Проанализируйте структуру доказательства, укажите, какие правила нарушены. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проанализируйте структуру доказательства, укажите, какие правила нарушены.



  • «…юный идеалист доказывает человеку «опыта», что такой-то поступок малодушен и бесчестен. Тот сперва стал спорить «чин-чином», но затем, видя, что дело плохо, заявил: “Очень вы еще молоды и неопытны. Поживите, узнаете жизнь и сами со мною согласитесь”. Юноша стал доказывать, что молодость ни при чем, что “он знает жизнь”».
  • «Сганарель обосновывает поставленный им “диагноз” следующим образом: Сганарель. Мы, великие медики, с первого взгляда определяем заболевание… я немедленно проник в суть вещей и заявляю вам: ваша дочь нема. – Жеронт. Так- то оно так, но я бы хотел услышать, отчего это случилось? – Сганарель. Сделайте одолжение. Оттого, что она утратила дар речи. – Жеронт. Хорошо, но скажите мне, пожалуйста, причину, по которой она его утратила. – Сганарель. Величайшие ученые скажут вам то же самое: оттого, что у нее язык не ворочается. – Жеронт. А в чем же вы усматриваете причину того, что он не ворочается? – Сганарель. Аристотель сказал по этому поводу… много хорошего. – Жеронт. Охотно верю. – Сганарель. О, это был великий муж. – Жеронт. Не сомневаюсь. – Сганарель. Подлинно великий!» (Мольер Ж.-Б. Лекарь поневоле).
  • «А почему вы знаете, что вы ненормальный?» – спросила она (Алиса). – «Начнем с собаки, – сказал Кот. – Возьмем нормальную собаку, не бешеную. Согласна?» – «Конечно!» – сказала Алиса. – «Итак, – продолжал кот, – собака рычит, когда сердится, и виляет хвостом, когда радуется. Она, как мы условились, нормальная. А я? Я ворчу, когда мне приятно, и виляю хвостом, когда злюсь. Вывод: я – ненормальный».
  • Почему следователь Колесников скептически отнесся к выдвинутой его подчиненными версии, по которой причиной убийства была месть? «Скажите, почему вы остановились на единственной версии “месть”, – спросил вдруг Колесников. – «А других и быть не могло, драки не было, грабежа не было и ревности не было». – Колесников хмыкнул: «Вы мне напоминаете анекдот. Судебные медики придумали: холеры не было, чумы не было и тифа не было. Значит, помер человек от любви. Так рассуждать нельзя. А может быть и мести не было?
  • «Если кто-нибудь не постыдится утверждать, что вне материи ничего нет, да будет он проклят!» (Догматическая конституция католической веры. Канон 2). «Если кто говорит, что человеческий разум настолько независим, что вера не может им управлять – да будет он предан анафеме!».
  • «Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табаку… О табаке, так о табаке – мне решительно все равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должною серьезностью, иначе как бы чего не вышло. Кого же пугает сухая, научная лекция, кому не нравится, тот может не слушать и выйти. Особенно прошу внимания у присутствующих тут господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть, главным образом, растение. Когда я читаю лекцию, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания; это от волнения. Я очень нервный человек, вообще говоря, а глазом начал подмигивать в 1889 году тринадцатого сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвертая дочь Варвара. У меня все дочери родились тринадцатого числа. Впрочем, ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции. Надо вам заметить, жена моя содержит музыкальную школу и частный пансион, то есть не то чтобы пансион, а так, нечто вроде. Между нами говоря, жена любит пожаловаться на недостатки, но у нее кое-что припрятано, этак тысяч сорок или пятьдесят, у меня же ни копейки за душой, ни гроша – ну, да что толковать!». (Чехов А.П.)
  • «Спорят два судьи по делу гр-на Н., который сознательно (из мести) забросил перстень друга в реку. Оба опираются на статью закона: “Повреждение или уничтожение собственности другого лица с целью мести является преступлением и подлежит наказанию”. Но при этом известно, что перстень был найден водолазом и его вернули владельцу неповрежденным. – Судья 1: “Гр. Н. – не виновен, так как перстень не был поврежден и не был уничтожен. Водолаз достал перстень, и он был в точности таким же, как и раньше”. – Судья 2: “Гр. Н. – виновен, ибо он, закидывая перстень в реку, наносил ущерб владельцу. Что же, всякий может мстить другому, бросая его вещи в реку? И будет считаться невиновным, если вещи не будут повреждены? Нет, Н. должен быть наказан”».

 

Примерная тематика рефератов, эссе

    1. Два основных этапа в развитии логики.
    2. Логическая форма.
    3. Язык и мышление.
    4. Отличия логики и когнитивной психологии в исследовании мышления.
    5. Системность языка: синтаксис, семантика, прагматика.
    6. Основные положения теории речевых актов.
    7. Проблема понятия в традиционной и современной логике.
    8. Логические отношения между понятиями.
    9. Категорические высказывания и высказывания об отношениях.
    10. Классификация и ее роль в естественных и гуманитарных науках.
    11. Трудности классификации социальных объектов.
    12. Ловушки классификации.
    13. Понятие логического закона.
    14. Закон противоречия и споры вокруг него.
    15. Природа логических законов.
    16. Классическая и неклассическая логика.
    17. Логическая и онтологическая необходимость.
    18. Логическая необходимость и логическое следование.
    19. Физическая необходимость и законы природы.
    20. Юридические и логические представления о структуре норм.
    21. Проблема противоречия в оценочных и нормативных рассуждениях.
    22. Несводимость абсолютных оценок к сравнительным, и наоборот.
    23. Роль доказательств в науке.
    24. Типичные ошибки в доказательствах.
    25. Проблема формализации доказательства.
    26. Современное истолкование апорий Зенона.
    27. Софизмы в античной философии и логике.

