Формальная логика в древнем мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формальная логика в древнем мире



Формальная логика изучает принципы умозаключений. В первую очередь ее интересует структура аргументации и процесс, благодаря которому из посылок делаются выводы. Таким образом, основное внимание уделяется не высказываниям как таковым, а отношениям между ними.

Формальная логика как наука зародилась еще в древнем мире. Первоначально логика была подчинена риторике (учению о красноречии) и не являлась самостоятельной наукой. В Древней Индии и Древней Греции очень популярными были состязания в ораторском искусстве при большом стечении зрителей. право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор. Логика использовалась в подобного рода состязаниях больше в конъюнктурных целях убеждения слушателей, чем для достижения истины.

Древняя Греция - дедуктивная логика –Аристотеля,сформулировал основные законы мышления:тождества,противоречия,исключение третьего.

В древнегреческой философии в середине V в. до н. э. появи­лись так называемые софисты (Протагор, Горгий и др.), которые главным предметом своего философского исследования делают не природу (как это было до них), а человека и его деятельность, в том числе этику, риторику, грамматику.

Против софистов выступил выдающийся материалист Древ­ней Греции Демокрит (460-370 до н. э.), создавший всеобъем­лющую философскую систему, включающую учение о бытии, космологию, теорию познания, логику, этику, политику, эстети­ку и ряд других областей научного знания: математику, физику, биологию, медицину, филологию.

Учение Сократа(индукция,дифиниция точное определение) о знании развил его ученик Платон (428-347 до н. э.) в теории “видов”, или “идей”, создавший систему объективного идеализма, утверждавшую существование духов­ного первоначала вне и независимо от человеческого сознания. Свою школу Платон основал в Афинах, создав там Академию

Индийская логика.

Особенностями индийской логики являются следующие:

1) оригинальное учение о пятичленном силлогизме, в кото­ром важна мысль о неразрывной связи дедукции и индукции;

2) суждение не признается самостоятельным актом мысли, а рассматривается как член умозаключения;

3) восприятие не есть нечто непосредственно данное, а заклю­чает в себе акт “суждения - умозаключения”. Иными словами, в основе наших восприятии лежит приобретенный нами опыт;

4) различение речи “в себе” (т. е. внутренней речи, являющей­ся формой процесса мышления, когда человек как бы ведет раз­говор с самим собой) и речи “для других” (т. е. внешней речи, когда происходит передача мыслей и общение людей в устной или письменной форме).

Пань Шимо отметил ряд особенностей логики Древнего Китая:

а) логические теории концентрировались вокруг основных понятий - “мин” (имени) и “цы” (предложения, высказывания);

б) развитие логики было тесно связано с языком того време­ни; не обращалось внимания на различие между логической при­родой “мин” и “цы” и их языковыми свойствами;

в) логика этого периода “обычно исходила из практических требований риторики (способы ведения спора) и познаватель­ного аспекта дискуссии... Логика Древнего Китая не смогла выработать строгих представлений о формах умозаключений и от­делить их от теории познания”', так как придавала чрезмерное значение содержательной стороне мышления и пренебрегала его формой;

г) логика в Древнем Китае находилась под сильным влия­нием различных политических доктрин и морально-этических концепций.

Логика в средние века.

Средневековая логика (VI-XV вв.) изучена еще недостаточ­но. В средние века теоретический поиск в логике развернулся главным образом по проблеме истолкования природы общих понятий. Так называемые реалисты, продолжая идеалистическую линию Платона, считали, что общие понятия существуют реально, вне и независимо от единичных вещей. Номиналисты же, напротив, считали, что реально существуют только единичные предметы, а общие понятия - лишь имена, названия для них. Оба взгляда были неправильными, однако номинализм был ближе к материализму.

Теоретические источники средневековой арабоязычной логи­ки следует искать в логике Аристотеля. Основателем арабоязыч­ной логики считается сирийский математик аль-Фараби (ок. 870-950) Логика аль-Фараби направлена на анализ научного мышления. Имисследуются вопросы и теории познания, и грамматики. У него, как и у Аристотеля, метод мышления соотносится с реальными отношениями и связями бытия. Аристотель был “духовным настав­ником” аль-Фараби в области логики.

Другим крупным арабским аристотеликом был Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198). Он также тщательно комментировал логические тексты Аристотеля. Ибн-Рушд развивал понимание модальностей.

Сирийская логика послужила посредником между античной и арабоязычной наукой. Историки логики признают влияние ло­гики арабов на развитие европейской логики в средние века.

