Сложное суждение и его виды. Основные законы мышления (логики) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложное суждение и его виды. Основные законы мышления (логики)



Общая характеристика суждений. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения, виды простых суждений. Категорические суждения и их виды (деления по количеству и качеству). Выделяющие и исключающие суждения. Распределенность терминов в суждениях. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях. Сложные суждения и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и отрицания. Условия истинности сложных суждений (табличные определения). Отношения между суждениями по истинности. Отношения совместимости: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение. Отношения несовместимости: противоречия (контрадикторность), противоположность (контрарность). Логический квадрат. Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая модальность. Основные категории алетической модальности: необходимость, возможность, случайность. Понятия эпистемической, деонтической, аксиологической, темпоральной и других модальностей.

Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность. Значение основных законов (принципов) логики для правильного мышления. Закон тождества, законные противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Соблюдение законов логики - необходимое условие достижения истины в познании

 

Тема 4. Умозаключение как форма мышления, его виды. Силлологизм и его виды. Умозаключение из сложных суждений

Общие понятия об умозаключении. Структура умозаключения. Понятие логического следования. Логически необходимые и вероятные умозаключения. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, традуктивные. Понятие дедуктивного умозаключения. Различные формы дедуктивных умозаключений и понятие правил вывода. Типы дедуктивных выводов: выводы, основанные на логических связях между суждениями; выводы, зависящие от субъектно-предикатной структуры суждений. Выводы логики высказываний. Типичные в практике рассуждений формы умозаключений и соответствующие им правила выводов логики высказываний. Прямые и непрямые выводы. Прямые выводы. Чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения и их модусы. Непрямые выводы. Рассуждения по правилу введения импликации. Сведение к «абсурду» и рассуждения от «противного».

Правила преобразования суждений на основе отношения эквивалентности. Понятие о систематическом построении логики высказываний. Выводы, основанные на субъектно-предикатной структуре суждения. Типичные в практике рассуждений выводы: выводы из категорических суждений, выводы из суждений соотношения. Выводы из категорических суждений посредством преобразования суждений (непосредственное умозаключение): превращение, обращение, противопоставление предикату, выводы по логическому квадрату. Категорический силлогизм и его состав. Фигуры и модусы силлогизма, общие правила силлогизма. Специальные правила фигур. Сокращенные силлогизмы (энтимема). Понятия о сложных (полисиллогизмы) и сложносокращенных (сориты и эпихейрема) суждениях. Выводы из суждений с отношениями. Основные свойства двухместных отношений: рефлективность, симметричность, транзитивность. Понятие о систематическом построении логики предикатов. Правила оперирования с кванторами и соответствующие им законы логики предикатов. Правила введения, исключения, перенесения и перестановки кванторов. Правило образования противоположностей.

Понятия индуктивного умозаключения. Виды индуктивных умозаключений. Полная и неполная индукция. Полная индукция и ее структура. Неполная индукция и ее структура. Виды неполной индукции. Популярная индукция. Перечислительный характер популярной индукции. Проблематичность ее обобщения. Понятие вероятности. Условия повышения степени вероятности выводов популярной индукции. Научная индукция. Принципы подбора и исключения, ограничивающие возможность случайных обобщений. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

Статистические обобщения, понятие о популяции, образце и чистоте признака. Индуктивная природа статистических обобщений. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания.

Аналогия как умозаключение и его структура Виды по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Условия, повышающие степень вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии. Роль выводов по аналогии в познании. Аналогия - логическая основа метода моделирования в науке и технике. Исторические аналогии.

Тема 5. Логические основы теории аргументации. Доказательство и опровержение. Спор, искусство спора. Уловки в споре. Гипотеза и её виды. Построение, подтверждение, опровержение гипотезы

Аргументация и процесс формирования убеждений. Социальные, психологические, лингвистические и логические факторы убеждающего воздействия. Доказательное рассуждение - логическая основа научных убеждений. Понятие доказательства и его структура. Виды доказательств. Прямое и косвенное доказательство. Разновидности косвенного доказательства: от противного (апагогическое), разделительное доказательство (методом исключение). Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное), критика аргументов. Выявление несостоятельности демонстрации. Правила доказательного рассуждения. Правила по отношению к тезису и антитезису и возникающие логические ошибки. Правила в отношении аргументов и логические ошибки: ложные основания, предвосхищения основания, аргумент к личности, недостаточное основание и др. Правило демонстрации. Использование дедукции, индукции и аналогии в процессе аргументации. Ошибки в демонстрации - нарушение правил умозаключений. Логические ошибки. Паралогизмы и софизмы. Понятие о логических парадоксах. Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Правила ведения дискуссии.