28. Роль парадоксов в развитии логики.

    1. Соблюдение правил логики в споре.
    2. Основные разновидности споров.
    3. Проблема надежности индукции.

32. Прямое и косвенное подтверждение.

    1. Аналогия и ее структура.
    2. Индуктивное обоснование оценок.

16. Методические указания по изучению дисциплины

Изучение студентами дисциплины «Логика» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания занятий, а также самостоятельное освоение дополнительного материала (дополнительной литературы) при подготовке к практическим занятиям и экзамену.

Дидактическое назначение лекции заключается в том, чтобы ввести студентов в науку, ознакомить с ее основными категориями, закономерностями изучаемой дисциплины и ее методическими осно­вами. Тем самым определяются содержание и характер всей дальней­шей работы студента.

С самого начала лекции необходимо настроить себя на актив­ное ее прослушивание. Не жалейте места в тетради (всегда оставляйте поля), это позволит вам делать комментарии, пометки. Помните, что лю­бая тема и ее основные идеи должны быть найдены вами в кратчайшее время. Хороший конспект лекций значительно облегчает подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем к экзамену.

В курсе логики для изучения предполагается 6 разделов. При освоении курса по логике студент должен изучить данный учебно-методический комплекс, внимательно ознакомиться с его разделами, обратить внимание на рекомендованную основную и дополнительную литературу. Специфика данной учебной дисциплины – сложность и абстрактность материала, его информационная насыщенность. Это предполагает внимательное отношение студента к каждому вопросу при восприятии лекций, а также ответственное отношение ко всем формам практической работы (составление логических формул, решение задач по логике и т.п.).

Наибольшие трудности в освоении нового материала у студентов вызывает тема «Дедуктивная логика. Простой категорический силлогизм. Сложные и сокращённые силлогизмы. Индуктивные и традуктивные умозаключения. Аналогия как вид умозаключения». При изучении этой темы рекомендуется использовать сборники упражнений и задач по логике, последовательное решение совместно с другими студентами упражнений и их объяснение.

При проведении семинарских занятий студенту важно добиться не простого заучивания материала, а его осмысление и понимание. Это возможно только при активном участии самих студентов в процессе обучения. Существенную помощь студентам здесь окажут приведённые в конце каждой темы контрольные вопросы, а также задания для их самостоятельной работы. Несмотря на то, что данный учебно-методический комплекс включает в себя словарь терминов, студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный или тематический).

Главной формой приобретения знаний была и остается само­стоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций препо­давателя.

Поэтому при подготовке к практическим занятиям следует не только опираться на рекомендованную литературу и литературу, кото­рую вы сами сочтете полезной, но и использовать информацию из пе­риодической печати, передач радио и телевидения и т.д.

Для занятий по данной дисциплине желательно завести 60-листовую тетрадь.

Уровень и результаты самостоятельной работы студентов про­веряются на практических занятиях, в индивидуальных беседах и в последующем на экзамене.

Практические занятия должны помочь изучению лекционного материала: углубить его, расширить, связать теорию с практикой, вы­работать у студентов самостоятельный подход к оценке общественных явлений и в целом дисциплины.

При подготовке к практическим занятиям необходимо обяза­тельно выполнить предусмотренное планом задание (по указанию пре­подавателя), т.е. необходимо оформить (написать) в тетради по данной дисциплине краткие тезисы или развернутый план по вопросам рас­сматриваемой темы занятия. В процессе коллективного обсуждения внести поправки и дополнения.

Преподаватель (по согласованию с кафедрой) на основе отве­денного факультетом общего времени для изучения данной дисцип­лины (конкретных часов на лекционные и практические занятия) опре­деляет порядок рассмотрения основного содержания тем дисциплины.

Также используется система контроля на основе разработан­ных тестов. Примерные варианты тестов по «Логике» приводятся в одном из разделов данного методи­ческого пособия, которые рекомендуется использовать в ходе проведе­ния практических занятий.

В период учебного семестра со студентами проводятся инди­видуальные и коллективные консультации по данной дисциплине. Форма проведения экзамена по данной дисциплине определяется преподавателем на основе указаний кафедры в соответ­ствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

При изучении курса «Логика» предполагается как аудиторная, так и внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов.

Самостоятельная работа студентов очной формы обучения составляет 58 часов. На первую тему предполагается выделение 6 ч., на вторую – 8 ч., на третью – 10 ч., на четвёртую – 12 ч., на пятую – 10 ч., на шестую – 12 ч.

Студенты выполняют упражнения (включены в данный учебно-методический комплекс). Также обязательным является подготовка ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий по семинарским занятиям. По желанию студенты могут подготовить рефераты, дополнительные доклады, сообщения. При изучении данного курса настоятельно рекомендуется начать вести словарь терминов и понятий.

Студенты заочной формы обучения получают допуск к итоговой проверке знаний после выполнения контрольной работы. Преподаватель может сам распределить приведённые в настоящем издании варианты контрольных работ или же студенты выбирают номер варианта, совпадающий с последней цифрой номера их зачётной книжки или студенческого билета. Форму оформления контрольной работы выбирает сам преподаватель и обсуждает ее на кафедре. Но в контрольной работе обязательно должны быть правильно выполнены упражнения (не менее 50 % от общего количества), раскрыто содержание контрольных вопросов. Помните, что за грамматические ошибки также снижается итоговая оценка.

Итоговой формой проверки знаний выступает экзамен. В данном учебно-методическом комплексе приведён примерный вариант вопросов к экзамену. Преподаватель может вносить в него уточнения (окончательный список вопросов к экзамену утверждается на заседании кафедры).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.206.3.58 (0.016 с.)