5.Логика эпохи Возрождения и Нового времени'

В XV-XVI вв., т. е. в эпоху Возрождения, происходит усиле­ние эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. Идет бурное развитие науки, делаются великие географи­ческие открытия, наука сближается с практикой. Все большую роль в других науках начинает играть математика.

Заслугой Ф.Бэкона-разработка индуктивного метода;,теория индукции является разработка им вопросов научной индукции, целью которой является раскрытое причинных связей между явлениями окружающего мира. Ф. Бэкон разработал методы определения причинной связи между явлениями: метод сходства, метод разли­чия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.Новый Органон- Далее, в XIX в., разработка вопросов научной индукции была продолжена Дж. Ст. Миллем и другими логиками.

Декарт развил идеи дедуктивной логики,сформулировал правила научного исследования..

Лейбниц сформулировал закон достаточного основания,мат логику

Диалектическая логика

Особенность формальной логики состоит в том,что она рассматривает формы мышления,отвлекаясь от их возникновения,изменения,развития-эту сторону мышления изучает диалектическая(Гегель)

Изучает законы развития челов мышления-объективность,всесторонность рассмотрения предмета,принцип историзма,восхождение от абстрактного к конкретному,раздвоение единого на противоаоложные стороны.Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Символическая

Символическая логика-развивающаяся область логических исследований,включающая множество разделов(логик(предикатов).Большое внимание уделяется многозначной логики,в которой помимо истинно и ложно,допускается много значений истинности.Я.Лукасевич разработал трехзначную логику(возможно)

Логика и язык.

Язык-ср-во выражения мысли;знаковая информационная система,выполняющая функцию формирования,хранения и передачи инфы в процессе познания действительности и общения между людьми.

Знак-это любой чувственно воспринимаемый предмет.

Алфавит-мн-во исходных знаков языка

Семиотика-комплексное изучение языка:

Синтаксис-(структура языка)

Семантика-(анализ отношений между знаками)

Прагматика-(анализирует отношения носителя языка к самому языку)

Естественные языки-исторически сложившиеся в об-ве(речь,письмо).

Искуусственные-вспомогательные знаковые системы,создаваемые на базе естественных языков для точной и экономноц передачи научной инфы:

-язык логики высказываний

-язык логики предикатов

Понятие.Понятие и слово

понятие-логическая форма,которая отражает существенные признаки предметов.(омонимы,синонимы)Языковая оболочка-словосочетание

Признак предмета-то,в чем предметы сходны или чем отличаются.:

Существенные(суть предмета)

Несущественные(можно пренебречь)

Логические приемы:

-анализ

-синтез(соединение в единое целое)

-сравнение(сходства,различия предметов по признакам)

-сопоставление

-формализация

-абстрагирование(мысленное выделение признаков)

Понятие и слово.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей-словом.Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях,без которых невозможно ни формирование понятиц,ни оперирование ими

Слово-форма выражения понятия,а понятие выражает смысловое содержание слова

Омонимы(одинаковые поз вучанию,разный смысл)

Синонимы(разные по звучанию,схожий смысл)

Полисемия-многозначность слов

Термин-слово или словосочетание,обозначающее строго определенное понятие.

10.Объем и содержание

Содержание-совокупность существенных признаков

V-то кол-во предметов,которые подходят под данное содержание.

Чем больше содержание,тем меньше объем.

Между содержанием понятия и V есть связь-закон обратного отношения между содержанием и объемом.

Класс-род-совокупность предметов,имеющая общие признаки(канц товар)

Подкласс-вид(маркер)

Виды понятий:

1.единичные(ЛНТолстой)

Общие(столица)-регистрирующие-мн-во элементов поддается учету,регистрируется(участник Великой Отечественной войны 1941-1945)

Нерегистрирующие(человек,следователь)

2.Собирательные-мыслятся признак некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое,существ признаки неприложимы к каждому отдельному члену группы(коллектив,полк)

Несобирательные-мыслятся признаки,относящиеся к каждому его элементу(звезда,государство)

3.Разделительный смысл-если высказывание относится к каждому элементу класса(студенты 1 курса и изучают логику)

Собирательный смысл-если ко всем,взятым в единстве(студенты 1-го курса провели теоретическую конференцию)

4.Конкретные(самостоятельно существующее свидетель,книга)

Абстрактные(мыслится признак предмета или отношение между предметами белизна,смелость)

5.Положительные(св-ва,присущие предмету)

Отрицательные(указывается на отсутствие определенных св-в)

6.Безотносительные(предметы,существующие отдельно студент,гос-во)

Соотносительные(зависимость одного предмета от другого отец-ребенок,пр-во-потребление)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.024 с.)