Логические и методологические основы аргументации и критики, их состав. Тезис, аргументы, допущения, формы. Способы аргументации и критики: прямая и косвенная, разделительная и «от противного». Критика аргументации и тезиса. Критика путем приведения к абсурду.

Правила аргументации и критики. Требования к тезису, аргументам, формам. Возможные ошибки при их нарушении.

Классификация оппонентов аргументации и особенности взаимодействия с различными типами оппонентов.

Уловки, софизмы и парадоксы в аргументации и критике. Способы противодействия им.

Гипотеза и её виды, построение гипотезы. Способы подтверждения гипотезы. Опровержение гипотезы. Значение гипотезы в научном познании и в практической юридической деятельности.

 

Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план).

При реализации различных видов учебной работы могут быть использованы следующие образовательные технологии:

Лекции: проблемная лекция, интерактивная лекция, лекция с вопрошающими паузами, лекция с запланированными ошибками.

Семинарские занятия: деловая игра, дискуссия, проблемно-концептуальный доклад.

Самостоятельная работа: логический анализ текстов, формализация текстов, постановка и решение проблем, решение логических задач, выполнение познавательных заданий.

Очная форма обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятия  
Лекции Семинар.. занятия С/р  
   
1. Логика и её предмет. История логики. Логика и язык. Логика, риторика, право     -      
2. Понятие как форма мышления. Логические отношения между понятиями. Операции с понятиями     4*   Тренинг «Логические операции с понятиями». Цель – формирование, развитие и закрепление навыков оперирования понятиями в профессиональной деятельности. Технология – многократное последовательное выполнение логических упражнений по оперированию понятиями в режиме интерактивного общения и взаимодействия в тренинговой (малой) группе  
3. Суждение как форма мышления. Суждение простое, объединенная классификация суждений по качеству и количеству. Сложное суждение и его виды. Основные законы мышления (логики)            
4. Умозаключение как форма мышления, его виды. Силлологизм и его виды. Умозаключение из сложных суждений            
5. Логические основы теории аргументации. Доказательство и опровержение. Спор, искусство спора. Уловки в споре. Гипотеза и её виды. Построение, подтверждение, опровержение гипотезы     4*   Деловая игра «Общая характеристика доказательства»,«Правила и ошибки в доказательстве». Цель – овладение опытом применения правил доказательства, анализа ошибок при их нарушении в условиях моделируемых ситуаций профессиональной деятельности. Технология – отработка практических вводных и решение логических задач на доказательство по моделируемым ситуациям профессиональной деятельности в режиме интерактивного общения и взаимодействия в составе команды  
  ВСЕГО            
Очная форма на базе среднего профессионального образования  
1. Логика и её предмет. История логики. Логика и язык. Логика, риторика, право     -      
2. Понятие как форма мышления. Логические отношения между понятиями. Операции с понятиями     -      
3. Суждение как форма мышления. Суждение простое, объединенная классификация суждений по качеству и количеству. Сложное суждение и его виды. Основные законы мышления (логики)     -      
  4. Умозаключение как форма мышления, его виды. Силлологизм и его виды. Умозаключение из сложных суждений     -      
  5. Логические основы теории аргументации. Доказательство и опровержение. Спор, искусство спора. Уловки в споре. Гипотеза и её виды. Построение, подтверждение, опровержение гипотезы     -      
    Переаттестация            
    ВСЕГО     -      
  Заочная форма обучения  
    Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятия
  Лекции Семинарс. занятия С/р
  1. Логика и её предмет. История логики. Логика и язык. Логика, риторика, право     -    
  2. Понятие как форма мышления. Логические отношения между понятиями. Операции с понятиями   -      
  3. Суждение как форма мышления. Суждение простое, объединенная классификация суждений по качеству и количеству. Сложное суждение и его виды. Основные законы мышления (логики)     -    
  4. Умозаключение как форма мышления, его виды. Силлологизм и его виды. Умозаключение из сложных суждений   -      
  5. Логические основы теории аргументации. Доказательство и опровержение. Спор, искусство спора. Уловки в споре. Гипотеза и её виды. Построение, подтверждение, опровержение гипотезы   - -    
    ВСЕГО          
  Заочная форма на базе среднего профессионального образования  
    Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятия  
  Лекции Семинарс. занятия С/р  
  1. Логика и её предмет. История логики. Логика и язык. Логика, риторика, право     -      
  2. Понятие как форма мышления. Логические отношения между понятиями. Операции с понятиями   -        
  3. Суждение как форма мышления. Суждение простое, объединенная классификация суждений по качеству и количеству. Сложное суждение и его виды. Основные законы мышления (логики)     -      
  4. Умозаключение как форма мышления, его виды. Силлологизм и его виды. Умозаключение из сложных суждений   -        
  5. Логические основы теории аргументации. Доказательство и опровержение. Спор, искусство спора. Уловки в споре. Гипотеза и её виды. Построение, подтверждение, опровержение гипотезы   - -      
    Переаттестация            
    ВСЕГО            
                                                           

