых сотрудников. В наши годы трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы;

- бизнес-план для объединения с другой компанией. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности;

- бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций. По мере того, как небольшие компании растут, появляется необходимость создания стратегической (или тактической - в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие партнеры по бизнесу и ключевые сотрудники, поможет выработать эту концепцию и позволит выработать эту концепцию, позволит партнерам более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции.

 


Структура и методические основы разработки бизнес-планов

Содержание и разделы бизнес-планов

 

После того как было принято решение начать новый бизнес (или по крайней мере планирование нового бизнеса), необходимо составить план своих действий по разработке бизнес- плана. Последовательность этапов представлена ниже на рис. 1. Предложенный алгоритм содержит наиболее общие стадии процесса планирова­ния нового дела.

Рис.1. Последовательность шагов по составлению бизнес-плана

 

• Этап 1 — Решение о начале деятельности в новом бизнесе или начале реализации н вого проекта или разработке нового бизнес-плана.

• Этап 2 — Формирование цели нового бизнеса или нового проекта.

• Этап 3 — Формирование представлений о бизнес-плане и его структуре.

• Этап 4 — Поиск источников необходимой информации.

• Этап 5 — Анализ и оценка собственного потенциала (возможностей и способносте для начала новой деятельности.

• Этап 6 — Выбор объекта, являющегося основой новой деятельности (профиля пре приятия).

• Этап 7 — Исследование потенциального рынка сбыта.

• Этап 8 — Разработка предварительного прогноза продаж.

• Этап 9 — Территориальное размещение бизнеса.

• Этап 10 — Разработка маркетингового плана.

• Этап 11 — Разработка календарного плана.

• Этап 12 — Разработка производственного плана.

• Этап 13 — Выбор организационно-правовой формы и юридического статуса.

• Этап 14 — Разработка организационного плана.

• Этап 15 — Принятие решений о персонале.

• Этап 16 — Разработка финансового плана.

• Этап 17 — Разработка плана страхования рисков деятельности.

• Этап 18 — Подготовка делового резюме бизнес-плана.

• Этап 19 — Оформление бизнес-плана.

• Этап 20 — Презентация бизнес-плана.

• Этап 21 — Принятие решения о начале деятельности.

 

В процессе работы фирмы или предприятия может возникнуть необходимость предъявления бизнес - плана для ознакомления с ним, например банку или потенциальным инвесторам. Поэтому возникает необходимость того, чтобы он был разделен на разделы, что бы любой мог отыскать в плане интересующие его моменты, информация должна быть доступной и понятной.

Содержание бизнес-плана, несмотря на многообразие его видов, является вполне стандартным и состоит из следующих разделов:

1. Титульный лист.

На нём прописывается основная информация о проекте — название и адрес компании, учредители, суть и стоимость проекта, а так же информация о степени секретности документа.

2. Резюме.

Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту — предельная простота и минимум специальных терминов. Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку он должен произвести благоприятное впечатление.

В нем подробно излагается суть проекта, его задачи и цели, степень новизны, предполагаемый объем производства или предоставления услуг компанией, размеры ожидаемых продаж, предполагаемые затраты на реализацию проекта. А так же прибыльность проекта и сроки окупаемости.

3. История бизнеса.

4. Описание продукта или услуги.

Подробное описание свойств товара, конкурентные отличия его от существующих товаров, возможность защиты его патентами.

5. Анализ отрасли.

6. Конкурентная стратегия.

Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие на то какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).

7. План производства.

Проводится расчет необходимых мощностей и производственных площадей, необходимом оборудовании и материальных ресурсов. А так же, трудоёмкость производства продукции, себестоимость производства и издержки. В этом разделе бизнес-плана даются предположения по проблемам с поставками необходимого сырья и материалов, определяется перечень необходимых операций с ресурсами и комплектующими и прочее.

8. Маркетинг.

Один из важнейших разделов бизнес-план, особенно для товаров и услуг направленных на конечного потребителя. Содержит анализ ценообразования и каналов сбыта товаров, предполагаемая рекламная активность, анализ слабых и сильных сторон предприятия и товара, и конечно, предполагаемый объём продаж.

9. Организационный план.

В этом разделе бизнес-плана описывается структура компании, роль главных менеджеров компании и их роль в реализации проекта, порядок работы между подразделениями компании, необходимые объёмы рабочей силы, условия труда работников и размеры заработной платы сотрудников.

10. Финансовый раздел.

Рассчитывается прогноз расходов и доходов предприятия, баланс активов и пассивов компании и другие финансовые показатели. Так же, рассчитывается объем необходимых дополнительных инвестиций и прогнозируются источники финансовых поступлений, определяется срок окупаемости бизнес-плана.

11. План научных исследований и разработок.

12. Риски (меры по предотвращению)

Расчет предполагаемых рисков и способы их страхования. Обычно, в бизнес-план закладывается страхование грузов и автотранспорта, а так же ответственности перед третьими лицами.