 

*- занятие проводится в интерактивной форме.

 

Самостоятельная работа

№ темы дисциплины Форма внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
Очная форма (нормативный срок обучения)
1. Реферат  
2. Варианты заданий с задачами и упражнениями по разделам темы  
3. Тест и задание с задачами и упражнениями; реферат и задание с задачами и упражнениями (на выбор).  
4. Реферат с приложением практической части, включающей задания с упражнениями по теме.  
5. Задание, предусматривающее конструирование игровой ситуации по теме «спор»; задание, предполагающее построение и опровержение гипотезы на предложенную проблематику (на выбор).  
Очная форма (сокращенный срок обучения)
1. Реферат  
Заочная форма (нормативный срок обучения)
1. Реферат  
2. Варианты заданий с задачами и упражнениями по разделам темы  
3. Варианты заданий с задачами и упражнениями по разделам темы  
4. Реферат, тестовые задания  
5. Реферат с приложением практической части, включающей задания с элементами деловой игры  
Заочная форма (сокращенный срок обучения)
1. Реферат  
2. Варианты заданий с задачами и упражнениями по разделам темы  
3. Варианты заданий с задачами и упражнениями по разделам темы  
4. Варианты заданий с задачами и упражнениями по разделам темы  
5. Реферат, тестовые задания  

Самостоятельная работа предполагает освоение теории и практики и рекомендованных литературных источников, изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных вопросов, а также решение тестовых и практических заданий, подготовку сообщений и т. д.

Преподаватель осуществляет содержательно-методическое обеспечение самостоятельной работы: проводит индивидуальные и групповые консультации со студентами с целью оказания им помощи в усвоении основных и наиболее сложных тем, раскрывающих компоненты компетенций, изучаемых по данной дисциплине.

Данные методические рекомендации призваны способствовать должной организации самостоятельной работы студентов по изучению философии. Организация самостоятельной работы студентов требует от них соблюдения определенной системы:

1. Ознакомление с содержанием программы дисциплины, настоящими рекомендациями, подбор необходимой учебной и специальной литературы;

Поскольку важнейшей особенностью предмета является высокая степень абстрактности его содержания, постольку обращаем внимание на необходимость запоминания определенных терминов. В этом студенту может оказать помощь «Философский словарь», Кондаков Н. И. «Логический словарь-справочник».

В процессе учебы студент обязан системно прорабатывать вопросы, разделы, темы изучаемой дисциплины, а затем должен быть готов к активному участию на семинарах; в период зачетно-экзаменационной сессии завершается изучение дисциплины.

Методические указания по изучению отдельных тем программы, вынесенных на самостоятельное изучение.

Задания для самостоятельной работы проводятся с целью обеспечения лучшего усвоения материала, который студенты изучают в самостоятельном порядке. Задания приводятся не по всем темам программы, а лишь по тем из них, которые прямо определены учебным планом в качестве внеаудиторной работы.

Выполнение заданий для самостоятельной работы рекомендуется производить в письменной форме в виде реферата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.021 с.)