 

 

Планирование производства

 

Производственная программа (план производства) предприятия - важнейший раздел плана предприятия, в котором отражаются определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса.

К показателям производственной программы относят:

1) темп роста производства товарной продукции;

2) производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием "в том числе продукция на экспорт");

3) показатель качества продукции.

Производственная программа формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, уже сформированного портфеля заказов, а также существующих ограничений по всем видам ресурсов.

Данный раздел должен состоять из следующих подразделов: программа производства и реализации продукции; производственные мощности (здания, сооружения, технологии, оборудование); материально-техническое обеспече­ние; стоимость (издержки) производства и сбыта продукции.

Для обоснования производственной программы предприятия необходимо иметь расчеты по производственной мощности.

Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.

Производственные мощности могут измеряться как в натуральном выражении, так и в условно-натуральных единицах.

Содержание подраздела «Производственные мощности» зави­сит от того, объектом инвестирования является действующее пред­приятие или вновь создаваемое.

Если предприятие действующее, то приводятся:

• анализ соответствия существующих производственных мощ­ностей объемам производственной программы;

• обоснование потребности в дополнительных производствен­ных мощностях на год и перспективу, способ их создания (строи­тельство, покупка, аренда);

• обоснование объема средств, необходимых для подготовки производства;

• оценка обеспеченности имеющихся и создаваемых произ­водственных площадей инженерными коммуникациями;

• перечень и обоснование требуемого оборудования и технологии с учетом достигнутого научного и технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а так­же требуемого объема производства и потребительских характе­ристик товара;

• обоснование выбора поставщиков оборудования, основан­ное на сравнительных технических характеристиках оборудова­ния ведущих производителей и условиях его поставки, условиях послепродажного обслуживания, гарантий и цены;

• информация о наличии контрактных и предконтрактных до­говоров на поставку оборудования и проведении (намерении про­ведения) тендера, об условиях и сроках поставки, монтажа и на­ладки оборудования;

• экологическая оценка проекта — анализ воздействия будущего производства на окружающую среду, объемы отходов, предпо­лагаемые места их удаления и переработки.

В случае нового строительства обосновывается выбор кон­кретного места реализации проекта с учетом географического положения, существующей социально-экономической и инженер­но-коммуникационной инфраструктуры (трудовые ресурсы, доро­ги, инженерные коммуникации, связь, энергоносители), наличия строительно-монтажных мощностей, жилья и т.п., а также приво­дятся возможные альтернативные варианты в пределах страны, ре­гиона, населенного пункта.

Производственная мощность предприятия является изменчивой величиной, она меняется по мере использования новой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствования структуры производства, повышения квалификации работающих, улучшения организации производства и труда.

В России сейчас нередко можно встретить ситуацию, когда предприятие вынуждено использовать свою производственную мощность не более чем наполовину. Это сложное явление современной экономической жизни страны, и оно, как правило, связано с отсутствием необходимых заказов на производство продукции в силу сложившейся дисгармонии между устаревшим технологическим парком предприятия и потребностями рынка. Безусловно, такое положение не характеризует нормальную деятельность фирмы. Тем не менее, в условиях рынка считается, что фирме лучше иметь некоторый резерв производственной мощности на случай неожиданного увеличения спроса на ее продукцию. Но с другой стороны, значительное количество незагруженного оборудования бывает экономически невыгодным, так как влияет на рост себестоимости продукции. Поэтому специалистам фирмы нужно иметь информацию о коэффициенте использования производственной мощности для своевременного решения вопроса об экономической целесообразности продажи или сдачи в аренду неиспользуемого оборудования. Кроме того, нужно знать максимальную величину выпуска продукции при полном использовании имеющейся производственной мощности. Данные об экономически оправданном уровне использования производственной мощности учитываются при обосновании плана производства продукции фирмы.

В подразделе «Материально-техническое обеспечение» производства излагаются перспективы обеспечения проекта требуемы­ми сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасны­ми частями и теплоэнергетическими ресурсами.

В этом подразделе приводятся: перечень наиболее значимых для предприятия поставщиков сырьевых ресурсов; периодичность приобретения основных видов сырья и материалов (ежемесячно, сезонно, хаотично и т.д., соответствие качественным характеристикам); требования поставщиков к форме оплаты (предоплата, бартер и т.д.); расчет потребности в сырьевых ресурсах; обоснова­ние схемы материально-технического обеспечения (виды транс­порта, средства погрузки, разгрузки и складирования, оптимизация затрат на транспортировку ресурсов); обоснование и расчет потребности в теплоэнергетических ресурсах, их экономии по срав­нению с действующей технологией; риски ресурсного обеспечения.

В подразделе «Стоимость (издержки) производства и сбыта продукции» даются обоснования по каждой статье издержек про­изводства (заработной плате, амортизации, общепроизводствен­ным и общехозяйственным расходам), прогнозируются их измене­ния в перспективе.

 

 

Планирование финансовых результатов

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь